• Авторизация


сегодня день рождения Николая Еременко-младшего 14-02-2009 23:59 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[333x425]
[200x312]
Николай Николаевич Еременко родился 14 февраля 1949 года в Витебске, в семье народного артиста СССР Николая Николаевича Еременко и народной артистки Белорусской ССР Галины Александровны Орловой. Н. Н. Еременко-старший в 1948–1959 годах был актером театра им. Я. Коласа в Витебске, а с 1959 года работал в Белорусском академическом театре имени Я. Купалы в Минске (там же работала и Г. А. Орлова). С 1960 года отец снимался в кино. Супруга – Титова Вера Юрьевна. Дочь – Мишенькина Ольга Николаевна (1975 года рождения).

Все детство Николая Еременко-младшего прошло за кулисами. Атмосфера театра, реквизит, спектакли – все это вызывало у него неподдельный восторг. Однажды он так заигрался во время спектакля, что вышел на сцену весь увешанный оружием и обратился к маме, чтобы она помогла ему застегнуть брюки. Спектакль по пьесе Мольера был сорван, но первое (да еще столь эффектное!) появление Николая Еременко на сцене запомнилось жителям Витебска надолго.

В 12-летнем возрасте Николай вместе с матерью снялся в фильме о правилах дорожного движения, сделанном по заказу ГАИ. В этой короткометражке юный Николай нарушал порядок на улице, показывая, как пешеходам не надо себя вести. Собственно, чем-то подобным ему пришлось заниматься и в дворовых компаниях, чтобы постоянно доказывать приятелям, что он «свой парень», а не пай-мальчик из привилегированной семьи.

Решение стать актером было принято Николаем без долгих колебаний, хотя он и побаивался, что фамилия может ему помешать. Однако, вопреки опасениям, фамилия (а вернее, отец) помогла ему поступить во ВГИК, в студию народных артистов СССР Сергея Аполлинариевича Герасимова и Тамары Федоровны Макаровой. Дело в том, что отец Николая, сыгравший свою первую значительную роль в фильме Герасимова «Люди и звери» (1962), хорошо знал Сергея Аполлинариевича и посоветовал сыну прочитать на вступительных экзаменах «Грозу» Николая Заболоцкого – любимое стихотворение режиссера. Благодаря этой маленькой хитрости Николай был принят во ВГИК, несмотря на некоторое противодействие со стороны Т. Ф. Макаровой, не желавшей брать еще одного «кинематографического» отпрыска.

Поступив во ВГИК, Николай принялся усиленно «отрабатывать» полученный со стороны мастера «аванс». Он принимал участие во множестве этюдов и постановок, переиграв самые неожиданные и полярные роли: гоголевского Плюшкина, лермонтовского Звездича, Флоридора из «Мадмуазель Нитуш» Петра из «Власти тьмы». Несмотря на высокую работоспособность, начинающего актера переводили на 2-й, 3-й и 4-й курсы условно из-за постоянных прогулов, «хвостов» и даже... хулиганства. Впоследствии Николай Николаевич не раз вспоминал с улыбкой и свое поступление во ВГИК, и эти «условные» переводы, так как всегда считал главным не внешние обстоятельства, а свое страстное желание быть достойным отца в служении актерской профессии.

В 1970 году Николай Николаевич окончил ВГИК, на «отлично» защитившись ролями Жюльена Сореля, Августина-Флоридора в дипломных спектаклях и ролью Алеши в фильме С. А. Герасимова «У озера» (1969), которая стала его «взрослым» кинематографическим дебютом. Роль Жюльена Сореля в дипломном спектакле «Красное и черное» не была случайной: Герасимов «подводил» к ней актера несколько лет, еще со 2-го курса, когда Еременко сыграл молодого священника в учебной работе Н. Губенко «Торжественная литургия». И Николай Еременко, и его сокурсники старались в спектакле «Красное и черное» показать все, чему научились у Герасимова, работали с полной самоотдачей – спектакль не прервали даже тогда, когда у исполнителя главной роли от напряжения пошла кровь из носа.

Как и другие герасимовские ученики, Николай Еременко вошел в кинематограф еще во время учебы, ибо уникальность «герасимовской школы» заключалась в том, что Сергей Аполлинариевич совмещал обучение и производство. Благодаря этому ученики Герасимова оказывались вполне готовыми к трудностям самостоятельного существования, были настроены на диалог с любыми режиссерами и ответственное выполнение своих актерских задач в съемочном коллективе. Им также было привито понимание «идейности актерского исполнения» как необходимости досконального знания текста роли и социальной биографии исполняемого персонажа.

Проявляя внимание к каждому своему ученику, Герасимов особенно бережно опекал Николая Еременко, поскольку видел в нем задатки такого исполнителя романтических ролей, какого не хватало тогдашнему кинематографу. Герасимов давал Николаю не только профессиональные, но и житейские уроки, которые начинающий актер запомнил на всю жизнь. Один из советов учителя Еременко потом часто вспоминал: «Вот, Микола, идешь ты по жизни с высоко поднятой головой и вдруг встречаешь на пути шлагбаум. А ты свою голову несешь высоко и можешь не заметить его. Все-таки сумей нагнуться, потом выпрямись и иди с высоко поднятой головой дальше».

Окончив ВГИК, Николай Николаевич в 1971 году стал актером Театра-студии киноактера, а с 1976 года – актером киностудии имени М. Горького.

Вторую свою роль Еременко вновь сыграл в фильме учителя – в мелодраме «Любить человека» (1972). В этой картине, а также в фильмах «Горячий снег» (1972, режиссер Г. Г. Егиазаров), «Исполнение желаний» (1973, режиссер С. С. Дружинина), «Возврата нет» (1973, режиссер А. А. Салтыков), «Ливень» (1974, режиссер Б. В. Яшин), «Семья Ивановых» (1975, режиссер А. А. Салтыков) Николай Николаевич как будто отступил от уготованного ему амплуа романтических героев.

Но если внимательно приглядеться, в первых актерских опытах Еременко обнаруживается стремление к показу таких персонажей, которые хотят побыстрее доказать окружающему миру свою человеческую состоятельность и совершают на этом пути необдуманные и непоправимые поступки. Лейтенант Дроздовский в фильме «Горячий снег» (Еременко очень хотел сыграть в экранизации романа Ю. Бондарева именно эту роль) – по сути, совсем еще мальчик, порывистый, тщеславный и эгоистичный. Его жестокость и невнимание к людям приводят к тому, что из-за него погибает медсестра Таня. Еременко находит для поступков своего героя внутреннее обоснование: Дроздовский мечтает о настоящем подвиге, и именно мальчишеское нетерпение мешает ему осознать свою ответственность перед товарищами. Романтизм юного лейтенанта актер показывает «от противного», стремясь утвердиться в качестве разнопланового исполнителя.

Такой же подход к раскрытию характера героя Еременко продемонстрировал в роли студента-филолога Николая Трубачевского (фильм «Исполнение желаний»). Человеческая неполноценность молодого ученого особенно ярко проявляется на фоне его научного достижения – расшифровки Х главы «Евгения Онегина». Честолюбие Трубачевского едва не приводит его к полному жизненному краху, но Еременко не стремится быть в этой роли назидательным. Он пытается понять, прочувствовать, как далеко могут завести человека тщеславие и неоправданные амбиции.

Хотел того Еременко или нет, но в этих ролях он внутренне созрел для того, чтобы сыграть Жюльена Сореля в четырехсерийном телефильме «Красное и черное», поставленном в 1976 году С. А. Герасимовым. Точно так же и сокурсницы Николая Николаевича, актрисы Наталья Белохвостикова и Наталья Бондарчук, оказались готовыми к тому, чтобы дать в этом фильме уже не ученическую, а профессиональную трактовку героям романа Стендаля. И все это наряду с режиссурой Герасимова и актерской игрой признанных мастеров – Леонида Маркова, Вацлава Дворжецкого, Михаила Глузского, Леонида Оболенского, Глеба Стриженова – нашло признание и у зрителей, и у критики.

Исполнение роли Жюльена Сореля стало для Еременко не только заметным профессиональным успехом, но и благодарностью ученика своему наставнику. В понимании и воплощении режиссерских задач Николай Николаевич проявил себя как идеальный исполнитель «герасимовской школы», наиболее полно усвоивший ее методологию. Изображая страстность, романтизм, жестокую внутреннюю борьбу своего героя, Еременко постоянно «держит в уме» социальную подоплеку его поведения, ни на йоту не отступая от реализма. Наивысшим достижением Еременко в этом фильме становится монолог Жюльена Сореля, произнесенный перед смертью в тюрьме, который актер проводит на одном дыхании.

После «Красного и черного» к Николаю Николаевичу пришла зрительская любовь, сопровождавшая его всю жизнь. Кого бы он ни играл, аудитория, покоренная его обаянием, воспринимала его героев как пример для подражания, как возможность для проявления в самых немыслимых обстоятельствах сильных чувств и стремления к прекрасному. Герои Еременко были именно героями – людьми действия, а не размышления – и потому вносили свежую струю даже в ставшие однотипными историко-революционные и военные фильмы независимо от того, на чьей стороне выступали. Это свойство актерского дарования Николая Николаевича ярко проявилось в таких картинах, как «Хождение по мукам» (1977, режиссер В. С. Ордынский), «Побег из тюрьмы» (1977, режиссер Р. Б. Василевский), «Трактир на Пятницкой» (1977, режиссер А. М. Файнциммер), «Мятежная баррикада» (1978, режиссер Ю. А. Швырев), «Шел четвертый год войны» (1983, режиссер Г. М. Николаенко), «Уполномочен революцией» (1987), «Троцкий» (1993, режиссер Л. Г. Марягин).

В каждой новой работе актер старался не давать режиссерам повода для эксплуатации своих внешних данных и избегал тиражирования найденных прежде приемов. Между тем огромный успех «Пиратов ХХ века» (1980, режиссер Б. В. Дуров) показал, что зрителей восхищает и то, как герой Еременко плавает, ныряет, дерется. Актер самостоятельно исполнил в этом боевике все трюки, с легкостью доказав, что может работать на уровне голливудской «звезды». Его Старший механик – рыцарь без страха и упрека, принимающий рискованные решения и неизменно побеждающий в любых ситуациях – оказался полной противоположностью тем персонажам, которых актер играл в начале 1970-х, поскольку, помимо романтических воззрений, обладал и чувством ответственности за близких людей.

Успех «Пиратов ХХ века» огорчил актера, так как оставлял в тени его серьезные работы, и в то же время подтолкнул к дальнейшим поискам своего «я», к более полному раскрытию своих способностей. Свободу самораскрытия дали Николаю Николаевичу исторические фильмы, в которых он чувствовал себя так же уверенно, как Жан Маре или Жерар Филип во французском кино. «Юность Петра» и «В начале славных дел» (1980, режиссер С. А. Герасимов), «Эскадрон гусар летучих» (1980, режиссер С. И. Ростоцкий), «Лев Толстой» (1984, режиссер С. А. Герасимов), «Царская охота» (1990, режиссер В. В. Мельников), «Крестоносец» (1995, режиссер А. Иншаков), «Незнакомое оружие, или Крестоносец-2» (1997, режиссер И. В. Дыховичный), «Рыцарский роман» (2000, режиссер А. Иншаков) – все эти фильмы стали благодатным полем и для приложения актерского мастерства, и для блестящей реализации внешних данных.

Еременко не забывал расширять свой исполнительский диапазон, снимаясь в таких фильмах, как «Тридцать первое июня» (1978, режиссер Л. А. Квихинидзе), «В поисках капитана Гранта» (1985, режиссер С. С. Говорухин), «Гладиатор по найму» (1993, режиссер Д. Зайцев), «Маросейка, 12» (2000, серия «Мокрое дело»). А в 1995 году как режиссер снял картину «Сын за отца», в которой свою предпоследнюю роль сыграл Еременко-старший.

В фильме Л. А. Квихинидзе «Белые ночи» (1991) Еременко предложил сходную трактовку классического героя, в котором сочетаются несопоставимые качества: романтизм и расчетливость, открытость миру и знание оборотной стороны жизни. Это как раз то, что объединяет экранных персонажей актера, какими бы разными они ни были, и отличает его от них. Недаром в одном из последних интервью он сказал: «Я не прагматик и не романтик, я – реалист. Романтическим я бы не выжил 30 лет в кино. Это достаточно жесткий мир, где, как сказал один великий артист, романтики со смазливой мордочкой плохо заканчивают».

Николай Николаевич Еременко состоялся как актер и как человек. Похоронен рядом с отцом, в Минске.

По итогам ежегодного опроса зрителей журналом «Советский экран» он был признан лучшим актером 1981 года за участие в фильме «Пираты ХХ века». В 1980 году он стал лауреатом премии Ленинского комсомола, а в 1994 году удостоен звания народного артиста России.


Фильмография
Удар лотоса (2003)
Удар лотоса (2001)
Рыцарский роман (2000)
Подари мне лунный свет (2000)
Тесты для настоящих мужчин (1999)
Незнакомое оружие, или крестоносец-2 (1998)
Крестоносец (1995)
Сын за отца (1995)
Роман в русском стиле (1994)

Коля по кличке Артист
Почему этот блестящий, уверенный в себе, всегда молодой человек ушел из жизни так рано, не дожив до 55 — красивого юбилея, который он мог бы отметить в нынешнем феврале? Никто не даст ответа на этот вопрос, сколько ни спрашивай. Может, слишком удачлив был, слишком благополучен, слишком легко все ему давалось? Может быть.

Николай Еременко родился в Витебске в послевоенные годы. Так получилось, что на всю жизнь оказался связан с Белоруссией: там в театре работали его родители. Так получилось, что стал он в семье не Николаем первым, а Николаем вторым — отец его тоже Николай Еременко, так что Николаю Николаевичу пришлось на всю жизнь привыкнуть к тому, что его будут называть Еременко-младшим.

Ладно, младший так младший. Коля рос нормальным мальчишкой тех лет — читал Жюля Верна и Джека Лондона, романтично подворовывал, пил краденое пиво и портвешок, проявлял такой понятный интерес к слабому полу. Кличка у него была Артист — а как же иначе для мальчика из театральной семьи?

Он и во ВГИК поступил с первого раза, легко и просто. Надо отдать ему должное, он один из немногих, кто всегда откровенно говорил в интервью: поступил по блату. Другие все чаще выдумывают легенды: подали документы тайком от родителей, никто не знал, никто не узнал и на вступительных, только потом все очнулись. Оставим подобные байки на совести тех, кто их распространяет. Еременко никогда не делал тайны из своего легкого поступления во ВГИК. Его папа снимался у мэтра советского кинематографа Сергея Апполинарьевича Герасимова в картине «Люди и звери», после съемок они по-настоящему подружились. Ну не зверь же Герасимов, чтобы не принять к себе на курс сына своего хорошего приятеля и коллеги? Сергей Апполинарьевич поступил по-людски, несмотря на то, что супруга мэтра, величественная и неприступная Тамара Макарова, вроде бы была против.

Тот, кто попадал на курс к Герасимову, вытаскивал счастливый билетик. Педагог не только учил, он снимал своих воспитанников в кино, делал все, чтобы они прозвучали. И они звучали: только на курсе вместе с Еременко учились Наталья Белохвостикова, Наталья Аринбасарова — одна из жен Андрона Кончаловского, Наталья Гвоздикова — будущая супруга Евгения Жарикова, дочь Сергея Бондарчука Наталья. Блатной курс, как сказали бы посторонние. Но тем не менее многие из них запомнились, а некоторые и вообще выбились в звезды.

Еременко прошел школу Герасимова, снявшись в знаменитой тогда картине «У озера», в фильме «Любить человека». Режиссер и педагог, Герасимов действительно умел любить в студенте человека, воспитывать учеников разносторонними личностями. Окунал их в работу, возил по заграницам, проводил жизненный ликбез. Колю он даже на стриптиз водил, что по тем временам было событием из ряда вон выходящим. Юный Еременко не знал, куда глаза девать.

Не знал Коля и как «закосить» от армии. Милиция преследовала его с таким упорством, что он даже иногда вынужден был ночевать на скамейке вокзала. Какого вокзала? Конечно же, Белорусского — какой еще вокзал мог радушно принять мальчика, родившегося в Витебске?

Скрывавшийся от «непобедимой и легендарной» Еременко тем не менее очень хотел сыграть роль лейтенанта Дроздовского в пропахшей порохом войны картине «Горячий снег». Это желание доходило до болезни, он даже запугивал конкурентов, вынуждая их отказаться от этой роли, буквально приставал к режиссеру. И так пристал, что сыграл-таки — и потом уже со спокойной душой загремел в родимые Вооруженные Силы, да еще куда — в кавалерийский мосфильмовский полк, где служил вместе с Александром Кайдановским.

Любопытно путешествовать по биографии Еременко. Привычные актерские загулы, создание семьи, рождение дочки Оли, которую он как-то чуть не потерял в сугробе, рассеянно катая крошку на санках. Дочурка просто-напросто вывалилась, а папа и не заметил. Бывает — творцу все простительно.

Снег, в котором барахталась маленькая дочка, был белый-белый. В этом снегу потеряли они однажды семь бутылок водки, когда решили устроить пикник в парке культуры и отдыха в Новосибирске, где снимался «Горячий снег». Побросали эти самые алкогольные припасы в сугробы да так потом и не нашли среди белого-белого.

А фильм, подаривший Еременко всесоюзную славу, назывался «Красное и черное». Это и представить себе было трудно — соперничество с самим Жераром Филиппом, сыгравшим Жюльена Сореля на родине Стендаля. Но Еременко выдержал этот заочный поединок. Другой вопрос — как он его выдержал, как не свихнулся от массовой женской любви, свалившейся на него после выхода сериала. Привычная картина — поклонницы дежурили в подъездах, Николай получал мешки писем, в которых были даже женские локоны. Одна фанатка из Керчи угрожала покончить с собой — ну, крымские девушки, как известно, особенно пылкие…

Трудно жить в ладу с внезапно обрушившейся на тебя славой. Рядом снова был Герасимов — были «Юность Петра» и «В начале славных дел», была роль Меньшикова — снова соревнование, на сей раз со знаменитым Михаилом Жаровым, сыгравшим соратника «медного всадника» в старом фильме «Петр I». Именно на съемках исторических картин на Ладоге в городе Волхове какие-то левые милиционеры сильно покалечили Еременко нос. Они приняли его за кого-то другого, но лучше бы не принимали: в результате блюстители порядка были наказаны, разжалованы, куда-то сосланы — Герасимов в гневе был страшен.

«Трактир на Пятницкой» — это Еременко в роли белогвардейского офицера. «31 июня» — это снова Еременко, на сей раз в образе влюбленного молодого художника. «Трактир» снимал режиссер Файнциммер, «31 июня» — сын Файнциммера, Леонид Квинихидзе. Еременко, таким образом, пригодился и отцу, и сыну.

Пригодился он и в сумасшедше популярной картине «Пираты ХХ века». Фильм был на грани провала. ЦК ВЛКСМ сочло его вредным, говорят, спас «Пиратов» сам генсек Брежнев. В результате — первое место в прокате 1980 года, 87,6 миллиона посмотревших его зрителей. «Пираты» обогнали даже хит под названием «Москва слезам не верит» — фильм, любимый нашим народом до зубной боли.

Еременко не хотели утверждать на роль советского супермена — стармеха Сергея, его считали дамским угодником, но никак не мужественным бойцом, готовым на все ради советской Родины. У Николая остался последний аргумент. Он сказал режиссеру Дурову: «Потрогайте мои бицепсы». Дуров потрогал, и после этого достаточно интимного процесса ему ничего не оставалось, как утвердить эти самые бицепсы на главную роль.

Во время съемок «Пиратов» Николай чуть не погиб. Причем «чуть» происходило в Крыму. Это была сцена, где он прыгал со скалы на борт корабля. Прыгнул, естественно, в воду — и попал под лопасти винтов. Выжил, выплыл — и поплыл дальше по морю нескончаемой славы. Славы даже со знаком минус — когда он, как-то нарушив правила дорожного движения, стал качать перед гаишником права и напоминать ему фильм «Пираты ХХ века», суровый товарищ при исполнении резко прервал его монолог: «В «Пиратах», говоришь, играл? Вот ты и ездишь, как пират!» — и безжалостно пробил ему талон.

Было, было у Еременко некое особое благородство. Костюмы любой эпохи были ему к лицу. В «Царской охоте» он вольготно чувствовал себя графом Орловым и блаженствовал в постели с Анной Самохиной, боясь одновременно вызвать гнев Екатерины II — Светланы Крючковой. Он пытался блистать и сверкать, даже изображая негодяев, — как это было в «Крестоносце».

В последние годы, может быть, что-то предчувствуя, он выступил в незнакомой до этого роли режиссера, снял картину «Сын за отца», где первый и последний раз сыграл вместе со своим стареющим папой — Николаем Еременко-старшим. Дал отцу новый глоток творчества, осознание того, что есть еще порох в пороховницах.

Премьера этого фильма проходила и в Симферополе, причем на нее приезжал сам Еременко-младший. Мы встречались, даже сидели вместе за столом. Он совершенно не раздражал, выглядел вполне нормальным представителем экзальтированной актерской профессии. Пожалуй, даже чересчур грустноватым. Рассказывал, что не пьет — уже не пьет. Что ленив. Любит одиночество. Квартиру убирает редко, зато неизменно и профессионально готовит белорусские драники.

Он умер странно, внезапно и рано. Говорят, в последнее время у него была какая-то тайная пассия. Может, это была любовь — кто знает?.. Его отец ушел из жизни примерно в одно и то же время с ним. Как будто договорились.
Роман "Alla russa" (1994)
Гладиатор по найму (1993)
Сделай мне больно (1993)
Восточный роман (1992)
Снайпер (1992)
Холод (1991)
Я объявляю вам войну (1990)
(I Declare War To You)
Будни и праздники Серафимы Глюкиной (1988)
В поисках капитана Гранта (1985)
Шел четвертый год войны (1983)
Дикая собака Динго (1980)
Петровка, 38 (1980)
Эскадрон гусар летучих (1980)
Пираты ХХ века (1979)
31 июня (1978)
Трактир на Пятницкой (1978)
Ливень (1974)
Возврата нет (1973)
Горячий снег (1972)
Любить человека (1972)
У озера (1969)
Музыканты одного полка (1965)

взято с сайта Кроссворд-кафе
http://www.c-cafe.ru/days/bio/25/eremenko.php
[200x250]
[428x570]
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):
15-02-2014-15:18 удалить
мой любимейший актер!очень жаль что рано ушел из жизни(((


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник сегодня день рождения Николая Еременко-младшего | medievist - И жизнь моя здесь | Лента друзей medievist / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»