Экзистенциальный подход в психологии
05-07-2006 00:50
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
« Мир всегда приходит в норму. Важно лишь, чья она.»
С. Лец
«...всего труднее нам помыслить живое существо, потому что, с одной стороны, оно неким образом наш ближайший родственник, а с другой стороны, все-таки отделено целой пропастью от нашего экзистирующего существа.»
М. Хайдеггер
«...Мы - живущие существа, и потому в определенной степени все мы - экзистенциалисты»
Дж. Бюджентал
«...научная психология должна вспомнить о том условии, с которого началась, условии, без которого она, как и все наши знания, не имеет конечного смысла, а именно - условия существования высших проявлений души, ее Божественного происхождения и бессмертия.»
С.Б. Братусь
«...человекоцентрированный подход — это способ существования, который выражается в установках и поведении, создающих климат, способствующий росту и развитию. Это, скорее, исходная философия, нежели просто техника или метод...»
К. Роджерс
«...человеческую личность нельзя понять, если мы не рассматриваем человека во всей целостности, включая потребность найти ответ на вопрос о смысле его существования и отыскать нормы, в согласии с которыми ему надлежит жить.»
Э. Фромм
«...экзистенциональное мышление всегда конкретно, следовательно, сосредоточено на существовании самого мыслителя, не погружаясь в общие понятия существования вообще. Но это свойство экзистенциального мышления является ступенью всякого мышления такого рода. Оно указывает, что анализ человеческого существования может быть верен только тогда, когда он является анализом личности.»
А. Мацейна
«..помощь тем больше, полноценнее и истиннее, чем меньше в ней может отнести к своим заслугам терапевт»
С. Белорусов
«Акцент экзистенциалистов на полной изолированности индивида – полезное напоминание тем из нас, кто работает над будущими концепциями принятия решений, ответственности, выбора, роста, самостоятельности и самобытности.»
А. Маслоу
«Большинству людей доставляет удовольствие приспосабливаться и принадлежать; экзистенциализм явно не подходит для политической или общественной подрывной деятельности; поскольку он не способен на организованное догматическое сопротивление или его формулирование. Он способен только на сопротивление одного человека; на одно личное выражение взглядов, такое, как эта книга. »
Дж. Фаулз
«В мире полно непонятного, и кто-то должен заполнить этот вакуум. Пусть уж лучше этим занимаются те, с кем не скучно. »
Харуки Мураками
«в начале моей профессиональной деятельности я задавал себе вопрос: "Как я смогу вылечить или изменить этого человека?" Теперь я бы перефразировал этот вопрос так: "Как создать отношения, которые этот человек может использовать для своего собственного личностного развития?»
К. Роджерс
«В общих чертах экзистенциализм можно определить как стремление понять человека, не раскалывая его на субъекта и объекта. Западная мысль и наука терзались этим расколом со времен Ренессанса. Бинсвангер назвал этот раскол "раковой опухолью всей психологии... раковой опухолью доктрины о расколе мира на субъекта и объекта"»
Р. Мэй
«В последнее время многие психиатры и психологи все больше и больше осознают, что в нашем понимании человека существуют серьезные пробелы. Для психотерапевтов, которые сталкиваются в своей работе с людьми, переживающими кризис, эти пробелы кажутся невосполнимыми. Тревогу людей, находящихся в состоянии кризиса, нельзя снять с помощью теоретической формулы.»
Р. Мэй
«Важно не то, что сделали из меня, а то, что я сам сделал из того, что сделали из меня»
Ж.-П. Сартр
«Вы пришли в этот мир не для того, чтобы жить в соответствии с моими ожиданиями. Так же, как и я пришел сюда не для того, чтобы оправдать ваши. Если мы встретимся и поладим - это прекрасно. Если же нет, то ничего не поделаешь.»
Ф. Перлз.
«Главная идея экзистенциального подхода заключается в том, чтобы дать людям возможность вновь открыть для себя свои смыслы, верования и жизненные цели. Его цель состоит в том, чтобы снова, а, может, и впервые, ощутить себя реально живущим. Это значит, прийти к осознанию самого себя, живущего среди ограничений и возможностей человеческой жизни, всем сердцем участвовать в ней, жить так, чтобы жизнь приносила наибольшее удовлетворение.»
Э. ван Дерцен
«Главный недостаток всего предшествующего материализма – включая и фейербаховский – заключается в том, что предмет, действительность, чувственность берется только в форме объекта, или в форме созерцания, а не как человеческая чувственная деятельность, практика, не субъективно. Отсюда и произошло, что деятельная сторона, в противоположность материализму, развивалась идеализмом, но только абстрактно, так как идеализм, конечно, не знает действительной, чувственной деятельности как таковой»
К. Маркс
«Губительное и чудовищное убеждение, что заниматься философией надлежит немногим, либо вообще не следует заниматься ею, поразило все умы.»
Дж. Пико делла Мирандола
«Дети сразу и непринужденно осваиваются со счастьем, ибо они сами по природе своей - радость и счастье.»
В. Гюго
«Для всех нас одинаково верно, что невозможно выжить в одиночку. Когда придет день и мне понадобится помощь, я хочу быть готов попросить о помощи, ибо знаю, что только тот, кто готов попросить и принять помощь, имеет право помогать другим.»
М. Линдквист
«Для меня невозможно отвергнуть экзистенциализм, хотя возможно отвергнуть тот или иной экзистенциальный поступок. Экзистенциализм - это не философия, а способ рассмотрения и использования других философий. Это теория относительности посреди теорий абсолютной истинности. »
Дж. Фаулз
«Для меня экзистенциализм означает, по существу, акцент на понятии идентичности, самобытности и переживании себя собой как sine qua non (непременное условие) человеческой природы и любой философии и науки о человеческой природе»
А. Маслоу
«Для психологов чрезвычайно важно, что экзистенциалисты могут совместить психологию с философскими основами, чего пока не удается сделать другим. Логический позитивизм был ошибкой, особенно для клинических и психологов, работающих над проблемой личности.»
А. Маслоу
«Для экзистенциалиста человек потому не поддается определению, что первоначально ничего собой не представляет. Человеком он становится лишь впоследствии, причем таким человеком, каким он сделает себя сам.»
Ж.-П. Сартр
«До тех пор пока мы – отдельные лица и целые группы – не откажемся от нашей способности к субъективному выбору, мы всегда будем свободными людьми, а не просто пешками нами же созданной науки о поведении. »
К. Роджерс
«Европейские феноменологи со своими мучительно аккуратными трудоемкими демонстрациями могут научить нас, что лучший способ понимания бытия другого человека, или, по крайней мере, способ, необходимый для постановки некоторых предположений, состоит в том, чтобы оказаться в его Weltanschauung (мировоззрении) и стать способным увидеть его мир его глазами»
А. Маслоу
«единица изучения в психотерапии – не "проблема", с которой пришел пациент, например, импотенция; или поведенческий стереотип; или диагностическая категория заболевания, например, истерия или фобия и т.д. Наша единица изучения скорее – существование-двух-личностей-в-мире, в мире, представленным в данный момент комнатой терапевта»
Р. Мэй
«Если в период взросления прибывающие жизненные силы, открывающиеся возможности настраивают на поиск перспективы и жизненного смысла, то "биология старости" неизбежно способствует развитию пессимизма, сосредоточивает внимание на ограниченности, смертности бытия человека»
В.Э. Чудновский
«Если я ничего не навязываю людям, они становятся сами собой »
К. Роджерс
«Жизнеизменяющая терапия ... в большей степени, чем большинство других подходов, требует, чтобы мы признавали субъективность клиента действительным местом приложения наших усилий»
Дж. Бюджентал
«истинная область психологии – это и есть субъективное»
Дж. Бюджентал
«Истинно человеческая психотерапия должна провозглашать уникальность человечества»
Дж. Бюджентал
«Каждый человек является творцом, ибо он творит нечто из различных врожденных факторов и возможностей.»
А. Адлер
«как мы можем знать, что видим пациента в его действительном мире, в котором он живет и работает, в уникальном конкретном мире, отличающемся от наших общих теорий? Мы никогда не сможем проникнуть в его мир, узнать его непосредственно.»
Р. Мэй
«Когда вопрос о правде ставится субъективным образом, то отражение субъективно направляется на природу индивидуального отношения. Если только тип этого отношения находится в правде, то индивид также находится в правде, даже если из-за этого он становится связанным с тем, что не является правдой»
С. Кьеркегор
«Когда речь идет об экзистенциальном вакууме или о целостной ориентации, об общей установке или центральном мотивационном состоянии, специалистом является священник, а ученый — до сих пор всего лишь неумелый дилетант.»
Г. Оллпорт
«Кризис – это актуализация экзистенциальности»
И. Хоменко
«Личность есть боль. Героическая борьба за реализацию личности болезненна. Можно избежать боли, отказавшись от личности. И человек слишком часто это делает.»
Н.А. Бердяев
«Материалистическое учение о том, что люди суть продукты обстоятельств и воспитания, что, следовательно, изменившиеся люди суть продукты иных обстоятельств и измененного воспитания, – это учение забывает, что обстоятельства изменяются именно людьми и что воспитатель сам должен быть воспитан.... Совпадение изменения обстоятельств и человеческой деятельности может рассматриваться и быть рационально понято только как революционная практика»
К. Маркс
«Многие современные философы заявляют, что утверждения, которые не поддаются проверке, с научной точки зрения бессмысленны; но я не могу согласиться с тем, что философия является или когда-либо станет всего лишь наукой. »
Дж. Фаулз
«Моя работа основана на убеждении, что у меня и моего клиента есть нечто общее – опыт человеческого бытия.»
М. Линдквист
«мы рассматриваем смысл жизни как динамичную иерархическую систему... как своеобразное ядро, которое конкретизируется, воплощается в жизненных ситуациях, то, обрастая оболочками, то оголяясь и освещая как факел путь в неведомое или, наоборот, помогая оценить прожитые годы»
Г.А. Вайзер
«На генеалогическом древе экзистенциальной терапии, кроме массивных ветвей – философов, гуманистических психологов и гуманистически ориентированных психоаналитиков, – имеется еще одно важное ответвление: великие писатели, которые не менее полно исследовали и раскрыли экзистенциальную проблематику, чем их вышеперечисленные собратья»
И. Ялом
«На каждом сеансе, с каждым клиентом, мы отправляется в новое странствие. Терапевт присоединяется к клиенту, отправляющемуся в путь на поиски большей реализации его или ее жизни. Истинно человеческая психотерапия должна провозглашать уникальность человечества.»
Дж. Бюджентал
«Надо сильно чувствовать, чтобы другие чувствовали»
Н. Паганини
«Насколько существо человека не сводится к животной органике, настолько же невозможно устранить или как-то компенсировать недостаточность этого определения человеческого существа, наделяя человека бессмертной душой, или разумностью, или личностными чертами... "сущность" человека - покоится в его экзистенции»
М. Хайдеггер
«Не зря ли знаньем бесполезным// Свой дух дремотный мы тревожим?// В тех, кто заглядывает в бездну,// Она заглядывает тоже...»
И. Губерман
«Невроз - это способ избежать не-существования, избегая существования.»
П. Тиллих
«Некоторые теории основаны главным образом на поведении психически нездоровых и тревожных людей или же на выходках доведенных до крайности лабораторных крыс. Очень немногие теории сформировались на основе изучения здоровых человеческих существ, таких, которые не столько стараются сохранить свою жизнь, сколько стремятся сделать ее осмысленной»
Г. Оллпорт
«Нельзя быть экзистенциалистом и одновременно полностью чьим-то учеником»
Дж. Бюджентал
«Нет экзистенциальной терапии – есть экзистенциальная установка по отношению к жизни»
Р. Мэй
«новое время к двум главным компонентам трагического миросозерцания - неустранимая противоречивость и непредсказуемость мира - прибавило третий: нашу неустранимую ответственность, понимание того, что всякое воззрение на мир есть в конечном счете еще и продукт нашей собственной воли.»
А. Мелихов
«Новое понимание человека, которым мы обязаны анализу экзистенции, проведенным Хайдеггером, основывается на новой концепции, согласно которой человек больше не предстает в рамках той или иной теории, неважно, механистическая она, биологическая или психологическая...»
Л. Бинсвангер
«Огородник может решать, что хорошо для моркови, но никто не может решать за другого, что есть благо.»
Ж.-П. Сартр
«Огромное количество психологов в качестве профессионалов никогда в действительности не видели индивидуума. Наука, утверждают они, имеет дело только с общими законами. Индивидуальность - это помеха.»
Г. Оллпорт
«Они работали в институте, который занимался прежде всего проблемами человеческого счастья и смысла человеческой жизни, но даже среди них никто точно не знал, что такое счастье и в чем именно смысл жизни. И они приняли рабочую гипотезу, что счастье в непрерывном познании неизвестного и смысл жизни в том же.»
Братья Стругацкие
«От европейских авторов мы можем и должны позаимствовать серьезный акцент на том, что они называют "философской антропологией", которая является попыткой дать определение человеку, обозначить разницу между человеком и другими биологическими видами, между человеком и другими объектами, между человеком и машиной.»
А. Маслоу
«Отношения между экзистенциальной терапией и экзистенциальной школой философии во многом сходно со связью между клинической фармакотерапией и биохимическими лабораторными исследованиями»
И. Ялом
«Отсутствие смысла в жизни играет критическую роль в этиологии невроза. В конечном счете невроз следует понимать как страдание души, не находящей своего смысла... Около трети моих случаев – это страдание не от какого-то клинически определимого невроза, а от бессмысленности и бесцельности собственной жизни »
К.Г. Юнг
«Оценка с помощью типов упрощает задачу тому, кто оценивает, поскольку она освобождает человека от ответственности за это оценочное суждение.»
В. Франкл
«Под экзистенциализмом мы понимаем такое учение, которое делает возможной человеческую жизнь и которое, кроме того, утверждает, что всякая истина и всякое действие предполагают некоторую среду и человеческую субъективность.»
Ж.-П. Сартр
«Попытка дать человеку смысл свелась бы к морализированию. А мораль в старом смысле слова уже доживает свой век.»
В. Франкл
«Поскольку в образовании огромного большинства психотерапевтов философия занимает незначительное место, я не рассчитываю на философскую подготовку моих читателей»
И. Ялом
«Появление после Второй мировой войны недирективной психотерапии К. Роджерса положило начало "Реформации", привлекшей многих последователей, которым была закрыта дорога к священству в старой религии. Психотерапия К. Роджерса секуляризировала священство, устранила фрейдистские ритуалы и заменила плохих демонов Фрейда хорошими демонами — "силами роста" личности.»
Г. Г. Мосак
«Предметом психологии является, как действительность субъекта становится переживанием и как это переживание становится действительным.»
А.Н. Леонтьев
«Присутствие тревоги свидетельствует о жизнеспособности»
Р. Мэй
«Прогресс психологии не в том, чтобы отделить сферу якобы "естественного" от сферы якобы "духовного" и сосредоточить внимание на первой, а в том, чтобы вернуться к великой традиции гуманистической этики, рассматривавшей человека в его телесно-духовной целостности, веря, что цель человека -- быть самим собой, а условие достижения этой цели - быть человеком для себя.»
Э. Фромм
«профессиональные экзистенциальные философы по неясности и усложненности своей манеры выражения превосходят даже психоаналитиков-теоретиков. Исключительный, важнейший в данной области философский текст – "Бытие и время" Хайдеггера остается непревзойдённым примером словесного тумана. »
И. Ялом
«Психотерапевты психоаналитического направления часто предлагают Истину, психотерапевты поведенческого направления демонстрируют Путь, а сторонники экзистенциальной психотерапии указывают на Жизнь.»
Г. Г. Мосак
«Смотри внутрь себя»
Марк Аврелий
«Смысл жизни - идея, содержащая в себе цель жизни человека, "присвоенная" им и ставшая для него ценностью чрезвычайно высокого порядка»
В.Э. Чудновский
«смысл жизни - не звезда и не химический элемент: его невозможно открыть в готовом виде - его создаем мы сами, и другого судьи, считать его достаточно или недостаточно обоснованным, помимо нашего субъективного чувства, невозможно»
А. Мелихов
«смысл жизни - не просто определенная идея, усвоенная или выработанная человеком, но особое психическое образование, которое имеет свою специфику возникновения, свои этапы становления и, приобретая относительную устойчивость и эмансипированность от породивших его условий, может существенно влиять на жизнь человека, его судьбу»
В.Э. Чудновский
«Сомневаюсь, имеет ли смысл говорить об "экзистенциальном психологе или психотерапевте" в противовес другим школам; это не система терапии, а установка по отношению к терапии; не набор новых техник, а интерес к пониманию структуры человеческого бытия и его переживаний, который должен предшествовать всем техникам.»
Р. Мэй
«Сомнения в смысле жизни, таким образом, никогда нельзя рассматривать как проявления психической патологии; эти сомнения в значительно большей степени отражают истинно человеческие переживания, они являются признаком самого человечного в человеке. »
В. Франкл
«Существует опасность "необдуманного эклектизма" при феноменологическом и экзистенциальном подходе к терапии, когда они используются без строгих клинических исследований и размышлений, которые предшествуют любой опытности. Знание техник и строгое изучение динамики должно предполагаться в обучении психотерапевтов»
Р. Мэй
«сущность человека покоится в его экзистенции»
М. Хайдеггер
«Творчество и терапия частично совпадают: то, что является творческим, зачастую оказывается терапевтичным, то, что терапевтично, часто представляет собой творческий процесс»
К. Роджерс
«Термин "экзистенциальный" в наши дни сомнителен и запутан и ассоциируется с движением битников как одна крайность и с эзотерическими, непереводимыми немецкими философскими концепциями как другая.»
Р. Мэй
«то, что мы называем "нормальным" в психологии на самом деле является психопатологией обычного, такой недраматичной и настолько широко распространенной, что мы обычно даже не замечаем этого. Экзистенциальное изучение аутентичной личности и аутентичного бытия помогает бросить подделки, жизненные иллюзии и страхи в огонь, который помогает увидеть их как болезнь, пусть даже и широко распространенную»
А. Маслоу
«Тому, кто пожелал бы преподать нам некую истину, следует поставить нас в положение, при котором мы вынуждены были бы самостоятельно открывать ее.»
Х. Ортега-и-Гассет
«У каждого времени свои неврозы - и каждому времени требуется своя психотерапия.»
В. Франкл
«Ученый может придерживаться и оставаться в одном измерении, но он должен также оставаться открытым, оставлять свою науку открытой по крайней мере возможности другого, высшего измерения. »
В. Франкл
«Христианин говорит:"Если бы все были добрыми, все стали бы счастливы". Социалист говорит: "Если бы все были счастливы, все стали бы добрыми". Фашист говорит: "Если бы все подчинялись государству, все были бы счастливы и добры". Лама говорит: "Если бы все были подобны мне, счастье и добро не имели бы значения". Гуманист говорит: "Счастье и добро нужно тщательно проанализировать". Последнее мнение наименее спорно. »
Дж. Фаулз
«Цель моей работы – увеличить для моего клиента возможность понимания его/ее собственной жизни и мира, увидеть, что есть истина в его/ее жизни, принять собственное человеческое достоинство и найти в себе отвагу изменяться в соответствии со своим путем роста.»
М. Линдквист
«Цель психотерапии - исцеление души, цель же религии - спасение души.»
В. Франкл
«Цель психотерапии — сделать людей свободными»
Р. Мэй
«Человек - это не ответ. Человек - это вопрос»
П. Тиллих
«Человек не должен спрашивать, в чем смысл его жизни, но скорее должен осознать, что он сам и есть тот, к кому обращен вопрос»
В. Франкл
«Человек нуждается не в разрядке напряжения любой ценой, но в возбуждении потенциального смысла, который он должен реализовать»
В. Франкл
«Человекоцентрированный подход, напротив, полагается на существующую в каждом живом организме актуализирующую тенденцию — тенденцию расти, развиваться, реализовывать весь свой потенциал. Этот способ существования доверяет конструктивному направленному движению человеческого существа к более сложному и полному развитию. Именно это направленное движение есть то, что мы стремимся высвободить. »
К. Роджерс
«Человекоцентрированный способ бытия в психотерапии ведет к процессу самоисследования и самораскрытия клиента и в конечном итоге — к конструктивным изменениям в его личности и поведении.»
К. Роджерс
«Чем Dasein-анализ отличается от психоанализа? Психоанализ спрашивает "Почему?", в то время как Dasein анализ задает вопрос "А почему бы и нет?"»
М. Босс
«Чем в большей степени терапевт является самим собой в отношении с клиентом, чем в меньшей степени он отгорожен от клиента своим профессиональным или личностным фасадом, тем более вероятно, что клиент изменится и конструктивно «продвинется». »
К. Роджерс
«Что свойственно делать человеку, как разумному существу: сознавать тот грех, который произвел страдание, каяться в нем и познавать истину»
Л. Толстой
«Экзистенциализм - крайне реакционная форма современного идеалистического мракобесия в буржуазной философии и литературе; стремится подорвать доверие к науке, доказать бесcмысленность жизни, ... несостоятельность нравственности; одно из гнусных средств отравления общественного сознания идеологами империализма. »
Словарь Иностранных слов. 1949 год
«Экзистенциализм - это гуманизм »
Ж.-П. Сартр
«Экзистенциализм и гуманизм безусловно, не одно и то же... »
С.Л. Братченко
«Экзистенциалисты помогают нам увидеть ограничения вербальной, аналитической, концептуальной рациональности. Они примыкают к существующему сегодня в психологии направлению, призывающему вернуться к первичным переживаниям, которые предшествуют любой концептуализации или абстрагированию»
А. Маслоу
«Экзистенциальная психология имеет своим доминирующим онтологическим измерением восприятие человека как относительно свободное бытие-в-мире. »
А. ван Каам
«Экзистенциальная психология не стремится основать новую школу, которая бы противостояла другим школам, или создать новую технику, противостоящую другим техникам»
Р. Мэй
«экзистенциальная терапия в основном является не квазимедицинским – лечебным процессом, а скорее структурированной формой исследования, которое является не только исследованием индивида per-se, но скорее исследованием совместно создаваемых межличностных отношений. В этом смысле подвергается сомнению предположение, что наш фокус как экзистенциальных терапевтов находится на клиенте»
Э. Спинелли
«Экзистенциальная терапия направлена не на личность как изолированную психическую целостность, а на человека как бытие-в-мире, т.е. на его жизнь»
Р. Кочюнас
«Экзистенциальная терапия основывается на предпосылке, что независимо от видимого хаоса и абсурда, человек может найти смысл в жизни»
Р. Кочюнас
«экзистенциально-исследовательская ориентация в психиатрии возникла из безрезультатности общих попыток достичь научного понимания в психиатрии... Психология и психиатрия – это науки, занимающиеся человеком, человеком как таковым, а не только психически больным человеком»
Л. Бинсвангер
«Экзистенциальную точку зрения следует отличать от экзистенциальной позиции, т.е. позиции полной вовлеченности человеческого существования в ситуацию»
П. Тиллих
«Экзистенциальный подход в психологии не отрицает истинности подходов, основанных на обусловливании, формулировке влечений, изучении дискретных механизмов и так далее. Он только придерживается того взгляда, что на этой основе вы никогда не сможете объяснить и понять бытия живого человека»
Р. Мэй
«Экзистенциальный подход вернул волю и решение в центр картины»
Р. Мэй
«Эта психология может быть названа экзистенциальной, потому что ее основная концепция состоит в том, что человек существует, выступает из реальности, активно и свободно действуя в мире. Этот термин подчеркивает противоположность тем теориям, которые воспринимают человека как высоко структурированный предмет или ящик, переполненный либидинозными инстинктами, который бы реагировал на соответствующий стимул всегда одной и той же закономерной реакцией»
А. ван Каам
«Эта психология уважительно относится к достижениям материалистически - натуралистических психологий. В то же время, она настаивает, что свободная ответственность и спонтанная креативность являются уникальными и фундаментальными характеристиками экзистенции, даже если они дефектны, замедленно реализованы или почти совсем отсутствуют»
А. ван Каам
«Я видел смысл своей жизни в том, чтобы помогать другим увидить смысл в своей жизни»
В. Франкл
«Я давно научился отличать то, что важно, от того, что необходимо. Необходимо, ясное дело, чтобы человек ел, потому что без питания не будет человека и таким образом человек перестанет существовать, но любовь, смысл жизни и вкус вещей Божьих важнее»
А. де Сент-Экзюпери
«Я не думаю, что нам нужно слишком серьезно воспринимать европейских экзистенциалистов, твердящих о страхе, страдании, болезни и тому подобном, единственным средством против которых, по их мнению, является выдержка. Это высокоинтеллектуальное хныканье на возвышенные темы оказывается вечным источником неудач в работе»
А. Маслоу
«Я обнаружил, что для психотерапии имеют особое значение четыре данности: неизбежность смерти каждого из нас и тех, кого мы любим; свобода сделать нашу жизнь такой, какой мы хотим; наше экзистенциальное одиночество; и, наконец, отсутствие какого-либо безусловного и самоочевидного смысла жизни»
И. Ялом
«Я считаю специфически человеческим проявлением не только ставить вопрос о смысле жизни, но и ставить под вопрос существование этого смысла.»
В. Франкл
«Я считаю что работа психотерапевта должна заключаться в том, чтобы помочь людям обрести свободу для осознания и осуществления своих возможностей»
Р. Мэй
«Я убежден, что никто не может "спасти" своего ближнего, сделав за него выбор. Все, чем может помочь один человек другому - это раскрыть перед ним правдиво и с любовью, но без сантиментов и иллюзий, существование альтернативы.»
Э. Фромм
«Я убежден, что состояние пустоты ("экзистенциального вакуума") — беда, главным образом, интеллектуального и образованного человека. С моей точки зрения, сам экзистенциализм — во многом философия, написанная "яйце-головыми" и для "яйцеголовых»
Г. Оллпорт
«Я убежден, что тот факт, что экзистенциальная психотерапия ставит серьезные акценты на трагических аспектах жизни, вовсе не означает ее пессимистичность. Скорее наоборот... Трагедия неотделимо связана с человеческим достоинством и величием и является аккомпанементом моментах великого инсайта человеческого бытия.»
Р. Мэй
«Я уверен, что основным предметом психотерапии всегда бывает эта боль существования, а вовсе не подавленные инстинктивные влечения и не полузабытые останки прошлых личных трагедий, как обычно считается.»
И. Ялом
«Я хочу любить тебя, но не держать тебя. Я хочу ценить тебя без рассуждений. Я хочу присоединиться к тебе, но не вторгаться в тебя. Я хочу просить, но не требовать. Я хочу помогать, но не упрекать в неумении. Если мы оба будем хотеть этого, то мы можем встретиться.»
В. Сатир
Еще цитата:*
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote