Обычные фильмы ужасов с морем крови, горой трупов и разбросанными по округе кишками уже никого не пугают как это было лет ...дцать назад. Да и коронными америкосовскими "пугалками" в триллерах с неожиданными вскриками и выпрыгиваниями уже никого не удивишь. Теперь всем подавай реальности и включённости в происходящее. Вот и выходят киношки, ещё хоть как-то способные заинтересовать зрителя, любящего пощекотать себе нервы.
Как ни странно, первый подобный фильм с намёком на документальность вышел аж в 1980 году - «Cannibal Holocaust» («Ад каннибалов»). Сюжет вкратце: антрополог отправляется на поиски пропавших четырёх молодых людей - исследователей племени каннибалов. Найдя их косточки. ему получается забрать отснятые ими видео-плёнки. Вот тут-то и начинается самое остренькое - когда начинается просмотр этих плёнок: поедание людей, изнасилования, казни... Соответстенно все зверства демонстрируются "записанными" на камеры пропавших, отсюда эффект ральности происходящего. При просмотре впечатлили не столько отдельные моменты (хотя глупо будет отрицать, что это зрелищно, особенно для 1980 года...), сколько смысл фильма... Отношение к происходящему меняется с развитием сюжета, притом коренным образом. Кстати после премьеры фильма режиссёра обвинили в убийствах, настолько было правдоподобно снято (напоминаю для 1980 года!).
Теперь о самом известном наверное в этом жанре фильме - "Ведьма из Блэр". Так называемая "курсовая с того света" вызвала множество пересудов. Ещё бы - "реальные кадры, найденные спустя 5 лет после пропажи трёх студентов, которые отправились снимать документальный фильм о ведьме для курсовой". Наверное, самая гениальная PR-акция. Вот уж действительно фильм ужасов, берущий не количеством монстров, а атмосферой. Известный факт - "на измене" после просмотра оказывались взрослые зрители.
Следующий пример. Вышедший не так давно "Монстро". Очередной намёк на "home-video". Конец света, снятый на непрофессиональную видеокамеру. Главное отличие от прошлого примера - никто не пытается тебя убедить, что это правда. Действительно, было бы довольно странно. Успех не такой, как у "Ведьмы из Блэр" - да и сравнивать глупо: спецэффекты присутствуют - раз, уже сразу понятно что неправда - два, никакого пересечения с жизнью нет - три (уточню, что легенда про ведьму из Блэр действительно существует). Однако при просмотре многие тем не менее вживаются в происходящее на экране за счёт формы приподнесения.
"Отредактировано". Фильм тяжёлый и берёт конечно не картинкой, а смыслом. Но невозможно не заметить опять-таки использованный эффект реальности от непрофессиональной камеры и скрытых камер и видеонаблюдения (пусть и не на протяжении всего фильма).
Ну и наконец фильм "Репортаж". Признаться честно, произвело впечатление. Особенно конец. Телеведущая с оператором, снимая программу о нелёгкой службе пожарных, отправляется вместе с героями своего репортажа на очередной вызов. А там зомби. Как наверное у же догадались весь фильм - картинка с камеры оператора.
В планах есть просмотр фильмов «Дневники зомби», «Хроники Вьетнамской войны», «Это случилось рядом с вами» - этой же тематики.
И ещё о телевидении. Здесь бум на реалити немного поутих. Сменив всевозможные ток-шоу, реалити-шоу держались на пике популярности довольно долго. Сейчас (на мой субъективный взгляд) всё внимание TV уделено всевозможным судебным процессам на разный манер. Я навскидку насчитала 7. Притом показывают их, по-моему, круглосуточно почти по всем каналам. Ах да. Ночное время прочно занято "интеллектуальными" программами аля "угадайте слово из 6 букв, зная всего лишь 5". И ведь не получается ни у кого...