Моя теория естественного развития
21-11-2006 00:41
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
1. Введение.
Когда упоминается естественное развитие, как я заметила, многие понимают этот термин превратно. Так же, как некоторые путают раннее развитие с ранним обучением, так и естественное развитие путают с лишением развития и равнодушием к нему.
Давайте сразу условимся, что намеренный или нет отказ от создания ребёнку условий для развития и занятий его развитием не является естественным развитием и не имеет ничего общего с нашей теорией. Если вы заглянули сюда, чтобы прочесть одобрительную оду равнодушию и лени, лучше закройте эту страницу.
О естественном развитии высказывались многие педагоги и учёные, интересующиеся биологической подоплёкой развития ребёнка. Однако ни одно светило пока не выделило этого подхода к педагогике в отдельную теорию (ну или мне и моему окружению это до сих пор неизвестно).
Теория, представленная мной, использует не только биологические факты и труды этих учёных, но и накопление и сопоставление опыта несколькими десятками родителей, нянь и бабушек (среди которых также педагоги и психологи, но по большей части это просто родители и бабушки), которая была выражена и сформулирована в совместных беседах и, недавно, мной в виде записей, которые вы читаете. На самом деле, я подозреваю, что адептов Т.Е.Р. сотни и даже тысячи. Просто они ещё не знают, как это называется.
Вспомним, кстати или нет, что столь успешный Тюленев начинал с меньшего, и достигал большего, чем адепты Т.Е.Р. Однако, мы сознательно отказываемся от погони за его результатами, потому что у нас другие цели. При достижении нами результатов, сходных с результатами Тюленева, мы согласны считать это приятным бонусом.
И ещё, возможно, местами я чего-то упущу или сформулирую недостаточно ясно — давайте помнить, что это не моя докторская, а лучше будем сотрудничать для исправления ошибок.
2. Основные положения моей Т.Е.Р.
Целью педагогического процесса (процесса воспитания, развития, обучения) адептами Т.Е.Р. признаётся воспитание как можно более гармонично развитой личности и полезного члена общества. Всё остальное — приятные бонусы.
Ребёнок признаётся активным и основным участником педагогического процесса.
У каждого ребёнка с рождения существуют свои естественные права и обязанности.
Т.Е.Р. признаёт три темпа развития: хороший, ограниченный, альтернативный. Каждый из них признаётся нормальным. Ненормальными могут быть признаны условия развития.
Хороший темп развития не имеет чётких границ, поскольку зависит от таких естественных условий, как пол, темперамент, ведущее полушарие мозга, особенности модели семьи ребёнка и отношений в ней, время и финансы, которые могут быть затрачены на ребёнка, климат и другие особенности места проживания.
На ограниченный темп развития ребёнок вынужденно переходит в условиях ограничения его в естественных правах (о них позже).
Альтернативный темп развития наблюдается у детей, имеющих мешающее хорошему темпу врождённое или приобретённое заболевание (ДЦП, синдром Дауна, слепота, паралич и т.п.).
Ненормальными признаются условия развития, при которых ребёнка неоправданно ограничивают в его естественных правах.
В Т.Е.Р. возраст имеет второстепенное значение, главными ориентирами признаются этапы развития.
3. Естественные права и обязанности ребёнка и родителя в Т.Е.Р.
3.1. Права ребёнка.
Ребёнок в Т.Е.Р. имеет право на предоставление условий, обеспечивающих его физическое и психическое здоровье (полезная пища, кров, постель, спокойная обстановка в доме, наличие личного пространства и т.п.), на предоставление условий, обеспечивающих ему возможности развития по всем направлениям, в том числе на получение Радости, Любви, Уважения и Внимания в случае, если он выполняет свои обязанности настолько полно, насколько может.
3.2. Обязанности ребёнка.
Ребёнок в Т.Е.Р. обязан уважать и соблюдать права родителей.
3.3. Права родителей.
Каждый родитель в Т.Е.Р. имеет право на получение Радости, Любви, Уважения и Внимания со стороны ребёнка в случае, если он выполняет свои обязанности настолько полно, насколько может.
3.4. Обязанности родителей.
Родитель в Т.Е.Р. обязан уважать и соблюдать права ребёнка, обеспечивая его условиями для поддержки и улучшения (в случае необходимости) физического и психического здоровья и для развития по всем направлениям настолько полно, насколько он может, стараясь при этом не нанести себе ущерба и не ущемить себя в правах.
продолжение следует, замечания и вопросы оставлять в комментах
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote