"Сразу обращаю внимание, что Г.Доман тоже допускает явные ошибки, руководствуясь случайными рекомендациями некоторых педагогов, имевшими место в прошлом, в 50 - 60 - е годы XX века. Например, в тех случаях, когда он рекомендует начинать обучать чтению путем метода запоминания целых слов, записывая их на карточках. Это выглядит просто, эффектно, лучше, чем ничего, но злоупотреблять этим не следует.
Здесь Г. Доман и его последователи находится в плену явных противоречий, что свидетельствует об отсутствии у американского врача и его коллег опоры на последние (около 20 лет) представлений об информационном характере психических процессов, то есть, о результатах информатики, теории искусственного интеллекта и других. Да и практика показала, что такие программы - далеко не то, что нужно. Зачем же нынешним родителям повторять ошибки которым уже более 20-ти лет?
Несмотря на необычность, новизну для родителей и педагогов, программы Г.Домана обрекают ребенка на более позднее начало чтения, чем в наших рекомендациях и, кроме того, они загружает мозг ребенка механическим запоминанием множества слов, предъявляемых ему на первом этапе обучения, которое приучает к заучиванию. Впоследствии, как пишет Г. Доман, "много позже мы объясняем ребенку, что такое буквы и зачем они нужны". Разумеется, до этого долгожданного периода ребенок воспринимает множество слов как своеобразные иероглифы. Еще хуже обстоит дело с тысячами карточек с изображениями бессмысленных скоплений точек - "чисел". Судите сами: разве этот пассаж - не доказательство абсолютной порочности этого метода? Конечно, огромный потенциал развивающегося мозга малыша способен запомнить много таких изображений. Еще в 70-е годы я наблюдал, когда малыши запоминали целые книжки наизусть. Некоторые малыши даже сами пытаются "разглядеть" одинаковые буквы в словах, словно подсказывая взрослым, что есть менее трудоемкий путь познания. Итог такой программы чаще всего один: неизбежная глубинная усталось ребенка, отвращение к чтению. Это вызывается тем, что огромные участки нейронных полей будут заняты ненужной информацией, как оперативная память компьютера, которую заполнил вирус. Впоследствие эти нейронные поля просто отрофируются, и нейроны отмирают. Но это произойдет через многие годы, и все это ценнейшее время мозг будет работать заменденно, натыкаясь и обходя занятые образами "целых слов", или запечатленными образами картинок с десятками и сотнями точек, которые рекомендует предъявлять младенцу Г. Доман."
"Основной аргумент Г.Домана заключается в том, что он считает, что отдельно взятая буква - это вещь, чрезвычайно абстрактная для ребенка. Это полностью неверное, "старопедагогическое" утверждение хотя бы потому, что для ребенка нет еще понятия абстрактного, для него все - конкретное. Такое утверждение справедливо для взрослого, которому впервые показали нечто новое - "букву". Вопрос не в том, что показывать, а в том, КАК показывать ...
Большинство наших традиционных "Азбук", как и азбук во всем мире, рассчитаны на семилетних, которые знают что такое арбуз и пробовали его на вкус. А младенцу куда проще запомнить букву "А", чем арбуз. ...
Однако, по нашим наблюдениям, если ребенок почти с самого рождения наблюдал вокруг себя буквы, щупал и даже пробовал их на "вкус" и т.д., то он относится к карточкам с буквами и магнитным буквам совершенно иначе: это его такие же любимые и привычные игрушки, как и все остальные."
Вред и польза от систематических занятий с ребенком по - Доману?
- требуют много времени;
- при неумелом проведении занятий ребенок может отказаться от них;.
- отучают от самостоятельного развития.
http://chumaziki.narod.ru/doman1.htm