• Авторизация


Тюленев против Домана 19-10-2006 00:25 к комментариям - к полной версии - понравилось!


"Сразу обращаю внимание, что Г.Доман тоже допускает явные ошибки, руководствуясь случайными рекомендациями некоторых педагогов, имевшими место в прошлом, в 50 - 60 - е годы XX века. Например, в тех случаях, когда он рекомендует начинать обучать чтению путем метода запоминания целых слов, записывая их на карточках. Это выглядит просто, эффектно, лучше, чем ничего, но злоупотреблять этим не следует.

Здесь Г. Доман и его последователи находится в плену явных противоречий, что свидетельствует об отсутствии у американского врача и его коллег опоры на последние (около 20 лет) представлений об информационном характере психических процессов, то есть, о результатах информатики, теории искусственного интеллекта и других. Да и практика показала, что такие программы - далеко не то, что нужно. Зачем же нынешним родителям повторять ошибки которым уже более 20-ти лет?

Несмотря на необычность, новизну для родителей и педагогов, программы Г.Домана обрекают ребенка на более позднее начало чтения, чем в наших рекомендациях и, кроме того, они загружает мозг ребенка механическим запоминанием множества слов, предъявляемых ему на первом этапе обучения, которое приучает к заучиванию. Впоследствии, как пишет Г. Доман, "много позже мы объясняем ребенку, что такое буквы и зачем они нужны". Разумеется, до этого долгожданного периода ребенок воспринимает множество слов как своеобразные иероглифы. Еще хуже обстоит дело с тысячами карточек с изображениями бессмысленных скоплений точек - "чисел". Судите сами: разве этот пассаж - не доказательство абсолютной порочности этого метода? Конечно, огромный потенциал развивающегося мозга малыша способен запомнить много таких изображений. Еще в 70-е годы я наблюдал, когда малыши запоминали целые книжки наизусть. Некоторые малыши даже сами пытаются "разглядеть" одинаковые буквы в словах, словно подсказывая взрослым, что есть менее трудоемкий путь познания. Итог такой программы чаще всего один: неизбежная глубинная усталось ребенка, отвращение к чтению. Это вызывается тем, что огромные участки нейронных полей будут заняты ненужной информацией, как оперативная память компьютера, которую заполнил вирус. Впоследствие эти нейронные поля просто отрофируются, и нейроны отмирают. Но это произойдет через многие годы, и все это ценнейшее время мозг будет работать заменденно, натыкаясь и обходя занятые образами "целых слов", или запечатленными образами картинок с десятками и сотнями точек, которые рекомендует предъявлять младенцу Г. Доман."

"Основной аргумент Г.Домана заключается в том, что он считает, что отдельно взятая буква - это вещь, чрезвычайно абстрактная для ребенка. Это полностью неверное, "старопедагогическое" утверждение хотя бы потому, что для ребенка нет еще понятия абстрактного, для него все - конкретное. Такое утверждение справедливо для взрослого, которому впервые показали нечто новое - "букву". Вопрос не в том, что показывать, а в том, КАК показывать ...

Большинство наших традиционных "Азбук", как и азбук во всем мире, рассчитаны на семилетних, которые знают что такое арбуз и пробовали его на вкус. А младенцу куда проще запомнить букву "А", чем арбуз. ...

Однако, по нашим наблюдениям, если ребенок почти с самого рождения наблюдал вокруг себя буквы, щупал и даже пробовал их на "вкус" и т.д., то он относится к карточкам с буквами и магнитным буквам совершенно иначе: это его такие же любимые и привычные игрушки, как и все остальные."

Вред и польза от систематических занятий с ребенком по - Доману?

- требуют много времени;
- при неумелом проведении занятий ребенок может отказаться от них;.
- отучают от самостоятельного развития.

http://chumaziki.narod.ru/doman1.htm
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (11):
Laura_Francia 29-10-2006-16:57 удалить
ну а что же предлагается взамен? Вы читали Сесиль Лупан, она усовершенствовала немного домановские методы...
crazymama 29-10-2006-20:19 удалить
Взамен предлагается многое, но поскольку Вам уже поздно начинать по Тюленеву, воспользуйтесь предложенной мной модификацией.
Поверьте, действует. В Вашем возрасте как раз пригодится моя первая статья по обучению чтению.
Laura_Francia 30-10-2006-20:18 удалить
а почему поздно по Тюленеву? и все таки интересно что он предлагает и деиствуют ли его методы??!!!
а вашу статью я читала мы так и делаем. Вот в ближаишие время якже собираюсь показывать картинки как Данилова советует...
crazymama 01-11-2006-02:41 удалить
Потому что по Тюленеву обучение в норме начинается ДО РОДОВ, самое позднее -- в возрасте 2-4 месяцев. Методы действуют ОГО-ГО как. О методике можно посмотреть здесь: http://larisa.h1.ru/
Мне хватило описания методики, чтобы разработать конкретные упражнения :)
А что про Данилову?! Это которая написала книжку обучения чтения по складам (модифицированная методика Зайцева)? Если да, то очень хорошо :) Правда, никаких картинок там не помню... Было бы здорово, если бы ещё выпускали книжки для чтения со складовой разбивкой, а то приходится самой всё рисовать до определённого момента :(
Laura_Francia 01-11-2006-12:58 удалить
Альбомы как материалы для чтения
по Даниловои
Эти альбомы используются в качестве дополнительного пособия по обучению чтению, а также для получения и закрепления разных знаний.

Желательно купить как минимум один, а лучше три-пять (чтоб не смотреть с утра до ночи одно и тоже - и вам, и ребёнку надоест) магнитных фотоальбомов (обычно бывают формата А4,в них картонные страницы, покрытые специальной липкой прозрачной плёнкой, которая отклеивается, под неё кладутся картинки и подписи и опять заклеиваются той же плёнкой). Продаются они в магазинах "Кодак", где принимают фотографии в печать .Они очень удобны тем, что легко можно менять картинки и подписи - универсально, эстетично, многоразово, не надо ничего клеить. А еще - картинки защищены ( их нельзя оторвать и испачкать ) и картонные страницы тоже не мнутся и не отрываются , то есть альбом можно давать ребёнку для самостоятельного рассматривания.

Альбомы бывают на десять, двадцать и пятьдесят страниц. Лучше всего покупать на десять страниц, так как бывает сложно подобрать большее количество картинок на одну тему, а кроме того ребёнок ещё не может посмотреть больше девяти (а их получится там именно девять) картинок одновременно. Какие же картинки можно вклеивать в первые альбомы малыша и где их брать?

В возрасте от шести месяцев до года это могут быть, например,

- любые животные (домашние и дикие),птицы, рыбы (пока лучше обойтись без насекомых, паукообразных, земноводных и пресмыкающихся - если показывать их в некотором количестве, а они довольно похожи друг на друга, то малыш будет скучать),

- садовые цветы, дикорастущие растения , имеющие очень характерный внешний вид, не похожий на другие ( или стоит подбирать растения из разных семейств); совсем не рекомендуются в этом возрасте показывать грибы, так как они тоже довольно однообразны;

- мебель,

- посуда, предметы домашнего обихода,

- портреты близких людей,

- изображение детей в действии,

- овощи, фрукты, различные блюда (из поваренных книг и дамских журналов),

- виды транспорта, только не марки машин,

- картинки на другие темы, главное, чтобы они были крупными, яркими, понятными, интересными малышу.

Искать картинки вам, возможно, придётся долго. Годятся картинки с тематических познавательных плакатов, с календарей, из журналов. Невозможно , конечно, покупать или получать по подписке большое количество разных журналов, это очень дорого. Но ведь ,наверняка, многие ваши родственники или друзья покупают журналы, прочитывают , а потом выбрасывают. Попросите их заранее , чтобы они откладывали вам эти журналы. Можно специально для разрезания покупать детские энциклопедии для самых маленьких с картинками большого размера, но обязательно в двух экземплярах, чтобы иметь изображения и с чётных , и с нечётных страниц. Это ,конечно, дороговато. Но можно объединиться с друзьями и покупать всё пополам, а потом делиться готовыми материалами .

Итак , вы подобрали девять картинок на одну тему.

Положите альбом так, чтобы страницы располагались горизонтально. Откройте первую. Напишите на ней, приподняв защитную плёнку, тематическое название и прилепите плёнку на место. На каждом следующем развороте , на нижней странице, пишите слова, соответствующие вашим картинкам, а на верхней странице - картинки к ним.

Слова могут быть:

- из складов (самый экономичный способ)- напишите (фломастерами или на компьютере) слова, нужные вам в альбоме. Когда будете менять картинки, разрежьте ваши слова на склады, из имеющихся складов попытайтесь сложить новые слова. Каких-то складов может не хватать, тогда допишите или допечатайте еще склады; каждый раз будете добавлять в "кассу" недостающие склады, а повторяющиеся, наиболее часто встречающиеся будут наготове;

- набранные на компьютере (шрифтом Ариал, размером не меньше ста пунктов, только заглавными буквами, выделяя склады оттенками серого цвета (темный и светлый), ударный - чёрный);

- написанные на четвертинке листа (можно легко и без потерь времени разрезать лист А4 на четыре равные части, перегибая лист, чтобы отмерить, а не прочерчивая по линейке), писать лучше толстыми маркёрами трёх цветов : зелёного, изумрудного, чёрного, выделяя каждый склад отдельно (ударный - обязательно чёрный)).

В конце, на последнем листе должна точно такая же надпись , как на первом развороте , чтобы вы могли читать альбом с любого конца.

Часто встаёт вопрос, как называть альбомы. Лучше подбирать названия попроще и покороче, если это возможно. Но главное, понятнее. Например, не "Дикие животные", а "звери из леса", не "виды продуктов", а "еда". Одна и та же картинка может попасть в разные альбомы, смотря как их назвать. Баклажан, например, может оказаться в альбоме "еда" , альбоме "овощи" , в альбоме "цвета" - подпись "фиолетовый", в альбоме "счет" или "посчитаем!"- подпись "один баклажан". Курица попадает в "домашних животных", лучше, правда, назвать этот альбом "кто живёт с людьми", в альбом "птицы", а ещё может попасть и в еду, только тут нужна , конечно, другая картинка. Греческая амфора попадает в "прикладное искусство", а попонятнее его можно назвать "Что люди делают руками", в альбом "Какие бывают вазы", в "Древнюю Грецию" и т.д.

Всё, что вы помещаете в альбом - картинки, подписи, название, украшение титульного листа (если вам хочется её украсить), должно быть только помещено под плёнку, но не наклеено клеем или скотчем. Это очень важно для того, чтобы потом этот альбом использовать для других картинок, то есть, чтоб была возможность убрать всё и поставить новое.

Есть, правда, возможность сделать постоянную обложку. Тогда ей нужно дать какое-то общее название, например "Моя энциклопедия", или "Катина(Мишина, Данина,…) энциклопедия", или "Мои любимые картинки", или "Моя любимая книжка" или что-нибудь типа этого. Украсьте обложку какими-нибудь картинками и все это заклейте широким скотчем в несколько рядов. Можно один альбом "отдать" под животных, дать ему постоянное название, например, "Разные-разные животные" и наклеить на обложку много-много маленьких картинок с животными. Тогда, как вы понимаете, травы ли мебель сюда уже не вставишь. При наличии постоянной обложки можно менять каждый раз название на титульных листах(напомню - титулы лучше делать с двух сторон), например, "Звери из леса", "Кто живет на берегу озера" и так далее.

Когда вы изготовите первые 2-3 альбома, можете начинать показывать их ребёнку. Для этого, если ребёнок уже умеет сидеть сам, посадите его в высокое креслице за столом (если стол не очень большой и вы будете, сидя напротив, не очень далеко от ребёнка), или же просто на пол. Если ребёнок не умеет сидеть, попросите кого-нибудь из взрослых сесть и подержать у себя на коленях. Сядьте напротив. Расскажите ребёнку, что вы сейчас будете делать. И начните показывать картинки. Показывать нужно достаточно быстро, но и не слишком, чтобы ребёнок смог увидеть, что вы ему показываете.

Если ребёнок не смотрит, лучше вообще не показываете. Или показывайте по одной картинке, например, перед едой. Или подумайте, может стоит поменять тему альбома.

Если ребёнок требует смотреть ещё и ещё, покажите, но помните, что он может просить бесконечно, поэтому предупредите, что покажете ещё, но только один раз.

Смотреть альбомы можно один-два и более раз в день. Но если вы видите, что они не очень привлекают ребёнка, показывайте раз в два дня .

Будьте внимательны к ребёнку. Если вы чувствуете, что ребёнок уже не с таким интересом, как прежде смотрит альбомы, значит или срочно поменяйте картинки или вообще пока прекратите просмотр.
Для того, чтобы у вас не было длительных перерывов, постарайтесь, как только готов один альбом, начать подбирать материал для следующего раза.
crazymama 01-11-2006-14:16 удалить
Мы так делали -- только я рисовала всё сама :) и без слов, книги я делаю с самого начала отдельно, они должны содеражить текст, не заменяющий иллюстрацию, а дополняющий её или отвечающий на возможные вопросы по ней, иначе ребёнок не понимает, зачем нужно чтение (из жизни: "мам, а зачем это здесь написано, ведь то же самое уже нарисовано?!" -- не Злата и не у меня).
Laura_Francia 01-11-2006-22:40 удалить
О! а поподробнее про книги в каком возрасте начали изготавливать книги, какие и было бы хорошо с фотографиеями книг...
А что рисовали, вы наверное хорошо рисуете я и собаку с трудом большим нарисую и то никто ее не узнает....
crazymama 02-11-2006-12:18 удалить
Ну блин не вспомню во сколько! Года в два с половиной. Текст сначала был такой: "Кот идёт", "Ест сыр", "Гуляет в лесу".
Фотки потом сделаю, сначала надо это найти :)
Рисую я так себе. На художника не тяну, но объекты узнаваемы :) А вот моя знакомая плохо рисует, она из глянцевых журналов картинки вырезала и наклеивала
Laura_Francia 02-11-2006-22:15 удалить
а вы же занятия проводите с дочкои? а что за занятия? чем конкретно занимаетесь, по каким учебникам?
crazymama 03-11-2006-01:22 удалить
Вот расписание, которое у дочи на холодильнике:

ПН
Чтение
Письмо

ВТ
Математика
Строительство/паззл
Логика

СР
Искусство
Рисование
"Научи меня мама"

ЧТ
Английский язык
Обществознание

ПТ
Природоведение/физика

СБ
Театр
Рисование

Кроме того, в понедельник, вторник, пятницу и воскресенье вечером она принимает активное участие в знятиях английским с младшими из учеников (5-8 лет)

Как проходят занятия.

Понедельник.
Чтение. Либо я пишу какой-то текст в специальной тетрадке для чтения. либо делаю книжку-малышку (бумага, степлер, карандаши -- всё, что надо)

Вот последний из прочитанных текстов

Нюше было с-ку-ч-но.
У неё ко-н-чи-ли-сь ко-н-фе-ты.
Она хотела гулять,
но на у-ли-це шёл до-ж-дь.
Те-ле-ви-зо-р с-ло-ма-л-ся.
"Чем же м-не за-ня-ть-ся?"
Тут она увидела к-ни-гу.
"Ура! Я буду читать!
М-не бо-ль-ше не будет с-ку-ч-но!"

Иногда мы играем в лото: я расчерчиваю лист и пишу в клеточках слова, Злата их читает и зарисовывает.

Письмо. Я называю какое-нибудь слово и предлагаю устно разбить на склады. Злата разбивает по складам. Дальше она без труда его записывает, вспоминая склады по очереди. Склады на буквы она давным-давно разбивает в уме.

Вторник.
Со строительством (очень симпатичные дворцы безо всяких образцов, но со вкусом) и паззлом (54 фрагмента) понятно.
Математика.
Тут по настроению. Или "Считалочка" Петерссона, или мои задачки: разнести по домам почту, подсчитав, кому сколько писем (всё это на бумаге, и дома, и письма, и почтальончик); рассадить зрителей по рядам и местам, сообразно билетам; рассадить зверят на поезд с неподписанными вагонами, ещё и угадать, в какой вагон можно усадить запоздавшего малыша. Сравнить количество яблок или мячиков в коробочках с тем, что написано на ярлыке, и привести в соответствие, а затем соединить ящик с верной математичсекой записью проведённой операции. Поставить знак больше или меньше между цифрами. Решить примеры на сложение/вычитание, используя "счётную линейку". Нарисовать узор по образцу. Угадать, на какую геометрическую фигуру похожи нарисованные предметы. Провести ось симметрии какого-либо нарисованного объекта. Расставить вещи симметрично.
Логику берём из детских журналов и брошюрок.

Среда.

Искусство. Мы с ребёнком смотрим ряд картин, объединённых одной темой. Обсуждаем содержимое картин, атмосферу, колорит. В более раннем возрасте на этих занятиях (тогда, впрочем, расписания не было, это Злата предложила сделать только этим летом) мы возились с музыкальными инструментами.

Рисование. Самое разное: красками, карандашами, ручкой. На усмотрение Златы. Иногда что-то не получается, она просит меня объяснить какие-то принципы изображения.
"Научи меня мама" -- журнал, который мы покупаем по средам. Чтению и счёту эта американоидная гадость не учит, хотя и пыжится, зато там приличные упражнения на память, внимание и логику.

Четверг

Английский. Ну тут вообще каждый раз по разному. Просто куча карточек с предметами и эпитетами, с которыми мы устраиваем тысячу и одну игры.

Обществознание. Тут рассматриваются семейные модели, модели отношений между людьми, профессиональные отношения, структура общества -- в простой и понятной ребёнку форме, на примере зайчиков, без слишком взрослых слов.

Пятница

В тетрадке для чтения появляется текст, который описывает какое-то явление, и в конце задаются вопросы. Если это физика, то проводится лабораторная работа.

Например, текст урока по свойствам воды (писался ещё тогда, когда Злата предпочитала большие буквы):

ВО-ДА.
КА-КО-ГО Ц-ВЕ-ТА ВОДА?
У ВО-ДЫ НЕТ Ц-ВЕ-ТА.
О-НА П-РО-З-РА-Ч-НА-Я.
КО-Г-ДА ТЕ-П-ЛО, ВО-ДА ЖИ-Д-КА-Я.
О-НА ТЕ-ЧЁ-Т И ЛЬ-Ё-Т-СЯ.
КО-Г-ДА ХО-ЛО-Д-НО, ВО-ДА Т-ВЁ-Р-ДА-Я.
О-НА С-ТА-ЛА ЛЬ-ДО-М.
НА-Д О-Г-НЁ-М ВО-ДА КИ-ПИ-Т.
О-НА С-ТА-ЛА ПА-РО-М.
ПА-Р ЛЕ-ТА-Е-Т.

Злата пересказывает текст, я задаю наводящие вопросы. Потом мы идём на кухню и рассматриваем лёд, воду, пар.

Вопросы, которые я задаю при этом.

Почему пар летает? (Ответ: он стал похожим на воздух, стал лёгким)
Лёд лёгкий или тяжёлый? (Не знаю)
Вот тут мы вынимаем лёд и пускаем в воду. Он плывёт. Злата: "Лёгкий, лёгкий! Он не тонет!"
Чем станет лёд в тепле? (Не знаю)
Кладём на блюдечко, ставим рядом с плитой (смотри, здесь тепло, посмотрим, что будет!). Лёд тает. Злата: "Ой, лёд стал водой!" -- да, доча, он растаял.
А зачем нам нужна вода? ("чтобы умываться. чтобы пить. чтобы еду готовить. чтобы стирать. чтобы посуду мыть. чтобы пол мыть.")

Суббота.

Рисование. Ну, ясно.

Театр. Мы делаем бумажный театр. На листе или двух рисуются "декорации". На бумаге рисуются, а затем вырезаются персонажи (обычно выбирается одна из русских народных сказок). Затем разыгрывается сказка. Мама за диктора, Злата за всех персонажей по очереди. Всё очень просто :)

Т.е. если так посмотреть, из книг мы используем считалочку Петерсона и случайные брошюрки, посвящённые логическим задачкам.
crazymama 03-11-2006-01:26 удалить
П.с. Математика: забыла написать про вертикальное-горизонтальное, это мы тоже повторяем :)
Ну и упражнения-между-делом, например, когда Злата обсуждает форму, размер, положение, симметричность и написание различных продуктов за завтраком.


Комментарии (11): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Тюленев против Домана | mamasclub - Дневник mamasclub | Лента друзей mamasclub / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»