• Авторизация


Немножко о детях и о школе 16-11-2010 18:56 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Давно зрел пост, все лень было изобразить.

Навеяно моим общением с сашкиным сыном. Он чудный парень, очень контактный, очень дружелюбный и доброжелательный, но сильно испорченный тем воспитанием, которое ему дают. Ибо свекровь--замечательная женщина, но вообще никак не приспособленная для семьи, и тем более к материнству, что я отлично вижу по Сашке. С Пашей она косячит на каждом шагу, и упорно этого не понимает. Саша сына очень любит, с удовольствием с ним общается, у них близкие отношения, но слабо представляет себе, что такое дети, для него сын уже взрослый--в 10 лет! Результат--полное отсутствие ответственности у ребенка. Шура, мать Паши, очень старается... Сейчас, по крайней мере....Раньше, говорят, было хуже Но она--человек с поломанной психикой, с детства никому особенно не нужная в семье, и в последнюю очередь матери. Откуда ей знать... Во многом спасает интуиция, мне часто нравится ее манера общения с сыном, но периодически такое вытворяет...Сейчас меньше, правда...

И вот получаем. Бабушка, которая позволяет явно больше, чем следовало бы--зачастую ему же во вред. Отец, который все больше превращается в равноправного приятеля (что периодически выливается в абсолютно недопустимое с моей точки зрения хамство), и приходящая не каждый день мать. Ее он очень любит, и слава Богу. Хотя меня и раздражает ее присутствие. Но ребенку нужна мать, как ни крути. Возраст такой. Рано ему ограничивать вомпитание играми и разговорами на равных, не готов он к этому морально. Нужна ему и ласка, и строгость, так ему спокойнее. И ко мне он потянулся, потому что я всегда выслушаю, независимо от того, интересно ли это мне на самом деле (чего Саша абсолютно не может), никогда не скажу, что он говорит ерунду, даже если это так--ибо в разном возрасте разное мировосприятие, и это никак не повод обижать человека. Так растили меня--устала, не устала, а ребенку нужно общение. Но при этом я и требую. Немногое, но достаточно жестко. Кстати, за все время я ни разу не повысила на него всерьез голос. Только я. И при этом меня он почему-то вполне слушается, и только у меня получается делать с ним уроки без слез и истерик. Капризы, упрямство--да, бывали, но чтобы заливаться слезами и огрызаться--ну, не было...

Ребенок в плане учебы запущен. До безобразия. Не знаю, что там раньше, а весь прошлый год--с двойки на тройку, и спокойно к этому относился. Для себя. А от родителей по возможности скрывал.

Есть много способов бороться плохой учебой ребенка. Самый простой--это придти после родительского собрания и наорать на него. Самый простой и самый бесполезный. Ибо дети, не надо забывать, тоже люди, и тоже, как и все мы, хотят, как проще. Ну поорет мать полчасика... Неприятно, конечно, даже страшновато, но зато все остальное время можно расслабляться. К тому же, дети ведь живут настоящим и далеко не заглядывают, это приходит позже. Свободное время для личных интересов за счет несделанных уроков--это сейчас, а ругать за это будут где-то там в туманном будущем...А может, еще и обойдется как-нибудь.

Ругать ребенка за то, что он не ХОЧЕТ учиться--мягко говоря, нечестно. Давайте вспомним себя в 9, 10, 12 лет. Многие хотели? А многие думали о том, что надо учиться, чтобы когда-то там потом получить престижное образование и найти хорошую работу? Особенно если учесть, что с возрастом время ускоряется, и в 30 год пролетает гораздо быстрее, чем в 20,а в детстве идет и вовсе медленно, и собственное двадцатилетие--это где-то там, в другой жизни.

Учиться ребенок будет только по двум причинам--либо ему это интересно, есть такие, но их немного. Либо потому, что надо. Я училась хорошо, но исключительно, чтобы маму радовать...Почти. Немножко еще из самолюбия, ибо пятерки получать приятно, а тройки обидно, двойки--и вовсе унизительно. Но для этого ведь надо к хорошим оценкам привыкнуть. Только вот это "надо" надолго без поддержки не просуществует, контроль нужент. И помощь. А страх даст только привыкание к этому самому страху.

Я все это не голословно. Многое было передумано и осмысленно в процессе общения с Пашкой.И с результатами, надо сказать. В прошлом году он из-за математики едва не остался на второй год. У меня еще не то положение и не те отношения с ним были,чтобы серьезно взяться. Ибо когда в дом приходит непонятно какая тетя и начинает неизвестно по какому праву чего-то требовать--это у самого покладистого и дружелюбного ребенка вызовет протест. Налаживай отношения потом... Жена отца--это еще не мать, тем более, что регулярно общается с родной. Посему, пока я не почувствовала, что лично я как человек завоевала авторитет и уважение--я его не трогала. Ближе к лету уже немного таблицу умножения поучили--в конце третьего класса он ее не знал. Получил как-то двойку по этому поводу, мать его за это отругала...Ну, и все. У меня бы он однозначно ее именно в этот день до ночи учил. Для связи событий.

В сентябре этого года учительница была в панике. Таблицу умножения не знает, делить в столбик не умеет, как учить дальше--непонятно. После 15 минут занятий со мной он эти примеры как орешки щелкал, и с большим удовольствием. Тогда я и начала с ним заниматься все дни, когда его мать работала, потому что в ее выходные с ним она. Сперва только делением, постепенно усложняя, и таблицей умножения. Первую в этом году контрольную написал на два. Он приносил домой карточку с заданием, мы с ним ее разбирали. Я обнаружила полное непонимание предмета вообще. То есть совсем. Абсолютно все задания сделаны наугад, без всякой логики. И с уверенностью ,что понять это он не может в принципе. И вот тогда я с ним математикой занялась всерьез. Каждый день, примерно полчаса, а вообще как получалось, ибо периодически первый час уходил на понимание того, что заниматься мы все равно будем, даже если ему очень не хочется.

Дети ведь находятся в подчиненном положении, они не могут просто сказать "не буду, и отстань от меня". Поэтому они придумывают свои способы защиты. Например, зная, что через некоторое время я приду к нему заниматься, именно на это время попросить бабушку налить ему ванну. Не могу же я сказать бабушке, что она старалась зря, приходится отпускать. Потом, выйдя из ванной он одевается. В это время зайти к нему я не могу, из этических соображений--мальчик взрослый. Еще время проходит. То есть, затягиваем всеми силами. А потом проявляем небывалое стремление лечь обязательно вовремя, хотя в те дни, когда освобождаемся раньше и вечер у него свободный такого рвения почему-то нет. Несколько раз пришлось ценой немалых моральных усилий держать его допоздна, с полным осознанием, что все равно ничего в его голове все равно не останется, ибо не тот настрой, просто чтобы привести к мысли, что все равно он это сделает, и в его же интересах, чтобы быстрее. Есть у него и другой способ отвязаться--вывести из себя, добиться, чтобы на него сорвались, расплакаться самому--и на время успокоения получить передышку от занятий. Не думаю, что это вполне сознательно, но используется, и иногда работает, только не со мной. Спасибо моему брату, с которым я когда-то тоже делала уроки. На него кричать вообще было нельзя--закроется, уйдет в себя, и тогда уже вообще не достучишься. Научил выдержке... Есть и еще способ--убедить всех(и себя), что он ничего не понимает и понять не может, добиться, чтобы ему все разложили на пальцах, даже не попытаться вникнуть и тупо переписать. Я сама велась первое время.

Задачи решались так. Брались любые два числа из условия и складывались. Или вычитались. Или умножались. Или делились. Как повезет. Потом с тем, что получится и оставшимся числом из условия тоже выполнялось какое-нибудь действие. Иногда угадывал... По крайней мере, первое действие. Но далеко не всегда. А еще, если он не один, а ему помогаешь, любит играть в угадайку, до сих пор еще пытается. То есть, называет действие (сложить, например), и если по вашей реакции видит, что вроде не так, начинает предлагать по одному остальные. Поэтому я старалась, особенно первое время добиваться, чтобы он на первом этапе не трогал числа вообще, а на словах говорил, что он хочет получить. Еще хорошо действует такой способ: дать какой-то пример из жизни, который полностью аналогичен задаче, но ближе и понятнее ему, и подходить уже через него.

На первых порах я задачи не брала из учебника, а придумывала сама. И советовалась с ним, о чем она будет--чтобы ему было интересно. Убедилась, что давать одну задачу, как в домашнем задании--потраченное зря времени. У него к моменту решения (естественно, после долгого и тяжелого наведения мной) только-только проклевываются какие-то зачатки понимания, к следующему разу от них уже ничего не остается, и начинай все сначала. Поэтому давала не менее трех. На первой добивалась, чтобы мозг хоть как-то зашевелился, ибо он его в плане уроков привык не напрягать--а зачем? Все равно ничего не получится! На второй (обязательно аналогичной первой) он уже видел что-то знакомое, а память, что он только что сделал подобное была свежа, он начинал думать. Третью решал уже обычно сам, без подсказок. Конечно, не за раз, снова и снова в разные дни я объясняла одно и то же, но сейчас он на задачах ДУМАЕТ.  За итоговую самостоятельную перед каникулами--четыре. Говорит, лучше всех в классе. Не знаю, насколько правда, он и преувеличить может, но тем не менее. Задача--извечная его проблема--решена правильно. Ошибки там, где мы доработать просто не успели, потому как я основные силы на задачи кинула.

И что мне очень нравится, у него появился азарт. На новое задание (если вообще в настроении в этот день) кидается с удовольствием и интересом. Как любой нормальный парень получает радость от самого осознания, что он это может. Вчера пообещала ему ,что скоро будем решать задачи со звездочками. Не то чтобы отозвался бурным восторгом, но и протеста не встретила. 3 задачи вчера решил сам, без подсказок(почти), теперь ведем борьбу с уравнениями--пока не очень понимает.

Ну и напоследок четыре правила, которые мне очень помогают.

-никогда не кричать и не срываться. Ни на тупость, ни на капризы, как бы ни хотелось уже не то что наорать, а просто взять подушку и задушить. Надо держать себя в руках и помнить о том, что ребенок, как я уже говорила, не обязан хотеть учиться, и ему эти занятия не нужны. А еще о том, что я старше и сильнее, и не имею права вести себя с ним на равных и поддаваться эмоциям. Если, конечно, не хочу у него отбить желание окончательно.

-не поддаваться на провокации, на попытки завестись отвечать спокойной рассудительностью.

-не жалеть. Если этому не следовать, усталость, сонливость и головная боль будут повторяться на удивление часто.

-постоянство и настойчивость. Если сегодня запланировали заниматься, значит, надо заниматься. Можно сократить, можно максимально облегчить, если видишь, что действительно толку сегоня не будет, но ни в коем случае не отменять. Тогда не придется тратить силы и время на выяснение, почему так уж обязательно сегоня, а нельзя ли перенести на завтра.

 

Вот... А этого ребенка к концу года планирую довести до стабильной четверки и периодических пятерок. Стабильной пятерки, наверное, не получится--из-за невнимательности, много ошибок от нее идет.

 

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (12):
ты потрясающая мать!!!!!!!!!!!
Дейрдр 16-11-2010-22:07 удалить
Н-да... Перечитала, и как-то так получилась ода себе. На самом деле, такого в планах не было, просто хотелось порассуждать на тему и поделиться выводами и опытом. А об успехах говорила в основном с мыслью доказать, что оно работает, и весьма успешно.
MariShock 16-11-2010-22:19 удалить
И правильно говорят, чужой дом - густой лес. Вот куда не смотри, проблемы, сложные взаимоотношения, недопонимание... Воспитание очень важно для дальнейшей жизни человека, без этого никуда... Понимаю, как тебе странно за всем этим следить... Но что тебе делать, я не знаю!
Дейрдр 16-11-2010-22:31 удалить
MariShock, Мариш, так я вполне справляюсь. Трудно, да, но получается же. И я получаю большое удовольствие от общения с Пашкой, вот меньше всего мне хотелось бы, чтобы его не было...несмотря на все сложности, которые он создает своим существованием.
Lasselin 16-11-2010-23:37 удалить
Дейрдр, Как хорошо сказано! Очень точно. Мой опыт не подсказывает не одного возражения. Полностью согласна.
Дейрдр, Леночка, нефига не ода. А именно рассуждение! Я тобой горжусь, сестренка!! Мне бы хоть каплю такого вот терпения и мудрости.
Дейрдр 17-11-2010-17:08 удалить
Улыбка_Заратустры, Ань, это все приходит... С опытом и в процессе размышлений.А насчет терпения...Мы же люди, на что нам Бог интеллект дал? Надо пытаться, в каждом отдельном случае. Сперва будет тяжело до невозможности, потом просто трудно, а там и в привычку войдет.
MariShock 17-11-2010-19:24 удалить
Дейрдр, Я очень рада Лен, что у тебя внутри нет негативных эмоций, потому что они очень мешают! Удачи тебе и терпения!
Дейрдр 17-11-2010-20:22 удалить
MariShock, Мариш, при желании и определенных усилиях они убираются. Не сразу, и не навсегда, но справиться можно.
Blacknight 06-02-2011-03:42 удалить
помню такой случай : Машка в 4 классе, проходят дроби. Время 7 вечера. Я и жена полковника ( тогда лейтенанта) пытаемся обьяснить Машке эти самые дроби. Обьяснять я вообще ни чего не умею. Если сама понимаю и знаю то....все должны знать. Орать не орала. Бесполезно. Накануне свекровь притащила кг 5 апельсин ( дело было под НГ) и почти столько ж яблок. И вот картина маслом ( не ржать !!!) : время около часа ночи, приходит Вася с вечерней смены и видит -- Ксю сидит за столом с горой апельсиновых корок , я стою с ножом и расфигачиваю очередное яблоко на 4 части, Машка с вытаращеными глазами пялиться на нож. Все 5 кг апельсин были почищены и разломаны по одной дольке...... --ну и что вы тут вытворяете с ребенком , апельсинами м яблоками ???--поинтересовался Васечка. --ааааа.....пытаемся обьяснить что есть дроби.--не моргнув глазом отвечаю я. --ага....Маш, быстро спать , завтра в школу....а с вами.....с вами.....я ща так разбирусь...... В общем я думала , что все--трендец нам с Ксю. Правда потом с математикой у Машки все наладилось. В 11 классе она математику сдала на твердую пятерку. Отлично понимает всякие матрицы и еже с ними. Лен, это я к тому , что у тебя все получится обязательно.
Дейрдр 06-02-2011-12:11 удалить
Blacknight, Орать--категорически нельзя. У меня на объяснение не то что дробей--они их в чистом виде еще не проходят,--а понимание, как посчитать две трети, три пятых и так далее у меня ушло два дня. Вот вместе с моим УМЕНИЕМ объяснять. Но ничего, разобрались. А кто такая Ксю?


Комментарии (12): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Немножко о детях и о школе | Дейрдр - Дневник Дейрдр | Лента друзей Дейрдр / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»