Полтава, Нов. Адмиралтейство
Хорошо сбалансированный проект при умеренном водоизмещении со схемой бронирования как у "Сисоя Великого". На момент закладки один из лучших броненосцев мира, но из-за долгой постройки в значительной степени устарели, особенно по части машинной установки.
Перешла на Дальний Восток в 1900-01 гг.
Была повреждена в бою 28.07.04 г. (14 попаданий 203...305-мм снарядами, вышло из строя 5 152-мм и 8 мелких орудий, убито 12, ранено 43). Стоя во внутренней гавани Порт-Артура, получила попадания 3 280-, 5 152- и 4 120-мм снарядов, из которых последний 280-мм 22.11.1904 г. вызвал взрыв погреба боезапаса и гибель корабля. Поднята японцами 8.07.05 (н.ст.), переименована в "Танго" и до 1908 г. проходила ремонт на верфи в Майдзуру. С 1909 г. - броненосец береговой обороны и учебный корабль. В марте 1916 выкуплена Россией, переименована в "Чесму" с зачислением в класс линейных кораблей. В годы I-й мировой войны действовала на Средиземном, Баренцевом и Белом морях. Разобрана на металл в Архангельске в 1924 г.
Пересвет, СПб, Балтийский завод
Гибрид крейсера и броненосца для длительных действий в океане с большой дальностью плавания и отличной мореходностью за счет ослабления вооружения и защиты. Корпус в подводной части был обшит деревом и медью. Первыми среди русских броненосцев имели за главным поясом скос бронепалубы и трехвальную машинную установку. Орудия ГК имели угол возвышения 25о и большую дальность стрельбы.
Тяжело поврежден в бою 28.07.04 г. (убито 13 и ранено 69 чел, вышла из строя половина артиллерии). Ремонт до середины сентября. Потоплен в гавани Порт-Артура 24.11.04 г, выдержав попадания 44 280-мм и 12 120-мм снарядов. Поднят японцами в июне 1905 г, отремонтирован и в апреле 1908 г. вошел в строй японского флота под названием "Сагами". В марте 1916 был выкуплен Россией с возвращением прежнего названия, но зачиелением в класс крейсеров. Погиб от подводного взрыва около Порт-Саида 4.01.1917 г. (н.ст.) со 116 членами экипажа.
Ретвизан, Крамп, США
Один из лучших броненосцев своего времени, послуживший прототипом целой серии американских кораблей. Схемой бронирования отличался от других русских броненосцев: при наличии карапасной бронепалубы в оконечностях главный и верхний пояса продлевались до штевней 51-мм плитами.
Торпедирован в ночь на 27.01.04 г (5 убитых, принял 2200 т воды и посажен на мель). Снят с мели 24 февраля, а 26 мая закончил ремонт. 25 июля получил попадания 18 снарядов калибром 203...305-мм, но не был серьезно поврежден (убито 6 и ранено 43 чел). Ремонт до середины сентбря. До конца осады Порт-Артура получил попадания 26 203-мм и 9 152-120-мм снарядов, 3 из которых нанесли ему тяжелые повреждения (1 взорвался в котельном отделении). Затонул 23.11.1904 г. Поднят японцам и с января 1906 г. по ноябрь 1908 г. проходил ремонт на верфи в Сасебо (установлены японские котлы Миябара и часть орудий систем Армстронга).
Служил в японском флоте под названием "Хидзен". Разоружен в 1922 г, а в июле 1924 потоплен как мишень.
Петропавловск, СПб, Галерный островок
Хорошо сбалансированный проект при умеренном водоизмещении со схемой бронирования как у "Сисоя Великого". На момент закладки один из лучших броненосцев мира, но из-за долгой постройки в значительной степени устарели, особенно по части машинной установки.
Перешел на Дальний Восток в 1900-01 гг.
Погиб на мине 31.03.04 г. вместе с начальником эскадры вице-адмиралом С.О.Макаровым, художником В.В.Верещагиным, 27 офицерами и 652 прочими чинами.
Севастополь, СПб, Галерный островок
Хорошо сбалансированный проект при умеренном водоизмещении со схемой бронирования как у "Сисоя Великого". На момент закладки один из лучших броненосцев мира, но из-за долгой постройки в значительной степени устарели, особенно по части машинной установки.
Перешел на Дальний Восток в 1900-01 гг.
Был поврежден в столкновении с "Пересветом" 13.03.04 г. Подрывался на минах 10 июня и 10 августа. В бою 28 июля получил небольшие повреждения (62 раненых). В конце осады, выдержав попадания 5 280-мм и 9 120-мм снарядов, перешел в бухту Белый волк, где в течение 6 ночей отбивал атаки японских миноносцев. Получил попадание торпеды (3 близких разрыва в сетях). Перед капитуляцией Порт-Артура затоплен 20.12.1904 г.
Победа, СПб, Балтийский завод
Гибрид крейсера и броненосца для длительных действий в океане с большой дальностью плавания и отличной мореходностью за счет ослабления вооружения и защиты. Корпус в подводной части был обшит деревом и медью. Первыми среди русских броненосцев имели за главным поясом скос бронепалубы и трехвальную машинную установку. Орудия ГК имели угол возвышения 35о и большую дальность стрельбы. Отличалась от "Пересвета" и "Осляби" некоторым улучшением бронирования.
Повреждена на мине 31.03.04 г. (без потерь, ремонт закончен 27 мая), а также в бою 28 июля (пробоина ниже ватерлинии, вышли из строя 1 254-мм и 3 75-мм орудия, убито 4 и ранено 29 человек). Потоплен в гавани Порт-Артура 24.11.04 г, выдержав попадания 30 280-мм и 17 152-120-мм снарядов. Поднят японцами 17.10.1905 (н.ст.), отремонтирован и с 1908 по 1922 г. служил в японском флоте под названием "Суво". Окончательно разобран в 1946 г.