• Авторизация


Всем привет! 08-09-2007 21:58 к комментариям - к полной версии - понравилось!


В колонках играет - Максим - Знаешь ли ты....
Настроение сейчас - отстой

Всем привет! ММДЖЖ-это суперская дорога.Последний раз,когда я на ней ездила было очень давно,мне было 5 лет,вот хочу ещё раз прокатиться.Может кого заинтересует эта инфа.

 

 

Малая Московская детская железная дорога в Кратово

        

Малая Московская железная дорога переживает свое новое рождение

 

 

70 лет назад в 1935 году было принято решение о строительстве детской железной дороги в поселке Кратово. И вот теперь на этом же месте появилась фактически новая Малая Московская железная дорога. В течение всего нескольких месяцев 2005 года взрослые железнодорожники подготовили своей будущей смене этот подарок.

 

От старой железной дороги здесь осталось не очень много: маршрут, пролегающий по живописным местам, ширина колеи, количество станций, расположение корпусов, да еще, и это, пожалуй, главное – почти нереальное ощущение взрослой игры для детей. Все остальное- новое, современное и красивое.

 

В настоящее время протяженность путей детской железной дороги составляет 4,960 км, ширина колеи - 750 мм (ширина обычной колеи- 1520 мм). По маршруту две станции - Пионерская и Юность, посадочная платформа Школьная. Есть все виды связи, четыре охраняемых переезда, из них два с автоматической светофорной сигнализацией и два неохраняемых, локомотивное депо. На территории малой дороги расположен учебный корпус с кабинетами по службам: движения, централизации блокировки и связи, локомотивного, путевого и вагонного хозяйства. В нем расположено помещение дежурного по станции, диспетчера, радиоузел.

 

Все перечисленные выше объекты не просто обновлены – они заменены. Вместо деревянных шпал на всем протяжении пути уложены железобетонные, на которых новые рельсы. Заменены все восемь стрелок, на всех шести переездах появилось новое оборудование и резинокордовое покрытие, два из них, находящиеся на городской территории, оборудованы УЗП (устройством заграждения переезда). Установлены новые светофоры. Реконструирован ангар для хранения вагонов. Платформы уложены тротуарной плиткой, над ними появились новые навесы. На станциях установлены билетные кассы. Органично вписались в общую картину часы, точь-в-точь такие же, как на всех московских вокзалах, но только маленькие.

 

[показать]

  Фото Владимира Бобровского (Служба по связям с общественностью МЖД).

 

Депо Малой Московской железной дороги тоже изменилось до неузнаваемости: внешне и внутри здание отделано современными материалами, металлические распашные ворота заменены механическими с автоматикой дистанционного управления.

 

Трудно узнать и здание учебного корпуса, при отделке которого использовались самые современные строительные и отделочные материалы.

 

[показать]

  Фото Владимира Бобровского (Служба по связям с общественностью МЖД).

 

Но юные железнодорожники приходят сюда не только учиться, отдыхать, но и работать, поэтому главным для них является подвижной состав.

 

Когда встал вопрос о полной реконструкции Малой Московской железной дороги, с ребятами советовались, как с «бывалыми» железнодорожниками. Конструкторы Мытищинского завода выслушали все рекомендации, касающиеся того, как должен выглядеть пассажирский вагон, и воплотили 90% их задумок. Новые маленькие вагоны оборудованы бегущей строкой, в них 36 мягких маленьких сидений, маленькие столики, узенькие ковровые дорожки. В дикторской установлено новое оборудование. Тепловоз, тоже с новым оборудованием, отремонтирован, а точнее изготовлен заново в ремонтном депо Рязани. От старого тепловоза осталась только рама.

 

Для работников малой железной дороги была заказана новая форменная одежда, точно такая же, как у младшего состава Московской железной дороги: темно-синие куртка, брюки или юбка, голубая рубашки и синий галстук. Движение поездов малой дороги осуществляется в летнее каникулярное время по установленному графику и утвержденному расписанию.

 

[показать]

  Фото Владимира Бобровского (Служба по связям с общественностью МЖД).

 

 

 

«Взрослые игры для детей», - скажут люди неосведомленные. Но никто из железнодорожников столичной магистрали с ними не согласится. Здесь все серьезно – учеба, экзамены, практика, работа, ежедневные планерки и «разбор полетов».

 

Юные железнодорожники - хозяева своей дороги. Общее руководство коллективом учащихся осуществляет Совет юных железнодорожников, состоящий из старших ребят, входящих в руководство каждой единой смены. Он организует работу единых смен, следит за дисциплиной, проводит и подводит итоги соревнования между сменами, борющимися за звание «Лучшая смена дороги».

 

[показать]

  Фото Владимира Бобровского (Служба по связям с общественностью МЖД).

 

 

Обслуживание детской дороги осуществляется учащимися под руководством инструкторов - специалистов железнодорожного транспорта. В течение учебного года ребята принимают активное участие в текущем содержании хозяйства дороги: благоустройство и уборка территории, прополка путей, уборка служебных помещений и кабинетов, уборка и оформление вагонов, экипировка локомотивов и т.д. Ежегодно детская дорога обслуживает десятки детских баз отдыха, детские сады, санатории, дома отдыха. За лето ребята провозят более 30 тысяч пассажиров, проводят 650 поездов.

 

 

 

Здесь куются будущие железнодорожные кадры

 

 

Обучение на Кратовской ДЖД проходят школьники 11-16 лет. Сюда едут ребятишки от Москвы до Голутвина. Полный курс обучения - 5 лет. Сезон движения поездов начинается в июне и заканчивается в последнее воскресение августа. Кроме того, на Малой Московской проходят летнюю практику учащиеся кружка Юных железнодорожников при Московском государственном университете путей сообщения (МГУПС / МИИТ).

 

Ребята с октября по май проходят на дороге теоретическую подготовку по профессиям стрелочников, проводников, машинистов (по статистике это в основном дети из малообеспеченных семей и по данным за несколько десятилетий 65% из них потом выбирают специальность железнодорожника). Весь курс «обучения» рассчитан максимум на 5 лет – три года теории и два – активной практики. Марина Козина, начальник ММЖД, сама начинала свою деятельность на этой дороге еще школьницей в 1972 году, и уже 16 лет (с 1989 г.) является ее руководителем. Штат ее неофициальных подчиненных подсчитать сложно – дети приходят и уходят, ведь обучение полностью бесплатное. Но с начала весны до поздней осени маленькие голубые вагончики перевозят гостей города от станции до Кратовского озера, популярного в последнее время места отдыха. И сбоев в работе этой, пусть и Малой железной дороги, быть не должно! В рейс с машинистом всегда отправляется опытный инструктор Владимир Андреевич Прибылов, который работает на детской дороге с 1977 года. А его железнодорожная биография началась в Кратово, куда он в 1967 году впервые приехал покататься на маленьких голубых вагончиках, а потом стал здесь учиться.

 

Правила и законы на Детской дороге те же самые, что и на остальных российских железных дорогах. А основных правил три: безопасность движения, комфорт пассажиров и скорость. Но стать здесь машинистом непросто, нужно учиться. Каждый сезон машинисты соревнуются за право быть лучшим. Главное- плавный ход, и чтобы проверить это умение, в кабине ставится стакан воды, из которого не должно не пролиться ни одной капли! В сезоне 2004 года лучшим машинистом Малой железной дороги стал Дмитрий Синицын.

 

Эта подмосковная «детская» железная дорога — третья в бывшем СССР, но первая в России. За годы ее существования с профессией железнодорожника познакомилось около 45 тысяч школьников, а перевезла дорога более 3 миллионов пассажиров! И какая она после этого «детская»! В годы перестройки детскую дорогу чуть было не прикрыли из-за убыточности. Но «большая» Московская взяла ее под свое крыло и сейчас активно помогает работать этой «ребячьей колее». А те ребята, кто постарше, могут получить профессию железнодорожника в «настоящих» учебных заведениях, в том числе и в профессиональных училищах.

 

 

На дороге курсирует состав из 6 вагонов. И никогда они не уходят пустыми, потому что пассажиров здесь не просто много, а очень много. Всегда к любому пассажиру в рейсе подойдет маленький контролер и вежливо осведомится о том, есть ли у Вас билет. Это ревизор, который просто выполняет свою работу. Также, как свою работу выполняют кассиры, ревизоры, кондукторы, проводники, стрелочники, машинисты, диспетчеры, дикторы… В каждый рейс отправляется 25 человек, еще почти столько же человек обслуживают состав, находясь не в поезде, но на своих рабочих местах.

 

[показать]

Фото Владимира Бобровского (Служба по связям с общественностью МЖД).

 

 

 

 

Детская железная дорога - политика, работа или игра?

 

 

Сам товарищ Каганович, тогда нарком путей сообщений, одобрил идею строительства детской железной дороги в подмосковном поселке Кратово, а возникла она 30 октября 1935 года, когда состоялся слет пионеров Раменского района. Одним из обсуждавшихся на слете вопросов был призыв тифлисских пионеров, построивших первую в Советском Союзе Детскую ЖД, начать строительство детских дорог во всех уголках страны. На этот призыв горячо откликнулись учащиеся железнодорожных школ. В Быковской железнодорожной школе № 8 Московско-Казанской железной дороги собрались ребята из близлежащих школ, чтобы по-деловому обсудить план строительства детской железной дороги. Ребята избрали совет содействия строительству ДЖД, куда вошли пользующиеся уважением, серьезные, наиболее достойные их ровесники.

 

 

30 октября 1935 года в Центральном доме культуры состоялся первый слет юных строителей детской железной дороги. На слете присутствовало около двух тысяч учащихся железнодорожных школ и школьников г. Москвы. Слет принял решение строить детскую железную дорогу в поселке Кратово.

 

 

По решению руководства Ленинской, ныне Московской железной дороги в п. Кратово приступили к созданию пионерского лагеря и одновременно к изыскательским работам по строительству детской железной дороги.

 

 

Для проведения этих работ были откомандированы опытнейшие специалисты - сотрудники Ленинской железной дороги, также принимала участие инициативная группа пионеров - учащихся железнодорожных школ Кратово, Быково, Раменского.

 

24 апреля 1936 года в Центральном доме культуры железнодорожников состоялся второй слет юных строителей, на котором было принято решение: «Начать строительство детской железной дороги летом 1936 года».

 

 

24 июня 1936 года на станции Отдых рано утром начали собираться группы юных строителей. Групповоды коротко докладывали юному председателю Совета содействия строительству Малой московско-Рязанской железной дороги, о количестве прибывших с ними ребят и подробно перечисляли о наличии привезенных с собой инструментов. Получив задание и участок работы, ребята отходили, вливаясь в общую массу, ожидавшую открытия торжественного митинга, посвященного закладке детской железной дороги. На митинге присутствовало более 2000 человек…

 

«Митинг закрыт» - спокойно объявил председатель Совета, и все присутствующие заняли свои участки и, немедля ни минуты, приступили к работе. Бок о бок с пионерами трудились комсомольцы-железнодорожники. Не утерпели и взрослые: рабочие депо Москва-Пассажирская, Москва-Сортировочная и других предприятий. На будущей станции Путь Ильича бригада путейцев укладывала путь. Право забить костыли на первом звене рельсового пути Малой Московско-Рязанской железной дороги было предоставлено общественникам и лучшим стахановцам Агурееву, Кулешову и старому бригадиру пути Балыгину.

 

 

Строительство шло успешно: росли насыпи земляного полотна, делались выемки, укладывались шпалы, рельсы, производилась отсыпка балласта и другие строительные работы. Юные строители построили временные служебные помещения станций Путь Ильича и Школьная. Начался 1936-1937 учебный год. Но это не помешало учащимся уделять время для строительства своей железной дороги.

 

Ребята приняли обязательство закончить строительство первой очереди к Октябрьским торжествам. Это обязательство было с честью выполнено. К очередной торжественной дате - 7 ноября 1936 года - было закончено строительство путей протяженностью 2300 метров.

 

 

Зимой юные строители с большим энтузиазмом углубились в изучение основ железнодорожного транспорта. В Кратовской, Быковской и Раменской железнодорожных школах были организованы и работали кружки юных железнодорожников, в которых пионеры овладевали специальностями паровозников, движенцев, вагонников, путейцев и связистов, с увлечением изучали технику железнодорожного транспорта.

 

 

Работая на общественных началах, комсомольцы депо Москва-Пассажирская отремонтировали паровоз серии ВЛ-1, а комсомольцы с Перовского вагоноремонтного завода подарили юным железнодорожникам три пассажирских вагона.

 

[300x200]

  ВЛ-1 – первый паровоз Кратовской ДЖД – ведёт пробный поезд.
    Фото Межуева из личного архива С.В. Дорожкова, апрель 1937 года.

 

 

С наступлением весны 1937 года юные строители, ставшие уже юными железнодорожниками, начали подготовку Малой Московско-Рязанской железной дороги к эксплуатации. Каждая группа выходила на свои участки работы: путейцы - на путь, паровозники - на паровоз, вагонники - к вагонам, связисты устанавливали связь между станциями. Ко второй половине апреля 1937 года детская железная дорога была готова к открытию движения поездов.

 

[190x250]

 

 

И вновь праздничная дата. 2 мая 1937 года на всю жизнь остался в памяти у ребят. Собралось около 3000 человек на станции Путь Ильича, желающих попасть на первый поезд. Однако, право проезда в первых поездах было предоставлено активным участникам строительства детской железной дороги, которые с гордостью и радостью заняли места в голубых вагонах. Станционный колокол возвестил о готовности к отправлению первого пассажирского поезда. Юная дежурная по станции Тоня Новокшанова вручила через главного кондуктора юному машинисту Вениамину Пасынкову жезл с надписью «Путь Ильича – Школьная» и подала сигнал отправления. Поезд под звуки марша плавно отправился в свой первый рейс. Так начались замечательные дни увлекательной работы учащихся школ - юных железнодорожников на Малой Московской железной дороге.

 

[300x200]

Поезд с паровозом ВЛ-1 на станции Путь Ильича.
    Фото из архива Кратовской ДЖД, 1937 год.

 

 

 

 

Из воспоминаний Б.П.Борисова: «Не забуду день 6 июня 1939 года. В этот день я пришел на Малую Ленинскую железную дорогу в качестве главного инженера. Сначала мне показалось, что я попал в сказочную страну детей, где все делают сами ребята. Куда не погляди, повсюду серьезные, привлекательные детские лица.

 

Машинистом на паровозе сидел вихрастый, горделиво поглядывающий на всех мальчишка. Стрелочник был похож на часового, и я, еле сдержав улыбку, посмотрел на непроницаемо важную физиономию. Подошел к кассе - аккуратная девочка с толстой рыжей косой продавала билеты…»

 

Движение поездов торжественно открыли 6 июня 1939 г. И по сей день ММЖД - это единственная в Московской области и ближайшая к Москве детская железная дорога, а кроме того, это единственная действующая узкоколейка с колеёй 750 мм. Впрочем, ощущение маленького и почти что «кукольного» присутствует и сейчас…

 

 

Предстояло удлинить дорогу на 2 км до Кратовского озера. 12 июня 1940 года со станции Путь Ильича отправился первый рабочий поезд, груженный рельсами, шпалами и прочими материалами для строительства второй очереди ДЖД. Ребята работали быстро и слаженно. Почин ударников привел к полному пересмотру прежних планов, в особенности перестройка коснулась работы движенцев: они провели хронометраж операций и так уплотнили график, что каждая минута рабочего времени использовалась оптимально. К концу летних каникул 1940 года, к пятой годовщине дня железнодорожников по новой трассе уже пошли пробные поезда. Регулярное движение по всей дороге наметили открыть летом будущего 1941 года.

 

 

Из архива:

Приказ № 313

По управлению Ленинской железной дороге от 10 августа 1940 года.

О премировании юных железнодорожников,

в связи с окончанием удлинения трассы

Малой Ленинской ж.д. к 5-ой годовщине

Всесоюзного дня железнодорожника.

 

За успешное выполнение взятых на себя обязательств по строительству пути от станции Школьная до Культбазы ЦК Союза железнодорожников Центра /Кратово/ протяжением 1,5 км, за инициативу и окончание основных работ к 5-ой годовщине празднования Всесоюзного дня железнодорожников премировать руководящий состав Малой Ленинской железной дороги и особо отличившихся на строительстве детской железной дороги:

- форменными костюмами следующих юных железнодорожников (далее в списке значится 34 фамилии).

 

Руководство Ленинской железной дороги уверено, что коллектив юных железнодорожников будет учиться в школах и изучать технику железнодорожного транспорта на «хорошо» и «отлично».

 

Начальник Ленинской ж.д. /Бабайцев/                                        Начальник Подора /Кузнецов/
     
      
     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Открытие летнего сезона 1941 года было намечено на 22 июня. Вместо него, собравшиеся на митинг юные железнодорожники слушали сообщение Совинформбюро о вероломном нападении фашистской Германии на СССР.

 

 

22 июня 1941 года юный машинист Валентин Ольховцев со своим помощником Павликом Скворцовым провели свой последний почти пустой поезд.

 

 

Из воспоминаний начальника детской железной дороги Б.П.Борисова: «Вновь во всех деталях вспоминаю тот день 22 июня 1941 года. Юные железнодорожники собрались на станции Путь Ильича, чтобы отметить открытие второй очереди детской железной дороги. Вот они, радостно гомонящие, счастливые герои строительства: Аня Иваненкова, Нина Озерова, Игорь Арефьев, Вася Илюхин, Валя Ольховцев, Саша Ривкин, Петя и Боря Шамшины и другие. На трибуну поднимается председатель Совета детской железной дороги Коля Исаев. Он открывает митинг. Выступают убеленные сединами ветераны труда, активисты комсомола. К юным железнодорожникам обращены теплые слова приветствий и поздравлений. И вдруг к трибуне бежит задыхающийся, взволнованный Коля Егоров, юный начальник связи детской дороги. Еще не добежав до трибуны, он внезапно останавливается и произносит только одно слово, которое слышат все: "ВОЙНА"!»

 

Летом 1941 года детская железная дорога еще работала некоторое время, но ближе к осени все-таки была закрыта из-за начавшихся воздушных налетов.

 

Война прервала мирную жизнь людей. Воспитанники детской железной дороги не остались в стороне от суровых испытаний. Некоторые из них ушли добровольцами на фронт, даже не достигнув семнадцати лет. Большинство из них с войны не вернулось.

 

Ребята помладше заменили на трудовом посту отцов и старших братьев. 25 июня 1941 года на имя Начальника паровозного депо Москва-Сортировочная Ленинской железной дороги Каткова В.Р. было подано заявление от 16 юных железнодорожников с просьбой принять их на работу в должности помощников паровозных машинистов. Среди них выделялись Любовь Захарова, Юрий Иванов, Валентин Ольховцев, Василий Илюхин, Павел Скворцов и Игорь Арефьев. То, как они справлялись с работой в трудных условиях военного времени, водя поезда в прифронтовой полосе, лишний раз показывало, насколько высоким был уровень профессиональной подготовки на детской железной дороге. В это же время от 40 юных железнодорожников было подано заявление на имя Начальника 2-ой Раменской дистанции пути, в котором они предлагали свою помощь. Юные путейцы под руководством Леши Каменского работали по расчистке путей, дежурили в госпиталях, всячески помогали раненым. Но ребятам не терпелось взяться за большое дело.

 

 

Из воспоминаний начальника детской железной дороги Б.П.Борисова: «24 марта 1942 года я приехал на собрание учащихся в Раменскую железнодорожную школу №10. Лида Илюхина прочитала передовую статью в «Правде», призывавшую детей внести своим трудом вклад в разгром фашизма. Я рассказал ребятам, что в связи с трудностями в снабжении лесоматериалами, возникла необходимость в строительстве лесовозной железной дороги на станции Бронницы. На мой вопрос: « Есть ли добровольцы?» вверх взметнулись руки всех присутствующих. Такой же отклик нашло мое предложение и в других железнодорожных школах - в Кратово и Быково».

 

В июне 1942 года 53 юных железнодорожника, выбранных из добровольцев, были направлены на строительство лесовозной железной дороги Спецлестранхоза НКПС на ст.Бронницы Ленинской железной дороги. Воспитанники детской железной дороги уверенно чувствовали себя на различных должностях. Заместителем начальника строительства стала Нина Алексеева, мастером пути - Катя Алексеева, бригадиром пути - Игорь Карягин, машинистом паровоза - Леня Боровиков и другие. В 1943 году уже 172 юных железнодорожника приняли участие в строительстве железнодорожных путей на станциях Бронницы, Фаустово, Хоботово и вывозке леса необходимого для восстановления железнодорожных мостов и путей. Всего за годы Великой Отечественной войны юными железнодорожниками было построено 20 км лесовозных дорог в т.ч. 3,5 км. - широкой колеи.

 

Родина по достоинству оценила самоотверженный труд воспитанников детской железной дороги во время войны. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1944 года 12 юных железнодорожников награждены медалью «За оборону Москвы» и приказом № 548 от 12 ноября 1943 Управления учебными заведениями НКПС премированы ценными подарками 25 юных железнодорожников, особо отличившихся в строительстве узкоколейных железных дорог и в работе на подсобном хозяйстве Спецлестранхоза.

 

По окончании Великой Отечественной войны юные железнодорожники, опять же своими силами, приступили к восстановлению детской железной дороги. 14 июня 1945 года движение на ДЖД было восстановлено, хотя полностью восстановительные работы завершились лишь летом 1947 года.

 

С этого времени длина главного пути дороги составила 3.8 километра, а полная эксплуатационная длина – 4.962 км. Впоследствии полная эксплуатационная длина несколько уменьшилась за счет того, что разворотные сооружения для паровозов были разобраны и превращены в тупики.

 

В 1950 году юные железнодорожники в честь опять же знаменательной даты - выборов в Верховный Совет СССР - своими силами построили мотовоз и подарили его Лестрансхозу Печерской железной дороги.

 

В 1957 году на станции Пионерская построено каменное депо на два стойла.

 

[300x200]

  Юный машинист в паровозе Рп-771.
    Фото из архива Кратовской ДЖД, 1957 год.

 

[300x200]

Паровоз Рп-771 готов к отправлению.
    Фото из архива Кратовской ДЖД, 1957 год.

 

Несколько лет в начале 60-х Кратовская ДЖД работала круглый год. Для расчистки путей от снега имелся самоходный щеточный снегоочиститель и изготовленный своими силами навесной снегоочиститель для тепловоза ТУ2. При изготовлении навесного снегоочистителя были использованы некоторые узлы отслужившего свой век паровоза. К сожалению, Кратовская ДЖД очень быстро вернулась к обычному своему режиму работы, которым движение поездов предусматривалось только летом.

 

В 1971 году, во время капитального ремонта дороги, в путь были уложены рельсы Р43, на станции Пионерская смонтирована маршрутно-релейная централизация, на станции Путь Ильича электрическая централизация, а на перегоне между ними автоблокировка. Тогда же был разобран обгонный путь на станции Школьная, что сделало невозможным обращение на дороге двух составов.

 

Эра паровозов закончилась на Кратовской ДЖД в 1972 году. Последний из паровозов был отставлен от работы, а вместо него из Шатуры получен тепловоз. Еще несколько лет Рп-771 можно было увидеть на запасных путях станции Пионерская, а впоследствии он был сдан в металлолом.

 

В 1979 году на станции Пионерская построен учебно-лабораторный корпус и новая высокая платформа. В 1970-е гг. дорога использовалась также как учебная, на которой число обучавшихся детей доходило до 1,7 тысяч в год.

 

 

В 1982 году на смену польским вагонам Pafawag пришли цельнометаллические пассажирские вагоны Демиховского завода, которые эксплуатируются до сих пор.

 

[300x195]

  Тепловоз ТУ2-129 «Сказка».
    Фото П.А. Стрелкова, 18 июля 1999 года.

 

В июле 2002 года полностью сгорели станционные постройки на станции Юность. До конца сезона управление стрелками на станции Юность осуществлялось вручную, а станционная громкоговорящая связь отсутствовала.

 

В мае 2003 года средства СЦБ на станции Юность были полностью восстановлены, а в середине лета 2003 на станции возведено новое здание с легким навесом для пассажиров и помещением для обслуживающего персонала станции.

 

За годы существования дороги она дважды переименовывалась: сперва из Малой Ленинской в Малую Московско-Рязанскую, а затем в Малую Московскую (Кратовскую). Менялись и названия станций. Так, станция Путь Ильича в 1991-92 году была переименована в Юность. Станция Культбаза была переименована в Пионерскую.

 

В настоящее время по линии детской железной дороги проходит граница между городом Жуковским и поселком Кратово.

 

 

 

 

«Город – сад» по-кратовски, или немного из предыстории

 

 

Кратово возник в 1898 году, когда на 38-й версте тогда еще новой Казанской железной дороги появилась станция и поселок Прозоровский (первоначальное название поселка). Хозяева здешних мест, князья Прозоровские-Голицины строили здесь дачи и сдавали их в аренду.

 

Сейчас железная дорога рассекает поселок на две части, и история одной из этих частей очень интересна.

 

В 1912 году Николай Карлович фон Мекк, председатель Общества Московско-Рязанской железной дороги купил у А.А Прозоровского — Голицина участок земли под постройку Города-сада для служащих железной дороги.

 

Радиально-кольцевая застройка должна была максимально сохранить зеленый массив, а для удобства передвижения жителей чудо-города была намечена прокладка двух маршрутов трамвая.

 

К числу наиболее важных объектов города-сада следует отнести церковь на 500 человек, общественное собрание с театральным залом, библиотекой и читальней, помещением для лекций, больничный городок, включающий в себя больницу и два санатория: один для ослабленных и слабосильных и другой — для туберкулезных больных, школьный квартал, состоящий из пяти учебных заведений и административное здание, в котором разместились бы почта, телеграф, телефон и др.

 

Для отдыха жителей предполагалось организовать зону отдыха, для чего в русле речки Хрипанки был отрыт пруд площадью 12 кв. сажен с двумя островами, на берегах которого предполагалось построить площадки для лаун-тенниса, крокета и футбола.

 

 

В планировке и строительстве поселка, где было предусмотрено практически все "для удобства, красоты, здоровья и благополучной жизни его обитателей", принимали самое активное участие А.В. Щусев, В.Н. Семенов, А.И. Таманян, А.И. Иваницкий, Н.И. Буянов. С 1912 г. началось активное строительство домов и прокладка улиц, но мировая война, революция и разруха привели к тому, что строительство городка в Прозоровском так и не было завершено. Проект же долгое время служил образцом для многочисленных подражаний (не случайно Маяковский подхватил эту «заманчивую» идею). В послереволюционные годы была сделана попытка воплотить первоначальный замысел до конца. Много сил для улучшения быта железнодорожников приложил первый комиссар Московско-Рязанской железной дороги Иван Антонович Крат, чьим именем были названы в 1930 г. поселок и железнодорожная платформа. А вот храм, заложенный при Н.К. фон Мекке, достроен не был, и его возвратили прихожанам лишь в 1998 году.

 

«Город-сад» создавали другие - в довоенные и особенно в послевоенные годы 20 века в Кратове один за другим вырастают дачно-строительные кооперативы. Здесь в разное время отдыхали и отдыхают С. Эзенштейн, С. Прокофьев, М. Шагинян, Т. Тесс, В Берестов, Т. Александрова, В. Шаинский, В. Талызина, Н. Бестемьянова и И.Бобрин и многие другие известные люди. Но в одном из домов все же жила семья Скворцовых — старейшая железнодорожная династия поселка.

 

Один из красивейших уголков Подмосковья тогда, еще в роковые тридцатые, был облюбованный старыми большевиками, экс-политкаторжанами, генералами и научно-технической и творческой интеллигенцией. С 1939 г. поселок был отнесен к категории дачных.

 

Кратово примечательно и тем, что здесь расположена единственная в Подмосковье Малая детская железная дорога. На базе трамвайного депо и проложенной узкоколейки города-сада создана и действует до сих пор одна из самых первых в России Малая Детская Железная дорога, которая привлекает каждое лето огромное количество детей и взрослых.

 

[300x210]

 

 

Режим работы Малой Московской детской железной дороги

 

Движение поездов по Малой Московской детской железной дороге осуществляется с 28 мая 2006 г. до 30 сентября 2006 г. (последний рабочий день - 24 сентября) по рабочим и выходным дням (кроме понедельника и вторника) с 10.00 до 14.00.

 

Стоимость проезда: детский билет - 20 руб., взрослый - 30 руб. Для детей до 2-х лет проезд бесплатный. Для детей старше 10 лет приобретается взрослый билет.

Кассы работают на территории детской железной дороги с 10.00 до 14.00 (в дни работы Малой Московской детской железной дороги).

 

Из Москвы до Кратовской дороги можно доехать с Казанского вокзала на электропоездах Рязанского направления до платформы Кратово.

 

Организованные коллективные экскурсии можно заказать по телефону -  8 (246) 36289.


вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Всем привет! | Rosenrotr - Rosenrotr | Лента друзей Rosenrotr / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»