Альбрехт Дюрер
Дюрер родился 21 мая 1471 в Нюрнберге, главном центре немецкого гуманизма. Его художественное дарование, деловые качества и мировоззрение формировались под влиянием трех людей, сыгравших наиболее важную роль в его жизни: отца, венгерского ювелира; крестного Кобергера, оставившего ювелирное искусство и занявшегося издательским делом; и ближайшего друга Дюрера, Вилибальда Пиркхаймера – выдающегося гуманиста, познакомившего молодого художника с новыми ренессансными идеями и произведениями итальянских мастеров.
Дюрер освоил основы живописи и ксилографии в мастерской художника Михаэля Вольгемута. После нескольких лет учебы он в 1490 поехал в Кольмар, чтобы познакомиться с великим гравером Мартином Шонгауэром, но не застал его в живых. 1492–1494 он провел в Базеле, крупнейшем центре производства иллюстрированных книг. Здесь молодой художник увлекся ксилографией и гравюрой на меди; однако из многочисленных гравюр, приписываемых этому периоду творчества Дюрера, его произведением может считаться только фронтиспис к изданию посланий св. Иеронима 1492.
Гравюра на дереве или ксилография возникла в Европе на рубеже ХIV и ХVII веков. При такой технике гравирования рисунок на доске остается выпуклым, а фон вырезается. После обработки изображение представляет своеобразный рельеф, на который наносится краска и делается оттиск на бумаге. В этой технике в 1507 году Дюрер начал создавать серию «Малые страсти».
Серия «Страсти» состояла из 15 гравюр и титульного листа, которые автор неоднократно переиздавал. Каждый лист этого цикла отличался ясным композиционным построением и тончайшей обработкой всех деталей. Гравюры Дюрер посвящал своим друзьям.
Немного раньше, в 1498 году, художник закончил свою первую большую серию гравюр «Апокалипсис», в которой отразились настроения, царившие в Германии в конце ХVI столетия. Постоянные междоусобные войны, голод и эпидемии стали сюжетом для картин, отпечатанных на 15 больших листах с текстом на обороте. Кульминационным моментом действия «Апокалипсиса» стала сцена, изображающая «Четырех всадников» — Мор, Голод, Войну и Смерть, вихрем пронесшихся над землей. Под копытами их лошадей гибнут император и епископ, горожанки и крестьяне. Дюрер, таким образом, утверждает, что все равны перед карой небесной. Графический язык этой серии динамичный и смелый. Перекрещивание диагональных осей, на которых построена композиция, подчеркивает ее экспрессивность. Главный лейтмотив «Четырех всадников» — это стремительность движения, которую автор мастерски показал, точно изображая бегущих в панике людей. Одни падают, другие борются, угрожая оружием. Страшные лица, сильные жесты, быстрый темп — вот характерные черты этой работы.
И совсем иначе решена композиция «Битва архангела Михаила». Гравюра делится по горизонтали на две неравные части с тьмой наверху и светом внизу. Яростной битве Михаила с драконом на небе противостоит идиллия на земле. Запутанный готический узор наверху и спокойный, ясный рисунок внизу олицетворяют два противоположных начала — добро и зло. По широте охвата событий и эмоциональной силе «Апокалипсис» является крупнейшим произведением в искусстве Возрождения.
работы из серии «Мастерских гравюр». Сюжет этих картин связывают с трактатом Эразма Роттердамского «Руководство христианского воина». В нем речь идет о бесстрашном и преданном долгу человеке, перед волей и твердостью духа которого отступают силы ада. Рыцаря сопровождают собака — символ истины, дьявол — символ искушения и смерть с песочными часами, напоминающая о бренности жизни. У искусствоведов было «искушение» соединить все работы в одну серию, но специалисты не поддержали эту идею. Они считают, что «Рыцарь» скорее имеет прямую связь с гравюрой «Святой Иероним в келье», сюжет которой был очень популярен в Германии в начале ХVI века. Здесь зрители видят изображение не только святого, но и философа, посвятившего свою жизнь постижению истины. Мягкая тональность гравюры отображает созерцательную сторону жизни, которую Дюрер противопоставляет деятельной в гравюре «Меланхолия». В этой работе автор воплотил стремление человека проникнуть в тайны мироздания. Он изобразил свою героиню в окружении предметов, свидетельствующих о ее научных и художественных занятиях.
Художник часто обращался к образу Богородицы, поскольку культ Марии был очень распространен в Западной Европе в позднем Средневековье и в эпоху Возрождения. Об этом свидетельствуют его ксилографии «Успение» и «Вознесение» и и цикл работ «Жизнь Марии». Все творчество Альбрехта Дюрера проникнуто стремлением постичь многообразие жизни и воплотить в своих работах. Вот уже пять столетий его гравюры восхищают зрителей мастерством, изяществом и философской глубиной
В 1503–1504 Дюрер создает замечательные акварельные этюды животных и растений, из которых наиболее знаменит Большой кусок дерна (1503, Вена, Художественно-исторический музей). Написанные различными оттенками зеленого, растения изображены с непревзойденной тщательностью и точностью.
Исполненная в 1504 гравюра Адам и Ева отличается монументальностью и классицизирующими тенденциями. Обе фигуры – плод исследований пропорций человеческого тела, занимавших Дюрера в течение всей жизни. Теперь художник обратился к гравюре на металле, дававшей возможность оперировать более тонкими и гибкими линиями, чем те, которые могут быть получены в технике ксилографии.
В 1506, возможно, спасаясь от чумы, Дюрер снова приехал в Венецию. Отношение Дюрера к Венеции было двойственным. Для него этот город был одновременно и притоном мошенников и воров, и местом «где я – господин, в то время как дома – всего лишь паразит». В алтарном образе для немецкой церкви в Риальто Праздник четок (1506, Прага, Национальная галерея) Дюрер использовал традиционную итальянскую иконографию sacra conversazione (Мадонна на троне с предстоящими ей святыми по сторонам). На этой картине Мадонне с Младенцем поклоняются император и папа римский, а позади них – толпа народа, в которой Дюрер изобразил многих своих современников.
Вернувшись в Нюрнберг, Дюрер продолжал заниматься гравюрой, однако среди его произведений 1507–1511 более важное место занимают картины. Дюрера, по-видимому, не привлекал получивший широкое распространение в эти годы прием сфумато (туманная мягкость очертаний в живописи), и он продолжал писать в жестком линеарном стиле. Для этого периода характерны такие картины, как Адам и Ева (1507, Прадо). Гибкие тела удлиненных пропорций со слабовыраженными признаками пола, помещенные на темном фоне, более грациозны, чем Адам и Ева на гравюре 1504. В 1508 для доминиканской церкви во Франкфурте Дюрер написал большой образ Успение Богоматери (не сохранился и известен лишь по копиям). В его композиции отразилось влияние итальянских двухъярусных изображений Вознесения Богоматери. Благодаря использованию этой схемы мастеру удалось достичь поразительной монументальности образа. В 1511 по заказу купца Маттеуса Ландауера Дюрер написал Поклонение Троице (Вена, Художественно-исторический музей). Это – наиболее амбициозное из всех произведений художника. Троица изображена на центральной оси (Святой Дух в виде голубя, Бог Отец, увенчанный короной, и распятый Христос); вокруг – поклоняющиеся Божественному Престолу святые, образующие четыре группы: вверху слева – мученики во главе с Богоматерью; справа – пророки, пророчицы и сивиллы под предводительством Иоанна Крестителя; внизу слева – деятели церкви, ведомые двумя папами, а справа – миряне во главе с императором и королем. В самом низу изображен пейзаж с озером, на берегу которого показана одинокая фигура самого Дюрера у доски с надписью. Живопись жесткая и сухая, сверкающие краски кажутся почти металлическими, твердые и плотные формы контрастируют с мягкостью пейзажа и облаков.
Если в 1507–1511 Дюрер в основном занимался живописью, то 1511–1514 годы были посвящены преимущественно гравюре. Он выпустил второе издание Апокалипсиса, цикл из двадцати гравюр на дереве Жизнь Марии, двенадцать гравюр серии Большие Страсти и тридцать семь гравюр на тот же сюжет – Малые Страсти. В этот период его стиль становится более уверенным, контрасты света и тени сильнее, как, например, в гравюрах Взятие Христа под стражу (серия Большие страсти) и Четыре всадника Апокалипсиса. В 1512 Дюрер выпустил третью серию гравюр Страсти изысканных и утонченных по исполнению. В 1513–1514 он создал три самых знаменитых своих листа: Рыцарь, смерть и дьявол; Св. Иероним в келье и Меланхолия I. На первом из них рыцарь-христианин едет по гористой местности, сопровождаемый Смертью с песочными часами и дьяволом. Образ рыцаря возник, возможно, под влиянием трактата Эразма Роттердамского Руководство христианского воина (1504). Рыцарь – аллегория активной жизни; он совершает свои подвиги в борьбе со смертью. Лист Св. Иероним в келье, напротив, является аллегорическим изображением созерцательного образа жизни. Старик сидит у пюпитра в глубине кельи; на переднем плане растянулся лев. Сквозь окна в это мирное уютное жилище льется свет, однако и сюда вторгаются символы, напоминающие о смерти: череп и песочные часы. На гравюре Меланхолия I изображена крылатая женская фигура, сидящая среди разбросанных в беспорядке приборов и инструментов.
В 1514 Дюрер стал придворным художником императора Максимилиана I. Вместе со своими помощниками он создал гравюру (3ґ3,5 м), которая изображает триумфальную арку и торжественную процессию. Композиция была призвана прославить историю императорской династии и подвиги императора и его предков. Дюрер продолжал писать и картины, создав замечательный Портрет императора Максимилиана (Вена, Художественно-исторический музей) и образ Богоматерь с Младенцем и св. Анной (1519–1520, Метрополитен). Последний представляет собой композицию, состоящую из трех плотно сгруппированных фигур. Св. Анна в задумчивости опустила руку на плечо юной Богоматери, поклоняющейся Младенцу Христу.
В 1519 Максимилиан умер, и трон перешел к Карлу V. В 1520 Дюрер отправился ко двору нового императора. Поездка превратилась в продолжительное путешествие по Нидерландам, подробно описанное Дюрером в путевом дневнике. Художника везде встречали с почестями, по пути он видел самые разные произведения искусства, от Гентского алтаря ван Эйка до образцов искусства американских индейцев, привезенных из Мексики спутниками Кортеса. Вернувшись в Германию, он приступил к теоретическому осмыслению своих наблюдений и написал трактаты о пропорциях человеческого тела и о перспективе – проблемах, занимавших его еще со времен первой поездки в Италию.
Вопрос о религиозных представлениях Дюрера остается без ответа. В сюжетах его картин можно найти и католические, и протестантские оттенки. Он симпатизировал Лютеру, с которым, однако, не был знаком. В 1526 Дюрер создал Портрет Эразма Роттердамского (гравюра на меди), чьи умеренные религиозные воззрения, по-видимому, совпадали с его собственными. Диптих Четыре апостола (1526, Мюнхен, Старая Пинакотека) был подарен Дюрером городскому совету Нюрнберга. Возможно, четыре фигуры апостолов в рост были написаны под влиянием образов алтаря Джованни Беллини из венецианской церкви Фрари (1488). На левой створке столь любимый Лютером Иоанн Богослов помещен перед Петром – камнем утверждения католицизма; на правой створке Павел, апостол Реформации, стоит впереди Марка. Возможно, это произведение было создано специально для недавно ставшего протестантским города; однако надпись внизу можно расценивать и как предостережение против любого проявления религиозного фанатизма.
Умер Дюрер в Нюрнберге 6 апреля 1528.
---------------------