• Авторизация


Экспериментаторы. 19-11-2007 21:58 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Назрела тема. Еще лучше будет сказать проблема: современные постановки опер.
Теперь мы часто становимся свидетелями такого явления. Со всех сторон слышны протесты. Как можно, да как они посмели, оперное искусство в упадке, театр уже не тот и так далее. Я не принимаю сейчас ничью сторону, хотя тяготею больше к традиционным постановкам. Почему? Потому что лично я, когда прихожу в театр, желаю увидеть то, чего в жизни нет. Я желаю забыть о своих проблемах, делах, даже о том, кто я. Я жажду красоты. Я НЕ ХОЧУ видеть нижнее белье вместо платья, комуналку вместо дворца и стриптизеров вместо цыган или испанцев. Зачем делают такие постановки? Как это прекратить?
Объясню, почему я все же не полностью отказываюсь от современщины в театре. Руджеро Раймонди как-то сказал: "Можно переодевать главных героев, но это доступно лишь гениям, они при этом могут сохранить дух оперы". Я считаю, что переодеть можно, подчеркну лишь, что не с каждой оперой можно проделывать такое (НЕ с Нормой, НЕ с Аидой, НЕ с Онегиным!!!). А если такое делается, то это должно быть эстетично, без пошлостей. И ни в коем случае такие постановки не должны полностью вытеснить традиционные.
Многие говорят: "А что ж тогда певцы соглашаются петь в таких постановках?" Отвечу, как я думаю: кушать всем хочется, а еще есть карьера. А потом, сейчас существуют так называемые оперные ДИВЫ и оперные ДОНЫ ((С)последнее сочетание сказал Бэлза, забираю в свой словарь:)), которые и не против. О них я даже беседу вести не хочу. Как сказала Казарновская в одном интервью:"красивые заманчивые оберточки".

P.S. Жестковато получилось, смягчала, как могла, но это лишь мое мнение. У кого какие мысли, прошу в комментарии!

Статьи, интересно почитать:
Сегодня карьеры не выстраиваются как судьбы
Гламурная жесть, или приглашение в оперу
Не показывайте Галине Вишневской
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (13):
Vardamir 19-11-2007-22:06 удалить
Да... я тоже иногда упрекаю себя в консерватизме, но... взирать спокойно на то, как классику упрощают и преподносят публике в опошленном виде, это уж как-то...
С одной стороны, хорошо, что вообще ставят, что помнят, что ценят. Что кто-то придет на постановку и, быть может, проникнется.
А с другой, я, как сторонница традиционности, сказала бы, что осовременивание классики - ошибка наших современников. Конечно, есть вещи, которые не упростить нельзя: какие-то смыслы потерялись в веках, какие-то цели автора утрачены. Но искусство должно поднимать духовный уровень человека, а как оно будет выполнять эту задачу, если зритель будет любоваться голым торсом Онегина (страшно представить) и диалогами современного русского языка?
И ведь что еще: чем дальше, тем больше и больше вот таких вот модернистских прочтений. Мне не кажется, что это идет на пользу культурному развитию человека.
Wiaceslaff 19-11-2007-22:08 удалить
Современная постановка может быть хорошей, блистательной, НО если её действительно ставит ГЕНИЙ! А вот их-то и не наблюдается...

И всё же оперу стоит ставить так, как её видел автор - его мнение самое главное, на мой взгляд.
Vardamir 19-11-2007-22:08 удалить
Ах, да, еще.
Спасибо за статьи и за саму тему *на мой взгляд, кстати, один из самых острых вопросов культуры в наше время)*
И мне чрезвычайно понравилось про "оперного дона" :)
Кстати, такой же процесс наблюдаем и в театре. Мельчает, что ли, зрительская аудитория, раз все так упрощается и понижается?
Wiaceslaff 19-11-2007-22:19 удалить
Vardamir, мельчает нынче всё((( И аудитория, и её вкусы вместе с ней... Почти никто не понимает смысла оперы, спектаклей. А раньше ведь всё было по-другому, сто лет произвели небывалую "культурную" революцию... которая, как мне кажется, просто растоптала культуру.
Громокот 19-11-2007-22:22 удалить
Боги, почитал про мюнхенского Онегина. Я Ф ШОКЕ! Я вообще слышал кое-что про это безобразие, но не в таких деталях... мрак.
Казарновская вот рассказывала, что ей не так давно предлагали поучаствовать в постановке не помню чего, кажется, Мазепы, так там ее героиня должна была петь, ползая между свиней, вроде как она одна из них. Мотивировка режиссера была что, мол, русская опера скучна. Это Чайковский-то??? В постановках Бориса Годунова часто тоже извращаются. Сцену с Мнишек и самозванцем, например, переносят в женскую баню. А в Хованщине раздевают персидских рабынь. Где-то что-то читал про Фауста, где чуть ли не половина хора бегала в неглиже. Да чо далеко ходить, в Мариинке ведь Саломея полностью раздевается в танце семи вуалей. Вообще, смахивает эта мания всех раздеть на какой-то особый режиссерский фетиш. Ужас. Единственный удачный пример, который я знаю - это как раз цыганки и матадоры. Не только потому, что это удачно вписывается в контекст спектакля (Титель - душка), но еще и потому, что пригласили профессиональных танцовщиков, а не солистов стали раздевать.
Вообще, все эти вечные обшарпанные стены, бомжи, милиция, клоуны и черт знает что еще на сцене - это отвратительно, на мой взгляд.
НО, если режиссер может осовременить спектакль так, что он будет находится в рамках хорошего вкуса и сможет передать дух, настроение, смысл оперы - то я ЗА всеми лапками. Правда, таких спектаклей очень немного. Пожалуй, один из наиболее удачных - зальцбургская Травиата с Нетребко. Вот если все сделано вкусно, стильно и красиво, как там, то это хорошо. Но вообще, мне не понять, почему режиссерам хочется изгаляться. Если у автора написано ТАК, значит он хотел, чтоб ТАК и ставили. И ТАК вовсе не означает скучно и статично. Дзефирелли же умеет! Вот с него и надо брать пример, ИМХО.
Уф. Много сумбура. Кто выловит здесь хоть одну умную мысль - маладэдз :)
Carmencita 20-11-2007-09:35 удалить
Знаете, какой-то умный человек сказал, что удивлять не значит эпатировать. И действительно, поставили бы оперу так, как написал композитор, удивили бы отличной постановкой. НО! Это же трудно. Легче одеть солистов в повседневную одежду (и дешевле), сзади поставить кровать с телевизором и вперед! Это ужасно еще, что многим кажется, что настоящая опера (традиционная, красивая) это скучно.
Carmencita 20-11-2007-09:41 удалить
Vardamir, может быть, зритель такой пошел, может, именно зрители могут это прекратить, но это из области почти фантастики. Мне одна учительница бывшая сказала как-то, что большинство всегда тупое (мы про политику, про выборы говорили, но сюда тоже можно), но большинство голосов как раз и учитывается.
Carmencita 20-11-2007-09:45 удалить
Wiaceslaff, да, гении на то и гении, что их мало. А наблюдая за зрителями, я иногда просто удивляюсь, кажется, будто они случайно в театр зашли.
Carmencita 20-11-2007-09:54 удалить
Громокот, Дзефирелли как раз тот гений, которых мало;) В том и проблема еще, что многим кажется, традиционно - это скучно.
А еще у меня мысль мелькнула, где-то слышала, что они делают такие постановки для того, чтобы привлечь молодежь. Это просто глупое оправдание (это раз), кому надо, тот и так придет (это два), и не надо понижать уровень культуры, чтобы она стала ближе народу, а надо уровень культуры народа повышать до достойного уровня (это три).
michaeldirigent 20-11-2007-12:46 удалить
Наши режиссёры в постановке оперы часто грешат пошлостью и китчем.
Шагать в ногу со временем надо но в то же время не опошлять постановки.
По MEZZO показывают постановки с изобретательным вкусом: например "Русалка" Дворжака с Рене Флемминг в главной партии, или последние немецкие постановки в Байрейте "Парсифали" и "Тристана и Изольды" Вагнера с психоделическими декорациями в духе картин Сальвадора Дали или Хуана Миро, без намёка на пошлость.
Громокот 20-11-2007-18:07 удалить
Carmencita, ППКС. А вот насчет скучно - тут есть еще такой, гм, нюансик. В некоторых театрах (особенно у нас) есть застой. Приведу пример: в Большом поет Маквала Филимоновна Касрашвили. Поет Тоску и Турандот. Я не знаю, как она сейчас звучит. Наверно, очень хорошо, не слышал. Но в 65 лет такие партии (а еще и с ее габаритами) петь неприлично. Вот потому-то это и скучно бывает, что вот так. Неаутентично. :(
Carmencita 21-11-2007-10:49 удалить
michaeldirigent, а MEZZO - это канал? У нас такого нет.((
Громокот, да, такое явление тоже есть, как-то мы об этом забыли.
michaeldirigent 23-11-2007-18:36 удалить
Carmencita Этот канал принимается при кабельном телевидении (может при наличии НТВ+, Космос ТВ и пр.) Так что если есть кабельное телевидение то этот канал должен ловиться.
MEZZO - Французский канал, который крутит классическую музыку, оперы, балеты, концерты, и перед сном немного джаза.
Потрясающий канал.


Комментарии (13): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Экспериментаторы. | Carmencita - Let the dream begin... | Лента друзей Carmencita / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»