С утра искал для праздника рождественскую музыку. И неожиданно наткнулся на аудиозапись с интригующим названием "Мой парень - католик". Оказалось, это аудиописьмо какой-то прихожанки православному священнику, с вопросом "можно ли заключить брак с католиком". Я тут же стал прикидывать, как бы я сам ответил на подобное письмо. Сначала вопрос показался мне надуманным. Среди моих друзей есть христиане, атеисты, сатанисты, мусульмане и буддисты - это если не считать агностиков и равнодушных к религии людей - и нашей дружбе это совершенно не мешает. Потом я понял, что лукавлю сам с собой. В большинстве случаев мировоззренческие разногласия действительно воспринимаются, как должное, и не играют большой роли в наших отношениях. Но, если мы становимся по-настоящему близки, то разногласия мало-помалу воспаляются. В конце концов они становятся невыносимыми, поскольку разрушают наши представления о близости и понимании. Рано или поздно они заставляют нас почувствовать, что наша тайная мечта о дружбе и любви на практике несовместима с реальностью, и что в конечном счете все мы обречены на экзистенциальное одиночество. Несколько лет назад я разошелся с самым близким человеком из-за несовместимости наших мировоззрений. А совсем недавно налетел на тот же камень преткновения с еще одним близким другом - и, хотя это не повредило нашим отношениям, однако эта ситуация в который раз продемонстрировала исключительную важность любых философских разногласий. Чем больше я узнавал себя и других, тем лучше понимал, что наша "точка зрения" - это не просто маленькая точка в бесконечном окружающем пространстве, это пересечение координат, начало отсчета, которая определяет все, и что, в конечном счете, даже искренней симпатии и воли к пониманию на деле недостаточно, чтобы преодолеть этот разрыв.
Верю ли я в счастливый брак, скажем, христианина с атеистом? Да, но только при условии, если хотя бы для одного из них их религиозные убеждения не являются той осью, вокруг которой выстраивается его мировоззрение. Настоящая любовь между искренним атеистом и таким же искренним христианином - это бесконечное страдание для них обоих. И об этом честно было бы предупредить заранее. Но православный и католик?.. Разумеется, со стороны судить довольно трудно, но неужели разногласия настолько велики?.. Меня, к примеру, так и тянет пошутить на тему "если вы за завтраком не спорите о том, как родилась Дева Мария и от кого именно нисходит Святой Дух, то вашему союзу ничего не угрожает". Но, может быть, я ошибаюсь? Может быть, ситуация, когда супруги, будучи христианами, ходят в разные церкви, празднуют разные праздники и выполняют разные обряды, в самом деле обещает множество проблем, типа - где и в каком возрасте крестить детей, в какую церковь их водить, и прочая, и прочая?.. (Прим. автора: пожалуйста, не нужно устраивать в комментах срач на тему "допустимо ли крестить детей", пост не об этом). Словом, ответ священника мог бы быть довольно интересным, если бы в конечном счете его рассуждения (в той же аудиозаписи) не свелись к тому, какие существуют правила по поводу венчания католиков и православных, и что должна сделать эта пара, чтобы такой брак считался настоящим православным браком. Я не знаю, может быть, этот священник куда лучше меня понял, что имела в виду прихожанка, написавшая письмо. Но, вообще-то говоря, если человек хочет обсудить свой будущий брак с точки зрения "правильно это или неправильно", "можно мне это сделать или нет", лучше всего было бы посоветовать такому человеку повзрослеть и принимать решения, не спрашивая разрешения у "старших" - а никак не принимать на себя роль взрослого дяди, который готов растолковать, как будет правильно. Тем более, что сам вопрос - если задуматься над ним хотя бы на минуту - представляется достаточно сложным и интересным, чтобы исследовать его, не останавливаясь на формальном, догматическом ответе.