Сегодня, когда Россия переживает бум массового увлечения Фрейдом, необходимо сказать правду о том, что у него есть не только заслуги, но и огромная вина перед человечеством. Именно Фрейду удалось увлечь сначала западных, а теперь и многих наших психиатров, психологов и врачей на дорогу, которая привела в тупик, в никуда. Научная столбовая дорога осталась в стороне. Благодаря мощной идеологической обработке общественности и многодесятилетней настойчивой рекламе, психоанализ превратился в чрезвычайно доходный способ обогащения лиц, обещающих решить все психологические и психические проблемы людей.
(Здесь мы видим, как ошибки Фрейда становятся причиной неприятия психоанализа вообще. И это самое печальное, так как психоанализ, представленный такими выдающимися именами, как Эрих Фромм, Карен Хорни, Ирвин Ялом и другие, принципиально не сводим к идеям Фрейда)
Замечательным образцом проявления его мышления в рамках сексуального фантазирования является анализ психики человека в состоянии бодрствования с привлечением мифа о царе Эдипе. Использование Фрейдом "Эдипова комплекса" в трактовке сновидений ставит вопрос о том, может ли психически здоровый человек утверждать, что "всем нам ... суждено направлять свое первое сексуальное чувство на мать и первую ненависть и насильственное желание - на отца". Для того, чтобы читатель поверил этой фантазии, Фрейд с апломбом заявлял будто "наши сновидения убеждают нас в этом". Однако убеждают они только его и тех, кто ему слепо верит. Люди здравомыслящие в это не верят!
В силу своего навязчивого интереса к сексуальной теме, Фрейд везде, где только мог, к месту и не к месту усматривал в сновидениях сексуальный смысл. Ярким примером этого является толкование им сновидения женщины, которая пыталась поставить свечу в подсвечник. Это ей не удалось, т.к. свеча оказалась сломанной. По уверению Фрейда, свеча эта вовсе не была сломана (он же, конечно, лучше знает!). Просто это предмет, который способен раздражать половые органы женщины. И если свеча сломана, то это, видите ли, означает... импотенцию мужа.
Толкуя другое сновидение, он утверждал, что "когда женщине снится падение, то это почти всегда имеет сексуальный смысл", а женщина при этом становится "падшей". В отдельных случаях поиск сексуального значения сновидения приводит Фрейда к полнейшему абсурду. Так, при толковании одного из сновидений, не находя хоть каких-либо образов, которые можно было бы связать с сексом, он выстраивает следующий ассоциативный ряд: пелаги - плагиат - плагиостомы и, наконец, рыбий пузырь, что, по его мнению, имеет некоторое отношение к сексуальности.
Мысль о сексуальности настолько поглощает Фрейда, что ею он склонен объяснить не только сновидения, но и многие психические заболевания человека. Так он утверждал, что "сновидения страха суть сновидения с сексуальным содержанием", так как либидо превращается в них в страх. Для любого психолога и психиатра очевидно, что связывать во всех случаях страх с сексом может только человек с расстроенной психикой.
Помимо всепоглощающего интереса к сексу, Фрейдом владела идефикс о том, что кто-то кодирует сновидения, маскирует их значения. Он, например, заявлял, что "работа сновидения... ловко пользуется двойным смыслом слов". Отсюда был сделан вывод, что главная задача сновидений состоит в сокрытии не только смысла сновидений, но и мыслей, рожденных в бодрствовании. Скрывать это надо ото всех, за исключением, конечно же, Фрейда и его последователей, которые одни знают, что зашифровано в этих сновидениях. Ибо они избранные (об этом нигде не говориться, но это подразумевается).
Идея сокрытия в сновидениях каких-то знаний от самого спящего настолько увлекла Фрейда, что он стал придавать ей универсальное значение, далеко выходящее за границы сна. В результате он делает заявление, что "сновидения представляют собой (скрытое) осуществление (подавленного, вытесненного) желания". Это утверждение связано с его ошибочным взглядом, противопоставляющим сознание и бессознательное (подсознательное). Более того, он считал, что бессознательное скрывает чувства и переживания от сознания, то есть находится с ним в антагонистических отношениях. На деле же, это не более чем болезненная фантазия Фрейда, так как бессознательное (подсознательное) и сознание составляют две неразрывные и взаимодополняющие части психики. У здорового человека ни о какой конфронтации между ними не может быть и речи. (А вот это, скажем так, сомнительное утверждение)
Вершиной абсурдности представлений Фрейда о скрытых мыслях в сновидениях является его утверждение об их существовании, как "психического материала высшего порядка, обладающего всеми признаками высшей умственной деятельности, но не проникающей в сферу сознания до тех пор, пока сновидения не исказят его". Естественно, что вопрос о том, кому и для чего это нужно, остается вне понимания и интересов Фрейда.
Не выдерживает сегодня никакой критики и утверждение Фрейда о том, что функцией сновидения является охрана сна. Прежде всего, сновидения никак не предохраняют спящего от тревожных мыслей. Наоборот, сами сновидения способны внести в сознание и жизнь человека тревогу. Под влиянием тревожных, кошмарных и в особенности повторяющихся сновидений, человек надолго может потерять покой. Особенно, если он обратится за толкованием этих сновидений к психоаналитику.
Сегодня уже стало очевидным, что фрейдовское толкование сновидений - это фальсификация подлинного понимания сновидений, так как он подгонял разбираемые в своих работах сновидения под свои ошибочные догмы. В его работах получалось все гладко, результат всех толкований соответствовал его теории. На деле же это типичный пример научной недобросовестности - подтасовки данных.
Причина появления фантастической теории Фрейда о сновидениях состоит в его психическом состоянии и связанном с ним нарушении мышления, в полном отсутствии достоверности данных, на основе которых его теория создавалась, в вольном обращении с фактами, тенденциозности их подбора и, особенно, интерпретации.
Свой метод исследования психики человека Фрейд назвал "психоанализом", что совершенно неверно, так как анализу (при этом весьма своеобразному) он подвергал только небольшую часть жизни человека - его иллюзорную, часто фантастическую жизнь в сновидениях. Из бодрствования же он брал только то, что по его мнению было связано с сюжетом данного сновидения. Вся же основная жизнь человека, - то, что составляет его психическую жизнь, оказалась вне поля его рассмотрения. В связи с этим претензии Фрейда на анализ души человека (а именно так он понимал психические свойства человека) совершенно несостоятельны.
О подлинной ценности психоанализа можно судить, например, по обзорной статье известного психолога Г.Дж. Айзенка, посвященной эффективности психоанализа в психиатрии (Психологический журнал, N4 за 1994 год). В частности, он привел скандальный факт о том, что все, что заявлялось Фрейдом как излечение, в действительности таковым не являлось. Другой американский психолог, проведший свой анализ эффективности психоанализа - Роберт Лангс (Contemp. Psychoanal., 1993, N4), пришел к выводу, что психоанализ - это набор теорий, мифически повествовательных по своей природе и плохо согласующихся с реальностью.
М.М.Богословский,
психофизиолог, д.б.н.