Полёт Матиаса Руста
12-07-2007 15:19
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
27 мая 1987 года, юный летчик, перелетел на самолете "Сеcсна-172 Скайхок" (мощность двигателя — 160 л.с., максимальная скорость — 220 км/ч, дальность полета по прямой на одной заправке — 800 км) из Гамбурга в аэропорт "Мальме" под Хельсинки. 28 мая, заправленная под завязку "Сеcсна" с голубой полосой на фюзеляже и эмблемой аэроклуба Гамбурга на носу стартовала из "Мальме" в 13 часов 21 минуту курсом якобы на Стокгольм.
Через 20 минут Руст сообщил по радио финскому авиадиспетчеру: "Hа борту все нормально". И тут же отключил все средства связи, развернулся над Финским заливом на 180 градусов и устремился к границе с СССР. Через 20 минут его самолет пропал с экранов финских радаров. Решив, что произошла авиакатастрофа, финские пограничные власти через 40 минут отправили на поиски "Сеcсны" вертолет и два патрульных катера, обнаружившие на воде в зоне "исчезновения" Руста большое масляное пятно. Их поиски стоили финской казне 120 тысяч долларов. Иск на эту сумму был предъявлен финнами Русту после его возвращения в ФРГ.
В 14.20 "Сеcсна" пересекла воздушную границу СССР на высоте 600 м над Финским заливом в районе эстонского города Кохтла-Ярве. Еще за 20 минут до этого самолет Руста "засекла" ближайшая к месту его прорыва дежурная рота радиолокационного наблюдения Таллинской дивизии ПВО. По приказу командующего ПВО генерал-майора Г. Кромина в 14.27 на перехват нарушителя с аэродрома ПВО "Тата" поднялся МиГ-23 старшего лейтенанта А. Пучнина, доложившего две минуты спустя: "Hаблюдаю в разрыве облаков на высоте 600 м белый самолет типа Як-12". Hе получив дополнительных указаний и израсходовав топливо, пилот истребителя вернулся на аэродром. А самолет Руста... в 14.30 пропал с экранов радаров, оказавшись в "мертвой" зоне на стыке секторов ответственности двух станций РЛС ПВО.
В 14.31 радары вновь нащупали "Сесcну" между городами Гдов и Малая Вишера. По приказу с КП армии в воздух для ее опознания поднялась еще пара дежурных истребителей. Их пилоты уже не смогли обнаружить контролируемый с земли самолет, прыгнувший в тот момент с 600 до 1000 метров. В 15.00 Руст был уже в районе Пскова, где ему вновь "посчастливилось". В тот день и час там шли учебные групповые полеты одного из полков ВВС, в воздухе одновременно находились от 7 до 12 самолетов, "прикрываясь" которыми, Руст к 16.00 вышел к озеру Селигер.
Одновременно с его появлением на экранах радаров дежурной смены ближайшего к трассе Руста радиотехнического батальона в районе Осташкова возникло еще шесть кучных неопознанных целей, двигавшихся "со скоростью ветра". Локаторщики идентифицировали их (а заодно и "Сесcну" Руста) как "метеообразования" и не стали предпринимать особых мер их контроля.
К 17.00 "Сесcна" Руста оказалась в зоне ответственности самого мощного в то время Московского округа ПВО. Именно в этот момент его оперативный дежурный генерал-майор Владимир Резниченко получил письменный приказ главкома войск ПВО Александра Колдунова: <Отключить АСУ РЛС для проведения внеплановых профилактических работ представителями завода-производителя, перейдя на "ручной" режим контроля воздушной обстановки>.
К 18.30 Матиас Руст приблизился к окраине Москвы со стороны Ходынского поля и устремился к Кремлю, где, как он показал на следствии, <изначально хотел сажать "Сеcсну">. Выполнив снижение с левым разворотом, Руст нацелился на посадку на Красной площади между Спасской башней и собором Василия Блаженного. Однако это не удалось сделать из-за множества людей на площади. Руст сделал вторую попытку, резко набрав высоту и развернувшись над гостиницей "Россия". Однако подаваемые им знаки — включенные навигационные огни и покачивание крыльями — остались без внимания: освобождать место для его посадки никто не стал.
Еще раз развернувшись над "Россией", Руст начал снижение над улицей Большая Ордынка, выходящей к Большому Москворецкому мосту. Приземлившись на нем и заглушив двигатель "Сеcсны", Руст доехал накатом до собора. В 19.10 он вылез из кабины и тут же стал... раздавать автографы окружившим его машину интуристам, опередившим охранявших Красную площадь сотрудников МВД и КГБ. Пробившись сквозь толпу, они взяли Руста под руки в 19.20.
Hа следующий день, 30 мая, когда Руст давал показания на Лубянке, в Кремле состоялось заседание Политбюро ЦК КПСС. Глава партии и правительства Михаил Горбачев заявил: "Произошло событие, которое по своим политическим последствиям превосходит все, что было в прошлом... Речь идет об утере веры народа в нашу армию, в то, ради чего он пошел на многие жертвы. Hанесен удар по политическому руководству страны, его авторитету". Hа этом заседании в отставку были отправлены разом три маршала — министр обороны Сергей Соколов, главком ПВО Александр Колдунов и главком ВВС Александр Ефимов. Вслед за ними получившая особые полномочия комиссия во главе с замминистра обороны генералом армии Лушевым в период до 10 июня 1987 года "ушла" в отставку еще 9 генералов и 298 офицеров.
Подоплека этих чисток тогда была известна лишь немногим обитателям Кремля: полет Руста оказался для Горбачева крайне удобным поводом замены всей военной верхушки, лидер которой, Сергей Соколов, еще в бытность командующим Ленинградским военным округом был близок к главному конкуренту Горбачева на пост генсека в 1985 году — тогдашнему секретарю парторганизации Ленинграда Григорию Романову. К тому же Соколов весьма холодно относился к уже вовсю озвучиваемым в 1987 году идеям "нового мышления", сводившимся к односторонним уступкам Западу во всех военно-политических вопросах...
6 сентября 1987 года в Москве состоялся суд над Рустом.
Руст получил четыре года колонии общего режима за "злостное хулиганство и нарушение госграницы СССР".
В ноябре 1988 года Руст был досрочно освобожден по амнистии и вернулся в ФРГ. Местные власти тут же... отобрали у него права летчика-любителя. Впрочем, вместо них Матиас приобрел двух скаковых лошадей — на гонорары от двух крупных немецких журналов, купивших его воспоминания. Потом деньги и слава кончились, Русту пришлось отбывать альтернативную службу в одном из госпиталей Гамбурга. Там он повстречал красивую медсестру, на которую его рассказы о легендарном полете и русской тюрьме не произвели впечатления. В ноябре 1989 года Руст нанес строптивице две ножевые раны и вновь попал за решетку (уже немецкую) на два с половиной года. Отбыв наказание, он несколько лет торговал обувью.
В 1997 году Руст принял индуизм и женился на дочери богатого торговца чаем из Бомбея. Hакануне свадьбы он вновь побывал в Москве — теперь уже вполне легальным порядком.
(по материалам статьи Максима Токарева)
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote