Этот Мисима…
Новеллы на высоте.
Хоть и тема смерти иногда сильно надавляет и держит. Особенно в «Патриотизме». Но мне больше всего именно этот рассказ и запомнился. Так откровенно, подробно, без фальши и высказывания авторского мнения. О том, как поручик, которого друзья «не пригласили» на восстание, оказался предателем и вынужден, являясь честным патриотом, сделать харакири. С ним беспрекословно должна уйти из жизни его молодая красавица-жена. Тщательно описаны все приготовления и сам процесс. Иногда гадко читать (как кишки «вырываются на свободу»).
Потрясает.
А драмы…
«Мой друг Гитлер». О предательстве последнего – убил своего друга, мешавшего своими идеями и вообще продвижению Адольфа (но в книге имя не называется) к власти.
«Маркиза Де Сад». Дала название всему сборнику. И опубликована последней. Подготовка, как к самому впечатляющему, по мнению издателей, произведению. И по мнению Анюты. Спорили с ней. Меня там ничего не затронуло. Возвысив, испытав перед этим сотню сомнений и мучений, своего мужа-извращенца (садо-мазо в 18-м веке, как раз перед Великой Французской Революцией ещё большой грех) до рыцаря добродетельности (слово это здесь особенно излюблено автором), она срывается с пика мечты в море разочарования, когда герой возвращается из заключения. «Передай ему (с бегающими глазами, разжиревшему, унизительному – так описала его служанка): «Вам никогда не увидеть Маркизу».
Я наверно не до конца поняла и проникнулась этими двумя драмами. Да и такая обстановка в доме была. Не до «проникновения». Прочитать, запомнить, обдумать потом. А сейчас перечитывать надо. Но книгу уже отдала.
Это была книга Анютиного Ромы. Помешан на Японии. Шаман.
Она вернулась туту недавно с Петербурга. Всё поразило. Ещё бы. Это же ПЕТЕРБУРГ! Особенно люди. Такие добрые и открытые. И всегда помогающие. Бескорыстно и с улыбкой. Попыталась спорить, что как такими не быть, жизнь, в сравнении с омской, легче и интересней, она возмущена была. Да я и потом сама поняла, что я несу какую-то чушь. И потом я же их не видела. Питерцев. А говорю так уверено. Бесит саму, когда не знают, а утверждают что-то!
Кудашкина в восторге от поездки. С Сохар замечательно провели время. Постоянные прогулки с открытыми ртами. Дворцы. Дома. Но больше всего опять же – люди…
А я все последние дни ругалась с родителями, с интернетчиками, с Москаленкой, хотя лишь она только и пыталась меня как-то реанимировать. Помогало иногда. И замечательный вечер устроили с ней. Курица. «Миндаль». Родители… всё попортили. С мамой не разговариваю она ещё побольше псих, чем я. Она невменяема. С ней невозможно нормально поговорить, что-то объяснить ей, что-то решить, как-то договориться. Бесполезно. Папа – золото. Он с его кошмарной гипертонией и удерживает меня от совершенно кардинальных решений.
В День Строителя ушла одна. Ходила по «Омским Стройкам». И никого не надо. Все рано или поздно предадут. Пусть даже и «не по крупному». Не хочется самой в это верить. Хочу доверять. И так инстинктивно и делаю. Хотя бы. Оптимист.
А ещё сегодня, вот недавно совсем, закончила «Коллекционера» Джона Фаулза. Это Катюнькина книга. Пока не отдала. Цитаты хочу оставить здесь. Автор освещает мои излюбленные по Достоевскому и Булгакову темы разделения общества на части. Две. Сильных и слабых. Множества и немногих. Серости и вспышек.
Калибан- Фердинанд коллекционирует бабочек. Работает кем-то левым в городской конторе. Тупой. Простой. Низше-средний слой. Всё по приличиям. Ненавидит «высших» самоунижается перед ними. Принцип: «Куда уж нам до Вас!». Туп. Такая у него речь ужасная: «фу ты, ну ты; …и всякое такое; более тщательнее…»
Погряз в предрассудках и мещанстве. Далёк от высоких дум и мечтаний. Не имеет своего мнения и самостоятельности взглядов на что-нибудь, даже на жизнь. Никакого оформленного мировоззрения. Серость. Наблюдает за прекрасной девушкой. Уверен, что любит её. На самом деле – ничего подобного!
Миранда. Она прекрасна. Способная студентка одного из престижных художественных училищ. Чистая. Светлая. Почти ангел. Современна. Любима и обожаема. Родители – никакие. Мать пьёт, отец - слабак. Высокие помыслы, интересы, стремление ко всему прекрасному. Разделяет мир на красоту и уродство. Осознаёт потом, что всё-таки любит знаменитого художника, по её мнению гения, старшего её на 20 с лишним лет. Чуть ли не боготворит его. Он особенный для неё и вообще. Свободомыслив и независим. После долгих сомнений понимает, что привязанность уже давно переросла в любовь.
Но так интересно выстроена сама книга. Автор вообще не мешается. Дневники. Его-Её.
Читаешь и всё думаешь сам. До всего доходишь и никто не лезет со своим мнением.
Он её похищает. Такой тюфтя и собрался. Сомневался. Ничего плохого и не замышляет. Он вообще, как потом оказывается, импотент. Запирает её в подвале новокупленного, но старинного дома. (Выиграл деньги на тотализаторе). Заботиться о ней. Всё исполняет. Даёт всё – кроме свободы. «Вот она ко мне привыкнет, увидит, какой я порядочный – не как остальные – все эти наглые парни, полюбит и заживём с ней счастливо». Ему больше никто не нужен был. Она не выносит заточения. Понимает, какой несчастный сумасшедший урод её мучает. Побеги не удаются. Он предусмотрителен и хитёр. Зачахает. В буквальном смысле. Насморк от него к ней передавшийся в подвале и почти без свежего воздуха перерастает в воспаление лёгких. Нужен врач. Он не верит поначалу в её болезнь. Остолоп!!!!!! Потом доходит. Даже поехал было за врачом, но из-за какой-то тупой нерешительности и «людейбоязни». Так ничего и не сделал. Она погибла…
Сначала думал наглотаться аспирина, лечь рядом с ней и «нас похоронят, как Ромео и Джульетту», потом находит её дневник, «ой, оказывается она меня не любит!» и хоронит её в ящике под яблоней. Избавляется от поначалу мучавшей всё-таки совести.
А в городе замечает девушку, похожую на Миранду. И «только из интереса» послеживает за ней.
«Комнату вычистил, она опять как новенькая».
« Я ещё не решил окончательно насчет Мэриэн. Только на этот раз тут уже не будет любви, это будет из интереса к делу, чтобы их сравнить. И одёжки все подойдут. Ну конечно этой я сразу растолкую, кто здесь хозяин и чего от неё ждут. Но пока это только мысли. Сегодня я там, внизу, обогреватель включил, все равно комнату надо просушить».
Это такой конец.
Очередная всего лишь бабочка в его коллекции…
Из дневника Миранды.
«Давайте на минуту предположим, что всё то доброе. Что человек может сделать для человечества, ни к чему хорошему н приведёт. Такое предположение смехотворно, но допустим. Но ведь речь идёт о каждом из нас. Я не думаю, что Движение за ядерное разоружение способно поначалу сколько-нибудь значительно повлиять на действия правительства. Здесь приходится смотреть правде в глаза. Но те, кто участвует в этом движении, показывают и себе и другим, что им не всё равно, что будет с человечеством. Это помогает хотя бы сохранить самоуважение. И помогает увидеть всем другим ленивым, злым, обиженным на весь мир, утратившим надежду, всем, похожим на вас (она объясняет это Калибану), что есть такие, кому не безразлично, что кто-то принимает близко к сердцу судьбы мира. Мы пытаемся пристыдить вас и этим заставить вас задуматься. И начать действовать».
«Самое главное – это чувствовать и жить в соответствии со своими идеалами, если только эти идеалы не ограничиваются собственным идеальным комфортом. Важно сочувствовать, не быть равнодушным».
«…ничего не может быть отвратительнее, чем прятаться от жизни, которая тебя не устраивает. Но порой страшно подумать, с чем и как нужно бороться, если принимать жизнь всерьез».
«… идеал человека. С его умением распознать, что поистине важно, независимостью, нежеланием быть и поступать как все. С его исключительностью. Мне нужен человек, обладающий именно этими качествами».
«…теперь все эгоистичны и жестоки, только у одних эгоизм и жестокость робки, глубоко запрятаны и принимают извращенные формы, а у других вполне очевидны, грубо и резко выражены».
В колонках играет - Depeche Mode "I Feel Loved"