• Авторизация


О "Звездах"... 29-09-2013 18:18 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[700x423]
 

"Звезда" 1949 года, "Звезда" 2002... Фильмы эти все видели, а я вот посмотрела в первый раз. Сильное уж очень было предубеждение против "лейтенантской прозы" Эммануила Генриховича Казакевича... когда в войну на первом месте любовь и военный быт, ну, не знаю... Но, немного почитав отзывы, все же решила рискнуть, и не разочаровалась. Фильмы очень вольно обращаются с этим литературным произведением, и мне это понравилось. И не только это. Но обо всем по порядку.

Первый фильм снят почти сразу после войны, в 1949 году режиссером Ивановым. Блестящие актеры, классики...

Мамочкин - Крючков.

[670x496]

Аниканов - Меркулов

[670x501]

У Казакевича 11 глав из 17 посвящены бытовой жизни и любви. Ну, в этом фильме жизнь до задания занимает одну треть, все-таки прогресс...

но все эти построения, намеки, интриги, влюбленность Кати

[670x494]

диалоги о любви, письма из госпиталей о выздоравливающих мужьях и скромный быт в мощных устойчивых избах, чаепития, полевые цветы, новые назначения парторгов, пишущих стихи

[670x494]
 

даже долго и интересно показанная тренировка-подготовка разведчиков утомляет.


[670x493]
 

до тех пор, пока отряд не отправляется на задание. Главный герой, командир Травкин красив и умен.


[670x502]
 

враги жалкие и неловкие.


[670x500]
 

От погибших товарищей разведчики находят оружие и кучку тел, закрытых ветками. 


[670x495]
 

А в штабе - новый, хороший начальник разведки, он сменяет неквалифицированного и ленивого, который был раньше.


[670x500]
 

Катя за рацией все время вызывает на связь - "Звезда, звезда, ответьте Земле"  и плачет, когда Травкин отвечает.


[670x498]
 

А группа прорывается через облавы... врагов много.


[670x493]
 

В лесу разведчики обнаруживают линию связи и им удается подключиться к ней. Кстати, у Казакевича Травкин сам знал немецкий язык, а тут Травкин сначала отказывает рядовому Голубовскому в участии в операции по причине его мелкого совсем возраста, но после ловкого ответа рядового: “Es ist richtig, aber nicht so wichtig”, что сам же Голубовский переводит, как “Это верно, но не так уж важно”, вопрос о его участии в операции решается. А так бы и остались без переводчика)

[670x500]
 

Голубовский, умирая, едва успевает сказать по-русски, что услышал по-немецки. Рация прострелена. Группа находит сарай, чтобы укрыться.

[670x498]
 

Травкин во время задания все время чертит карту, и передает её парторгу. Они окружены, парторга с Мамочкиным отсылают в штаб, а остальные остаются на прикрытие их отхода. Звездами сигнальных ракет обозначены свои - до них - три километра.


[670x502]
 

По дороге домой парторг и Мамочкин снова встречаются с немцами. Мамочкин принимает огонь на себя,

[670x499]
 

и благодаря этому парторг едва-едва, но доходит к своим.


[670x496]
 

Организуется наступление, и Катя передает сообщения уже другой группе.


[670x492]
 

Развивается мощное наступление - показаны танки и самолеты. Со звездами.

[670x501]

И наши герои, как ни в чем не бывало, воскресшие, отправляются воевать дальше. "К бою" - последние слова фильма.


[670x498]
 

Вторая часть фильма отредактирована Сталиным, и поэтому получилась такая неуклюжая - переснимали-переделывали, и теперь некоторые намеки читаются с трудом...

В фильме Н. Лебедева “Звезда” 2002 года еще больший отход от текста, и изменены пропорции между частями в тылу и на задании. Жизнь до задания занимает в кинофильме 15 минут, из которых еще 3 первые минуты посвящены налету на деревню, ночной бомбежке, чего в прозе Эммануила Казакевича нет. Фильм с первых кадров настраивает на ... космическое...

[700x413]

И это переводит само действие в гораздо более глубокую вселенскую плоскость, война превращается в битву добра и зла..


[700x425]

Звезды здесь везде - самые разные, начиная с Вифлеемской на иконе в хате, где просыпается Катя от бомбежки...

[700x418]
 

На улице она в ужасе носится между взрывами, пока её не прикрывает своим телом Барашкин - командир разведки.


[700x421]
 

А вот и Травкин... Сразу поражает как они все молоды... достоверно молоды, особенно по сравнению с предыдущим фильмом.


[700x415]

Разведчиков в дивизии осталось только двое, Травкин и Мамочкин - такой узнаваемый Санчо Панса или Фигаро,

[700x419]

и вот прибывает пополнение... Рядовой Темдеков, охотник с Енисея, "умеет стрелять", демонстрируя свое умение - выстрелом убивает рыбу в речке.


[700x414]
 

А вот еще хлопец - хорошо знающий местность, "мой дом в тридцати километрах отсюда".


[700x420]
 

А вот и самый маленький - интеллигент Воробьев, Воробушек, чемпион по шахматам... знает немецкий, читает наизусть "Лорелей", и этим подкупает Травкина и Мамочкина.


[700x423]
 

Архетипическая сцена у колодца, как в сказках... Вообще, в фильме отобраны из Казакевича только архепитические сюжетные линии, и многое добавлено, может, это и есть настоящее искусство, когда мужчины - героические, женщины - нежные и верные... вода - чистая, небо - голубое, а враги - злые и страшные... Если в книге Катя считает себя порочной, опытной развратницей, поскольку позволяет себе случайные объятия и поцелуи, то в этом фильме  Катя-школьница, еще не знающая ничего о том, кем она хочет быть, неопытная наивная девочка, становится носителем взгляда ребенка в этом космическом фильме.

[700x420]
 

Космичность есть в тексте и у Казакевича... "Травкин, командир, ощущал  их уже не чужими, отличными от него людьми,  а частями своего  собственного тела. Если на Земле он  мог предоставить им право  жить своей отдельной  жизнью,  иметь  свои слабости,  то здесь, на этой  одинокой Звезде, они и он составляли одно целое."

Но в фильме эта "звездность" возведена в универсальный символ и превращена в сильнейшую еще и визуальную метафору... повыше советских звезд на крыльях самолетов...

Вот Катя после того, как её не взяли на задание.

[700x420]
 

Подготовка к операции перехода границы завершается, а тут как раз заехал после госпиталя Аниканов, и хочет остаться - чтобы пойти на задание с ними...

Ох, какие же они все молодые!

[700x420]

Катя спешит проститься, бежит - и не успевает...


[700x425]

А дальше начинается как бы пограничье во всех смыслах - и в прямом, и в психологическом, и в метафизическом... Причем сделано это настолько здорово, что зритель... вовлекается. Перейдя вместе с героями границу - мы каждую секунду чувствуем - что вот он, чужой мир.

[700x419]

Оператор уверенно дает атмосферные ракурсы.


[700x419]

Стильная музыка  Рыбникова регулирует напряженность, она ненавязчивая, хотя и звучит всё время.


[700x420]

И вот уже в самом начале их увидели - и облава...


[700x421]

Остается только, захлебываясь болотной жижей, залечь в тину.

[700x424]

Германский фельдфебель с подозрением смотрит на тихое болото.

[700x421]

Первый сеанс связи - всё удачно, даже не верится. Вроде бы можно возвращаться...


[700x425]

А тут появляются эсесовцы и техника, много техники - и она перемещается по ночам...

[700x422]

По ночной реке плывут трупы их предшественников - группы, которая ушла раньше... И тоже - звезды...


[700x421]

И вот решили взять немца - хотя это было им и запрещено. Вот Воробьев в люпинах, готовится...


[700x416]

Немец оказался таким же молодым, как и они, он шел и насвистывал Моцарта, когда его взяли. Он рассказал, что знал, но его пришлось убить... Воробьева при этом рвало...


[700x422]

И еще один немец попался... А ведь  нельзя, ох. Этот знал больше, у него обнаруживается карта с нанесенными на неё данными о месте расположения его части, а также некоей станции, на которой, по всей видимости, происходит разгрузка техники. И его немцы хватились и стали поднимать войска на прочесывание местности...


[700x420]

И снова они уходят в поля и леса... Становятся, по определению немцев "лесными духами", лешими). И вправду - здесь важен только дух, нацеленный на выполнение своей задачи - всё остальное отсекается.

Казакевич вот как романтично пишет об этом: "Надев маскировочный халат, крепко завязав все шнурки -  у щиколоток, на животе,  под  подбородком и  на затылке,  разведчик  отрешается от житейской суеты, от великого и от малого. Разведчик уже не принадлежит ни самому себе, ни своим начальникам, ни своим воспоминаниям. Он подвязывает к поясу гранаты и нож,  кладет за пазуху  пистолет. Так он отказывается от всех человеческих установлений,  ставит себя вне закона, полагаясь отныне только на  себя.  Он отдает старшине все свои документы,  письма,  фотографии,  ордена и  медали, парторгу - свой партийный или комсомольский билет.  Так он  отказывается  от своего прошлого и будущего, храня все это только в сердце своем.

Он не имеет имени, как лесная птица. Он  вполне мог бы отказаться и  от членораздельной  речи,  ограничившись  птичьим свистом для  подачи  сигналов товарищам. Он срастается  с полями, лесами, оврагами, становится духом  этих пространств  -   духом  опасным,  подстерегающим,  в  глубине  своего  мозга вынашивающим одну мысль: свою задачу.

 Так начинается древняя  игра,  в  которой  действующих лиц только двое: человек и смерть."

[700x420]

Они передают еще одну радиограмму - о станции и танках, и Катя в ответ, осмелев, произносит прямо по тексту Казакевича: "мы горячо  обнимаем  вас...  дрожащим  от  волнения  и гордости за  его успех  голосом  и, как  будто  сказав  нечто имеющее прямое отношение к служебным делам, спросила: - Поняли вы меня? Как вы меня поняли?"


[700x423]
 

Воробьев тут совсем лесной дух)


[700x416]

Он и Быков на "попутках" поехали на станцию разузнать... что да как.


[700x420]

А на станции наши... бомбят. Но танки оказываются там картонными муляжами... Быкова в схватке с немцем тяжело ранят, Воробьев помогает ему, убив своего первого немца...


[700x416]

Но Быков не выживает, уже мертвым его тащит Воробей...


[700x418]

Обнаруживается другая станция -  железная дорога, подведенная к карьеру. Там в тайне фашисты готовят наступление, разгружают технику. Такое впечатление - как производство у орков каких-нибудь...


[700x418]

Выглядит как Мордор. Такой же страшный, мультяшный и реальный.


[700x423]

Лежа на земле, легко почувствовать колеса разворачивающейся на тебя машины. Именно так и снимает камера.


[700x425]

Тут на свой страх и риск Мамочкин снова берет немецкого офицера - почти на глазах у всех...


[700x417]

Этот, третий офицер отказывается говорить, но его документов достаточно, чтобы определить сроки наступления. Надо срочно передавать данные, а рации - нет... Её пробило при очередном бегстве от патрулирующих всё и вся немцев.


[700x415]

И облавы не прекращаются, разведчиков ищут целенаправленно 10 тысяч человек.


[700x419]

Катя спит в комнате связистов, не уходит, даже когда нет смены. "Звезда, звезда, ответьте Земле"... но ответа нет.


[700x419]

Разведчики находят рацию - её в бинокль замечает Травкин, вот, в будке у моста.


[700x423]

Хитрость есть некоторая по её включению... левая ручка. Здесь смертельно ранят Воробья, и Мамочкин будет тащить его вместе с рацией,  отстреливаясь.


[700x418]

Все вместе они уходят, но уже, видно, не уйти... и раненный Бражников берет огонь противника на себя, он бежит и за собой отводит немцев. Его берсеркерское состояние и гибель отлично переданы совершенно улетной, полетно-кружащейся съемкой.


[700x419]

А преследуемые разведчики нашли небольшой сарайчик и залезли на чердак... Там голуби. Слезы мешают смотреть.

Истекающего кровью Воробьева уже ничто не может спасти.


[700x424]

Травкин безответно повторяет в трофейную рацию - "Земля, Земля, ответьте Звезде"... И тут камера взлетает... И мы видим эту Землю, пролетаем над ней...


[700x419]

Вокруг сарайчика собираются немцы.


[700x420]

Их очень много. 


[700x426]

А Травкин всё повторяет и повторяет. "Земля, Земля, ответьте Звезде"... И вот его услышали, и под обстрелом ему удается передать сведения...


[700x422]

А потом фашисты доставляют огнемет и Звезда сгорает. Фраза Мамочкина "А умирать-то не хочется" - последняя.


[700x419]

Погибают все разведчики.


[700x418]

Один из немцев, окружающих горящий сарай, снимает каску...


[700x419]

А Катя настойчиво вызывает "Звезда, Звезда, ответьте Земле!"... и её не остановить. На  протяжении всего фильма слышим мы эту фразу, поначалу такую "производственную", а тут, в финале, выросшую до поистине космического символа.

[700x408]

Фильм заканчивается рассказом о том, что каждую весну души погибших ... отовсюду устремляются в родные края, чтобы увидеть свою цветущую родину за которую отдали свои жизни…


[700x418]

А я в заключение хочу сказать, что хорошие современные фильмы тоже бывают...

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (4):
29-09-2013-23:53 удалить
Ох, разведчики-разведчики! Литра одно, киношка другое, а реальность - страшнее не придумаешь. Стрелять нельзя - шибко громко, основная работа ножичком по горлышку в теснейшем контакте... Не приведи господь работёнки. А кино намана, и всамделе - и то и другое. Сущность-то передана, а кровавые мелкоподробности - не для искусства.
Лезгафт 30-09-2013-00:16 удалить
Да новая "Звезда" хороший фильм. А про его некоторую эпичность, то это целенаправленно.. задумка у режиссера такая была. Кстати подбор недостающих членов разведгруппы ,тоже почти как в сказках и былинах
ZnichKa 30-09-2013-09:35 удалить
Ответ на комментарий # Сергий_Былинин, так искусство - это жесткий отбор самого существенного и только... вот сейчас разучились, видимо, отбирать... а тут - такое... видимо, секрет не совсем еще утрачен.
ZnichKa 30-09-2013-09:42 удалить
Ответ на комментарий Лезгафт # Лезгафт, там много всего сказочного-былинного... и три запрета, которые нельзя нарушать, и принесение победе в жертву этих почти детей - такой детинец осовременненный, и семь богатырей, и еще, и еще....


Комментарии (4): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник О "Звездах"... | ZnichKa - Дневник ZnichKa | Лента друзей ZnichKa / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»