• Авторизация


От Лубянки до Таганки - I 06-08-2013 22:22 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[700x511]

Предлагаю отправиться в путешествие по московским холмам - по двум из семи, с одного на другой перебраться. Разделяет эти холмы речка Яуза. Попытаемся спуститься с Ивановской горки и подняться на Болвановку, попутно глазея на все вокруг.  Дорога эта, к счастью, протоптана уже тысячу лет, а может и больше, поэтому одеваться можно не по-походному, но все-таки идти долго, и обувь должна быть прогулочная. 

Отправляемся рано утром из Ильинского парка, стартуем от памятника Кириллу и Мефодию. 

[700x525]

Тут уже светят в утренних лучах купола церкви на Кулишках и всегда ждущий кофе-хаус.
 

Не углублясь в полумифические дославянские еще поселения, которые существовали на этом холме, и во вполне исторические уже сады, которыми славилось это место, просто пройдемся по переулочкам. Вот звенящей тетивой звучит Лучников переулок.

[700x525]

А вот Златоустьинский - название дано по Златоустовскому (в честь Иоанна Златоуста) монастырю, известному по документам с 1412 году (разрушен в 1933 г.). По всем известной большевистской логике переулок стал Большим Комсомольским: рядом с этим переулком находился Центральный комитет ВЛКСМ.

[700x534]

Не по-московски тихо и прозрачно. Кажется, что даже простые бетонные стены светятся.

[700x525]

На Мясницкой какое-то сказочное благолепие.

[700x517]

У Маяковского - всегда, даже в такое пронзительно-летнее утро - тревожно.


Когда автобус,
пыль развеяв,
прет
меж часовен восковых,
я вижу ясно:
две их,
их две в Москве —
Москвы.

Да, тогда было - дайте две, а сейчас сколько... Не перечесть...


[700x525]


В постмодерновом азарте последнего выстрела в музее и не чувствуется самое важное... Обойдем этот дом с обратной стороны.

[700x525]

Маяковский был очень одинок. На Лубянском, на 4 этаже - окно той самой комнаты-лодочки, где он застрелился.
 
У коровы есть гнездо,
У верблюда – дети.
У меня же никого,
Никого на свете.
 
И что, на самом деле, может быть, поэтому - "кроме свежевымытой сорочки, скажу по совести, мне ничего не надо..." Маяковский сейчас с радостью смотрит в  глубокое небо и на доходный дом страхового общества "Россия", который весь в зелени ремонтных лесов, да на детский мир... Ничего, пройдет время, и все отремонтируется... Он очень любил всякую стройку.

[700x525]

А это Политехнический музей, он выступал там в громадном  зале. Прямо скажем - рядом с жильём)

[700x525]

А между тем, хотя еще вовсю - лето, но уже потихоньку наступает осень... Пока только одинокие прядки золотятся.

[700x525]

А во дворах доходных домов на улице Забелина - настоящая осенняя прохлада.

[700x525]

Вот самое "садовое" место - Ивановский монастырь, храм Владимира в Старых Садах

[700x525]

много раз писала об этом месте, даже кот - вот, такое впечатление, что сразу меня узнал - 

[700x525]

и Старосадский переулок.

[700x509]

Вдоль монастыря вниз уходит нарядный Малый Ивановский переулок.

[700x510]

А вот  уже Подколоколенный, церковь святого Николая в Подкопаях. Это начинается Хитровка, ... но у нас цель другая) Храм этот интересный, но сейчас тут ремонт, мы пока повернем на Солянку.

[700x525]

Храм Рождества Богородицы, что на Стрелке. Он был построен около 1460 года и был деревянный, в XVII веке заменён каменным, а в конце XVIII века построен заново. 1800-01 гг. к нему были пристроены трапезная и четырёхъярусная колокольня. Храм находится в пользовании аланской (осетинской) диаспоры Москвы. И скульптура перед ним, ох, Церетели, детям Беслана... ну, спасибо, что не стометровая.

[700x525]

Сама Солянка поражает разнообразием и заповедным спокойствием. Века наслаиваются друг на друга.

[700x511]

Два пилона ворот (1812 года постройки) бывшего Воспитательного дома украшают две белокаменные аллегорические скульптуры «Милосердие» и «Воспитание» архитекторов Д. И. Жилярди, А.Г.Григорьева и скульптора И. П. Витали. Ну, тут аллегория прозрачна и все понятно, для "приёма и призрения подкидышей и бесприютных детей", удивительно что эти скульптуры сохранились.

[700x525]

Вот Милосердие, а Воспитание заросло листвой. 

[700x525]

Интересно другое, если пройти вглубь по аллее к самому Воспитательному дому, то там окажется КПП, и ни много ни мало - Военная академия ракетных войск. Тоже своеобразное воспитание и милосердие))).

[700x525]

Опекунский совет - самое красивое архитектурное сооружение на Солянке, выполненное в стиле русский ампир, построено знаменитым Жилярди. В центральном сооружении находился Опекунский совет, а во флигелях - жили сотрудники, что было традицией вообще всех учреждений конца XVIII века. Опекунский совет был своеобразным учреждением, вообще-то он являлся органом административного управления Воспитательного дома, его кредитных учреждений и благотворительных заведений, в его ведении находились сиротские приюты, больницы, лазареты, богадельни, средние специальные учебные заведения. Но не в этом изюминка. Она в том, что для пополнения своего бюджета Опекунский совет имел право заниматься ссудно-залоговыми операциями, печатать и продавать игральные карты, фарфоровые, фаянсовые, кожевенные изделия и т.п. Другими словами, здесь зародился сбербанк).

После отмены крепостного права в 1861 году многие разорившиеся дворяне закладывали здесь свои имения. Бывал здесь и А. С. Пушкин, вынужденный заложить своё нижегородское имение. 

Солянка - небольшая улица, и вот мы уже её прошли - впереди во всей красе сталинская высотка на Котельнической - она будет нас преследовать постоянно. А впереди - сквер...

[700x525]

Утром тут особенно романтично, и пахнет хвоей. И рябины алеют.

[700x525]

Оказывается, тут такая аккуратная стелла, что-то она напоминает.

[700x525]


Точно - пограничный столб. Это памятник пограничникам.

[700x525]

Как бы вот с одной стороны - далекое легендарное прошлое,

[700x525]

затем не менее легендарное, но не такое уж далекое,

[700x525]

а это, по идее, настоящее...

[700x525]

Памятник очень гармонично вписан в "складки местности", ничему не мешает, а в некоторых ракурсах выглядит символически.

[480x640]

Сквер выходит на площадь "Яузские ворота". Очень милая площадь, старинная, тут почти ничего глобально не перестроено. Через нее мы как раз выйдем из невидимых уже стен Белого города, к Яузе; раньше когда-то город здесь заканчивался. Яузские ворота - ворота в стенах Белого города, откуда c XVI века начинался путь на Коломну и Рязань... и в Орду, конечно же, в Сарай-Бату. Площадь многим знакома по фильмам-экранизациям Толстого и Чехова, и до сих пор представляет типовой такой XIX век. Раньше на месте сквера была Кошелева слобода, в XVIII веке эта территория была заселена мельниками, изготовлявшими муку крупного, кошельного помола, шедшую через кошели - мельничные рукава(отсюда и название). Слово кошель произошло от слова кош и означает складную корзину, плетёный или вязаный кулёк, короб. 

Кстати, близи Яузских ворот располагались домик, в котором многие годы жил русский писатель А.Н. Островский. Именно здесь были написаны самые известные его пьесы, так что нравы можно представить. 

[700x525]

На площадь выходит Серебрянический переулок и церковь Троицы Живоначальной в Серебряках (1781 г.). В советское время в ней располагалась студия "Диафильм". Рядом - колокольня Усекновения главы Иоанна Предтечи.
Здесь прямо у храма - городская усадьба, которая была основана прапрадедом Натальи Гончаровой Афанасием Гончаровым, владельцем полотняного завода под Калугой. Позднее уже её дед, Афанасий Николаевич Гончаров построил главный дом усадьбы в стиле классицизма, который М. Казаков включил в альбомы лучших московских зданий начала XIX века. В пожарах 1812 года сгорели деревянные второй этаж с мезонином и переходы между центральным зданием и боковыми флигелями. Гончаровы не стали восстанавливать усадьбу, продав её купцу Филиппову, разместившему здесь вначале магазин, а затем чаеразвесочную фабрику.

[700x525]

Очень живописны переулки, бегущие к площади от Хитровки. 

[700x525]

Здесь недалеко есть один загадочный дом, хочу его показать - но для этого мы немного отклонимся от маршрута - совсем чуть. Видимо, Хитровки не избежать))).  Хотя сейчас здесь очень чисто и уютно. Это вот - кто бы мог подумать - станция скорой помощи...

[700x525]

Вот Яузский бульвар, тут - хорошо, и можно немного отдохнуть.

[480x640]

А вот и пришли, видите на уютном домике какие скульптуры, симпатичные. Ну - мужик-то с отбойным молотком и книжкой, это метростроевеец, наверное, но баба-то - со снопом и винтовкой... При чем здесь у бабы винтовка? Амазонка? 

Никто не может объяснить, загадка. Разве что Маяковский) Сюр, жуткая эмансипация - мужиков с книжками под землю загнать, а самим выращивать хлеб и воевать %)

[700x525]

Тут еще, на Яузском бульваре с самого утра Расул Гамзатов ко вполне реальным мужикам присоседился, видимо, тоже после вчерашнего, что ли...

[700x525]

А вот домик - очень стильный и деликатный такой модерн, красивый домик, бывший доходный дом Болдыревых, со сложнейшей системой лестниц, коридоров и переходов. Фасад следует изгибу бульвара, обретая характерную для модерна волнообразную пластичность. 

Но нигде никаких табличек нет. А тем не менее - это Центральный пограничный музей ФСБ России!))) Неброский , прямо скажем, хорошая маскировка. Надпись есть, но очень удачно скрыта - просто на самом видном месте. 

[700x525]

Не знаю, как туда люди попадают, может, не по своей воле?
Хотя вроде мирно все очень)

[700x525]

Видимо, не зря здесь столько пограничников - все-таки граница Москвы, мало ли что) А тут придется и нам перейти границу, преодолеть Яузу. Постоим на мостике, свежий ветер московского утра вдыхается легко... Как там в советской классике поется: "Нас утро встречает прохладой, нас ветром встречает река".

[700x525]

На том берегу где высотка, за городом,  были все "огненные производства" - кузнецы, котельники, гончары, таганщики, бронники. Такой район выселенных из города ремесленников,  занимавшихся огнеопасными промыслами. Кино к таковым не относиться, но у подножия высотки это самая главная достопримечательность.

[700x525]

А вот и моя любимая Гончарная. Улица Гончарная - Вшивая горка, ну, то есть Швивая, горка швейников. На плане Москвы 1739 года обозначена «улица на Вшивой горке», хотя до этого звалась Швивой. Но произносить такое было трудно, поэтому постепенно стало укореняться название Вшивая. Но главные здесь - гончары. Гончарные мастерские были раскопаны и изучены в 1947-1948 годах, при рытье котлована высотного дома на Котельнической набережной, маскирующего крутой подъём на Швивую горку. Согласно исследованиям археологов на этом месте находилось одно из древнейших домосковских поселений, датируемое X веком. Были здесь и поселения кузнецов-оружейников, их могилы найдены при реставрации храма Никиты Мученика. 

А вот и сам храм. Первое летописное упоминание о нём относится к 1476 году. В храме широкое гульбище, с которого раньше открывался вид на Москва-реку, который теперь заслоняет высотка.  В середине 1950-х годов за реставрацию храма взялся известный советский архитектор Лев Артурович Давид. В 1992 году храм становится подворьем (московским представительством) Афонского Пантелеймонова монастыря, в настоящее время здесь проходят подготовку будущие насельники этой обители. Фотографировать тут совсем нельзя.

[700x525]

Вот только разве растения)

[700x525]

Пожар 1812 года уничтожил Гончарную улицу, оказавшуюся практически в центре огня, но в основе восстановленных в 1-й половине XIX века домов сохраняются древние палаты XVII века. До самого 1917 года в Гончарной улице не появилось ни одного доходного дома - она так и оставалась совсем человеческой - одно-двухэтажной.

Разве что дом Т. И. Тутолмина - знаменитых архитекторов М. Ф. Казакова и В. И. Баженова. Прежде здесь были каменные палаты Строганова. Как писал современник: «Дом его один из лучших в Москве как по красоте, так и по местоположению. Перед ним протекают две реки, именно Москва и Яуза». Во второй половине XVIII века они были разобраны, и, как предполагают историки, в начале 1770-х годов В. В. Суровщиков возвёл на этом месте строгое трёхэтажное строение с полукруглым, ограниченным крыльями флигелей двором. Наверху был поставлен бельведер, откуда открывался вид на Москву. В начале XIX века дом принадлежал Т. И. Тутолмину, при котором дом был перестроен. Однако в 1812 году дом сгорел и долго стоял неотделанным, пока его владельцем не стал Тимофей Васильевич Прохоров, который открыл в нём фабрику-школу. В начале ХХ века здесь находилась частная женская гимназия Е. Е. Констан. Сейчас тут какой-то банк, и подойти нельзя.

[700x525]

Но вся улица как будто из сказки - тихой, доброй и домашней.

[700x525]

Всё ухожено и озеленено, иногда вот так заморочисто.

[700x525]

Вот усадьба Клаповской,  кон. XVII в., 1813 г., 1830-е гг., кон. XIX в., тут теперь хозяйничает инвестиционная группа какая-то, провели реконструкцию и восстановление Главного дома. В ходе реставрационных работы восстановлена первоначальная планировка, живописные и лепные плафоны, росписи потолка, наборный паркет, по сохранившимся рисункам воссозданы мебель и детали интерьера. Усадьба открыта для экскурсий два дня в году, но сегодня не такой день)


Чуть свернем - к подножью Вшивой горки - тут Храм Святителя Николая в Котельниках. Посмотрите, на каком он стоит горном практически подъеме - крутом берегу Москвы-реки. И так же как и все - горел, запустевал в мор, разрушали его, а потом заново отстраивали.

[700x525]

А теперь немного свернем в другую сторону - через дом уже, параллельно Гончарной - улица Большая Верхняя Болвановка. Здесь в XVII веке находилась Болвановская слобода, а позднее прошли Верхне- и Нижнеболвановские улицы. Откуда взялись эти названия, до сих пор не ясно. По самой распространенной версии, местные мастера изготовляли болванки то ли для чугунного литья, то ли для котлов, то ли для головных уборов. 

Другую версию предлагает А. Н. Островский, который в своих «Записках замоскворецкого жителя» объясняет название местности тем, «что тут стоял некий татарский бог, то есть „болван“». Навряд ли это так, ибо татары, будучи мусульманами, никаких изображений не допускали. Болванами так же называли ордынские басмы – печати с изображением ханов . Во время "татаро-монгольского ига" их привозили для поклонения на золотоордынское подворье. Перед басмами московские князья давали присягу, подписывали договоры и приносили дань. Еще есть предположение и о языческих - славянских и финно-угорских идолах...Это вполне вероятно, так как московиты органично соединяли в своем сознании и христианство, и язычество. Так и до сих пор :Х

[700x525]

Мы вышли прямо к флигелю замечательного дворца. Бывшая усадьба крупного владельца железоделательных заводов И. Баташева, прекрасный памятник московского классицизма. Выстроена крепостным архитектором М.П. Кисельниковым по проекту Р.Р. Казакова (не того, а однофамильца). 

[700x525]

Главное здание и парадные флигели были отстроены в конце XVIII века из оштукатуренного кирпича в сочетании с белокаменными деталями и вкраплениями скульптурных рельефов. Потрясающий классицизм, очень гармоничный, соразмерный, все отточено до деталей, ордерный и лепной декор - один из лучших в московских постройках.  Ха-ха - это как раз, как пример декора того времени... Но стильно же)


Легкая, изящная и очень большая усадьба,  огромное владение в 3 га, что соответствовало статусу заводчиков Баташевых, «вторых Демидовых», вместе с ними основавших в России чугунно-литейное производство во времена Петра I. Сам Ключевский отметил, что Петр поручил железное и горное дело «тульским кузнецам Баташеву и Демидову».
Центром этого промышленного могущества Баташевых стали Выксунские заводы в Нижегородской области, а в во Владимирской области они «угадали» неизведанную землю в Муромских лесах, богатую железной рудой и топливом для заводских печей. И еще сумели «договориться» с местными разбойниками, то ли укрывая их, то ли разрешив им вольницу за дележ награбленного, а возможно и то и другое. Баташевы частенько были нечисты на руку, однако оказались полезны России – именно они работали на вооружение армии, изготавливая по правительственным заказам ядра, пушки, бомбы, якоря, орудия для флота, обеспечив государево войско во время русско-турецких войн, разделов Польши и Пугачевского бунта. Выпускали они и мирную продукцию – баташевский чугун считался самым качественным в Европе, химию очень хорошо знали. Чугунные скульптуры Триумфальной арки в честь 1812 года, московские фонтаны (сохранились два – на Театральной площади и у здания Академии наук на Ленинском проспекте), решетки кремлевских садов и даже квадрига Аполлона на фронтоне Большого театра – все это было сделано на заводах Баташевых. 
 

И в то же время имелись бесспорные факты, что братья Баташевы были не только «вторыми Демидовыми», но и, собирательно, «вторым Дракулой». Этим особенно прославился Андрей Родионович. В своих владениях он будто бы устроил подпольную чеканку фальшивых денег, и за счет угождений власти не имел страха ни перед кем - истязал рабочих, убивал неугодных. Ему ничего не стоило столкнуть чиновника, приехавшего с ревизией, в доменную печь, или замуровать три сотни рабочих в подземелье, когда от Павла I были прислана комиссия для проверки сведений о чеканке фальшивых монет. 
В 1812 году хозяину пришлось спешно покинуть свое владение - в его дворце устроил себе резиденцию наполеоновский маршал Иоахим Мюрат, чьи войска первыми вошли в пустую Москву. Ставка Мюрата (а он был по совместительству - король))) спасла баташевский дворец от пожара. Когда пламя разгорелось около Яузского моста, французские солдаты вместе с русскими отстояли дворец. 
[700x525]


Позже устройство больницы для чернорабочих было продолжением екатерининского попечения о больницах для простого народа после московской эпидемии чумы 1771 года, напугавшей императрицу. 

[700x525]

Несмотря на «рабочий» характер, Яузская больница вскоре стала выдающейся московской клиникой. Ее главврач, хирург Ф. И. Березкин, сумел обеспечить больницу столь передовыми операционными, что их предоставляли для приезжавших в Москву западных медицинских светил.

[700x525]

После 1917 года больницу революционно назвали «имени Всемедикосантруда», но поскольку такое наименование было труднопроизносимо, название упростили – «больница имени Медсантруд». Все это было только громкой вывеской. Яузская больница стала ведомственной для ГПУ и в ней лечили чекистов. 
С 1921 по 1926 годы здесь было захоронено около тысячи человек. Известно, что это были молодые люди, до 35 лет, большинство с высшим образованием: дворяне, царские офицеры, профессора, литераторы, священники, музейные работники и несколько иностранцев. Во дворе больницы можно увидеть памятник этим жертвам советского террора в виде большого валуна, установленный в 1999 году. 
Тем не менее, врачи больницы продолжали дело служения людям. Здесь лечили и сыпнотифозных в годы гражданской войны, а во время Великой Отечественной войны тут действовал хирургический госпиталь: в 1943 году именно в нем впервые в СССР начали применять пенициллин для лечения больных.
Как видите, Яузская больница действует и сейчас.

[700x525]

Тут можно долго бродить - территория большая. Обращают на себя внимание вот эти две лепные картины - надо же, какая мелкая пластика и через столько войн прошли... На фотке выше видно их расположение. Ничего не понятно, даже и при увеличении. Кто это, что это... А ведь хозяин, Баташев, был масон... И к тому же алхимик, ну как же спец по руде и железу, с резиденцией в Гусь-Железном, может быть не алхимиком... И слухи  о золотой чеканке были.

Пришлось почитать немного про Великое делание, кое-что прояснилось. Вот эта первая картина-барельеф, вероятно, про серу... Кто что знает - прошу помочь.

[700x525]

Потому что вторая картина - точно про ртуть. Оказалось, картина повествует на языке древнегреческой мифологии о происхождении второй ртути от первой. Вулкан (философский огонь)  рассекает голову Юпитеру, откуда исходит Минерва.  Так сказать, "огонь использует силу жара, своё основное орудие, дабы озарить места самые недоступные и произвесть самое прекрасное из всех знаний - знание субстанциальных форм, - сокрытое в центре разнородного."

[700x525]

Дворцовая территория громадная, кое-где видна еще старая ограда.

[700x525]

В уголках старинного парка романтично и как-то глухо... и задумчиво.

[480x640]

А в конюшне до недавнего времени жили люди, и судя по всему - долго и счастливо...

[700x525]

Рядом с усадьбой Баташева стоит интересный храм - Симеона Столпника. 

[700x525]

1 сентября 1598 года, в день памяти Симеона Столпника, Борис Годунов официально взошёл на трон. В этом же году, чтобы отметить день своего венчания на царство, Годунов основал новую церковь. Всем миром собрали деньги. Деревянная церковь Симеона Столпника была построена в 1600 году, а в 1657 году Симеоновская церковь уже упоминается как каменная.
Проектом было предусмотрено строительство храма в форме ротонды с высоким и мощным куполом, высота которого должна была соответствовать высоте столпа преподобного Симеона Столпника. Однако из-за нарушения технологии строительства почти построенная церковь рухнула, сильно повредив при этом и трапезную часть. Снова собрали деньги. На сей раз, в сборе средств участвовал новый прихожанин храма – сосед, один из богатейших людей того времени заводчик И. Р. Баташев, которому приход уступил часть церковной земли под строительство его нового дома.


[700x525]

Окна ротонды главного храма были растесаны, он был превращен в семиэтажное здание, был утрачен и его богатый внутренний декор.  Сейчас почти все восстановлено.

[700x525]

А вот и сам Симеон Столпник.

[700x525]

Благолепие сплошное. А еще тут - теплица - и помидорки)))

[700x525]

Вернувшись на Верхнюю Болвановскую Радищевскую, встречаем здесь самого Радищева... Хоть памятник, но скромен. После Сибири будешь скромным)

[700x525]

И вот уже Таганская площадь.  И здесь храм Николы... на Болвановке, разумеется.

[700x525]

Церковь была построена в 1697-1712 годах на месте деревянной церкви. В строительстве кирпичного здания принимал участие зодчий Осип Старцев. Интересный он был человек, очень талантливый и иногда принципиально "ретроградный"... 
Планировка церкви традиционна для посадского храмозодчества XVII столетия, но отнюдь не XVIII-го. По оси восток-запад расположены храм, трапезная и колокольня. Храм двухэтажный: на первом этаже находился главный престол Николая Чудотворца, на втором — престол Петра и Павла, в трапезной — престолы Введения во храм и Иоанна Предтечи.

Вот, было построено как бы такое демонстративное ретро,  сейчас закрытое лесами: трехчастный алтарь, апсиды нижней церкви несколько выдвинуты на восток по отношению к верхней, поскольку по церковным правилам престол одного храма не должен перекрывать престол другого, иначе литургическая служба не дойдет до Царствия Небесного.

Старомодность архитектуры Никольской церкви вызывает удивление, так как Осип Старцев еще в последней четверти XVII века возвел в Москве ряд интересных зданий, в которых предвосхитил будущие тенденции развития русского зодчества. Мастер каменных дел прославился строительством Симонова монастыря, Крутицким теремком, перестройкой церквей при Теремном дворце в Московском Кремле. В 1682 году при переделке окон Грановитой палаты в Кремле он использовал ордерные формы. А в храме на Болвановке «мы видим и традиционную пирамиду кокошников, и довольно обычное пятиглавие, и традиционную шатровую колоколенку, замыкающую храм с запада. Эти отсталые с точки зрения архитектурной практики начала XVIII в. черты, возможно, объясняются консервативными настроениями московских зодчих, оставшихся „не у дел“ в связи со строительством в Петербурге» Получается, что старый мастер во время реформ Петра I вошел в конфликт с официальной властью, поэтому его церковь стала своеобразным выражением протеста против новых тенденций.

Но старые конфликты сгладились, и сейчас тут в полностью скрытой лесами церкви - Таинство. Крещение!

[700x525]

Таганка по-прежнему яркая и шумная. Вот знаменитый театр.
[700x525]

Тут торговый центр с экзотическим названием)

[700x525]

Здесь пристают с Навальным.

[700x525]

Пройдем два шага до Гончарной. Поражающие циклопическим масштабом сталинские дома. После сплошной двухэтажности почему-то жалко лёвиков у подножия и человечков на карнизах)

[700x525]

А вот замечательный храм Успения в Гончарах... Красоты необыкновенной.

[700x525]

В 1654 году местные гончары построили себе новый каменный однопрестольный Успенский храм. Между 1764-1774 годами была построена трёхъярусная колокольня в стиле послепетровского барокко. В эти же годы храм приобрёл окраску, которую можно увидеть и на современном храме. Успенская церковь получилась небольшой и уютной... и благодатной.
Главной святыней Успенского храма является чудотворная икона Божией Матери «Троеручица».  Иконостас оформлен в стиле XVII века, в нём сохранились старинные иконы XVII—XVIII веков. В годы Советской власти храм не закрывался, наверное поэтому здесь так легко дышится.

[480x640]

И вот еще список "Троеручницы" на фасаде.

[480x640]

В  оформлении храма принимал участие известный изразцовых дел мастер Степан Полубес.

[700x525]

 В конце XVII века Степан жил в Гончарной слободе, неподалёку от храма. Здесь была расположена его мастерская, в которой он изготовлял изразцовые фризы и панно. Полихромные изразцы Степана Полубеса украшают придел и трапезную. На северном фасаде они образуют широкий фриз, южная сторона храма украшена отдельными вставками. Очень жизнеутверждающие изразцы.

[700x525]

Переправимся через Таганку и немного отдохнем. 

[700x525]

Стало жарко и хочется пить. И немного посидеть.

[480x640]

Совсем немножко посидим - и  продолжение следует )

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (16):
Nadezhdaaa 06-08-2013-23:17 удалить
Как прекрасна Москва в утренние часы! Спасибо! Так захотелось в Москву и погулять с таким интересным экскурсоводом.)
Лезгафт 06-08-2013-23:35 удалить
Как всегда, великолепный обзор =)
Andrrr 07-08-2013-05:34 удалить
Замечательное утро! И рассказ замечательный
NADYNROM 07-08-2013-08:58 удалить
Какая плодотворная получилась прогулка!=) А я, к сожалению, давно никуда не выбиралась, поэтому с особенным удовольствием читаю твой рассказ и рассматриваю фотографии. Вроде бы все такое знакомое, но нет, все равно на чужих снимках открываешь для себя что-то новое=) А памятник Гамзатову, насколько я понимаю, недавно открыли?
ZnichKa 07-08-2013-09:21 удалить
Ответ на комментарий Nadezhdaaa # Да, утром в Москве как-то не по-московски, немножко как в кино)
ZnichKa 07-08-2013-09:22 удалить
Ответ на комментарий Лезгафт # Спасибо, обзор такой случайный вышел, но на то он и обзор)))
ZnichKa 07-08-2013-09:23 удалить
Ответ на комментарий Andrrr # Утро на самом деле было чудесное, а рассказ - ну, старалась как могла, много всего просто очень)
ZnichKa 07-08-2013-09:24 удалить
Ответ на комментарий Падунский # Ну,Падунский, в Москве и зловещее есть, и всякое... Интересно было все смешать)
ZnichKa 07-08-2013-09:26 удалить
Ответ на комментарий NADYNROM # Ага, очень много всего, я и не ожидала. Тоже люблю чужие фотки рассматривать))) А памятник Гамзатову - совсем новый, Путин в июле его открыл.
Много всего, ух! Спасибо! А баба та эмансипированная, с ружьем, сторож ночной)))
ZnichKa 07-08-2013-13:13 удалить
Ага, пожалуйста. Сторож ночной - это интересно, с винтовкой такой... Но вообще - похоже)
08-08-2013-21:14 удалить
Баба с ружом и колосками- это символ совейского закона 7-8 "О 3-5 колосках". За хищение колхозного и кооперативного имущества, хищение грузов на железнодорожном и водном транспорте закон предусматривал расстрел с конфискацией имущества, который при смягчающих обстоятельствах мог быть заменён на лишение свободы на срок не менее 10 лет с конфискацией имущества. В качестве "меры судебной репрессии по делам об охране колхозов и колхозников от насилий и угроз со стороны «кулацких элементов» предусматривалось лишение свободы на срок от 5 до 10 лет. Осуждённые по этому закону не подлежали амнистии. Но меня больше интересует, что такое "татарское иго" во фразе - "Во время татаро-монгольского ига их привозили для поклонения на золотоордынское подворье"?
ZnichKa 08-08-2013-21:24 удалить
Ответ на комментарий # Тоже про этот закон вспоминала... Но он был 32 года, а в 33 уже го отменяли постановлением о перегибах на местах. Дом строили в течение пяти лет с 1936 по 1941, так что не стыкуется. Скорее, винтовка у нее против фашистов, покушающихся на колоски. А иго - просто обозначение времени, исправила, взяла в кавычеги)
08-08-2013-21:47 удалить
Ответ на комментарий ZnichKa # Ну, может и так. Тут мне почему-то любимая песня вспомнилась сразу:"Возьмем винтовки новые..." Как раз словеса Маяковского обр.1927 г., а музон Л. Шварца. Любители антифашистского миролюбия могут насладиться тут http://www.youtube.com/watch?v=qOis4njtyhI Но ваще - люблю пострелять и с песней вполне солидарен.
ZnichKa 08-08-2013-21:53 удалить
Ответ на комментарий # Песня замечательная))) И будем санитарами, и в стрелковые пойдем кружки, тока бы армия двинула...


Комментарии (16): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник От Лубянки до Таганки - I | ZnichKa - Дневник ZnichKa | Лента друзей ZnichKa / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»