• Авторизация


Город Остров 19-05-2013 12:12 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[700x525]

Сейчас Остров - маленький провинциальный городок в 50 км от Пскова. В прошлом Остров - древний русский город, важнейший пограничный форпост на юге Псковской земли. Здесь на островке между рекой Великой и ее рукавом Скобожихой стояла каменная крепость...

Островок сам очень маленький.

 

[700x579]

Первое, что поражает, когда попадаешь сюда - мосты. Мосты очень изящные, и необычные... построены в 1853г.  Ах, это было время, когда человечество открыло для себя возможность сооружения конструкций из металла. Но при этом еще не успело отказаться от декоративной эстетики предыдущих эпох. В ту пору слились воедино в причудливом единстве декоративность форм и утилитарность функций. В будущем вторая победит, создав новую эстетику и новые каноны красоты, а пока это еще просто красиво по-человечески).

Первый проект арочных трехпролетных мостов появился в 1837г., из-за высокой стоимости он был забракован. Лишь четвертый проект, автором которого был инженер путей сообщения Михаил Яковлевич Краснопольский, был воплощен. Строительство началось в 1850 г. и через три года было успешно завершено.


Мост состоит из двух отдельных пролетов, построенных через два рукава р. Великой. Величина каждого из пролетов 94 метра, со стрелой провеса цепей в 12 м пролета. Опоры выведены из отборной известковой плиты и облицованы булыжным камнем. Три нижних и верхних ряда отдельных столбов сделаны из гранита.
  

[700x525]

На открытии мостов присутствовал сам Николай I. "В ноябре 1853 года государь прошел пешком по только что выстроенному инженером путей сообщения Краснопольским мосту, остался очень доволен и пожаловал строителю орден Святой Анны II степени. 

[700x525]
 

"Очень рад, что мое желание, наконец, исполнено: поздравляю Вас с мостом". - сказал государь, обращаясь к предводителю дворянства отставному ген.-майору Н.Г.Меландеру. ("Летопись г.Острова и его уезда Псковской губернии". Н.А.Панов, 1913г.). У моста на острове стоит Никольская церковь, 


[700x525]

и открывается вид на Спасо-Казанский Симанский женский монастырь.


[700x525]



Когда был основан Остров - неизвестно. Первое упоминание в летописи от 1341 г. - псковичи предложили островичанам поехать "...воевати Лотыгоре" (ПЛ, II, с. 93). Однако, прибыв в установленный срок на место сбора рати, псковичи столкнулись с немцами и латгалами, которые "...тако же поехали воевати волости псковскиа". ))) Выступив в неравную схватку, псковичи потеряли девять человек, в том числе двух своих предводителей и отошли. Немцы начали переправляться обратно на р. Великую "и в то время приспеше островичи о Васильи о Онисимовичи, тогда опять емоу посадничество во Острове, и оудариша ни них". Не ожидавшие нападения захватчики были опрокинуты "...помощью святыя Троица и молитвою святого отца Николы" (ПЛ, II, с. 93, 94). Последняя фаза свидетельствует о наличии в Острове церкви Николы уже в 1341 г. А вот еще летописное - в 1348 г., в то время, когда псковские рати помогали новгородцам под Орешком, немцы "...воеваша села около Острова..." (ПЛ, I, с. 12; II, с. 98). Не позднее третьей четверти XIV в. вокруг города возводятся каменные стены и в "Списке русских городов..." 1390-1391 гг. значится "Остров камень" (НПЛ, с. 477).
 
 

[600x375]



Каменная крепость из серого колотого известняка на извести была воздвигнута на возвышенной части небольшого, довольно низкого островка между рекой Великой и протокой, именуемой в древние времена "Черной речкой" или "Слобожихой". Форма крепости соответствовала рельефу занятого ею участка. От наиболее низкой части острова она отделялась рвом, соединенным с рекой Великой и заполненным водой. В крепости не было родника или колодца, его заменял наполненный водой из Великой - внутренний канал, вырытый рядом с юго-восточной стеной, который снабжал защитников крепости во время осады. Крепостная стена поднималась над островом примерно на десять метров, с северо-западной стороны - до 15 метров. Боевой ход стен прикрывался парапетом с бойницами. На северо-востоке острова стены как бы заходили одна за другую, образуя довольно узкий проход,  кожух или захаб.
 

[572x401]

Остров имел своего посадника и свое вече, решавшее вопросы войны и мира, учиняло суд над преступниками, выбирало и судило главных городских сановников. Звон вечевого колокола собирал на площадь всякого, кто считал себя полноправным гражданином.  В 1510 году к Москве присоединилась и Псковская федеральная республика. Вечевой колокол в Пскове, а следовательно, и в Острове был снят.

Занимая пограничное положение и прикрывая Псков с юга, Остров, а с ним крепость подвергались неоднократным нападениям. Так в 1406 году ливонские рыцари две недели разоряли окрестные села под Псковом и Островом, приблизились к Острову, но на штурм не решились. В течении всего XV столетия враги посягали на крепость. Лишь в 1502 году после упорного штурма немцы захватили крепость. Город был сожжен дотла, погибло четыре тысячи его защитников.
Свою страницу вписала крепость в военную историю в конце XVI века, когда в 1581 году на Русь двинулись первокласные по тому времени, прекрасно вооруженные войска польского короля Стефана Батория. С самого начала войны крепость стала опорной базой русских войск, где они получали питание и отдых. Ксенз Станислав Пиотровский, ведший "Дневник последнего похода Стефана Батория на Россию", который я уже тут цитировала, писал:

[x254]

 "...полагали, что Островом легко овладеть и обещали взять его для забавы и ради присутствия короля, но, когда увидели место, занимаемое крепостью, со всех сторон окруженное водою...-то сейчас поняли, что труднее взять его видя, чем не видавши...". 
 
Островичи проявили огромную стойкость. 
Исход осады решил сам Баторий. Объезжая крепость, он заметил сильную выгнутость западной стены, что не давало возможности вести фланкирующий огонь. Король приказал своим солдатам идти на приступ именно с этой стороны. Город был разграблен захватчиками и сожжен почти дотла. В 1582 году по Запольскому миру Остров вновь был возвращен Москве.
 
Еще в конце XIX в. руины крепости были вполне заметны. Последняя война сровняла её с землей, немцы разобрали руины для укрепления дорог, небось, с удовольствием от уничтожения того, что не удалось тевтонским рыцарям..
 
А со времен тех битв с Баторием, не иначе, снова "молитвою святого отца Николы", уцелела только вот эта церковь... Николая Чудотворца.

[700x525]

Она была возведена в крепости,  алтарем на север %). «...В лето 7051 (1543) поставиша в Острове городе святаго Николу...». Почему ориентация на север - остается тайной до сих пор. На барабане храма сохранились фрагменты керамической ленты-надписи, выполненной одновременно с ее постройкой и перечисляющей, кроме великого князя Ивана Васильевича, представителей прихода, способствовавших строительству. Это "...Ларивонъ Левоньтеевъ да Михаила Кузминъ Кюрила Григорьевъ сынъ Иван Сес...".

 

[700x525]



Материал ее стен – грубо колотая местная известняковая плита,"недопечённый" мрамор, придающий очаровательную "шероховатость" , такая вот живая неровность стен, хранящая тепло ладоней давно ушедших строителей.
 

[700x525]

В этой маленькой церкви сильнейшая энергия намоленности ...


[700x525]

Помнит Батория и вот эта икона...шедевр псковской иконописи из Никольской церкви Острова - "Сошествие в ад" (последняя четверть XIVв.) , в настоящее время она хранится в государственном Русском музее Санкт-Петербурга. Икона очень динамична. Думаю, эта такая же пограничная динамика, которая была и в Каппадокии, и то же ожидание Апокалипсиса во всё время рушащемся и отстраивающемся заново мире... И тоже внутреннее горение. Вообще, псковские иконы никогда не кажутся раскрашенными. Краска рождается из глубины доски, загорается светом, выражает внутреннее горение души, соответствует внутреннему напряжению в ликах псковских святых.

 

На этой иконе красный цвет одежд , не ослабляемый холодными тонами бликов, начинают буквально пламенеть. Создается впечатление интенсивного не природного, не солнечного сияния. Каждый цвет использован с максимальной интенсивностью, технологически это может быть объяснено высочайшим профессионализмом мастеров, досконально изучивших особенности каждого пигмента. Для достижения этого знаменитого эффекта "свечения" псковские иконописцы не только использовали определенный набор пигментов, но и умело варьировали величину частиц каждого пигмента и их количественной соотношение.

Общий колорит живописи всегда напряженный, обязательно очень строгий, не допускающий ни малейшего нарядного развлекающего оттенка требовал особого подхода. Здесь была важна чистота, звучность и глубина цвета. Это говорит о сохранении у псковского мастера даже в эту позднюю для  русской иконописи эпоху целостности восприятия мира.
Прекрасен развевающийся, полетный плащ Христа.
 
 
Свет вспыхивает на иконе очень небольшими по площади но ослепительно белыми вспышками, не смешиваясь с материей, но создавая впечатление моментальности, молниеносности происходящего. 
Как и в Каппадокии, здесь это - действенность, внутренняя, переливающаяся во внешний мир активность живописного произведения, почти физически изменяющая предлежащее ей реальное пространство. Сила образов такова, что им подчиняется и пространство вне изображения. Икона оказывается населенной людьми, изображенными в момент их пограничного состояния, - они все еще реальны, но в то же время это уже не люди из плоти и крови, - "дебелость" плоти кажется сожженной, телесная ткань - сухой и очищенной, телесная материя - горящей внутренним огнем, сияющей...а какая динамика, ноги Христа отталкиваются от бездны, в то время как плащ еще трепещет от спуска полета.
 
Характерность  иконы как раз в том, что мастер и не стремился к копированию технологии пластической лепки византийских полутонов, но наоборот, сознательно пренебрегал ею для достижения большей выразительности и экспрессии образа. Видимо. тут псковскому мастеру, впрочем как и его согражданам, гораздо ближе было искусство крайностей, представлявшее святость в напряжении и силе. Столичный интеллектуализм и рафинированность иконописи не смогли бы быть оценены по достоинству, здесь, в пограничье, делалась история, и видимо, общество требовало другого искусства. В городе, который на протяжении веков был форпостом, жил в противостоянии внешним врагам и чужим культурам, логично предположить появление такой необычной, накаленной и кристаллически четкой образности. Там, где условия жизни экстремальны, ориентиры должны быть тверды и ясны.
 
ps. жаль покидать этот маленький городок, окружённый скудной "скандинавской" природой и единый с ней, стойко хранящий свои тайны, и на на шесть месяцев в году уходящий во тьму долгой ночи, под дождь и снег, и навсегда - в небытие человеческого забвения...
 
 
http://nikola-78-ru.livejournal.com/61095.html?thread=17575
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (35): вперёд»
Elena_Kalusch 19-05-2013-18:38 удалить
ZnichKa, спасибо, пост как всегда интересный и обстоятельный!
ZnichKa 19-05-2013-18:39 удалить
Ответ на комментарий Elena_Kalusch # Elena_Kalusch, спасибо!
Elena_Kalusch 19-05-2013-18:41 удалить
Ответ на комментарий ZnichKa # ZnichKa, а мне то за что "спасибо", за "спасибо"?...)))
NADYNROM 19-05-2013-18:56 удалить
ZnichKa, спасибо! Я в Острове была проездом по пути в Псков и толком, к сожалению, ничего не увидела. А город очень интересный!
ZnichKa 19-05-2013-18:59 удалить
Ответ на комментарий Elena_Kalusch # Elena_Kalusch, так пора уже и понимать))) за внимание, за время, потраченное, за добрые слова... спасибо!
ZnichKa 19-05-2013-19:00 удалить
Ответ на комментарий NADYNROM # NADYNROM, так да. Удивительный остров...
Elena_Kalusch 19-05-2013-19:05 удалить
Ответ на комментарий ZnichKa # ZnichKa, ладно, ладно, не серчай, я пошутила...)))
19-05-2013-19:18 удалить
Почему же всё-таки алтарем на север? При Иване III можно было бы приплести тут ересь жидовствующих и свалить всё на пред-масонов, но в годы царствования Ивана Грозного - странно, странно! Впрочем, в эпоху тиранов демократия на местах обычно процветала и могла следовать своим хитроумствам. Это же вам не современность, когда господство демократии не оставляет выбора на местах! Или здесь скрывается какая-то тайна?
ZnichKa 19-05-2013-19:32 удалить
Ответ на комментарий # Сергий_Былинин, алтарь на север - это факт. Объяснить пытаются тем, что на севере - Псков, так сказать, из вассальной зависимости ориентировали алтарь. Еще есть мнение, что от "большой дороги"ориентация зависела - действительно, через Остров проходила дорога от Киева и на Варшаву... ох, но это всё отмазки рационалистические. Например, в Каппадокии тоже есть храмы, ориентированные на север, они особенные, "из ряда вон", так сказать... Я думаю, так и "Остров камень" - что-то особенное, но да, нам недоступное. Может, старообрядческое, или какое другое...
19-05-2013-20:16 удалить
Ответ на комментарий ZnichKa # До старобрядцев еше 100 лет житухи в России наитереснейшей. К примеру - Пожарско-минная устреча с разлюбезным Вам польско-литовским телебаченьем... А шо де Плесков на севере... ох, матушка, дык ведь Иерусалим - на юге, а ведь покруче будет как ни крути компас. Во-о-от! Ни-и, хлопцы, чую тут явно супротив клятых ливонцев промысел!
ZnichKa 19-05-2013-20:19 удалить
Ответ на комментарий # Сергий_Былинин, а расскажи, что "чуешь", интересно... супротив ливонцев - особенно)
19-05-2013-20:39 удалить
Ответ на комментарий ZnichKa # Га-а! К примеру ливонский пушкарь, уверенный в восточной ориентации русских храмов, прицеливаясь, делает поправку на вращение земли - естессно в плоскости с востока на запад... А туточки фигвам! И кудема полетит его ядрышко? Шутка, конечно. Но ведь должна быть сильно обоснованная причина для такого неканонического строительства!
ZnichKa 19-05-2013-20:42 удалить
Ответ на комментарий # Ну вот, ну вот...
19-05-2013-21:58 удалить
Алтарь Храма Воскресения Христова в Сокольниках ориентирован на юг, алтари Храмов на Таганке ориентированы по направлению улиц поднимающихся от Москвы-реки в гору. Алтарь Храма Христа Спасителя тоже по-моему не на восток, точно не скажу. Особого смысла искать не надо, просто рельеф местности так подсказывает.
ZnichKa 19-05-2013-22:27 удалить
Ответ на комментарий # Аноним, по канону построены большинство храмов Руси и России. Канон гласит - алтарем - на восток, и никак иначе. А двадцатом веке и в городской застройке всяко могло быть, но это не показатель подсказки "рельефа местности") В постике речь идет об одиночном храме 16 века, он обязан быть алтарем на восток.
19-05-2013-22:45 удалить
Ответ на комментарий ZnichKa # Да уж! Афеистическая архитехтурская сволочь 19-20 веков тут нам не указ. Энти профурсетки эпохи Якобы(нского)-Просвещения строили куда угодно и что угодно откровенно лизоблюдствуя перед масонскими идеалами и выдавая оные за классические красоты. Но для 16 века северная ориентация требует отдельного разговора и объяснения
20-05-2013-00:36 удалить
Алтари закладывали в направлении восхода солнца в день который посвящен святому будущего храма. Но точка восхода солнца зимой и летом отличается от направления на восток на десятки градусов. Например в Москве в декабре солнце восходит на 43 градуса южнее (133 градус азимута). этим и можно объяснить отклонения от направления на восток во многих московских Храмах. Строгую ориентацию имеет разве что Собор Андронниковского монастыря. Хотя все московские Церкви не проверял, естественно...
Аноним опередил. Действительно, строили с ориентацией на точку восхода. И, если храм посвящён какому-нибудь летнему празднику/святому, то в этих северных широтах ничего кроме севера получиться и не могло))
ZnichKa 20-05-2013-14:22 удалить
Аноним, Падунский, всё так. Но остальные храмы той же северной Псковской области ориентированы правильно, на восток. И не надо ничего измерять на месте, в гугле теперь все видно.
Andrrr 20-05-2013-14:27 удалить
Ответ на комментарий # Интересно!
Andrrr 20-05-2013-14:28 удалить
Я в Острове сборы после института проходил: ночью привезли, ночью увезли, а между ними - за проволокой...
20-05-2013-15:37 удалить
Ответ на комментарий Andrrr # Не жалейте Andrrr не было бы ограждения, помолиться всё равно не отпустили бы.
Nadezhdaaa 20-05-2013-15:40 удалить
Это все очень интересно! Я в этих местах не была.Посмотрела на Никольский храм и захотелось прислониться к его стенам, какой-то он "домашний", если можно так сказать,родной.
Andrrr 20-05-2013-15:45 удалить
Ответ на комментарий # да уж,... в 1984 году.... Да мне не помолиться - посмотреть...
20-05-2013-15:49 удалить
Ответ на комментарий ZnichKa # Возможно влиял в момент принятия решения о строительстве Храма, фактор того как этот вполне конкретный человек, кто принимал решение,понимал слово "Восток". Как сторону света, т.е географическое понятие или место где восходит солнце, т.е свет побеждает тьму. Хотя источник указания на Восток всего один.(По-моему, хотя вот и засомневался, может и не один)
ZnichKa 20-05-2013-19:59 удалить
Ответ на комментарий # Тогда не было случайных людей в этом деле.
ZnichKa 20-05-2013-20:06 удалить
Ответ на комментарий Andrrr # Andrrr, о, как мир тесен) Ну, будешь мимо проезжать - заедь, глянь, там на самом деле интересно. И военное там до сих пор везде, даже на детской площадке. [480x360]
ZnichKa 20-05-2013-20:09 удалить
Ответ на комментарий Nadezhdaaa # Nadezhdaaa, а там всё очень домашнее такое, как будто всё когда-то видела. И масштабно к человеку очень, человеческое, уютное... жаль, что среду саму во Пскове они разрушили - большую часть выровняли, отдельные только церквушки остались.
24-05-2013-01:24 удалить
Ответ на комментарий ZnichKa # Не обойтись сначала без маленького экскурса по ориентированию на местности. Прежде всего надобно заметить, что город Остров не такой уж и северный и находится южнее Пскова и Петрограда, а вовсе не за Полярным кругом. Только там в глубоком Заполярье точка восхода солнца может совпадать с точкой его захода и башка кружится :-))) от долгой ночи и нескончаемого дня. Но в Пскове и Острове довольно просто определить предельные направления восхода и захода дневного светила. Если строго, то Солнце восходит на востоке и садится на западе 2 раза в год: в дни весеннего (21 марта) и осеннего (23 сентября) равноденствия. Все остальное время восход и заход происходят южнее (ближе к зиме) или севернее (ближе к лету). Самый северный восход (и соответственно заход) солнца происходит в день летнего солнцестояния - 22 июня. Для широты Острова (ок. 56-57") это будет почти точный Северо- Восток и Северо-Запад. А вот 22 декабря восход солнца в Острове придется наблюдать прямехонько на Юго-Востоке. Ну в остальные дни сами можете рассчитать. Небось еще не забыли школьный объем математики? Если же мы посмотрим на карте в Гугле на указанный храм, то заметим, что алтарь его конечно не строго, но явно ближе к направлению на север, и дальше даже от С-В. Тут уж извините, но солнышко на таком северном градусе ни с какой беды никогда на Псковской земле не восходит-с! Ну, не Мурманск же, хотя и там по другому. А стало быть причина необычной ориентации храма кроется не в точке восхода. А тогда в чем? Если, например, просто вдоль дороги, то почему не на юг алтарем? Там на юге Святая земля, Иерусалим. А что на севере, кроме тьмы? Если, скажем место из-за тесноты не позволяло, то храм-то в плане квадратненький, и алтарь было всё равно в какую сторону ставить. Но терзает меня смутное сомнение... а не поставлен ли, не привязан ли был алтарь к какому-нибудь особому месту на островке. Может там прежде каменюка языческая была или еще что? Вот если алтарь освятил или переосмыслил это место, тогда теснота и вдольдорожье согласуются и примиряются. Вот такая гипотеза.
ZnichKa 24-05-2013-07:27 удалить
Ответ на комментарий # Сергий_Былинин, спасибо и за разъяснение, и за гипотезу... Так там копать нужно, а никакая наука туда основательно не доходила. И сейчас уже в ней утвердился взгляд, что все - фигня, подумаешь, чуток повернули храм...


Комментарии (35): вперёд» вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Город Остров | ZnichKa - Дневник ZnichKa | Лента друзей ZnichKa / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»