• Авторизация


Моонзунд 28-03-2013 22:22 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[675x486]

 

Чего можно ждать от перестроечного фильма, премьера которого состоялась в ноябре 1987 года - по случаю 70-летия Октябрьской революции? Ну, уж не света и вдохновения, а вот поди ж ты. Видимо, заряды двух литературных проходимцев - писателя Пикуля и сценариста Володарского - сошлись, и это как раз тот случай, когда минус на минус дает плюс.
 
Военный фильм про кораблики, действие происходит в Прибалтике во время Первой мировой войны. 
 

[700x412]

Вот остров красной буквой А отмечен - Сааремаа, сейчас он эстонский, а вокруг него острова и островочки - это Моонзундский архипелаг, как раз на морском пути из "немец" к нам в Питер.

 

А вот поближе у этого острова Сааремаа на юге монитора есть мыс - длинный такой, это знаменитый Церель, 

[показать]

вот тут как раз большая часть действия и разворачивается. Кораблики в фильме вот такие, а за военными действиями можно наблюдать почти всегда только в бинокль. Вообще, весь фильм - в мрачной, «холодной» стилистике вечных сумерек.

[690x488]

Машины и их механизмы показаны подробно, исторично и с любовью, они почти как в паровозах красивые, только большие и часто смертоносные.

[700x484]

В начале фильма идут учебные стрельбы, командует вице-адмирал Николай Оттович фон Эссен в исполнении Евстигнеева,

[682x488]

 а из недр корабля адмирала развязно комментирует простой матрос, и делает поправку. Адмирал поправляет прицел, вызывает матроса:

- Вот что, Дыбенко. Либо ты у меня насидишься в тюрьме, либо быть тебе на моем месте!
- Так точно, ваше превосходительство! Мы способны и на то, и на другое!
Так зритель знакомится с атмосферой и с двумя очень второстенными для развития сюжета персонажами, а в романе Пикуль еще прибавляет "Скоро! Уже скоро сядет Дыбенко в тюрьму. Скоро он поведет флот за партией Ленина в Моонзунд..." Действительно, и фон Эссен, и Дыбенко - реальные исторические персонажи - знаменитый адмирал и будущий первый народный комиссар по морским делам РСФСР.
 
Тут же и Колчак присутствует, замечательный Колчак, Беляев, очень фактурный, харизматичный образ, ещё не герой опомнившейся России, но уже не «пропитанный кокаином истерик». 

[686x484]

А дальше начинается собственно действие. Старлей Артемьев (Меньшиков) прибывает на новое место службы, на свою батарею - на этот самый Церель, и обнаруживает там бардак и расхлябанность.

Артемьев выяснет, что всем здесь рулит революционный комитет... Матросы агрессивны...

[700x489]

За уточнением обстановки он обращается к фон Кнюпферу, капитану первого ранга, который делиться с ним упадническими настроениями и невозможностью привести батарею в боевой порядок.

[700x487]

Тут же он встречает Клару, в одну из поездок в Гельсингфорс (Хельсиники тогда - российский город). Встречает в магазинчике, где очаровательная хозяйка Вия Артмоне предлагает ему давно разыскиваемую книгу - Артемьев увлекается искусством, миниатюрным портретом.

[686x482]

Он возвращается под впечатлением от встречи и от обстановки на батарее.

[694x482]

Порядок навести ему помогает, расстреляв одного матроса, Семенчук - замечательный Гостюхин. Семенчук сыплет манагерскими прям афоризмами.

"- Ежели командир оплошает - я его шлепну в патоку! Ежели если кто приказ командира не выполнит, я его шлепну - в повидло!"
"- Кому что на данном политическим этапе неясно? У кого есть насущные вопросы, мировые проблемы?"
"- Командуй, что хочешь, лишь бы громко, пока в себя не пришли"

[696x484]
 

А вот уже Артемьев - старший офицер на "Новике". В кают-компании он напоминает офицерам, что о политике говорить запрещает устав. Офицер Артеньев - настоящая фамилия Бартенев, артиллерист и никогда не был старшим офицером эсминца.  Реальный Баретеньев, командир 305-мм батареи № 43 Цереля, описал все эти бои осени 1917 года в записке в 1918 году - они есть в инете. 


[690x486]

А вот и бои. В критической ситуации командир  корабля фон Денн приказывает поднять белый флаг. Его помещают в каюту, запирают, и обходятся без белого флага.

[686x488]

А потом судят офицерским судом. И фон Денну ничего не остается, как застрелиться. Карл Иоахим Фон Денн - такой морской офицер действительно был в то время, и его супруга действительно из окружения Распутина. Но "Новиком" фон Ден не командовал, и Фон Денн не пытался сдать корабль немцам, да и не стрелялся.

[686x484]

А вот снова Колчак - у него на приеме в Гельсингфорсе Артеньев выясняет свою дальнейшую судьбу.

[688x484]
 

Там же поход с Кларой в собор - они слушают там орган, и в "Иллюзион".


[688x486]

А потом бурное обсуждение, что можно показывать в кинематографе, а что нет.

[680x486]

А на "Новик" взамен фон Денна назначен новый капитан - фон Грапф.  В действительности Пикулем были взяты тексты - фон Графа, который описал это все в мемуарах в 1922 году. В фильме его вывели под видом командира фон ГраПфа, а реальный фон Граф был сторонником НСДАП и мемуары его в СССР запрещены.

[684x486]

На корабле Артемьев получает записку от Клары - о том, что она исчезает на неопределенный срок.

[686x490]

Артемьев тоскует и предается воспоминаниям...

[688x492]

И снова бои...

[684x492]

Артемьев с Семенчуком едут в Питер, а там - сестра... Она объявляет, что уходит на фронт, сестрой милосердия. 


[682x482]

В Питере в ресторане случайно герой видит Клару. Здесь звучит чудесный романс на слова одного из самых проникновенных поэтов Серебряного века - Георгия Иванова - "Настанут холода", жаль на ютубе нет. Клара назначает ему свидание.

[684x480]

На обратной дороге - разговор с Семенчуком... о смерти. О смерти за Родину. Только в ней видит Артемьев примирение всех своих противоречий. И на всех героях мы видим отпечаток неумолимой судьбы...Очарованный смертью Артеньев, не желающий изменять себе и лишь потому до конца исполняющий то, что полагает своим долгом; мечущийся в поисках несуществующего знаменателя Семенчук; уставшая от жизни, но не способная преодолеть себя Клара...

Аполитизм – главный недостаток и главное достоинство "Моонзунда"... основная проблема как раз-таки в аполитизме. Этим фильм и цепляет, становится лично интересным. Человек в мятущемся мире, выполняющий свой долг. Вне политики, вне партий и направлений - хорошо ли это? 
"Двух станов не боец, а только гость случайный..." И в романе, и в фильме, и в жизни - это видимо была личная проблема, и Пикуля, и Володарского. И в романе, и в фильме, и в жизни - неразрешимая задача.  


[692x488]

Уже в Гельсингфорсе, возвращаясь с очередной книжкой из того самого магазинчика,

[686x492]

главный герой встречает каких-то матросов и его избивают. Становится жутко.

[696x484]
 

Как раз об этом времени писал Маяковский в своей "Оде революции"

"Слава" хрипит в предсмертном рейсе.

Визг сирен придушенно тонок.
Ты шлешь моряков
на тонущий крейсер, —
туда,
где забытый
мяукал котенок.
А после!
Пьяной толпой орала.
Ус залихватский закручен в форсе.
Прикладами гонишь седых адмиралов
вниз головой
с моста в Гельсингфорсе.
Вчерашние раны лижет и лижет,
и снова вижу вскрытые вены я.
Тебе обывательское
— о, будь ты проклята трижды! —
и мое,
поэтово
о, четырежды славься, благословенная! "
 
А потом матросы на корабле выбирали - кого оставить из офицеров...  Интересные при этом диалоги. 


[692x492]
 

Приходит телеграмма - сестра погибла от тифа. И еще -  Артемьева вызвала контрразведка - и ему популярно объяснили, что он мешает. Клара - шпионка, и ей нельзя отвлекаться от работы. Они не могут быть вместе.


[690x492]

В последнюю встречу, на расставание, Клара дарит ему миниатюру, с пожеланием выжить...

[690x496]
 

В качестве миниатюры выступила картина Григория Чернецова «Парад на Царицыном лугу 6 окт. 1831». На картине изображён парад по случаю подавления Польского восстания 1830—1831 годов. Восставшая Варшава была взята русскими войсками 8 сентября 1831 года.

Сбылось — и в день Бородина
Вновь наши вторглись знамена
В проломы падшей вновь Варшавы;
И Польша, как бегущий полк,
Во прах бросает стяг кровавый -
И бунт раздавленный умолк.
(Пушкин, Бородинская годовщина...)
 
Непростая картина)

Артемьев решает покинуть корабль, и вернуться на свою батарею, на Церель. И вот уже немцы наступают, матросам объявлено, что они - в окружении. И большинство - остаются защищать Церель. Сбегающим Семенчук говорит: "Мне на святое дело дерьма не надо!"


[690x484]

Батарея успешно обороняется, но  снаряды кончаются, и под арт-обстрелом редеют ряды защитников. Помощи ждать неоткуда, но её все равно ждут.

[690x482]

Артемьев теряет миниатюру, переживает, и в перерывах между обстрелами долго и безуспешно пытается найти её.

[680x480]

Вражеская эскадра накатывается на Церель снова и снова.

[688x486]

Немецких кораблей становится всё больше, и оставшаяся небольшая группа защитников Цереля взрывает батарею и уходит в лес. Здесь-то и происходит разговор о смысле революции и о смысле жизни, разговор, поднимающий проблемы, актуальные и наши дни...




А дальше - плен. Немцы и с ними фон Кнюпфер. На самом деле, каперанг фон Кнюпфер к немцам не перебегал и обороной командовал вполне нормально, а немецких парламентёров приказал вышвырнуть с батареи и сначала даже хотел их повесить. Тут хорошо прослеживается "пикулевская технологическая школа", становится понятным откуда у нас все эти "штрафбаты" и "адмиралы". Володарский, а еще Веллер - старательные ученики Пикуля. Классический вариант развития технологии это Веллер, но ему не повезло - уровень знаний у народа подрос, да и идеологически он не смог определится. Квалификация писателя есть, а писать не о чем. Но я отвлеклась.


Большевиков немцы расстреливают.


[686x488]

Артемьев - верный слуга отечества,  даже когда отечество сужается до размеров обреченного на гибель клочка земли. Артемьева ведут на допрос. И это его последний взгляд в фильме. 


[692x474]

А в конце камера долго скользит по "миниатюре", рассматривая один фрагмент за другим... Эдакий символ погибшего мира. Очень элегический.

[686x486]

зы. Хороший фильм... 

Надо признать - у творческих людей есть право на ошибку. Но них нет права на осознанное враньё. Пикуль лгал. Володарский лгал. Они лгали, когда обосновывали всё это как историческую правду. От этого вранья в фильме - весьма ощутимый душок провинциального шика с запахом хризантем на местах побоищ, блоковской незнакомки с повадками профессиональной стукачки и шлюхи, аксессуаров дворянской жизни, как ее представляли себе дворники, которых не пускали на порог этой жизни... 

 
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (25):
Cadaver_of_Me 29-03-2013-00:05 удалить
спасибо большое. фильм не глядел, но экскурс очень вечерний и развенчательный. честно говоря, и смотреть после этого не хочется, спойлеры куда интересней сюжета кажутся :) но так даже лучше
Лезгафт 29-03-2013-00:28 удалить
"Глубоко копают! Метущаяся интеллегенция среди толпы. Отрыв от народа и падение!" (с) Как не странно, один из моих любимых фильмов и произведение Валентина Саввича это когда-то взахлеб читал. Кстати, мой ник как раз и обязан этому произведению =))) Скажем, так несколько измененная фамилия одного из эпизодических персонажей. Красиво пишет Пикуль, да вот привирает порой безбожно. Это, да. Помню были у него там аналогии отступления российских войск с драпом советских в 1941. И немцы от пуза там стреляли из автоматов. Чего только я не перерыл, чтоб найти подтверждение этому. Точнее, что конкретно за автоматы. А именно в то время у немцев автоматы были практически в единичном количестве у экипажей дерижаблей (Цеппелинов) И все таки это худ. произведение, в отличие от Веллера который вроде как на документалистику покушается, ну публицистика точно.. Ну и Володарский всеж меньше в фильме врет. Не исключено это из-за того, что просто фильм коротковат для полного изложения сего лит. произведения.
Elena_Kalusch 29-03-2013-01:09 удалить
Спасибо за такой подробный разбор фильма! Точно, фильм уже можно и не смотреть...)))
Лезгафт 29-03-2013-01:18 удалить
Elena_Kalusch, не знаю, а по мне так посмотреть стоит
ZnichKa 29-03-2013-09:26 удалить
Ответ на комментарий Cadaver_of_Me # Cadaver_of_Me, фильм очень душевный, несмотря ни на что... и тем более обидно, что враньё и тут, и там. Можно было не выпендриваться, и без этого всего вранья было бы отличное кино.
NADYNROM 29-03-2013-09:26 удалить
Пикуль писал хорошо, увлекательно. Мне многие его исторические миниатюры нравятся, так как вымысла в них в десятки раз меньше, чем в его романах. Но в той увлекательности, с которой он мешал факт и вымысел, как раз и кроется опасность. Большинство прочтет романы и не полезет в первоисточники, не будет выяснять, как все было на самом деле.
ZnichKa 29-03-2013-09:28 удалить
Ответ на комментарий Лезгафт # Лезгафт, Пикуль гонит "правдоподобную" пургу относительно реальных исторических событий. Он делает вид, что описывает реальные события. Привирая, умалчивая, приукрашивая и так далее - так, что у "пользователя" создается совершенно неверная картина этого самого реального события. Идеальная ложь та, где 99% правда, зато 1% лжи искажает всё картину, ибо это наиболее важная информация...
ZnichKa 29-03-2013-09:30 удалить
Ответ на комментарий Elena_Kalusch # Elena_Kalusch, посмотри, интересный фильм, если отвлечься от историчности. Там такой звездный "букет" играет...
ZnichKa 29-03-2013-09:32 удалить
Ответ на комментарий NADYNROM # NADYNROM, да, с Пикулем проблема как раз в этом. Скажем, прочитав Дюма, никто не будет думать, что прочитал историческое исследование. Есть исторические события - до известной степени в стороне - а есть приключения героев. Пикуль же может заставить думать, что ты прочитал именно таковую работу, историческую - лишь в беллетризованной форме. Поскольку он на "мелких" героев типа Д'Артаньна не особо разменивается, и его главные герои - серьезные исторические персонажи, их приключения - международные договоры, сражения, войны. Мне не приходилось слышать, чтобы кто-то ссылался на Дюма как на источник. А вот на Пикуля - увы, не так и мало.
NADYNROM 29-03-2013-09:35 удалить
ZnichKa, на него ссылаются очень многие, к сожалению. А он тасовал факты в угоду повествованию. И ведь литература-то в целом качественная как литература. Какие-то моменты просто замечательные. Но от игры с историей противно.
ZnichKa 29-03-2013-09:43 удалить
Ответ на комментарий NADYNROM # NADYNROM, а такой хороший фильм... стильный, целостный, и никаких претензий на героику, никаких замашек на милитаристику, никаких притязаний на мелодраму... а всё - враньё
Лезгафт 29-03-2013-12:36 удалить
Ответ на комментарий ZnichKa # ZnichKa, в принципе согласен. Но все равно это все-таки не так нечестно, как тот же Веллер... Сейчас худ. произведения практически не читаю за некоторыми, скажем так, исключениями, наверно по этой причине.. Кстати, а не догодались случайно про мой ник? =)
Лезгафт 29-03-2013-12:38 удалить
Ответ на комментарий NADYNROM # NADYNROM, да встречалось такое, но больше чтоб дать эмоциональную окраску дисскусии
ZnichKa 29-03-2013-12:48 удалить
Ответ на комментарий Лезгафт # Был там у Пикуля мичман Лесгафт)
Elena_Kalusch 30-03-2013-20:37 удалить
Ответ на комментарий ZnichKa # ZnichKa,Лезгафт, уговорили...)))
30-03-2013-20:46 удалить
Ох! Слава Богу! А я уж отчаиваться начал, что один на энтом поле идеологической брани костьми лягу... Ан, нет, нашего полку прибыло! Просто елей на боевые раны весь твой постик. Бить гада- исторического романиста - везде и всегда! Извести под корень!Пусть земля горит под ногами его! Несть бо пуще вредности, чем литературщина в истории. 20 век - столетие исторической лживо-пропаганды. Век подмены истины ложью, истории - журноложеством. А что теперь делать, спросите вы? - Увы, гнусно и мучительно выбрасывать трупы пропагандистской лжи из памяти. Наведем порядок на погостах Истории! Однако к фильме! Я давно выработал в себе (и всем рекомендую) способ просмотра исторических фильмов совдепии. Я говорю себе - это не про Россию, это типа на Марсе было... И тогда всё встаёт на свои места - вот плохой, вот хороший, а вот кто виноват. Иначе - аффтара на кол, да так чтобы... ох, пожалуй поберегу вашу впечатлительность от подробностей средневековых публичных развлечений.
ZnichKa 30-03-2013-21:51 удалить
Ответ на комментарий # Ну, Пушкин тоже исторический романист, так что ты так огульно шашкой-то не маши... А все эти пикули - просто "чужие" для русского менталитета, они на патриотизме деньги зарабатывают.
31-03-2013-17:13 удалить
Ответ на комментарий ZnichKa # Вот как раз к тов. Пушкину претензий никаких нет! Образец правильной исторической романистики. Если бы все так, то и веревки и осиновый матерь-ялец расходу не требовал.
ZnichKa 31-03-2013-19:38 удалить
Ответ на комментарий зеландия # Спасибо! Видимо, Ленфильм еще до вконтакта не добрался)
зеландия 01-04-2013-01:34 удалить
Ответ на комментарий ZnichKa # Пусть их дорога окажется нескончаемо-длинной)
"Мне не приходилось слышать, чтобы кто-то ссылался на Дюма как на источник. А вот на Пикуля - увы, не так и мало". Французская публика времён Дюма была чуть-чуть начитанней советской интеллигенции времён Пикуля? И кто же в этом виноват? Неужели Пикуль?))
ZnichKa 01-04-2013-10:21 удалить
Ответ на комментарий Падунский # Так и советской интеллигенции в голову не приходило использовать Дюма как исторический источник) А Пикуль говорит - всё правда, тут и публика времен Дюма бы поверила...
Ответ на комментарий ZnichKa # Литератор говорит, что правда, а ему верят? Ого)) В те поры политикам-то не верили, даже Леониду Ильичу с его Малой землёй, не то что беллетристу. Мы с Вами в каких-то разных странах, похоже, жили))
ZnichKa 01-04-2013-14:15 удалить
Ответ на комментарий Падунский # Ничего не ого, он-то - исторический литератор, говорит - и правда, в архивах сидел, ничего удивительного, что верят... Вот Лезгафт пример с автоматом хороший привел.


Комментарии (25): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Моонзунд | ZnichKa - Дневник ZnichKa | Лента друзей ZnichKa / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»