• Авторизация


Граница. Таёжный роман 07-12-2012 22:22 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[700x424]

Фильм представляет картину 70-х годов прошлого века в СССР, в маленьком гарнизонном городке на границе с Китаем. С самого начала понятно, что фильм необычный по стилистике, реализм встречается лишь намеками, пробиваясь сквозь смех, цинизм, иронию и страх. В фильме собраны и сюжетно, и текстуально армейские штампы и бояны, он построен по демонстративно сказочному сюжету, но от этого не легче.  Фильм средневековый, хотя и снят в 2000 году. Это такой "маскарад" в самом своем изначальном, мистическом значении.

В военном городке обычная рутинная жизнь.  Главный герой капитан Никита Голощекин в лесу, на глазах у своего отряда, загрызает волчицу, защищающую своего волчонка. Снято достаточно кроваво и показательно.

А вот лейтенант Иван Столбов, влюбившийся в жену Голощёкина Марину. На учениях они знакомятся поближе.

[700x403]

А вот политрук майор Сердюк режет столь любимое его сердцу сало, и отказывается отпускать жену Голощекина в больницу город на машине, куда она хочет отвезти умирающего старика.

[700x403]

А это старший лейтенант Алексей Жгут, которого Голощёкин посадил на шкаф в начальническом кабинете, за то, отпустил его жену без машины сопровождения.

[700x416]

А это тот же Жгут дома со своей женой, Галиной. Борщ. Галина - лучшая подруга Марины Голощёкиной. Алексей рассказывает о том, что капитан Голощекин отправился разыскивать жену, уехавшую со стариком в город и повез которых Иван Столбов.

[700x412]

А Никита Голощекин ищет жену по запаху... И, конечно, он находит её. Но она не одна.

[700x401]

и муравьи ползают по влюбленным, и вот даже совсем не кусают - хоть руки в муравейник клади.  Любят!

[700x410]

Никита смотрит и ничем не выдает своего присутствия. Только муравейник сжигает. 

[700x410]

А в это время жена делает полковнику Борзову массаж, и они трогательно обсуждают последние новости. 

[700x405]

А Голощекин возвращается домой, где его ждет записка от жены, что она у подруги, и волчонок... мать которого он загрыз.

[700x408]

Первая серия заканчивается, самое время немножко определиться. Ясно, что использован  древний и беспроигрышный архетип - трикстер. Никита Голощекин - основной двигатель развития сюжета. 

Трикстер - это такой герой, который производит нарушение границ и переворачивание социальных и культурных норм. Трикстеров вообще много  - боги Гермес в греческой мифологии, Локки - в скандинавской, разнообразные бесы, включая и карамазовского, Иван Александрович Хлестаков из “Ревизора” и Петр Иванович Чичиков из “Мертвых душ” Гоголя, а также Смердяков из “Братьев Карамазовых”, Беня Крик, Остап Бендер, Воланд со свитой, Василий Теркин, Веничка, а так же наши мультяшные Буратино, Карлсон, Шапокляк и Кот Матроскин, и киношные Юрий Деточкин и Штирлиц. В американской культуре нашествие трикстеров случилось как раз в 2000 годы - от Тайлера Дердена из “Бойцовского клуба” и до Бората, созданного неутомимым и беспощадным Сашей Бэроном Коэном.

Но, видно, давненько не было... трикстеров) Да и сложно ему появиться, особенно в кино - играть его трудно. Но зато если получится - он обречен на успех.

[700x426]

Плут, шут, клоун и дурак – похожие персонажи, одного поля ягоды, все они так или иначе непосредственно относятся к трикстеру, тут и здесь говорила об этом.

Трикстер, по-видимому, хорошо воплощает силу цинизма, необходимого для выживания в постоянно меняющихся, непонятных и непрозрачных социальных условиях полубандистского перестроечного общества. Моральная амбивалентность всегда интересна и завораживает. Голощекин не морален, а внеморален %). Эта внеморальность прямо вытекает из способности трикстера не “влипать” в какую-то одну систему ценностей, нарушать, разрушать и непочтительно высмеивать границы, в том числе и сакральные. Мышление шута, трикстера – синтез, смешение всего, что есть под рукой, совмещение несовместимого, он совершенно беспринципен, ни на кого не похож, но способен артистически воспроизводить приметы любой идентичности, этот персонаж выступает в качестве “нулевой символической ценности”, точки отсчета, такой центр своего маленького мирка, притягивающего как черная дыра). Этот мир и показан в фильме, так или иначе всё и все вертится вокруг трикстера. И карнавал продолжается.

В перевернутом состоянии. А Альбина - вторая подруга его жены - удивлена, а он всего лишь паясничает.

[700x423]

Вот самый дорогой предмет для Марины - спрятанная пуля, которая миновала любимого Ваню. Муж глумится. 

[700x421]

Пытается придушить слегка жену жемчужными бусами, они рассыпаются... и он раздавливает бусинки...

[700x411]

Дальше - Голощекин с Иваном идут на болото, по заданию, и капитан чуть не топит Ивана, совсем чуть. А подруги, узнав куда они направились, и вдвоем, собираются спасать))), и тоже оказываются на болоте. Засасывает Альбину. Она очень смешно тонет, на самом деле.

[700x434]

В отряде - дедовщина, один солдат даже стрелялся - довели. Но остался жив. Совершенно трикстерски Голощекин исправляет дело, одним очень "душевным" разговором, профессионально. Начинает с того, что заказывает гроб - и его привозят.

[700x410]

И с любимой женой продолжается воспитательная работа. И символы, кругом символы...

[700x410]

Марина беременна, и сама не знает от кого именно - от мужа или от Ивана. Лапочка. Подруги часто собираются вместе, и разговоры у них противоречивые...Альбина советует Марине бежать с любимым подальше, Галина - бросить и жить с мужем.

[700x397]

Никита обо всем , как всегда, знает и интересуется - когда можно будет почувствовать - как ребенок бьет ножками.

[700x411]

А тут дети из подшефной школы попали в аварию. 


[700x407]

Никита - еще и профессиональный конрабандист. Вот, переговаривается с подельником.

[700x406]
 

А это одна из пасторальных сценок. Вообще всё в фильме очень гиперболизированно, гламурно и подчеркнуто демонстративно. Карнавал - так карнавал)))


[700x403]

И местный комиссар - замполит Сердюк, тот что с салом. Здесь он сказку рассказывает. "В некотором царстве, в некотором государстве жил-был отец, и у него было три сына. Старший и средний - и так, и сяк. А младший совершенно не понимал значения воинской дисциплины... Он без просу ходил за три моря..."

[700x415]

А контрабандисты между тем потрошат рыбу и начиняют её наркотиками.


[700x431]

А вот банька, здесь встречаются Марина и Ваня. И однажды Голощекин подкараулил момент, когда Ваня ждал в баньке Марину. Закрыл его там и поджег. Марина, рыдая, пообещала, что будет с Голощекиным всю оставшуюся жизнь, и вот - он Ваню вытащил. Снова в последний момент. 

[700x428]

А Марина тут же бросилась к Ване.

[700x431]

Да уж, выход за рамки обыденного мышления требует жертв, прежде всего эмоциональных. В фильме эмоции хлещут через край - страсти, долгие поцелуи, отчаянные драки и стрельба, танцы, веселье и застолья. Трикстеры - лицедеи жизни, их бытие совпадает с их ролью, и вне этой роли они вообще не существуют, такое вот своеобразное жизнетворчество.

Если даже и есть у Голощекина меркантильный интерес, то он явно меркнет перед артистизмом и театральностью выходок героя. И кроме всего прочего, он как будто проверяет окружающий мир на прочность, в первую очередь, духовную. Стоит только дать слабину... 
Старлей Алексей Жгут любил играть в карты. 

[700x414]

А его жена сожгла принесенный им выигрыш. И он пообещал больше не играть. 

[700x422]

Потом подготовленные (ой, догадались кем?) заезжие циркачи раскрутили Жгута, и он проиграл 20 000. Огромная сумма. И повесился. Из петли его вынул, я думаю, догадались, что Голощекин.
.
[700x427]

А Галина, жена Жгута, решила победить трикстера, и обратилась к "темным силам". Выяснилось, что дамочка сама из криминальной среды, и папа её был - катала.  Хоть отец и запретил ей играть, и особенно в поездах, она находит нужное купе, и "выигрывает" даже больше нужной суммы. 


[700x422]

А потом бросает Голощекину деньги. И уходит от мужа. 

[700x429]

 

Цинизм здесь - прежде всего в сплошной театрализации пространства, где стирается граница между игрой и серьезным делом… Вот сержант - слишком любопытный и настойчивый, принципиальный. 

[700x416]

Ликвидируется безопасная дистанция между фантазией и действительностью, становится зыбко-неопределенным соотношение между серьезным и блефом. 

[700x420]

Убить пришлось сержанта.  Как проникновенно тут Голощёкин говорит о павшем в бою с неравными силами противника, смертью храбрых, сержанте...

[700x413]

А вот история Альбины - совершенно волшебной женщины, очень романтичной и наглой.

Она жена особиста, майора Вячеслава Ворона. Семейная сцена про худые носки, зашивать она их не будет, а просто порежет ножницами. И будет, как всегда, слушать песни Глинского, она фанатка этого певца.

[700x405]

Алексей Жгут, он же еще ответственный за культуру - приглашает в гарнизон когда-то известного, а теперь спивающегося певца Глинского. Специально для подруги жены, в надежде, что Галина вернётся. Альбина готовит детский хор, и Глинский поёт с хором. "Лесные пожары" и "Волной любви" - две песни, который поет Глинский - очень пафосные и эмоциональные, подчеркнуто искренние песни на маскараде выглядят нелепо  и немного рушат сам  маскарадный мир.


[700x412]
 

Глинский предлагает Альбине уехать с ним, и она соглашается. Мирятся Жгуты - Глинский поет в кустах за Алексея. очень смешная сцена - и сердце Галины тает.


[700x402]

Альбина и Глинский уезжают, вместе работают и счастливы, они везде вместе. Альбина всем своим поведением доказывает, что любимому человеку она готова и варить борщ, и стирать носки. И "благородная кровь" здесь совсем ни при чем.


[700x430]

А в это время Голощекин обещает вернуть особисту жену.

[700x426]

И когда Глинский с Альбиной приезжают, чтобы забрать бабушку, трикстер устраивает шантаж и вынуждает Глинского оставить Альбину и уехать. 


[700x431]

Альбина не хочет жить и напивается таблеток.


[700x416]

Особист у постели умирающей жены трогает до слез. На мой взгляд, это самая сентиментальная сцена в фильме.

[700x431]

Но Альбина выживает и пускается во все тяжкие, напивается и гуляет с солдатом. Муж не может  её остановить.

[700x427]

Ненависть Альбины к мужу приобретает такие вот маскарадные формы.

Но так  и не выстрелила. 

[700x418]

Цинизм неуязвим для любой рациональной или эмоциональной критики.

[700x428]

Иван Столбов и Марина Голощёкина собрались тайно уезжать, но Никита их догоняет и пытается остановить и убить... хитроумным способом задействовав свой взвод, китайцев и собственные силы.

"… и моя жена, и её мой лучший друг…" отбиваются. и не без помощи Алексей Жгута. все израненные, побеждают. Алексей Жгут стреляет в Голощекина, 

[700x419]

и всё тонет во взрывах .

[700x420]

Всё прошло). А потом мы видим наших героев через некоторое время. Жгут ушел из армии. Они пришли вместе с Галиной проводить Ваню и Марину куда-то далеко.

[700x416]

Тело Голощекина не нашли, и кажется, он мелькает в толпе.

[700x416]

В дороге случайно оказывается, что в этом же вагоне едут Глинский с Альбиной, у них всё хорошо. Альбина говорит: "я боюсь сглазить".

[700x416]

А дальше в своем купе Иван с Мариной любуются из окна - какая же у нас всё-таки большая страна...
[700x424]

и красивая...
[700x419]

очень красивая
[700x414]

Они убегают и счастливы. Не знаю, правильно ли это. Но зрителю понятно одно - бескомпромиссность, порядочность, честь и достоинство - основные способы борьбы с любым, даже самым непобедимым трикстером. 

Гротеск и аллегория характерны для режиссера Митты, с полным правом можно об этом говорить после "Сказки странствий".
 
Мне кажется, этот фильм… зрителя воспитывающий, воспитательный в самом прямом смысле, как мероприятие по воспитательной работе с личным составом...
И при этом не насилующий его моралью, просто - вр по вопросам обучения психолого-педагогической практике  на маскараде. Такое занятие на тему любви к ближним, настоящей любви, когда приходится платить наивысшую цену. И можно победить, лишь рискуя собственной жизнью… 
 

[700x426]

зы. И не надо про армию как её нет в этом фильме. Про трех баб, на которых держится гарнизон,  и где самый лучший офицер - предатель, а остальные разгильдяи и инфантилы. Шутка всё это. Трикстер.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (29):
Elena_Kalusch 07-12-2012-22:37 удалить
Спасибо! Сюжет рассказала, о трикстере всё объяснила - можно уже фильм и не смотреть, тем более. что я Гуськова не люблю и страсти-мордасти с кровищей тоже...)))
ZnichKa 07-12-2012-22:40 удалить
Ответ на комментарий Elena_Kalusch # Фильм интересный, но если Гуськова не любишь - не смотри, там один Гуськов)))
Как хорошо, что я его не смотрел))
ZnichKa 08-12-2012-08:31 удалить
Ответ на комментарий Падунский # А что так напугало, Падунский ?
Ответ на комментарий ZnichKa # Не люблю я такие страсти-мордасти. Вот был бы старый добрый патриотичный фильм про диверсантов и погранцов, тогда другое дело))
ZnichKa 08-12-2012-08:47 удалить
Ответ на комментарий Падунский # да, мне тоже добрые старые про погранцов больше нравятся)
NADYNROM 08-12-2012-13:27 удалить
Спасибо за интересную рецензию! Хороший сериал, я как раз считаю, что его стоит смотреть. Образы очень сильные. Герой Гуськова конечно же на первом плане, но и остальные очень запоминаются. Мне очень понравилось, например, как сыграл Ефремов, хотя его персонаж в разы проще персонажа Гуськова. И сочувствуешь ведь почти каждому, несмотря на его отрицательные черты.
ZnichKa 08-12-2012-13:46 удалить
Ответ на комментарий NADYNROM # NADYNROM, мне тоже кажется, что разок посмотреть стоит. Фильм производит сильное впечатление... как бы там ни было, все актеры - хорошие, и сценарий очень динамичный.
Elena_Kalusch 09-12-2012-18:03 удалить
Ответ на комментарий ZnichKa # ZnichKa, NADYNROM, уговорили, девчонки..., посмотрю... Сколько серий то, к чему готовиться?)))
Ну вот, ещё новость, спасибо, ZnichKa, понятия не имел что есть такое понятие "трикстер", серость) *а сериал спорный, театр одного актёра)
ZnichKa 09-12-2012-20:33 удалить
Ответ на комментарий Elena_Kalusch # Elena_Kalusch, целых 8 серий, но, правда по 50 минут.
ZnichKa 09-12-2012-20:42 удалить
Ответ на комментарий Владимир_Шкондин # Владимир_Шкондин, ну, это такое узко-гуманитарное - трикстер, я подумала, может интересно будет, в этом фильме он такой хрестоматийный получился, кросавчег и умница. А неоднозначный - да, то ли индийское кино с жгучими страстями и злодеями, танцами и песнями, то ли пародия на армию, где зритель должен проникнуться, что "армию, как инвалидность, переносить нужно стойко", или вообще средневековое карнавальное действо, где жизнь - абсурд, и надо как-то выживать... И еще есть варианты... Но трикстер однозначно хорош)))
Ответ на комментарий ZnichKa # ZnichKa, факт, как трикстер Гуськов в теме, ощущение, что он играет сам себя) В ассоциации не буду углубляться. Но сериал, мне кажется, не переживет испытания временем. Посмотрим)
ZnichKa 09-12-2012-20:51 удалить
Ответ на комментарий Владимир_Шкондин # Так уже его никто не помнит, конечно, не переживет. Он актуален был в 2000 году, а для истории ничего не добавил.
Ответ на комментарий ZnichKa # оу! а как ты его "нарыла"?
ZnichKa 09-12-2012-20:57 удалить
Ответ на комментарий Владимир_Шкондин # я случайно телевизор включила, а там -он а потом уже скачала, и стала разбираться %)
Ответ на комментарий ZnichKa # Так выходит по ТВ крутят до сих пор?! Ну, долгожитель по нынешним временам)))
Elena_Kalusch 11-12-2012-00:01 удалить
Ответ на комментарий ZnichKa # Спасибо, Анечка! Я несколько месяцев назад тоже "Каменскую" смотрела, не отрываясь...))) С Леной Яковлевой работала много раз на ТВ, захотелось на неё посмотреть тем более, что я творчество Марининой люблю...
13-12-2012-21:03 удалить
Прочитал! Что ж, приходилось в жизни и плинтус прибивать, и лаком его покрывать... Как переводиццо слово деградация, чтоё-то я запамятовал? Но вдрух подумалось в том месте, где должен быть моцк... Га! Вот бы славно иметь такого супостата, шоб в меня ис ружа стрелял наглядевшись таких хвильмов. Это ж я типа Кащея бессмертного буду! Да-с, печально я гляжу на будущее нынешнего поколенья Госсиян. Но не жалко их мне. Почему я должен жалеть недочеловекофф? Может быть потому-то ныне и поднимается движение о защите прав всяческих собак и прочих кабыздохов. Как говорите имя автора фильма? Не Шариков ли?
ZnichKa 13-12-2012-21:19 удалить
Сергий_Былинин, ты ж не смотрел.. что ж говорить)
14-12-2012-11:22 удалить
Ответ на комментарий ZnichKa # Дык, я принципиально сериалы не смотрю. Вредно это для моцка...
Made_in_USSR 15-12-2012-00:57 удалить
Все ты правильно поняли.) От армии тут одни "гэги"))), но это не раздражает, повторюсь.... Такой сериал можно и пересматривать, снят красиво, качественно. Не столь гламурно, сколько лубочно и стебно. Даже красные погоны и петлицы, вместо зеленых, пограничных, могут быть под таким названием. Это 1969-1972. Такие части тогда стояли практически на самой границе, не далее километра. Да, что уж 1972-й, до 1987 стояли, пока Горби.... Вот, может слышала: http://www.youtube.com/watch?v=6leI3PmdCng&list=UU...fTuMPoMA&index=58&feature=plcp А как понять, "средневековый" фильм? Типа эмоции и акценты примитивные, без градиентов? )
ZnichKa 15-12-2012-16:49 удалить
Ответ на комментарий Made_in_USSR # Хороший фильм про Даманский.. и не знала(
ZnichKa 15-12-2012-16:50 удалить
Ответ на комментарий Made_in_USSR # А средневеково - да, в том смысле, что построено на базовых эмоциях, физиологически закрепленных. Дистанции между смешным и трагическим нет. От этого страшно. И как бы "рефлекторно" возникает катарсис . Вот муж на глазах пылкого любовника не без удовольствия исполняет супружеский долг, прислонив жену прямо к березке, вот любопытный старшина, убитый главным героем, через пять минут становиться павшим в бою с неравными силами китайцев, вот повесившийся Жгут,с хохотком, ради которого жена его идет на смертельный риск, и кругом - офицеры "совершенно не понимающие значения воинской дисциплины". Зрителю не по себе - до тошноты и мурашек, зритель интуитовно понимает - что все мы такие, по большому счету, трикстеры, живем двойной моралью. А тут еще муравьи) В Средневековье, когда начиналась светская литература, писали именно такие страсти,каждого задевавшие - от слова страшный. А катарсис со времен Аристотеля считался вершиной и целью литературы. Но и самые правильные слова в фильме говорит - самый отрицательный персонаж. Рабле, Гриммельсхаузен, Боккачо - и к этой традиции пытаются - примазаться на Лукморе но у них это всё просто доведение до абсурда.Типа "Захватили школу в Беслане, а мы смеемся. Подростки подожгли сверстника за отказ дать денег, а мы смеемся. Три школьницы прыгнули с крыши 16-этажного дома, взявшись за руки, а мы смеемся и просим еще. Самоубийства, убийства, геноцид — мы смеемся." это, несмотря на эпиграф из Рабле - другое. Еще есть Мамлеев , это если о традиции этой говорить глубже, там вообще трэш. Но уже экзистенциальный %)
15-12-2012-20:10 удалить
Вот я и говорю - смотрит народишко всю эту сериальную чушь, всю эту бесконечную диарею интеллигентского сребролюбия... при этом благополучно забыв и сном, и рылом о погибших нео-спартанцах на Даманском... А я тут ухатываюсь. Разве не сумашедше-дом? А ты говоришь не смотрел... кажный божий день вижду!
ZnichKa 15-12-2012-20:18 удалить
Ответ на комментарий # *типовой ход сумасшедшего дома - не смотрел, но осуждаю... отдохни, в себя приди - не все сериалы одинаковы, про Штирлица еще больше серий) Вот как-нить Штирлица посмотрю)
16-12-2012-16:05 удалить
Ответ на комментарий ZnichKa # Не-а, если так разсуждать - ни одного врага не убьёшь, а тебя все запинают все. Ведь все люди и у каждого своя слезинка разжалобить. Нет уж, сначала штык в брюхо, а потом - ах, может и зря. А чё их басурманов считать? Дык, вот все сериалы - хитрость, обман и лапшевник на ослиных ушах. И нет им пощады. Это как покупка машины с правым рулем - все доводы - от лукавого, истиная причина - жадность.
18-01-2013-15:12 удалить
Ой, случайно заглянула и не смогла оторваться, пока все не дочитала! Прелесть, какая у вас фантазия со смыслом!
05-05-2023-00:18 удалить
https://cloud.mail.ru/public/pwr5/hmxDypKUn


Комментарии (29): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Граница. Таёжный роман | ZnichKa - Дневник ZnichKa | Лента друзей ZnichKa / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»