• Авторизация


Паустовский. Доктор Пауст 22-11-2012 23:00 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[700x525]

Дом-музей К.Г.Паустовского находится на ул. Пролетарской, в Тарусе.

[700x525]

домик небольшой, но симпатичный.

[700x525]

На домике памятная доска.

[700x525]

А за воротами - роскошный сад.

[700x525]

Всё очень ухоженное и красивое.

[480x640]
 

Сам участок небольшой, но очень хорошо спланированный. 


[700x525]

Вот скамеечка Паустовского, с видом на Таруску, здесь он любил сидеть. 


[700x525]

В глубине сада - беседка.


[480x640]
 

Беседка застекленная  и специально предназначенная для работы. 


[480x640]

Внутри простенько и уютно.

[700x525]

Всё время шум. Это Таруска бежит по камушкам, здесь у нее как раз перекаты. Это настоящий шум времени... неумолимый. Жить все время в этом шуме - значит, что-то в себе заглушать, рассеивать, потому что постоянно прислушиваться к нему нельзя, это просто невозможно.

[700x525]

Романтичное место. Константин Паустовский - признанный классик. Как он сам о себе говорил - представитель "социалистического романтизма". Романтизм меня всегда пугал. И всегда в нем было что-то неестественное, безбожное - в этом гордом бунте одиночки против судьбы, препятствий и "всех". Одно время занималась романтизмом, давно, постики есть, вот например.

[480x640]

В домик этот Паустовский часто приезжал из Москвы, и обязательно здесь проводил лето и большую часть осени.

[700x525]

Войдем в домик. Здесь всё осталось, как было при нем. Ну. или почти всё. Гостиная, из нее идет лестница вниз, в подвал, там кухня.


[700x525]
 

Мне повезло с экскурсоводом, Галина Алексеевна Арбузова - падчерица Паустовского, дочь третьей жены Татьяны и достаточно известного в свое время сценариста Арбузова. Галина Алексеевна теперь хозяйка этого дома, тут иногда живет, приезжает сюда вместе с мужем, Железниковым, автором "Чучела". Кроме музейной половины - вторая половина дома жилая.

 

[700x525]

Тихие и уютные комнатки.  Чувствуется присутствие. Паустовский был маленького роста, с большими ладонями и маленькими ступнями, совсем не русским смуглым горбоносым лицом с резкими морщинами возле рта, блестящими глазами, зорким, несмотря на сильную близорукость и очки, проницательным взглядом. 


[700x525]

Вообще в том, что касается внешности, он был мнителен и уязвим, особенно переживая по поводу роста, и был изысканным и лощеным франтом, любил красивую и стильную одежду и рестораны.


[480x640]

Иконы здесь везде "поздние", сын их собирал.

[480x640]
 

Вот ко дню рождения стенгазета... До смерти Паустовского еще два года.


[700x525]
 

Стены в фотографиях и портретах. Рисунки Свешникова, того, который лагеря рисовал, "тот самый доходяга", спасенный в лагере  Штейнбергом  , тарусским другом Паустовского.


[700x525]

А вот и кабинет. Интересно, что уникальный экскурсовод прям слюной брызжет от ненависти к советскому строю. 


[700x525]

Рассказывает, что угнетали Контантина Георгиевича. Спрашиваю - например?.. Тушуется... "Ну, премии никакой не дали, и в ведомственную больницу чтобы везти, надо было договариться каждый раз, кому-то звонить из чиновников." 

А орден Ленина и Трудового Красного Знамени, не в счет, значит... С родственниками вообще трудно, всё им мало)  А за окном шумит Таруска...

[700x525]

Вообще, кабинет очень светлый и подчеркнуто застенчивый какой-то.  Редким свойством Паустовского была деликатность. Замкнутый и неразговорчивый с незнакомыми, он обязательно выходил навстречу гостю, и всегда провожал до ворот, и, если гость не был неприятен, старался на прощание сказать что-то ласковое: «Очень я вас люблю», «А я о вас все знаю - постоянно у всех спрашиваю».

[700x525]

Паустовский был астматиком. В пять утра он просыпался от приступа, выпивал стакан горячего чая и принимался за работу. Иногда писал сразу по 15-20 страниц. К девяти часам, когда все домашние просыпались, Константин Георгиевич уже заканчивал трудиться. Поэтому никто и никогда не видел, как он работает, но за ним закрепился эпитет "быстропишущий".


[700x525]

В доме Паустовского мебели не видно: вся она закрыта цветами, книгами, домоткаными половичками. На стенах – картины и фотографии. 

Вот это картина изображает Чехова, любимого Паустовским. Он никогда ничего не покупал сам, а вот эту картину - купил самостоятельно.

 
Здесь десятилетиями берегли все, что связано с жизнью Паустовского, даже не дотрагивались до его вещей. Так было заведено в доме. Поэтому вещи писателя прекрасно сохранились. Сейчас это – живой дом, из которого не хочется уходить.
 

Рядом с большим окном, за которым слышится шум Таруски, стоит большой письменный стол. Галина Алексеевна говорит: "Он обычно писал от руки на одной стороны стола, а на следующий день перепечатывал на машинке – на другой. 


[700x525]
 

Поэтому кресла стоят друг против друга. На третий день он уже не мог разобрать свой почерк." тихий и скромный человек.

[700x525]

А в книгах, и в основной и главной своей, 1200-страничной автобиографической "Повести о жизни", он - свидетель самых бурных лет российской истории XX века, но скупо, совсем без надрыва, не давая оценок, как о совершившемся факте, говорил о войнах и революциях, которые он пережил, совершенно отстраненно, совершенно не упоминал партию, ее вождей, писал о себе и своих друзьях, о тусовках, праздниках, о мелких и трогательных деталях, курьезных и страшных случаях, и мелких неприятностях и обидах - о его личных обидах. 

Например, пишет о своей одесской компании весело и легко. Бабель, Багрицкий, Олеша, Ильф, Катаев, сам Паустовский предстали здесь прикольной молодежной тусовской сотрудников одесской газеты «Моряк», всем гнездом перекочевавшей в московский «Гудок» и создавших там блестящую литературу. Бабеля пытали и расстреляли, Багрицкий умер от чахотки, Олеша спился, Ильфа тоже рано унес туберкулез. Страшно...
 
Иногда с той же отстраненностью он описывает леденящие кровь происшествия в в своем санитарном поезде - ведь ему приходилось ассистировать хирургам, и держать и "утилизировать" ампутированные руки и ноги, видеть трупы женщин и детей на дорогах войны и слышать полные мрачного библейского величия проклятия войне в стенах костелов и синагог, испытывать бессилие и беспомощность перед эпидемией черной оспы. А читается всё как фантастика - с той же отстранненостью от реальности, ну или как бы с буддистским спокойствием и умиротворением было всё написано... "Философия счастья", так сказать...  а это вот фотография как раз санитарного поезда.
 

[488x640]

А это Константин Георгиевич во время Великой Отечественной...


[480x640]
 

Нет ни одного большого текста, всё новеллы, Паустовский - мастер-новеллист. Эти маленькие произведения уводят нас от масштабной панорамы вздыбленной промышленной и социальной нови  – к загородному житью-бытью приезжих друзей, чередующих работу с рыбной ловлей, их взаимным общением, неторопливым шутливым и лирическим созерцанием подробностей сельского окружения. И так - десятилетиями. Первое его общепризнанное произведение "Кара-Бугаз" как и все - интересно, о социалистическом преображении пустыни и ее обитателей, разработке залежей глауберовой соли, особенно интересно для тех, кто никогда не был на плато Усть-Урт.

Какого-то особо глубокого смысла исполнены в рассказах Паустовского проявления такта, внимания, признательности, знаки любви, маленькие подарки, сюрпризы – все то, что подтверждает простодушную мысль старика Коркия в повести «Колхида»: «Теперь нет уже богатых и меньшевиков… и человек должен быть ласковым с другим человеком». "Теперь"? Но какого смысла? Оторопь берет после первой сотни страниц... Как же так? Всё хорошо, красиво, люди все-все добрые и отзывчивые, простые труженики. Добро не просто побеждает, как в сказках, ему вообще не сопротивляются... Сын Вадим, видимо тоже пытаясь объяснить такую сладкую и бесконфликтную жизнь в новеллах отца, пишет:"Нужно заметить, впрочем, что утверждаемый Паустовским тип отношении между людьми необходим и обязателен только как закон нового, социалистического мира и действителен только в его границах. Поэтому когда умение «быть ласковым», доброжелательство, бережность не только по отношению к человеку, но и к животным, к растениям становится темой многих рассказов писателя". У меня, наоборот, впечатление, что всё происходит вне времени, где-то на другой планете, где по иронии судьбы просто природа - российская. 
 
А распятия - сын собирал...
 

[480x640]
 

На всю жизнь у него осталась любовь к Черному морю, и друзья дарили ему то лоцию, то подзорную трубу...


[700x525]

На самом деле в жизни всё оказалось гораздо жестче и реальнее. 

Никаких одиноких романтических скитаний, везде женщины), да и вообще треть "Повести о жизни" - художественный вымысел... автобиографический.

А первую жену он вообще вычеркнул из жизни, и никогда не вспоминал. Это была Екатерина Степановна Загорская (в девичестве – Городцова), Хатидже по-татарски, сестра милосердия. Её Паустовский встретил, будучи санитаром, во время первой мировой войны. Обвенчались они в 1916 году в Подлесной Слободе Рязанской губернии в той самой церкви, где когда-то служил настоятелем её отец. Паустовский любил страстно и ярко, не скупился на возвышенные строки в адрес любимой, 20 лет почти этому браку, сын Вадим, но… Паустовский увлёкся полячкой Валерией Валишевской. Впоследствии Константин Паустовский продолжал помогать сыну, принимал участие в его жизни. Валишевская стала его новой музой. Её черты угадываются в Марии из повести «Бросок на юг». Её влияние чувствуется и в «Мещерской стороне». 
Третьей и последней женой писателя была Татьяна Алексеевна Евтеева-Арбузова, актриса театра им. Мейерхольда. Эта любовь также была страстной. Паустовский, словно забыв о своей Екатерине-Хатидже и тех словах, которые посвящал вначале ей, а затем польке Валерии, пишет уже Татьяне: «Нежность, единственный мой человек, клянусь жизнью, что такой любви (без хвастовства) не было ещё на свете. Не было и не будет, вся остальная любовь – чепуха и бред. Пусть спокойно и счастливо бьётся твоё сердце, моё сердце! Мы все будем счастливы, все! Я знаю и верю…».
Знала ли Татьяна о тех строках, которые ранее Константин Паустовский посвящал вначале Екатерине, а потом и Валерии? Думаю, что знала. Могла ли она верить ему после его ухода от предыдущих женщин? Любовь - штука загадочная.«У любви тысячи аспектов, и в каждом из них – свой свет, своя печаль, свое счастье и свое благоухание… Не будем говорить о любви, потому что мы до сих пор не знаем, что это такое» А у Паустовского под закат жизни - снова любовь, на сей раз - к поклоннице,Леле Лыжиной. Ох, плеск форели в реке... 
От брака с Татьяной Евтеевой-Арбузовой у него в 1950 году родился сын Алексей. Судьба Алексея сложилась неудачно – уже после смерти отца в 1979 году в возрасте 26 лет он умер от передозировки наркотиков.
 
Приехавшая в середине 60-х в Советский Союз кинозвезда Марлен Дитрих со сцены Центрального дома литераторов в Москве призналась, что Паустовский - её любимый писатель. 
 

[480x480]
 

И когда смущённый Константин Георгиевич поднялся на сцену, Дитрих неожиданно опустилась перед ним на колени и поцеловала писателю руку. Зал в изумлении замер...


[480x640]

Паустовского переводят на другие языки, регулярно издают громадными тиражами, даже выдвигают на Нобелевскую премию, его выгодно показывать загранице, и к его бесчисленным путешествиям по стране прибавляется большой список посещенных им зарубежных стран, и даже жизнь на Капри, совсем как у Горького. 

[517x640]

 
Журнал "Новый мир" отказывается печатать очередную часть "Повести о жизни", его речь на обсуждении романа Владимира Дудинцева "Не хлебом единым" становится одним из первых текстов "самиздата", он задумывает альманах "Тарусские страницы", в котором впервые публикуют свои произведения Наум Коржавин, Юрий Казаков, Борис Балтер, Булат Окуджава - не очень любимые советской властью авторы… Но всё как-то легко и не значимо - критики советской власти нигде у него нет, ну, пожурили слегка, на совещании пропесочили, плакал он после этого. Хрущев пытался ему устроить "забвение", но не удалось.  И всё.
 

[545x700]
 

Из музея зацепили две вещи - прозвище, которое дали ему друзья (говорят, Эм.Казаков придумал) - "доктор Пауст", мудрец, дескать, и еще вот это стихотворение Окуджавы, который бывал в этом доме частенько.
 
Люблю я эту комнату,
где розовеет вереск
в зеленом кувшине.
Люблю я эту комнату,
где проживает ересь
с богами наравне.
 
Где в этом, только в этом
находят смысл и ветром
смывают гарь и хлам,
где остро пахнет веком
четырнадцатым с веком
двадцатым пополам.
 
Люблю я эту комнату
без драм и без расчета...
И так за годом год
люблю я эту комнату,
что, значит, в этом что-то,
наверно, есть, но что-то -
и в том, чему черед.
 
Где дни, как карты, смешивая -
грядущий и начальный,
что жив и что угас, -
я вижу как насмешливо,
а может быть, печально
глядит она на нас.
 
Люблю я эту комнату,
где даже давний берег
так близок - не забыть...
Где нужно мало денег,
чтобы счастливым быть.
 
1963
 
Спрашиваю - а вереск почему? А так, просто фантазия...
 
У меня было время подумать и поискать информацию...Вот строчки из письма Паустовскому Твардовского, главреда "Нового мира":
"...Но дело, конечно, не в этом, а в том, что внесенные Вами исправления нимало не меняют общего духа, настроения и смысла вещи. По-прежнему в ней нет мотивов труда, борьбы и политики, по-прежнему в ней есть поэтическое одиночество, море и всяческие красоты природы, самоценность искусства, понимаемого очень, на наш взгляд, ограниченно, последние могикане старой и разные щелкоперы новой прессы. Одесса, взятая с анекдотически-экзотической стороны.
Не может не вызывать по-прежнему возражений угол зрения на представителей «литературных кругов»: Бабель, апологетически распространенный на добрую четверть повести, юродствующий графоман Шенгели в пробковом шлеме, которого Вы стремитесь представить как некоего рыцаря поэзии; Багрицкий – трогательно-придураковатый, – Вы не заметили, как это получилось, – придураковатый стихолюб и т. п.
И главное, во всем – так сказать, пафос безответственного, в сущности, глубоко эгоистического «существовательства», обывательской, простите, гордыни, коей плевать на «мировую историю» с высоты своего созерцательского, «надзвездного» единения с вечностью. Сами того может быть не желая, Вы стремитесь литературно закрепить столь бедную биографию, биографию, на которой нет отпечатка большого времени, больших народных судеб, словом, всего того, что имеет непреходящую ценность." При всей напряженности отношений и всяких внелитературных интриг, это правда... 
 
Но почему так? 
 
Доктов Пауст? %)
 
"ересь с богами наравне"?%) "Где в этом, только в этом"... в чем?
 
Оказывается... Это для меня тяжело... Так вот, в уже московском музее Паустовского посмотрела журнальчик, оказывается, в 2005 дневники Паустовского издали, еще половина закрыта... и вот, "Блистающие облака"...
 
Одесса, 1920 год.
«Третья революция, которая близка, будет самой кровавой. Будут убивать на улицах, как зверей. Ибо давление ненависти и тяжесть терпения перейдут предел и разразятся внезапным и ошеломляющим взрывом... Нет никаких надежд. У безнадежного один исход – расплата с теми, кто загнал его издыхать во вшивую нору.
Когда кончилась Гражданская война и началось «мирное строительство», все сразу увидели, что «король голый» и вся сила его – только в войне, в разрушительной энергии злобы, в ужасе. Чтобы создавать, нужна свободная душа, а не прокислый ум, изъеденный, как молью, партийной программой и трехлетним озлоблением. Они – искалеченные, но не огнем, а тлением, распадом, неудачливостью. Вся страна превращается в аракчеевские поселения. 
Никто не проклянет тех, кто пошел «чесать пятки Луначарскому». Тех, кто мог бы проклясть... <неразборчиво>... и завистливо смотрят, как «те» тащат два фунта ячной крупы с мышиным пометом – академический паек.
Началась новая эпоха – прикармливание интеллигенции, профессоров, художников, литераторов. На горьком хлебе, напитанном кровью, они создадут какой-то нудный лепет – «великое искусство пролетариата, классовой ненависти». Чека им крикнуло «пиль», и они покорно пошли, поджав облезлый от голода хвост. Голгофа. Предсмертная пена на губах искусства. Кто из них потом повесится, как Иуда на высохшей осине? Кто однажды продал душу? Господи, да минет меня чаша сия»
 
Но чаша не минула. Самому Паустовскому пришлось и лжесвидетельствать, и писать на чуждые ему темы, да как успешно и мастерски! У критики же за ним упорно закрепилось звание советского писателя, воспевавшего успехи СССР и принявшего всей душой революцию. Действительно, разведчик... 
Столько лет так успешно "работать"! %) 
Доктор Пауст, продавший душу за возможность путешествовать и печататься... 
50 лет подполья, страха и бега. 
Я почувствовала себя растерянной.. и обманутой какой-то, что ли.

 

Но за то теперь понятна написанная им "Последняя глава". 
Она особенно хорошо читается на тарусском кладбище.

[700x512]

"На дне каждых суток остается небольшой осадок золота. Я старался на протяжении этой книги собрать его. Но золота оказалось не много, и жизнь представляется теперь, когда удалось кое-как вспомнить ее, цепью грубых и утомительных ошибок. В них виноват один только я. Я не умел жить, любить, даже работать. Я растратил свой талант на бесплодных выдумках, пытался втиснуть их в жизнь, но из этого ничего не получилось, кроме мучений и обмана. Этим я оттолкнул от себя прекрасных людей, которые могли бы дать мне много счастья.

Сознание вины перед другими легло на меня всей своей страшной тяжестью.
На примере моей жизни можно проверить тот простой закон, что выходить из границ реального опасно и нелепо.
Если бы можно было, я назвал бы свою книгу «Предостережение». Предостережением для всех, кто живет в своем вымышленном мире и не считается с суровой действительностью.
Что говорить о сожалении? Оно разрывает сердце, но оно бесплодно, и ничего уже нельзя исправить – жизнь идет к своему концу. Поэтому я кончаю эту книгу небольшой просьбой к тем, кого я любил и кому причинил столько зла, – если время действительно очищает наше нечистое прошлое, снимает грязь и страдание, то пусть оно вызовет в их памяти и меня, пусть выберет то нужное, хорошее, что было во мне.
Пусть положат эти крупицы на одну чашу весов. На другой будет лежать горький груз заблуждений. И, может быть, случится маленькое чудо, крупицы добра и правды перетянут, и можно будет сказать: простим ему, потому что не он один не смог справиться с жизнью, не он один не ведал, что творит.
Мне хочется хотя бы маленькой, но светлой памяти о себе. Такой же слабой, как мимолетная улыбка.
Улыбнитесь же мне напоследок. Я приму эту улыбку как величайший и незаслуженный дар и унесу ее с собой в тот непонятный мир, где нет «ни болезней, ни печали, ни воздыхания, но жизнь бесконечная».

[480x640]

 

Паустовский К. Г. 1920 год. Из дневника // Мир Паустовского. 2005. № 23. С. 7.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (23):
Чёто я даже не знаю что сказать... Спасибо!
Elena_Kalusch 23-11-2012-02:02 удалить
Спасибо за интересную экскурсию и размышления вслух! Ты написала: "Доктор Пауст, продавший душу за возможность путешествовать и печататься... 50 лет подполья, страха и бега. Я почувствовала себя растерянной.. и обманутой какой-то, что ли."- но ведь не каждый мог сказать то, что он тогда думал и погибнуть... Я понимаю Паустовского и тех людей, которые выбирали другой путь, но они оставались жить и работать... Страшное время им досталось!
ZnichKa 23-11-2012-07:11 удалить
Ответ на комментарий Апрелевка # Апрелевка, а у меня тоже как-то слов нет... пожалуйста, я старалась.
ZnichKa 23-11-2012-07:16 удалить
Ответ на комментарий Elena_Kalusch # Elena_Kalusch, да, не каждый мог сказать... но люди ведь и молчали, а он говорил, вот в чем дело, и ему верили... и всех обманул...
Andrrr 23-11-2012-08:20 удалить
Поражен... Приспособленец? Не могу так его назвать. Наверное время действительно сглаживает углы и учит прощать. "С родственниками вообще трудно, всё им мало) " - и тем самым бросают тень на светлого человека
NADYNROM 23-11-2012-08:39 удалить
Слишком плохо я знаю произведения Паустовского и его биографию, чтобы сказать что-то умное по поводу такой замечательной фотоэкскурсии. Но это было интересно=) Дом выглядит очень уютным, светлым и теплым. Природа настоящая, наша, русская=) Все же многое зависит от места.
ZnichKa 23-11-2012-09:18 удалить
Ответ на комментарий Andrrr # Andrrr, здесь однозначного ответа вообще нет, кто он... ясно одно, что сама жизнь ему воздала сторицей, и сейчас он - автор детских рассказов и рассказов о природе, и еще чуть-чуть - и вообще канет в Лету... А простить - да, ... и улыбнуться.
ZnichKa 23-11-2012-09:19 удалить
Ответ на комментарий NADYNROM # NADYNROM, я рада, что интересно).
Venda1 23-11-2012-12:55 удалить
Спасибо большое. Ты меня расстрогала.Столько всего всколыхнулось, я даже не знаю, что написать - сижу, сопли вытираю. Росла я на Паустовском, я его просто обожала. Его, да Пришвина еще. Первый маленький рассказик написала абсолютно в его стиле. Романтические новеллы его читаны до дыр в том самом возрасте, романтическом, в котором и читаются с восторгом такие вещи. Я не говорю о "качающихся в синеве спинах серебряных паламид", которых я беуспешно каждый раз высматривала в горячо любимых мною водах Кара-дагских. Но и это стремление закрывать глаза на мрак, видеть во всем только свет, как бы пресновато это ни казалось, я взяла от него. И трусость свою привыкла оправдывать точно так же. Я выросла на прелести чистой воды. И вся наша семья жила внешне по чисто Паустовским законам - такой островок света, фиалок на окошке, разговоров о физиках-лириках и таинственных песен вечерами в дружеской компании за круглым столом покрытым скатертью под желтым абажуром. К Паустовскому относились восторженно, и жизнь я впитала именно такой - романтически окрашенной, с запахами вереска и луговых трав. Именно так интеллигенция тех лет спасалась от бездушности времени - уходя по сути в прелесть, закрывая глаза на правду, хоть и прекрасно знала ее.. Еще пришло в голову - как он боялся за своих близких, должно быть, и как он их любил, и как о многом ему приходилось молчать. Знаешь, я сейчас как себя опалакала прямо, или вот тот образ жизни, по которому не то что скучаю, а прямо тоскую порой. Ты для меня открытие сделала - не читала я его "автобиографии", но думаю, что обязательно прочту, найду время. Хочу еще раз посмотреть на этот феномен со стороны. Спасибо большое за рассказ!
Спасибо! Много интересного узнал. *интересно, за что его забугорье любит и читает тиражами огромными? Он на аглицкие языки красиво "ложится" что ли? Или находят что то своё?
Elena_Kalusch 23-11-2012-19:47 удалить
Ответ на комментарий ZnichKa # ZnichKa, "видел всё в другом свете" - ведь тоже так можно сказать, если его весь этот ужас не коснулся непосредственно... Не все же должны быть "бойцами за правду", хотя у меня характер совсем другой... Неизвестно как бы мы поступили на его месте...
ZnichKa 23-11-2012-20:49 удалить
Ответ на комментарий Venda1 # Venda1, да, прости...Вот всё это и для меня было очень горько и удушливо как-то, до озноба и дрожи, это единственный такой писатель, такого уровня...и так поступивший, из всех, что я знаю. А в детстве и юности я как раз была "по ту сторону баррикад", и знала много такого, о чем в школе и с друзьями нужно молчать. Поэтому Паустовский для меня был просто советский писатель, красиво пишет.. славит социализм ... ну и всё, без особенных эмоций, да и не читала я его особенно. Но чтоб такое - не могла и подумать. Прелесть, да... Ильинский омут, с чертями %). А "Повесть о жизни" - интересная, специфическая только, но я уже всё про это сказала...
ZnichKa 23-11-2012-20:53 удалить
Ответ на комментарий Владимир_Шкондин # Владимир_Шкондин, это раньше его читали... интерес к закрытой стране был огромный, как там у нас, жизнь-то? И вот - Паустовский - все прекрасно, все оч духовные и просветленные, умеют поголовно "быть ласковыми" к каждой травинке... И подробно про революцию - ну постреляли на улицах, отсиделись доме всего-то два дня... Ох...
ZnichKa 23-11-2012-20:57 удалить
Ответ на комментарий Elena_Kalusch # Elena_Kalusch, нет, здесь без толерантности. "Видел все в другом свете" - нельзя сказать, когда известно, в каком он свете смотрел. У Гюго есть хорошая фраза, как раз по поводу света: "И вот это заходящее солнце мы принимали за утреннюю зарю".
Elena_Kalusch 24-11-2012-01:13 удалить
Ответ на комментарий ZnichKa # ZnichKa, я его не оправдываю, а пытаюсь понять...
Спасибо за рассказ и повод для размышлений. О том, что для меня Паустовский, могу повторить многое из того, о чём пишет Venda1. Может Вы и правы, но для себя не нахожу пока оснований считать, что Доктор Пауст, продал душу за возможность путешествовать и печататься и, что его жизнь-это 50 лет подполья, страха и бега. Если бы это было так, то не было бы света и добра в его расказах, повестях... ???? В ответе Venda1 вы пишете: ..."это единственный такой писатель, такого уровня...и так поступивший, из всех, что я знаю". Я не понял, что Вы имеете в виду? Время, конечно, меняет акценты, пристрастия, вкусы. Чехов остался в живой литературе, а его современник, модный писатель Потапенко - только в истории литературы. Думаю, что лучшее из созданного Паустовским не пропадёт во времени. Спасибо ещё раз за встречу с Тарусой и Паустовским.
ZnichKa 24-11-2012-09:38 удалить
Ответ на комментарий Владимир_Образцов # Владимир_Образцов, в мире есть много чего еще, кроме добра и света, даже в сказках... А Паустовский сводит мир к "обывательской, гордыне, коей плевать на «мировую историю»"..Это мило, многим нравится так и себя представлять, но это - тупик. Это вне закона. И как теперь стало понятно - еще и ложь, это многое объясняет. Сидеть тихо, писать мелко, подальше от начальства и чтоб кормили хорошо, и не особенно тревожили, возили по Грециям. Потому я написала, что не знаю больше писателя с таким талантом и настолько лицемерного. Действительно не знаю. Даже Горький не выдержал и свои несвоевременные мысли выдал... Славить советский строй и его ненавидеть - это не каждому дано. Представляю, как развернулся бы его талант, если бы ему не надо было врать. Душа у человека всё-таки одна. Прочитайте Фауста. Искусство - это такое специфическое средство общения людей, то есть – средство выражения не своего падшего "я", но законов этого мира, общих для всех людей нравственных и живых. И жизнь покажет, какое место займет Паустовский в истории и литературе.
Интересно, это чисто русское: ждать, что поэт ещё и гражданином окажется, будет глаголом жечь и призывать на площадь? Или это следствие юношеского максимализма (учитывая, что русской литературе в начале 20 века всего-то 200 лет было - как раз юношеский возраст)?
ZnichKa 25-11-2012-08:36 удалить
Ответ на комментарий Падунский # Падунский, да к чему - на площадь? По-моему, это всемирное - ждать от поэта искренности... Вот друг его Гайдар, хоть и псих был ненормальный, а всё же искренний. А русская литература начинается с Повести временных лет, если что)
не докопала... а может это и к лучшему ))
ZnichKa 26-11-2012-09:50 удалить
Ответ на комментарий Ланс_который_всё_рав # А там в отвале документов не было, одни слухи... вот рассекретят архивы за 50-е-60-е, тогда можно было продолжить, если доживем)
Я бы этого не хотел... не в смысле дожить, а в смысле копания.. я не знаю как нам можно пытаться судить (научи мя оправданиям твоим) ... как бы там не было - три войны, голод, болезнь, смерть друзей. вряд ли он был труслив - по крайней в молодости мере за друзей впрягался . три любви - уверен искренних ) 45-й год.. одно из писем... Вот таким я его любил ) ...всего через 5-10 лет это будет уже совсем другой Паустовский ... "Таня, получил Вашу телеграмму из Кизляра. Я не ждал ее и потому обрадовался, как мальчишка. В общем, я отнесся к ней так, как моя солотчийская хозяйка — старушка Пожалостина относится к деньгам, которые ей присылает но почте дочь из Ленинграда. Она прячет их и боится потратить, так как ей кажется, что это те самые милые и дорогие ей деньги, которые дочь держала в своих руках, и от них даже пахнет ее духами. Старушка забывает, что это совсем не так и что деньги ей принес сопливый мальчишка-почтарь. Так и я читал и перечитывал Вашу телеграмму. Послал Вам письмо и открытку. Послезавтра уезжаю в Москву раньше, чем думал, т. к. начались морозы и со дня на день могут развести рязанский плашкот,— тогда я могу застрять здесь надолго. Но, пожалуй, я тороплюсь не столько из-за этого знаменитого плашкота, сколько из-за некоторых сведений, заключавшихся в Вашей телеграмме. Здесь выпал глубокий снег, морозы, ветер. Пустой дом гудит по ночам, как разбитый корабль (дом собственность Р. И. Фраермапа. Он был здесь несколько дней, и мы до одурения зачитывались стихами и ловили рыбу). Но, в общем, я хлебнул одиночества, темноты и холода. Как в песенке Луговского «Если мы не сдохнем от холода и голода, мы еще увидимся, милая моя». Писал здесь, читал, бродил по лесам, думал о всяких странностях и жизни. В лесах еще много золота, и доцветают белые сухие гвоздики — очень пахучие. Третьего дня послал Вам вторую телеграмму. (Почта здесь на отлете, в избе, у стеиы старого монастыря в сосновом лесу.) Потом я ушел в луга за старое русло Оки, на так называемый «Остров». (Ради бога, не бросайте в этом месте читать письмо,—дальше будет интересно.) Остров огромный, он со всех сторон окружен водой,— Окой и ее старым руслом. Было солнце, синий день, в тени лежал иней. И так как я все время думал об одной милой женщине, которая теперь так далеко, я пробродил до сумерек. К вечеру я подошел к старому руслу и увидел, что моста нет, он затоплен и над ним на метр стремительно идет вода. Потом только я узнал, что на Оке в связи с концом навигации открыли все шлюзы и начался обычный здесь поздней осенью второй разлив Оки. Вода прибывала па глазах, я был один на острове, до Солотчи было далеко. Стемнело, нагнало тучи, сорвался ветер, и пошел густой снег. И не было вблизи ни одного стога. И холод был собачий. И я понимал, что влип в очень скверную историю. И я все время думал о Вас. К счастью, у меня были спички, я с трудом развел костер, его издали вечером заметили с того берега, и за мной приехал на челне в темноте и буре рыжий мужичок Люхин. Он сказал мне: «Это козырный случай, что я тебя заметил, а то к утру обязательно весь остров затопит». Утром я посмотрел из окон мезонина — на месте острова ходила валами серая окская вода, и мне задним числом стало страшно. Как же тут не задуматься о странностях жизни. Ночью я часто просыпался и смотрел за окно,— ветер стих, и в необыкновенной тишине падал густой, совершенно театральный снег, и весь сад был как в подвенечном уборе. А утром приходил «за табачком» бывший псаломщик Иван Артемьич (он все время у себя в избе поет: «Благословен еси господи, научи мя оправданием твоим») и сказал: «Это не снег. Это, можно сказать, облетает небесный сад». Я не знаю, чем это объяснить, но мне бывает физически больно от мысли, что все, окружающее меня, так далеко от Вас, что Вы его никогда не увидите и потому все это — напрасная красота. От нее только щемит на сердце." Т. А. ЕВТЕЕВОЙ 15 октября 1945 г. Солотча Ряз.
ZnichKa 27-11-2012-10:59 удалить
Ответ на комментарий Ланс_который_всё_рав # "Тьмы низких истин нам дороже нас возвышающий обман")))


Комментарии (23): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Паустовский. Доктор Пауст | ZnichKa - Дневник ZnichKa | Лента друзей ZnichKa / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»