Ко дню пограничника показали по телевизору этот фильм. Никогда его целиком не видела, а решила посмотреть, в качестве ликбеза. Фильм снят в 80-е годы, и уже для того времени является анахронизмом, своеобразной попыткой реставрации советской идеологии. Также мне показалось, что в фильме сделана попытка переосмысления истории, это такой взгляд на историю с точки зрения КГБ, которая в то время отличалась крайней консервативностью. Считанные годы оставались до развала Союза, и Комитет пытался вернуть идеологию к ленинским идеалам, даже в условиях Перестройки.
Итак, КГБ. Юрий Владимирович Андропов в течение 15 лет возглавлявший Комитет государственной безопасности СССР, слыл прекрасным знатоком и ценителем искусства, ревностно относился к воплощению в литературе, живописи или на киноэкране образа воина-чекиста, требовательно подходил к подбору военных консультантов и лично утверждал их.
Вот основные "красные революционеры")))
[700x512]
Дановича сыграл Старыгин, легендарный Арамис. В юности он мечтал служить на погранзаставе, переловить всех вражеских нарушителей границы, тем более что четвероногий друг у него был подходящий - Карай, родной брат овчарки, снявшейся в фильме "Ко мне, Мухтар!". Самое удивительное, что собака практически исполнила его мечту - Карай стал легендой МУРа, грозой убийц и бандитов Москвы.
В фильме стремятся, особенно в первых сериях, показывать первых лиц государства.
Вторая серия "Мирное лето 21" соблюдает те же законы. Первые лица государства, "отцы" ставят задачу
И остается только её решать. В фильме "Государственная граница", кроме Старыгина, нет выдающихся актёрских работ, каких-то особых режиссёрских открытий и новаций.
Рецепт популярного фильма известнен давно - драки-погони,
любовь и препятствия
красивые и желательно экзотические пейзажи, маленькие детки, щеночки-котятки. Всё это есть в каждой серии. Но еще эти кинокартины пропитаны идеологией; прямое орудие пропаганды - все серии связывают патриотизм и жертвенность.
Интересно, загадка - кино о пограничниках вообще исключительно социалистическое явление.
Фильм третий "Восточный рубеж"
Фильм сделан очень качественно и профессионально. Замечательные романсы. Зрелищное кино, от которого довольно сложно оторваться. В первую очередь, конечно, рассчитанное на подрастающее поколение.
Очень романтический Китай.
[700x529]
Снова "отцы".
[700x514]
Последние минуты жизни разведчика.
[700x523]
Фильм четвертый "Красный песок"
[700x523]
Установка дана.
А дальше - история разоружения банды басмачей
[700x521]
Жена Гамаюна - с чумным флагом против банды мчащихся на нее бандитов...
[700x520]
И великолепный разведчик-дервиш.
[700x508]
Пятый фильм "Год сорок первый". Один из лучших.
[700x500]
Вот в интересном виде немецкие летчики
[700x518]
Провокации
[700x518]
Бои
[700x517]
до последнего патрона...
[700x513]
Ох, и то что осталось от заставы...
[700x518]
Следующий фильм "За порогом победы"
[700x520]
Замечательно замаскированные банды в лесах
[700x532]
Волею случая судьба сводит пограничника с его возлюбленной - этот приём используется во всех сериях.
[700x513]
Обнаружение нарушителей.
[700x516]
Фильм "Соленый ветер". Романтический Таллин.
[700x502]
Много корабликов
[700x508]
Драки
[700x522]
И маяк, вокруг которого происходят основные события.
[700x514]
Больших начальников нет, хватает и своих)
[700x524]
И снова корабли
[700x515]
Погони
[700x517]
И жертвы.
[700x523]
Последний, восьмой фильм - "На дальнем пограничье"
[700x516]
Снова великолепные пейзажи
Пограничная застава. А весь сыр-бор - из-за кассеты...
Снова романтическая и случайно устроенная личная жизнь.
[700x517]
А это основной злодей.
[700x517]
Кто бы мог подумать, что это снова он же)
[700x526]
Азиатская экзотика.
[700x523]
И снова жертвы.
[700x516]
А еще "убежденный консерватор” Андропов делал упор на иностранные языки и призывал искать диверсантов - везде. Эти линии особенно чётко видны в каждой серии.
Мне понравилась такая версия истории. Очень правдоподобно, конечно, в гиперболизированном и мифологизированном виде, но примерно соответствует действительности. И не безразлично к стране и ее будущему.
Этот фильм - отчаянная и безуспешная попытка встряхнуть загнивающий мир... Уже нет у нашей страны тех границ - ни украинской, ни белорусской, ни прибалтийской, почти отпали Средняя Азия и Кавказ. Это придает фильму сегодня не побоюсь этого слова - самый настоящий трагизм.
Представляю, как это горько сознавать самим пограничникам.
И поздравляя с праздником, желаю не поддаваться грусти и не бросать свою маргинальную, но романтическую службу.