|
|
Как следует из названия этот тип предназначен для езды по горам или бездорожью. Они снабжаются большим количество передач (21-27) с широким диапазоном передаточного соотношения пригодным для любых мыслимых условий, при которых еще можно ехать. Рамы и навесное оборудование на большинстве горных велосипедов рассчитаны на езду по кочкам, камням, мягкому грунту, грязи, лужам, когда камушки, песок, грязь и вода постоянно попадают на детали велосипеда.
Расстояние от земли до педальной каретки у таких велосипедов увеличено до 29-33 см, для большей проходимости. У шоссейных велосипедов это расстояния лежит в пределах 26-28 см.
Руль широкий прямой (55-67 см) для облегчения управления при езде по бездорожью. Конструкция тормозных и ручек переключения передач (манеток), их расположение позволяют мгновенно переключать передачи и тормозить, не отрывая рук от руля.
Колеса у них с ободом 559 мм (по ISO), что вкупе с более короткими спицами увеличивает прочность и жесткость колеса, уменьшает высоту велосипеда. Покрышки используются широкие – до 65 мм (2.5").
Многие горные велосипеды оборудуют амортизационной передней вилкой и все чаще и чаще амортизированной задней подвеской для того, чтобы или просто повысить уровень комфорта на неровной дороге и облегчить управление, или для обеспечения в скоростном спуске максимального времени контакта колес с трассой, чтобы увеличить сцепление колес с грунтом и улучшить управляемость на высокой скорости. Хотя многие думают, что амортизаторы нужны только для того, чтобы было мягко сидеть.
Поэтому выделяются подвиды горных велосипедов: полноподвеcочные (full suspension), с жесткой задней подвеской (hardtail) и относительно новый класс softail. Softail - это такая, конструкция, когда собственная гибкость особой конструкции заднего треугольника выполняет роль амортизатора, и нет шарнирных сочленений. Иногда в разрыв заднего треугольника бывает встроен амортизатор. Ход такой подвески невелик - 20-30 мм.
|
Амортизирует сам задний треугольник. |
Рама | CrMo Ritchey's Logic WCS tubing |
| Ободья | Ritchey OCR WCS | |
| Оборудование | XTR/XT/Ritchey | |
| Вилка | Rock Shox SID TI | |
| Цепь | SACHS(SRAM) PC-91 | |
|
Гнется заднее перо, амортизирует ROCK SHOX SID установленный в разрыве заднего треугольника. |
Рама | OCLV carbon |
| Колеса | Rolf Propel KAZ | |
| Оборудование | XTR/XT/Bontrager | |
| Вилка | Rock Shox SID SL | |
| Задний амортизатор | Rock Shox SID race | |
Хотя большинство горных велосипедов и спроектированы для езды в вышеописанных условиях, в общем это чрезвычайно разносторонние машины и, с небольшими доработками, с легкостью могут использоваться для регулярных поездок на работу в городе или для загородного туризма. Большинство массовых горных велосипедов оборудованы элементами для крепления крыльев и багажника (заднего и реже переднего), чего не скажешь об элитных моделях для велокросса и скоростного спуска.
На всех современных горных велосипедах колеса закрепляются на стяжках (quick release), что позволяет быстро сменить "злую" резину после воскресного похода по бездорожью на слики для поездок по городу на работу.
Единственное, пожалуй, для чего использовать горный велосипед (в любой комплектации) вовсе нецелесообразно- это скоростная езда исключительно по ГШ (гладкому шоссе).
Можно выделить следующие подтипы горных велосипедов.
Скоростной кросс по пересеченной местности. Велосипеды для него могут быть как полностью жесткие (теперь встретишь нечасто), так и с амортизационной передней вилкой или softtail. Иногда можно встретить и полноподвес. Главное в таких велосипедах - малый вес и высокий КПД.
|
|
Для скоростного спуска (Downhill).
|
|
Даунхил - это скоростной спуск с гор на время или для достижения рекордных скоростей.
В связи с этим такие велосипеды оборудованы передней и задней подвеской с максимально большим ходом, мощными тормозами (в основном дисковыми), специфическим набором передач (с большой укладкой) зачастую с одной передней звездой увеличенного диаметра, чрезвычайно прочны, но они, естественно, тяжелее велосипедов для кросса. В гору же даунхилеры забираются на подъемнике.
|
|
По большому счету это не подтип MTB, ориентированный на определенное применение, а изобретение спецов по маркетингу для продвижения на массовый рынок доступных по цене двухподвесочных аппаратов.
Эти велосипеды предназначены для езды по пересеченной местности, но они не годятся для кросскантри гонок, и для туризма их использование под вопросом.
Следует признать, что в последнее время стали появляться более пристойные велосипеды для фрирайд, что позволяет использовать некоторые их модели и для туризма (особенно для походов выходного дня).
BMX -- это фристайл, иногда с использованием различных снарядов (помимо велосипеда - рампы и прочее).
На этих велосипедах имеются пеги, загнутый вверх руль, очень широкие колёса. На велосипедах для BMX не используются туклипсы и контактные педали. Все эти велосипеды объединяет малая очень прочная рама, небольшой вес. Велосипеды для для разных подвидов BMX могут иметь конструкцию рамы, рулевой колонки и переднего тормоза, позволяющую вилке с колесом проворачиваться на 360 градусов; иметь колеса 20" или 24"; и, как правило, не имеют переключения передач.
|
|
Аббревиатура BMX в своем первоначальном смысле означала Bike Motocross - мотокросс. С развитием велоспорта, так стали называть и велосипеды для кросса и триала, и иногда стали расшифровывать, как Modified Bike X-treme. (На самом деле триал на горных велосипедах вырос из BMX.)
Велосипед класса BMX - это спортивный снаряд по близкий по назначению к роликовым конькам и доскам - спортивно-акробатическое развлечение для городских подростков и зрелищный вид спорта.
Массовые велосипеды BMX максимально упрощены, начального уровня модели стоят не дорого. Они ориентированы на детей старшего возраста и подростков. На этих велосипедах подросткам удается вытворять головокружительные трюки.
Элитные велосипеды BMX могут быть достаточно дороги и предназначены для профессиональных спротсменов и людей серьезно увлеченных этим видом спорта.
Велотриал -- это вид спорта, в котором велосипедист должен пройти несколько так называемых секций с минимальным количеством касаний земли чем-либо, кроме велосипеда. Секции состоят из естественных или искуственно созданных препятствий (например камней, брёвен, ящиков или катушек для телефонного провода), для преодоления которых спортсменам нужно совершать прыжки вместе с велосипедом и балансировать на нём. За касания земли или препятствий начисляются штрафные очки и участник с наименьшим количеством очков по результатам прохода всех секций побеждает.
Велотриал появился как отдельный вид спорта в конце 70-х/начале 80-x годов. Спортсмены, занимающиеся мототриалом (то-же самое, но на мотоцикле), озабоченные подготовкой подрастающего поколения, предложили детям тренироваться на велосипедах, а потом некоторые сочли триал на велосипеде более интересным.
Велосипеды, используемые для велотриала, делятся на две категории: stock и mod (соответсвенно соревнования идут в двух классах). Велосипеды класса stock имеют жёсткую раму и вилку, прочные широкие колёса диаметра 26" (заднее колесо может иметь ширину до 3"), обычно с низким давлением, одну ведущую звёздочку (обычно 22 зуба), защищённую рокрингом (жёсткий металический круг диаметра немного большего, чем диаметр звёздочки), хорошие тормоза (де-факто стандартом среди триальщиков являются гидравлические ободные тормоза Magura HS-33, хотя в последнее время иногда применяют и дисковые тормоза). Велосипеды mod в отличие от stock имеют колёса диаметра 20" и bashguard (металлическая пластина, закрывающая ведущие звёзды) вместо рокринга. На них также отсутствует переключатель скоростей. Некоторые велосипеды для триала не имеют седла, так как триальщики обычно стоят на педалях и седло им только мешает. Иногда используют короткие шатуны педалей.
| Stock: Orange Zero | Mod: Monty X-Lite 20 |
|---|---|
[325x213] |
[283x213] |
| Рама: алюминий 7005, вилка: алюминий, тормоза: Magura HS-33, шатуны: FSA Sidewinder, ободья: Alex, шины: Tioga, втулки: Shimano LX, рокринг: Trialsin USA/Threshold, переключатель: SunRace 592 | Рама: алюминий, вилка: алюминий, тормоза: Magura HS-33 или Magura Louise disc передний, втулки: Quando (алюминий) |
| Stock: Seven cycles custom trials bike | |
[325x213] |
|
| Рама: seven cycles (титан), вилка: титан, тормоза: Magura Tomac HS-33, шатуны: Morati custom 160mm (титан), ободья: Sun Rhyno Lite, шины: Tioga, втулки: Chris King, рокринг: Threshold, переключатель: SRAM 9.0SL PS Взято с http://www.caravan.hobby.ru |