Это старая ссылка, она проскакивала года 3 назад. Решил выложить её специально для тех, кто появился позднее:)
http://www.loc.gov/exhibits/empire/ можно посмотреть шикарные, сочные и абсолютно технически современно выглядящие фотографии дореволюционной России из библиотеки Американского Конгресса. Это свежий и до мурашек-по-спине реальный взгляд на Россию начала века. Как это все на самом деле выглядело. Люди и архитектура, предметы и виды. Как будто машина времени...
[показать]
http://www.oland.ru/lj/161.jpg Современный вид этого же места
Вот история этих фотографий: Некий человек по фамилии Прокудин-Горский в 1909-10 придумал такую вещь: фотографировать объекты 3 раза через 3 фильтра - красный, зеленый и синий. Получалось 3 черно-белых фотографии. Проекция трех пластинок должна была быть одновременной. Он использовал небольшую складную камеру типа той, что была разработана Адольфом Митом. Требовались три экспозиции одного и того же предмета, сделанные с интервалом приблизительно в одну секунду, на одну и ту же стеклянную пластинку шириной 84–88 мм и длиной 232 мм. Пластинка всякий раз меняла положение, и изображение схватывалось через три различных цветофильтра. Снимаемые объекты должны были быть неподвижными, что было большим ограничением. Проектор также претерпел изменения. Прокудин-Горский усовершенствовал модель Ф.Э. Ива, создал аппарат по собственным чертежам: три ромбовидные призмы были скреплены вместе, создавая одну комбинированную призму. Таким образом, можно было фокусировать все три цвета на экране. Единственное, что он мог со всем этим делать в то время, это вставлять их в 3 разных проектора, с красным, зеленым, и синим цветом соответственно, и направлять проекторы на один экран. Получалось цветное изображение. Он начал активно работать над проблемами цветной кинематографии. Поддерживая связь с множеством научных обществ в стране и за рубежом, он ездил с докладами в Берлин, Лондон, Рим. Не забывал он и о российской публике. Еще в 1900 году он получил Гран-при на международной выставке в Париже. В 1913 году он осуществил показ своих слайдов в крупнейшем парижском кинотеатре. Успех был настолько огромным, что крупные зарубежные компании засыпали его предложениями о работе. Но Россию он оставить не мог: слишком многое было с ней связано. Прокудин-Горский в 1909 г. через посредство Великого Князя Михаила Александровича, который был Почетным председателем Петербургского фотографического общества, получает аудиенцию у царя Николая II. Царь приглашает Прокудина–Горского выступить с показом диапозитивов перед Императорским двором в Царском Селе. При показе Сергей Михайлович должен был комментировать снимки, и делал это просто драматически. К концу демонстрации в зале послышался восхищенный шепот. По окончании царь пожал ему руку, императрица и царские дети поздравили с успехом.Затем царь поручает ему заснять всевозможные стороны жизни всех областей, составлявших тогда Российскую империю.
http://www.fotonovosti.ru/content/art/8/228 Хотя этот проект казался очень смелым, конечной целью Прокудина–Горского было
ознакомление школьников России с огромной и разнообразной историей, культурой и модернизацией Империи при помощи его «оптических цветных проекций (скорее всего, также и для ознакомления со всем этим наследника престола). Для этого фотографу были выданы два специальных разрешения, В первом говорилось, что Его Императорское Величество высочайше дозволяет ему пребывать в любых местах, независимо от секретности, и фотографировать даже стратегически важные объекты. Вторым был указ министра, где объявлялось, что Император считает миссию, возложенную на Прокудина- Горского, настолько важной, что все официальные лица должны ему содействовать "в любом месте и в любое время". Для путешествия фотографу выделили в полное распоряжение помощника по оргвопросам и пульмановский вагон, который специально приспособили: там развернули прекрасно оснащенную лабораторию, включая темную комнату, чтобы проявление фотопластинок можно было осуществлять даже в пути. В вагоне поместился сам фотограф и его ассистенты, в том числе его 22-летний сын Дмитрий. Имелась горячая и холодная вода, ледник... Для работы на Мариинской системе каналов предоставили специальное судно и небольшой шлюп с мотором. В период между 1909 и 1912 годами, а затем в 1915 году, Прокудин-Горский провел обзор одиннадцати регионов Российской Империи. Император настойчиво требовал, чтобы Прокудина-Горского обеспечивали всем необходимым, и даже выразил желание следовать с ним в одну из будущих поездок. Кроме фотографирования, Прокудин-Госрский прочитал много лекций, иллюстрируя свою работу
Первый официальный просмотр царем фотографий водного пути Мариинского канала и промышленного Урала произошёл в марте 1910 года; последняя выставка фотографий была открыта в марте 1918 года в Николаевском зале Зимнего дворца. (С подробной биографией Сергея Михайловича Прокудина-Горского можно ознакомиться
http://www.fotonovosti.ru/content/art/8/228
Старица. Общий вид с Волгой
[показать]
В революцию Прокудину-Горскому удалось уехать, и он ухитрился увезти с собой 20 ящиков фотопластинок, всего около тысячи снимков - за исключением изъятых у него фотографий стратегически важных объектов и фото царской семьи (он сумел забрать с собой лишь одно фото юного царевича). Цветные фотоснимки царской семьи, возможно, остались где-то в наших архивах. Оборудование и проектор забрать не удалось. В эмиграции цель Прокудина-Горского — раскрыть пользу цветной фотографии для просвещения и науки — осталась неизменной. В Англии он запатентовал разработку оптической системы для кинокамеры. Для ее испытаний он в 1922 году перебрался в Ниццу, где вместе с братьями Люмьер открыл фотолабораторию. В 1948 году, уже после его смерти, его сын в Париже продал эти пластинки американской библиотеке Конгресса. Превратить их в обычные цветные снимки оказалось очень трудно из-за того, что большая часть из них имели нетривиальное пространственное расхождение между тремя цветными версиями. Так они и лежали тихо до недавнего времени. И вдруг какому-то библиотечному чиновнику пришло в голову: так их же надо отсканировать, загрузить в Adobe Photoshop и там совместить контуры трех цветных вариантов. Так и сделали, и поразились: мир, давно сгинувший, и известный только по плохим черно-белым снимкам, вдруг восстал во всех своих цветах...
http://rzev.ru/modules/news/print.php?storyid=3 Подробная биография Прокудина-Горского
Пермь
[показать]
Если вы захотите попытаться найти в этом архиве знакомые места или родной город, то удобнее всего пользоваться специальным поиском: вводишь
http://lcweb2.loc.gov/pp/prokquery.html в окошечке любое слово (например, Volga), и получаешь искомый результат. Для каждого фото есть несжатая tif-версия (объёмом до 50 mb). На ней можно рассмотреть самые мельчайшие детали. Для того, чтобы посмотреть увеличенную (примерно в 4 раза) версию данного фото, достаточно перед последней точкой скопированного адреса букву "r" заменить на "v". Разрешение этих снимков таково, что качество изображения при этом не ухудшится. Для того, чтобы получить самую большую версию в формате .tif в адресе вместо "r.jpg" нужно подставить "u.tif". Но грузиться будет очень долго:) Не знаю, как у вас, а у меня фотографии вызывают ощущение не только гармоничности и какой-то особой основательности ТОЙ русской жизни, но и невероятной мощи и жизненных сил у России того времени… Во всех городах и деревнях что-то ремонтируется, возводится, строится, повсюду уже построили электрические столбы, провели провода...
[показать]
[показать]
современный вид этого храма
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
Старый тракт на Москву. Город Ржев:
[показать]
Общий вид Белозерска с крепостного вала:
[показать]
Рязань. Вид с колокольни Успенского собора:
[показать]
Рязань. Общий вид с севера:
[показать]
Рязань. Вид с юго-востока:
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
Екатеринбург. Общий вид южной части:
[показать]
Екатеринбург. Общий вид центральной части:
[показать]
Заводские поселения Верх-Исетского завода (Екатеринбург)
[показать]
Место бывшего престола во временной полотн. церкви мушкетёрского полка (Екатеринбург)
[показать]
Трапезная и церковь Скорбящей Божьей Матери в монастыре (Тихвинский монастырь) Екатеринбург
[показать]
г. Екатеринбург. Общий вид северной части
[показать]
Екатеринбург. Обсерватория на Плешивой горе:
[показать]
Строгательная машина Императорской гранильной фабрики. Екатеринбург
[показать]
[показать]
Это же место в наше время
http://www.e1.ru/fun/photo/view_pic.php/p/eb155dabee8499b70ad3b648a4528a09/view.pic
Вид на Златоустовский завод. Вдали гора Таганай:
[показать]
Общий вид на Пермь с городских горок:
[показать]
Вид на Пермь с железнодорожного моста через Каму:
[показать]
Вид на церковь святого Георгия. Старая Ладога:
[показать]
Торжок. Вид с западной стороны:
[показать]
Торжок. Вид на город с севера:
[показать]
Вид с крепостного вала на Торжок:
[показать]
Торжок. Вид на город с восточной стороны:
[показать]
Торжок. Лагерь и казармы:
[показать]
Торжок. Борисоглебский монастырь с моста:
[показать]
Город Смоленск. Вид с колокольни Успенского собора:
[показать]
Город Полоцк.
[показать]
Вид на Каменский чугунно-плавильный завод:
[показать]
Ростов Великий. Гимназия Кекина:
[показать]
Общий вид Ростова с колокольни Всехсвятской церкви:
[показать]
Общий вид города Кириллова с колокольни Казанского собора:
[показать]
[показать]
Вид на Суздаль по реке Каменке:
[показать]
Сравнить с современным фото той же местности можно
http://www.livejournal.com/users/junet/185055.html здесь и
http://suzdal.org.ru/images/Churchs/Bogoyavl/H4950_04.JPG здесь
Город Владимир:
[показать]
Суздаль. Вид с колокольни Ризоположенского монастыря:
[показать]
Вид на заречную часть Тюмени от монастыря:
[показать]
г.Тобольск:
[показать]
Вид на Тобольск от Успенского собора:
[показать]
Чердынь:
[показать]
Доменные печи на Саткинском заводе:
http://memory.loc.gov/service/pnp/prokc/20600/20646r.jpg
Вид на город Кинешму с востока:
[показать]
На сенокосе около привала. Российская империя.
[показать]
Три поколения. Андрей Петров Калганов (прим. фотографа: бывший мастер завода. На службе был 55 лет. Имел счастье подносить хлеб-соль Его Императорскому Величеству), его сын и его внучка. Двое последних работают в мастерских
Златоустовского завода
[показать]
Город Старица. Заволжская сторона.
[показать]
Река Москва от Ферапонтовского монастыря. У Можайска:
[показать]
[показать]
Тип олончанина:
[показать]
Молочная в Дагомысе:
[показать]
Школа в деревне Пергуба:
[показать]
Старинный боярский возок "радка":
[показать]
Старинные сани-пошевни 18 века:
[показать]
Крестьянская изба в деревне Мартьяновой:
[показать]
Постройка шлюза близ села Кузьминского на Оке:
[показать]
Лесопилка на реке Оке:
[показать]
Строительство плотины (Белоомут):
[показать]
Река Ока. Машинное отделение:
[показать]
Распилка брёвен:
[показать]
Работы по постройке плотины:
[показать]
Город Чердынь:
[показать]
В городе Златоусте:
[показать]
Северо-западная часть города Златоуста:
[показать]
Камнечерпательная машина:
[показать]
Александров. Общий вид на Троицкий монастырь:
[показать]
Торжок. Вид на город с восточной стороны:
[показать]
Мельница и плотина на реке Полотье:
[показать]
Крестьяне на покосе:
[показать]
Вид на новую Ладогу:
[показать]
Город Двинск:
[показать]
Каслинские поселения с озером:
[показать]
Город Ржев:
[показать]
Насосы для откачивания воды:
[показать]
Общий вид северо-западной части Смоленска:
[показать]
[показать]
Церковь св. Николая Чудотворца в Тобольске:
[показать]
Кордон (сторожка) в лесу:
[показать]
[показать]
Сушка сетей на озере Карякино:
[показать]
Витебск:
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
Монахи за работой. Посадка картофеля:
[показать]
[показать]
Хижина поселенца Артемия по прозвищу Кота, живущего на этом месте более 40 лет:
[показать]
А на этом фото сама съёмочная группа:
[показать]
Практически все подписи к фотографиям привожу в оригинальном виде, никакой отсебятины. Вообще, задумка была блестящей. Интересно: все они понимали вполне, ЧТО они для нас делают
Ещё тогда, три года назад, рассматривая эти фото, я поразился той цельности, умиротворённости и силы, которая там разлита. Чувствовалось, что вся русская жизнь того времени пронизана духом некоего единства. И вот, мне всё хотелось как-то выразить словами этот дух. И лишь теперь, вернувшись к этим фото, я понял, о чём говорит это спокойствие; что оно означает:"Хозяин дома".
Для тех, кому очень понравилось:
http://www.livejournal.com/users/kot_begemott/77823.html здесь организовано продолжение
Все фото - как представленные на этой странице, так и продолжение можно скачать в PDF-файлах по следующим ссылкам:
http://file009.mylivepage.com/chunk9/2029/29/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%BB%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5.pdf Часть первая
http://file009.mylivepage.com/chunk9/2029/29/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%BB%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5.pdf Часть вторая