Это цитата сообщения
lj_nedorazvmenie Оригинальное сообщениеМедицина пифагорийцев
Пифагор, по-видимому, первым в истории медицины обратил внимание не только на больного, но и на здорового человека, считая здоровье гармонией всех элементов человеческого организма,сочетанием разнообразных и противоречивых качеств,связанных
с проявлением и духовной, и телесной жизни. Обращаясь к основам пифагорейской медицины, отметим, что Пифагором была разработана едва ли не первая в мире система добродетельной жизни,органично включавшая в себя и пифагорейскую медицину.Из мыслей
Пифагора, определяющих, в частности, его методы лечения, следует привести одно из главных изречений:"Любым способом следует избегать и отсекать огнем,железом,
всеми доступными средствами от тела-болезнь,от души-невежество,от желудка-излишество,от дома-разногласие,от города-смуту,от всего в целом-неумеренность".
Ученики Пифагора делились на две большие группы, первую из которых составляли последователи и продолжатели дела (их называли пифагорейцами, эзотериками, познавателями и математиками), а вторую - подражатели (пифагористы, экзотерики или акусматики). Для акусматиков придумывались своего рода пословицы, или акусматы, легко запоминаемые и отражающие основные ключевые позиции философии Пифагора. Приведем некоторые из них:"Что самое праведное? - Жертвовать.Что самое мудрое? -Наука врачевания.Что самое прекрасное? - Гармония.Что самое сильное? - Мысль.Что самое лучшее? - Счастье.Какое высказывание можно считать самым правдивым? - Что люди злы".
Приведенные акусматы определяют и значимость, и основу подхода Пифагора к медицине.
Пифагорейцы знали и активно использовали целебные свойства огромного числа трав и растений.Пифагор и его ученики значительно чаще своих предшественников применяли целебные мази. Любимым методом лечения у пифагорейцев были припарки.Пифагор противился хирургии во всех ее формах, так как не допускал изменения человеческого тела, данного Творцом.В ряде случаев пифагорейцы использовали заклинания.
СИСТЕМА ПИТАНИЯ
Путь к здоровой и добродетельной жизни Пифагор советовал начинать с правильного питания. Каждый продукт питания, по мнению Пифагора, порождает свойственное лишь этому продукту состояние души,поэтому нельзя было есть пищу,во-первых,чуждую богам,
и, во-вторых, пищу, которая считалась священной. К первой группе относилось, в частности, мясо, а также вино (впрочем и то, и другое Пифагор разрешал потреблять ученикам в ограниченных количествах), ко второй - мальва, считавшаяся первым вестником тяготения небесного к земному и использовавшаяся Пифагором при длительном уединении и медитациях, и бобы.
Пифагор,кроме того, не рекомендовал есть пищу,которая мешает предвидению будущего,
чистоте души и ясности сновидений.По-видимому,это,прежде всего, относится к мясным продуктам. Пифагор настоятельно рекомендовал не есть мяса городским чиновникам накануне рабочего дня и особенно судьям накануне судебных разбирательств.Вареную пищу Пифагор не советовал жарить, так как считал недопустимым смешивать свойство мягкости, присущее вареному, со свойством гнева (огня), присущим жареному.Когда Пифагор удалялся в храм Бога для молитв и медитаций, то брал с собой заготовленный запас пищи и питья: равные части мака и кунжута, шкурки морского лука для выдавливания сока, цветки нарцисса, листья мальвы, ячмень и горох. Сюда же добавлялся дикий мед. Для приготовления питья Пифагор использовал семена огурцов, изюм без косточек, цветы кориандра, семена мальвы и портулака, тертый сыр, молоко и масло, смешанные вместе и услащенные диким медом. Пифагор говорил, что это - диета Геркулеса, а рецепт Геркулесу был дан самой богиней Цецерой.В состав этой диеты входили и наркотические вещества, прежде всего, мак и, очевидно, мальва, что, вероятно, способствовало процессам медитации.Однако заметим, что даже на пифагорейцев, не говоря уже о пифагористах, Пифагор не накладывал никаких строгих запретов по приему пищи. Все его советы носили исключительно рекомендательный характер.Единственное,о чем Пифагор предупреждал строго,-о необходимости соблюдать умеренность в еде и питье. Пифагорейцы всегда должны были заботиться о том, чтобы их тело не было бы ни слишком тощим, ни тучным.
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА
Пифагор и его последователи придавали огромное значение контролю и управлению эмоциями и постоянно заботились о поддержании в себе ровного настроения.
Пифагорейцы не должны были быть ни слишком веселыми, ни излишне мрачными. Поддерживаемое ими эмоциональное состояние можно характеризовать как умеренно радостное.Особенно опасными состояниями эмоциональной сферы считались состояния раздражения и гнева. Пифагор неукоснительно требовал, чтобы раздраженный или, тем более, разгневанный человек не принимал никаких решений и не совершал никаких действий. Один из учеников Пифагора, Архит из Тарента,после возвращения из военного похода обнаружил,что управляющий его имением и подчиненные ему рабы во время отсутствия хозяина не занимались земледелием,а проводили время в праздности и разгуле.Архит был разгневан,но,как истинный пифагореец,в гневе даже не отругал управляющего и рабов. Лишь через несколько дней Архит выгнал управляющего, а рабов простил.
Чем выше поднимались пифагорейцы по ступеням знания, тем строже становились требования к контролю над эмоциями. Пифагор, мнение которого чрезвычайно ценили ученики и похвала которого приводила их в восторг, вынужден был даже отказаться от критических замечаний в их адрес. Известен случай, когда один из учеников Пифагора был так расстроен сделанным ему замечанием, что покончил с собой. Это произвело на Пифагора глубочайшее впечатление, и он стал чрезвычайно строго относиться к каждому своему слову и жесту.
Вслед за контролем над эмоциями тщательному анализу подвергались желания человека. Пифагор учил, что никогда не нужно позволять человеку делать все, что ему захочется. Желания человека разнообразны и бесконечны. Желания могут породить стремления к наслаждениям, а наслаждения - постоянные спутники малых и больших заблуждений. Начинать же контролировать свои желания нужно с простого: с контроля за пищей и питьем, которые принимает человек, с контроля над эмоциями. Вслед за этим идет контроль за оценкой похвал в свой адрес и контроль за оценкой общественного мнения о себе, затем контроль над принимаемыми решениями и поступками.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СФЕРА
Культивируемое пифагорейцами умеренно радостное состояние эмоциональной сферы должно было, по замыслу Пифагора,готовить учеников к тому,чтобы ни одно из несчастий человеческой жизни не обрушилось на них неожиданно. Но, естественно, этого было мало. Для преодоления невзгод необходимо было иметь ясный ум и способность спокойного, не отягощенного эмоциями анализа случившегося. Путь же к ясности ума лежал через тренировку памяти.Пифагором был разработан комплекс упражнений для тренировки памяти. До нас дошло одно и, по-видимому, самое простое упражнение.Пифагореец,пробудившись утром ото сна, должен был не вставать с постели до тех пор, пока не припомнит в подробностях всю последовательность событий дня минувшего, а если позволяло время, то и предшествовавшего ему дня. Пифагор также считал полезным, чтобы человек ежедневно размышлял о Боге (богах), о том, что Он существует и что Он любит человека и наблюдает за ним.В результате контроля над эмоциональной иинтеллектуальной сферой человек может стать таким, что без посторонней помощи и совета сможет предвидеть, что пойдет ему на пользу. Это трудно, но существует промежуточная ступенька, достигнув которую человек сможет на примере того, что случилось с другим, установить полезные для себя действия. В любом случае следует стремиться к тому, чтобы не оказаться худшим человеком (по классификации Пифагора), т. е. человеком, совершающим дурные поступки и при этом надеющимся на лучшее.
ЛЕЧЕНИЕ МУЗЫКОЙ И СТИХАМИ
Пифагор, составивший гармонический ряд и заложивший основы музыкальной грамоты (Платон,который продолжил исследования в этой области, считал это теорией музыки), придавал огромное значение использованию музыки для лечения. Помимо чисто профилактического воздействия музыкой, которое постоянно использовалось в школе Пифагора, где по утрам и вечерам проводилось хоровое пение, сопровождавшееся струнными инструментами (часто пелись пеаны - гимны богу Аполлону), Пифагор воздействовал музыкой и пением на больных людей. Описан случай, когда Пифагор предотвратил поджог и убийство, воздействовав музыкой на разъяренного ревнивца, пытавшегося поджечь дом своей подруги. Когда ревнивец подкладывал к дверям дома хворост, флейтист неподалеку играл возбуждающую фригийскую мелодию. Пифагор попросил флейтиста сменить мелодию на более медленную и спокойную, и разъярённый ревнивец присмирел,одумался,забрал свой хворост и ушёл.Лечение музыкой впоследствии
использовал и Гиппократ.Он, в частности, лечил радикулит и нервные болезни громкой игрой на трубе перед пациентом.Однако Пифагор отдавал явное предпочтение струнным музыкальным инструментам и предупреждал своих учеников,чтобы они не прислушивались
,даже мимолетно, к звукам флейты и цимбал.Значительно интереснее то, что Пифагор классифицировал мелодии, применявшиеся для лечения, по болезням и имел для каждого заболевания собственный музыкальный рецепт. К сожалению, ни эта классификация, ни сами мелодии до нас не дошли.
Помимо музыки Пифагор использовал в медицинских целях и декламацию стихов Гомера из "Илиады" или "Одиссеи", причем для каждого типа заболевания также подбирал соответствующие отрывки. Однако в этих средствах основным, по-видимому, являлось эмоциональное воздействие, способствующее повышению общего жизненного тонуса больного.
ДОСТИЖЕНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ШКОЛЫ ПИФАГОРЕЙЦЕВ
Остановимся на некоторых результатах пифагорейцев-медиков,самым известным из которых был уже упоминавшийся Алкмеон из Кротона. Именно Алкмеону принадлежит развитие и обобщение одной из основных философских идей Пифагора о том, что мир возник не из одного начала. В противовес Анаксимандру, который ввел понятие беспредельного,Пифагор использовал и антагонистическое понятие предела и утверждал,
что эти категории едины(в философском смысле).По-видимому,можно говорить о том, что
Пифагором был сформулирован философский закон о единстве и борьбе противоположностей.В соответствии с этой идеей Алкмеон учил, что здоровье человека сохраняется при равновесии противоположных сил (компонент), среди которых Алкмеоном
назывались пары "влажное и сухое", "теплое и холодное","горькое и сладкое" и т. п. Превалирование любой из этих категорий над другой приводило, по мнению Алкмеона, к болезни.Отметим,что Алкмеон был непосредственным учеником Пифагора,достиг зрелости еще при жизни учителя и не мог не обсуждать с ним результатов своих медицинских умозаключений.
Алкмеон был первым или одним из первых врачей,занимавшихся анатомированием, хотя
анатомировать человеческое тело в Древней Греции запрещалось. Анатомические опыты разрешалось проводить на домашних животных и обезьянах.Разумеется, некоторые знания
по физиологии человеческого тела врач мог получить и во время хирургических операций. Лишь в первой половине III в до н. э. в Александрии Герофил и Эрасистрат начали проводить вскрытие, причем делали это публично. Тем не менее, результаты, полученные Алкмеоном, позволяют говорить о том, что он занимался анатомированием, причем в наибольшей степени его интересовала анатомия органов чувств и в этой сфере ему принадлежит открытие нервов, идущих от органов чувств к мозгу. Не будем упрекать Алкмеона за то, что нервы он считал полыми трубками, заполненными жидкостью. Главное, что он обнаружил нервы и определил их основное функциональное назначение - передачу информации от органов чувств к мозгу, который, по мнению Алкмеона, был центром чувственной и сознательной жизни. При этом Алкмеон не ставил знака равенства между ощущением и мышлением, а считал, что мышление лишь зависит от ощущений.Кроме того, при анализе органов слуха Алкмеон открыл евстахиеву трубу,
"переоткрытую" затем лишь в ХVI веке.
Алкмеон умел отличать вены от артерий и знал, что в мертвых телах кровь находится только в артериях, а вены пусты. Это, видимо, дало толчок к возникновению гипотезы сна: Алкмеон утверждал, что сон наступает в результате временного и частичного отлива крови из вен в артерии, а при полном отливе наступает смерть. Еще одним достижением пифагорейской медицины являлось учение о критических днях, согласно которому кризис каждой болезни наступал в строго определенные критические дни. Эти дни отсчитывались от начала болезни и выражались нечетными числами. Учение о критических днях существовало в европейской медицине вплоть до ХVII в.Разумеется, нельзя назвать пифагорейскую медицину научной в строгом смысле этого слова, но основы или элементы научного подхода в этой медицине, несомненно, присутствовали, и она была в числе базовых компонент, из которых в ХIХ в. начала формироваться научная медицина.
ПИФАГОРЕЙСКАЯ МЕДИЦИНА И РАЗВИТИЕ ХРАМОВОЙ МЕДИЦИНЫ
Основные (или хотя бы некоторые) черты медицинской системы Пифагора можно реконструировать по работам тех людей, которые занимались герметической наукой и ссылались на Пифагора или пифагорейцев, считая себя их последователями.В средние века были собраны, систематизированы и развиты многие из герметических учений. Что касается храмовой медицины, то наиболее последовательное и стройное изложение ее герметической стороны принадлежит Теофрасту Гогенгейму (1493-1541), известному под псевдонимом Парацельс("более великий, чем Цельс").Слава о медицинских способностях Парацельса в мире людей,так или иначе связанных с оккультизмом, была столь велика, что его называли то вторым Гермесом, то Трисмегистом Швейцарии.
Приведем по книге фрагмент из сочинения Парацельса,характеризующий его взгляды и отношения к медицинским теориям своего времени:"число болезней,которые происходят
от некоторой неизвестной причины,превышает премного те болезни, которые происходят от медицинских причин, и для таких болезней наш врач не знает лекарств, поскольку, не зная причин,невозможно с болезнью справиться.Все, что врачи могут осмотрительно делать, это наблюдать больного и делать догадки,а пациент должен быть доволен, что предписанная медицина не делает ему вреда и не мешает его выздоровлению.Самые лучшие врачи это те, которые делают наименьшее зло.Но, к несчастью, некоторые отравляют своих пациентов ртутью,другие делают им кровопускания, доводящие больных до смерти. Есть такие врачи, в которых премногая ученость вытесняет всякий здравый смысл, а другие врачи гораздо больше заботятся о своих доходах, нежели о здоровье своих пациентов.Болезнь не может приспосабливаться к знаниям врача;скорее,наоборот,
врач должен понять причины болезни.Врач должен быть слугой Природы,а не ее врагом. Он должен вести и направлять ее в борьбе за жизнь и не воздвигать препятствия на пути к выздоровлению".
Обратим внимание на то, что все тезисы этого отрывка практически перекликаются с медицинскими принципами Пифагора, и на то, что, по Парацельсу, причины болезней кроются в невидимой, а точнее, пока непознанной природе человека. Это основной принцип герметической медицины, идущий, вероятно, от Гермеса. Перечислим очень кратко семь причин болезней и семь методов лечения, сформулированные Парацельсом, развивающие и распространяющие, по нашему мнению, пифагорейские принципы врачевания на область герметической медицины Средневековья.
Причиной болезни может стать:действие дьявольских духов;несогласованность духовной и материальной природы человека;отклонение от нормы умственного состояния;
действие закона возмездия за проступки в прошлой жизни человека (закона Кармы);
влияние небесных тел,которое само по себе не вызывает болезнь, но при определенных условиях может ее стимулировать;неверное использование органов тела (перегрузка, перенапряжение и т.п.);попадание посторонних субстанций из внешней среды, например
из загрязненного воздуха,воды и т.д.К седьмой причине не относятся раны, полученные
в результате несчастных случаев,поскольку они есть следствие проявления закона Кармы.
Соответственно причине следовало выбирать и метод лечения:изгнание злых духов;
согласование духовной и материальной природы человека путем вибраций, к которым относили произнесение заклинаний и священных имен, музыку и пение (вспомним Пифагора)а также "цветовую терапию"- показ больному рисунков или предметов нужного цвета;применение талисманов и амулетов;молитвы;лечение травами и лекарственными растениями, подбираемыми специально для каждой болезни, в том числе и с учетом положения планет;диета и установление правильного образа жизни;совокупность приемов,включающая кровопускания,очищение организма и т.д.Применялись и комбинации этих методов.Таким образом, пифагорейская медицина оказала влияние не только на гиппократовскую, или светскую,но и на храмовую медицину,элементы которой до сих пор
присутствуют в методах некоторых (часто очень популярных) народных целителей и экстрасенсов. http://nedorazvmenie.livejournal.com/668267.html