BBCRUSSIAN.com
Адрес статьи на bbcrussian.com
http://news.bbc.co.uk/go/pr/fr/-/hi/russian/entertainment/newsid_5272000/5272254.stm
Дата и время публикации: 2006/08/21 15:59:08 GMT
Венецию ждет "Эйфория"
Мария Бейкер
для BBCRussian.com, Москва
В конкурсной программе 63-ого кинофестиваля, стартующего 30 августа в Венеции, Россию представляет любовная трагедия "Эйфория", которая является режиссерским и продюсерским дебютом.
Иван Вырыпаев, театральный радикал, чья слава родилась на камерных площадках московских клубов, решил снять кино потому, что в театре его проекту не хватало места. По словам самого режиссера, "в театре можно сделать все, кроме одного - живой натуры".
Сценарий "Эйфории" был написан после путешествия на Дон, на родину жены режиссера, актрисы Полины Агуреевой. "Там есть такая стихийная красота, очень экстравертная", - говорит режиссер.
"Мне даже стал более понятен Шолохов и все эти страсти, потому что люди напрямую зависят от природы, в которой они оказываются. Там все через край. И наступает эйфория, а это, как известно, "состояние возбуждения без причины", - рассказывает сибиряк Вырыпаев, выросший на суровых северных просторах.
"Я подумал, а что будет, если взять двух местных жителей, и вдруг бы их посетила та великая духовная любовь, которая может случиться только с людьми культурными, то есть духовными. При этом дело происходит в месте, которое переполнено духовной энергией. И получается, что эта любовь их раздавила", - объясняет Вырыпаев.
Глянцевая трагедия или новый мейнстрим?
Обаяние театрального дара Ивана Вырыпаева в том, что он, "сбросив Пушкина с парохода современности", говорит живым разговорным языком о простых вещах. Кино Вырыпаева работает по тем же законам - режиссер, используя новейшие технические достижения кинематографа и компьютерной графики, показывает очень простую и восхитительно красивую картинку и сопровождает ее немудреной историей.
Каждый кадр "Эйфории" выстроен и прорисован с сюрреалистической маниакальностью и экспрессионистской мощью и отсылает искушенного зрителя к работам современных "латинских" режиссеров - испанцев и южноамериканцев.
Зато сюжет фильма незатейлив, как застольная байка: Вера (Полина Агуреева) и Павел (Максим Ушаков) приглянулись друг другу на пьяной свадьбе общего друга, но Вера замужем за Валерием (Михаил Окунев), и у них есть маленькая дочка Маша; Вера и Павел, немного помучавшись, решают быть вместе и уплывают от Виктора в лодке по реке; Валерий очень сердится, крепко выпивает, поджигает дом, берет ружье и отправляется на реку.
Попутно происходят другие ужасы, и в золотой степи под лазурными небесами под звуки нехитрой мелодии, сочиненной баянистом-виртуозом Айдаром Гайнуллиным, одно за другим совершаются кровавые жертвоприношения.
Вырыпаев выводит свою историю за рамки гуманистической художественной традиции, где человек считается "мерой всех вещей". Режиссер утверждает, что снял фильм по канонам античной трагедии.
"Мой фильм не о любви, а о высоких религиозных взаимоотношениях между природой и человеком. Или, если хотите, между героем и роком, что и есть составляющие трагедии. У нас сегодня невозможно делать трагедию, потому что у нас нет трагического мира, нет религиозного ощущения этого мира", - считает Вырыпаев.
Режиссер смотрит на метания своих героев как на эстетический феномен, но уверен, что снимал не "глянец ради глянца, а историю прекрасного и поразительного мира".
Продюсер фильма с бюджетом в миллион долларов Александр Шейн видит в "Эйфории", прежде всего, социальное исследование.
"Социальное - не обязательно про магазины, очереди, пробки и повышение налогов. В данном случае, этот фильм исследует нравственное состояние наших современников. Показывает оголенность чувств и эмоциональную незащищенность. Мне кажется, что основная задача искусства - фиксировать время", - говорит продюсер-дебютант.
Шейн предлагает отказаться от определения "артхаусное кино", которое, по его мнению, приобрело значение "неинтересное".
"На смену "артхаусу" приходит "новый мейнстрим" - качественный, штучный кинопродукт, который сделан с любовью, который приятно смотреть и который общается со зрителем как с достойным собеседником!" - уверен продюсер "Эйфории".
Коровы не слушают команду "Мотор!"
Иван Вырыпаев вспоминает о полутора годах киномарафона одновременно с ужасом и восторгом и признает, что даже не подозревал, впервые усевшись в кресло кинорежиссера, какие трудности придется преодолевать.
"Кино намного уязвимее театра, потому что слишком уж от многих людей зависит твое творчество. В кино моя идея может провалиться просто потому, что тут работает группа в 50-60 человек, половина из которых не читала сценарий, а просто находится на производстве. Им твои творческие замыслы совершенно ни к чему - их волнует переработка, время", - рассказывает Иван Вырыпаев.
Особенно мучительными были съемки с коровами и козами, которые, по сценарию, должны были стройными стадами разгуливать по степи и отыгрывать кинематографически безупречные мизансцены.
"Они не слушали команду "Мотор!", и все это казалось бессмысленным адским трудом. В какой-то момент я поймал себя на мысли: "Чем ты занимаешься?! Тебе 31 год. Ты сидишь посреди степи и гоняешь коров!" - вспоминает Вырыпаев и добавляет, что ни одно животное во время съемок не пострадало.
Зато актеры в "Эйфории" подобрались талантливые и дисциплинированные. Исполнителей главных ролей Вырыпаев искал не по внешности и типажу, а по характеру и духовному складу. Поэтому получилось так, что в тандеме с музой режиссера, ведущей актрисой театра и кино, Полиной Агуреевой, работали Михаил Окунев, театральный актер из Омска, никогда не снимавшийся в кино, и близкий друг Вырыпаева, Максим Ушаков, художник-мультипликатор, впервые в жизни очутившийся перед камерой.
Вырыпаев рассказывает, что в ходе кастинга еще раз с грустью убедился в том, что "в стране со 150 миллионами населения мы крутимся вокруг четырех актеров".
"Нам необходимо создать национальный банк данных актеров! Тем более что у нас в России, в отличие от Голливуда, нет звезд, которые приносят кассу. У нас нет такого, что если на афише написано "Том Круз" люди идут в кино, не зная, о чем фильм. В провинции сегодня работает множество прекрасных актеров. У них свежие, не примелькавшиеся лица, они работают с огромной отдачей. Они должны быть востребованы!" - считает режиссер "Эйфории".
Фестиваль в Венеции - не Олимпиада!
Приглашение в главный конкурс кинобиеннале в Венеции - огромная честь для дебютантов. Иван Вырыпаев видит в поездке на Лидо возможность показать свою работу мэтрам мирового кинематографа.
"В этом году там будет и Дэвид Линч, и Брайан де Пальма, и Оливер Стоун! Конечно, наш фильм там займет свою скромную нишу, но нам представляется интереснейшая возможность испытать картину на уже сложившемся художественном поле. Это прекрасный полигон и возможность испытать себя и получить важный урок", - говорит режиссер "Эйфории".
На награды в Венеции Иван Вырыпаев не рассчитывает и не считает их необходимым показателем успеха. "Кинофестиваль - это не Олимпиада!" - уверен создатель самого красивого фильма в истории нового российского кино.
В 1962 году главный приз кинофестиваля в Венеции, "Золотой Лев", был присужден дебютанту Андрею Тарковскому за фильм "Иваново детство", а в 2003 году, на юбилейном 60-ом кинобиеннале, "Возвращение" Андрея Звягинцева получило сразу двух "Золотых Львов" - за лучший фильм и лучший дебют.
В России "Эйфория" выходит в прокат в начале октября.
© BBC MMVI