[показать]Сегодня нашел в своей видиотеке фильм
Турецкая Баня
отрицательные мнения и рецензии по поводу этого фильма меня не интересуют, их просто не может быть.
Фильм начинается со смерти «мадам» — старой итальянки владеющей домом в старых кварталах Стамбула. Наследник — её племянник Франческо (Алессандро Гассман) живёт в Риме и является преуспевающим молодым архитектором. Он живёт в мире своей жены Марты (Франческа Д'Флойя) и друга Паоло. Марта и Паоло — любовники, но Франческо об этом не знает и уезжает в Стамбул, для разбора дел тётки и продажи этого дома. Дом хочет купить хищная баба собирающаяся снести старые кварталы и построить новый бизнес-сити. Пока адвокат затягивает сделку для снижения цены, Франческо гуляет по Стамбулу и случайно попадает в турецкие бани (по-турецки: хамам). Там начинаются перемены…
Франческо живёт в доме своей тётки. В доме живёт семья, которая много лет служила его тётке. Отец, мать, дочь Фейсун, сын Мехмед (Халил Эргюн). Они — добрые люди, которые ещё и по-итальянски говорят. Они пытаются как можно больше открыть молодому наследнику мир, в котором они живут: приучают его к турецкому ритму жизни, он участвует в праздниках обрезания подростков и ещё чёрт знает чего. Эта семья сохранила всё имущество тётки и её письма в неприкосновенности. Франческо находит письма тётки адресованные своей матери — письма не отправлены. Она просто писала их своей сестре, но не отправляла. В письмах тётка не кается, не просит прощения за побег (в конце фильма понимаешь, что тётка была любовницей отца Франческо), она просто объясняет, что нашла покой и воздух, которым она может дышать именно в этом городе… До Стамбула, она как бы и не жила.
Вообще, этот фильм — удивительно изящный гимн Стамбулу. Маленькие улочки, хамам, красивые песни на турецком языке, Босфор, Святая София под полумесяцем и с минаретами. Для меня это было некоторым открытием. Я думал, что так воспевать можно только Питер, ну или Париж на худой конец. А тут… Весь город предстаёт таким, каким мы сможем его увидеть — глазами пришельца. Великолепно, очень красиво.
Франческо сближается с детьми прислуги. Ну как дети, им лет по 20. Фейсун молчаливо и безответно влюбляется в него. Мехмед — становится гидом по старой столице. Как-то он спросил Франческо был ли тот в турецких банях? Франческо солгал, что нет… Мехмед повёл его в хамам. Он показывает ему ночной Стамбул, знакомит с друзьями, рассказывает о том, как первый раз, когда ему было 6 лет, в хамам его привела тётка Франческо. Там он научился красивому, доброму и любви. Хамам — это философия жизни и бытия. Спустя некоторое время, Франческо узнаёт, что в доме тётки тоже есть хамам и теперь эти бани тоже его собственность. И он берётся его восстановить. Вместе с семьёй Мехмеда Франческо начинает реставрацию бань. Он оказывается, как и его тётка много лет назад, там где он снова начинает дышать.
В Стамбул прилетает Марта — жена Франческо. Она ехала с намерением рассказать мужу о том, что между ними всё кончено и нужно подписать бумаги о разводе. Но у него постоянно нет времени с ней поговорить. Марта начинает своё путешествие по Стамбулу. Сначала ей всё не нравится, она брезгует обществом семьи, которую Франческо принял как свою, гуляет по старому городу в удивлении. Но, со временем, и она поддаётся очарованию города, который император Константин, давший ему своё имя, называл Теуполис — Божий Город. Попадая под дождь она случайно заходит в заброшенный дом. Там же от дождя прячется турецкая бомжиха. Марта дарит ей своё обручальное кольцо.
Проснувшись ночью, Марта обнаруживает отсутствие Франческо. Она идёт искать его в спящем доме. Случайно спускается в хамам, который находится в нижней части дома. Там она находит Франческо и Мехмеда… Она не стала кричать «пидорасы!!!» или ещё что-то в этом роде, она просто ушла даже не скрипнув дверью. На семейном празднике Марта нажралась и при всех гостях заявила, что является любовницей друга мужа уже 2 года. Они уходят домой и устраивают «разбор полётов». Марта не упрекает мужа за гомосексуализм, он не упрекает её за измену. Просто она говорит, что он никогда не старался её понять, на что он отвечал, что она его никогда не слушала. Мехмед слушает его и понимает. В этом Городе Франческо заново дышит. Марта уезжает в гостиницу, чтобы на следующий день уехать в Италию. На прощание, Франческо дарит ей те самые письма тётки к матери, так и не отправленные.
На другой день к Франческо подсылают убийцу. Он истекает кровью прямо на пороге уже своего дома, на руках у Мехмеда. Марту срочно вызывают в больницу, пока она не улетела из Стамбула. В больнице — весь квартал. С Мартой остаётся лишь Мехмед, на котором вся рубашка в крови. Медсестра выносит марте обручальное кольцо Франческо. Теперь у неё снова кольцо. Она только в тот момент поняла и полюбила своего мужа.
Марта остаётся в Стамбуле, вспоминает письма тётки, занимается делами по восстановлению хамам. Вечерами она курит сигареты с помощью специального зажима, который так любила тётка Франческо.
Всем настоятельно рекомендую этот фильм - потрясающий фильм о Любви..