В подготовке к семинару по Немецкой Классической Философии натолкнулся на расширенное определение занятного философского течения. Больше всего порадовала непосредственная близость к теме Артура Шопэнгауэра .
Иррационализм (от лат. irrationalis - неразумный), обозначение идеалистических течений в философии, которые, в противоположность
рационализму, ограничивают или отрицают возможности разума в процессе познания и делают основой миропонимания нечто
иррациональное, ...
т. е. недоступное разуму или иноприродное ему, утверждая алогичный и иррациональный характер самого бытия. Понятие «
Иррационализм» объединяет разнородные философские системы и направления, выдвигающие на первый план те или иные внерациональные аспекты духовной жизни человека:
волю, непосредственное созерцание, чувство, интуицию, мистическое «озарение», воображение, инстинкт, «бессознательное» и т. п. Иррационалистическими по своему исходному содержанию являются все религиозные и религиозно-философские учения, хотя в своём дальнейшем истолковании они и используют формы рационального мышления.
Иррационализм с его принижением или отрицанием рационального познания следует отличать от
агностицизма, утверждающего принципиальную невозможность объективного познания мира вообще.
Если в самом общем смысле иррационалистические тенденции прослеживаются на протяжении всей истории философии (они характерны, например, для средневековой
мистики, которая, в отличие от рационалистических претензий схоластики, видела путь постижения бога в сверхразумном созерцании и чувстве), то в более узком смысле термин «
Иррационализм» относят к тем течениям буржуазной философии, которые складывались в противопоставлении себя рационализму нового времени. Таковы, например, «философия чувства и веры» Г. Якоби, противостоящая просветительскому рационализму, «философия откровения» позднего Ф. В.
Шеллинга, волюнтаристическая концепция А.
Шопенгауэра и учение С.
Кьеркегора (Дания), представляющие собой своеобразную реакцию на идеалистический рационализм немецкой классической философии, в частности панлогизм философии Г. Гегеля. Крупнейшими представителями
Иррационализмa
в середине 19 в. были Ф.
Ницше, родоначальник
философии жизни, и Э.
Гартман (Германия) с его «философией бессознательного».
Иррационалистические умонастроения получают широкое распространение в связи с кризисом буржуазного общества и его культуры в конце 19-20 вв.
Иррационализм особенно проявляется в таких течениях, как философия жизни и
экзистенциализм , но иррационалистические тенденции присущи и другим направлениям современной буржуазной философии .
Иррационализм представляет собой прямую противоположность марксистско-ленинской философии, научному, материалистическому мировоззрению.