• Авторизация


Любовь как возможность бесконечного познания 16-06-2008 18:20 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Я поняла сейчас совершенно удивительную вещь. Возможно, думала об этом и раньше, но мысли каждый раз ускользали и забывались. Поняла, кажется, почему именно любовь неизменно представляется мне самым важным и ценным при любой степени познания.. и при любом направлении развития.

Мы можем говорить о любви не как о чувствах и не как о привязанности – одержимости чьим-то образом и чьей-то близостью, или как о взаимной заботе и поддержке. Но есть еще один аспект – познающий: изучающий и воспринимающий.
Познание другой личности, другого существа, будь то Бог, человек или муравей, предоставляет невероятные возможности, которые недоступны «правильному», рациональному знанию, изучающему объективный материальный или абстрактный предмет.

Мы можем выслушать другого, расспросить его, мы можем записать его переживания на какой-нибудь осциллограф, рассчитать их на компьютере. Но мы никогда не можем ощутить переживания другого изнутри, один к одному. Даже при очень близком опыте, передаваемом практически одними и теми же словами, мы никогда не знаем, до какой степени этот опыт тождествен своему собственному. Если даже какой-то невидимый дух проникает в мою душу, считывает мои чувства, открывает мне для переживания свои (а опыт такого общения у меня есть), то всё равно эти чувства – лишь отражения чувств другого.
Некоторые эзотерики считают, что души в дальнейшем сливаются в единое божественное познание и сознание, а индивидуальный опыт становится ненужным. Это очень спорно, что такое интегрированное сознание будет воспринимать опыт отдельных индивидуальностей идентично тому, как они сами это переживают. Впрочем, думая о своих прошлых переживаниях, мы всегда повторяем их уже иначе, теряя уникальность прежде бывшего мига острого и непосредственного восприятия. Но в этом случае личность фиксирует разницу и в результате обогащается тонкими деталями самопознания. Так же точно попытка подключиться к переживанию другого предоставляет бесконечно тонкие возможности – сегодня ты лучше почувствуешь одну деталь, а завтра другую.
Игра индивидуального бытия и его бесконечного отражения в других сознаниях представляет уникальное богатство разнообразных возможностей, по сравнению с чисто абстрактным познанием разнообразных структур и неодушевленных предметов. Увеличивая чисто формальную сложность познаваемого, можно лишь нагромождать сущности и формы. Но пытаясь постигать уникальный мир другого существа, мы сталкиваемся с бесконечным и непостижимым.

Можно, конечно, постигать другого и в состоянии борьбы, войны! Да, но для того, чтобы это доставляло радость, нужно любить процесс борьбы. И хоть в какой-то степени – любить своих врагов за то, что и они разнообразят жизнь, и весьма существенно! По большому счету, и в этом случае лишь чувство любви позволит получить полную радость от процесса, от наблюдения и самонаблюдения.
Вот курьезный пример.
Я пыталась исследовать свое отношение к боли, работу с ней, и опубликовала рассуждение на эту тему.
http://vereya.slavya.ru/post77222481/
Оно вызвало возмущение одного из читателей, который безапелляционно заявил: «Ты не знаешь, что такое настоящая боль!» Его также возмутил равный подход к физической и душевной боли. Конечно же, смешно судить о том, знакомы ли другому человеку «настоящие» боль или любовь, отчаяние или радость. Некому померить их внутренние конкретные воплощения в каждом из нас.

Процесс взаимного познания в известной степени уравнивает достаточно продвинутые в этом отношении живые существа. Бог непостижим для нас… но и мы непостижимы для Бога, как не вполне постижимы для него и муравьи. Бог может выучить ваши мысли наизусть, но он будет все равно воспринимать их как Бог, а не как человек. И никогда не почувствует себя 1:1 как человек.
Каждый из нас, кроме всего прочего, представляет собой весь мир – мир объективный познается им лишь через посредство своего индивидуального духовного мира, и никак иначе. А по совместительству каждый также – и единственный Бог, владеющий и управляющий собственным миром. И если этот мир будет уничтожен (со смертью личности), то другие смогут увидеть его разнообразные слепки, отпечатки, записи, но не восстановить сам мир, как место обитания исключительной личности. Когда личности нет, остаются «суррогаты бессмертия» в виде передачи свойств индивидуальности – в форме ли научных знаний и произведений искусства, или в форме заклада – перевоплощения, не столь важно.

Собственное «я» кажется кому-то малым и неважным по сравнению с величественной картиной разнообразного «общего» мира. Но возможно, это неправда… Возможно, любовь к себе заложена в духовной природе каждого из нас. Но только в некоторых она глубоко и робко прячется – когда за проявлениями депрессии и осуждения действительности, а когда за кажущимся большим величием над-личности, которой суждено поглотить ничтожное сегодняшнее существование.
Для меня же любовь к себе неразрывно связана со способностью по-настоящему любить кого-то еще. Трудно объяснить, каким образом в сознании сочетается восторг и трепет перед величием и разнообразием Божественных существ, их несравнимой мощью, опытом и разумом, – и одновременно ощущение полного экзистенциального равенства, в праве на жизнь, разум и познание, в независимости и абсолютном бытии моей собственной, полностью автономной и никому не подчиненной в своих внутренних устоях личности. Мне кажется, что опыт любви помогает и в этом. Он позволяет раскрыться для всех чувств и мыслей, которые связаны с познанием трудно познаваемых вещей, и воспринять их просто, без тех барьеров, которые создают страх и неприятие действительности.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (11):
Tbor 17-06-2008-10:20 удалить
Интересные рассуждения.
Вот над этим я думала:
"Бог непостижим для нас… но и мы непостижимы для Бога, как не вполне постижимы для него и муравьи. Бог может выучить ваши мысли наизусть, но он будет все равно воспринимать их как Бог, а не как человек. И никогда не почувствует себя 1:1 как человек" Как бы точнее выразить мысль... Мы молим Бога,Бог всемогущий и добрый,но чаще получаем боль и горе. И не по заслугам. Т.е. понятие справедливости у нас разные


Объясни по-подробнее:"Когда личности нет, остаются «суррогаты бессмертия» в виде передачи свойств индивидуальности – в форме ли научных знаний и произведений искусства, или в форме заклада – перевоплощения, не столь важно. " Заклад-перевоплощение?
Исходное сообщение Tbor
Как бы точнее выразить мысль... Мы молим Бога,Бог всемогущий и добрый,но чаще получаем боль и горе. И не по заслугам. Т.е. понятие справедливости у нас разные

Это уже не моя мысль... а некоторое ее продолжение, позволяющее подойти к интересующего вас вопросу.
Итак, предположим, мне больно. Я считаю, что ничем "не заслужила" такое испытание. Одно из объяснений: "Я не понимаю, в чем тут справедливость. Она есть, но у меня знаний не хватает, чтобы ее осознать".

Но сдается мне, что одна из самых существенных проблем с твоей позицией - это ее идейная расплывчатость. Ты где-то висишь между строго христианской догмой, эзотерическими представлениями и полным неверием.
Но если следовать христианской догме - то вообще смешно говорить о "справедливости" в таком тоне. Бога, по христианским понятиям, БЛАГОДАРЯТ за любую боль, даже тысячекратно большую. И если ты мало благодаришь, то это жуткий грех, за который, по христианскому понятию о справедливости, Бог имеет полное моральное основание тебя еще и в ад навечно отправить. И его бесконечная доброта в том, что может быть, и не отправит. А может быть, и отправит. И любой честный христианин должен признать, что если отправит за то, что мало верила и хулила Бога, то это будет вполне справедливо. А если не отправит, то лишь по «бесконечной доброте».

А если мы выходим за пределы христианской догмы, то можем заодно потерять один из важных постулатов, который ты очередной раз здесь повторила. "Бог всемогущий". Мне незнаком образ "всемогущего" Бога. Я считаю эту идею довольно вредной идеализацией. Могу в очередной раз повторить: "Многое в мире давно летит под откос". Не надо рассчитывать, что кто-то рассчитывает всё происходящее по деталям - это духовный инфантилизм. Наши судьбы никто не предрешает. Ими управляют, но управляют конкурирующие силы... и существенное влияние на свою судьбу оказывает каждый из нас!

Заклад-перевоплощение?

Согласно традиционным представлениям, умерший может стать Духом-Родителем, т.е. продолжить личное существование в ином мире и продолжать заботиться о своих близких. Или же утратить личностное начало и превратиться в заклад - энергоинформационную запись всех деталей прожитой жизни. Эта запись может быть использована при рождении нового члена рода, который своими качествами, свойствами, жизненными задачами будет в чем-то "продолжать" жизнь своего предшественника. Собственно, это же описывается как инкарнация. То, что в некоторых системах перестают видеть первую возможность, личной жизни в мире Богов и духов, соответствуют тому, что она доступна слишком малому числу людей. Хотя от рождения присуща всем. Вечные адские муки - это скорее фантазия. Страдания человека могут продолжиться некоторое время после физической смерти, но затем они прекратятся навсегда... Или же будет достигнут новый высокий уровень... в котором, впрочем, тоже не исключены страдания. По традиционным понятиям, жизнь "на том свете" также сложна и разнообразна, и не соответствует догме о "вечном блаженстве" или "вечных муках". Просто ты там или живой, или существуешь в форме обезличенной информации в лоне Мирового Разума.
Tbor 17-06-2008-11:19 удалить
Верея_Славия, это ты хорошо подметила:"Ты где-то висишь между строго христианской догмой, эзотерическими представлениями и полным неверием." Раздрыг в мыслях полный. Просто мне ОЧЕНЬ ХОЧЕТСЯ,чтобы смерть не была абсолютным исчезновением человека,чтобы разлука не была НАВСЕГДА.
Эта мысль мне нравится:"Просто ты там или живой, или существуешь в форме обезличенной информации в лоне Мирового Разума." Но опять это только предположения
Это не совсем "только предположения". Это информация, которая мне передавалась и растолковывалась при явном и непосредственном общении с довольно продвинутыми духовными существами.
Но достоверность информации остается пока проблематичной. Так же как и мое заявление о несомненно имевшем место контакте для стороннего наблюдателя тоже не может представляться вполне достоверным. Хотя я сама в этом пункте не сомневаюсь.
"Просто ты там или живой, или существуешь в форме обезличенной информации в лоне Мирового Разума.". А они - духовные существа - более точно не могут сказать? или может быть реализован каждый из вариантов - в зависимости от человека?
Шумофоб-тишинофил, ну естественно... или прошел по мосту, или угодил в речку Смородинка (Самородинка).
Верея_Славия, тогда другой, резонный, кажется, вопрос: а что потом? если там будешь живой, а не в форме обезличенной информации, соответственно, живой - меняющийся - преходящий. не вечен. а что после смерти там? реинкарнация, но уже другая, не в материальном мире? то есть, если жизнь там действительно является жизнью, с персоналиями, то наверняка и там должна быть возможность определенного развития для расширения возможностей и в итоге преодоления?
хотя это уже оффтоп)
Шумофоб-тишинофил, я бы предпочла больше точности в терминах и меньше логической каши.

1. Развивающийся - также значит "меняющийся". Один из видов изменения.

2. "Меняющийся - следовательно, умирает." Мало логичный вывод. Мы меняемся постоянно, с детством уже осталось мало общего... а умершими себя не считаем. Способны пережить и любые другие перемены. Но, возможно, идея "хочу быть неизменным", которую сеет буддизм иже с ним - тоже один из сильных духовных соблазнов.
keep_freedom 12-07-2008-16:39 удалить
у меня сегодня как раз мысли на эту тему возникли: не возможно понять себя, не полюбив себя. и другого невозможно полюбить и познать, не полюбив себя. и переодически вспоминается цитата из библии: "возлюбите ближнего как самого себя". вот так люди друг друга и любят - к себе относятся не очень хорошо да и к другим тем более...

всё думал дополнить мысль или нет, решил что дополню: в моём мировоззрении всё является отражением нас самих. мы грань этого мира, проявленная и потенциально имеем все возможности Мира. как то прогуливаясь я начал видеть во всём "ничто-отражение-себя". "Ничто"="всё что только может быть"=Бог=Мир. Тогда то я и понял, что если я делаю что-то кому-то, то делаю на самом деле себе, потому что я и есть этот Мир. Поэтому невозможно любить кого-то, не возлюбив себя... Бога (весь Мир) в себе. он - это другой я - примерно так.
keep_freedom, согласна.
Но вообще-то немного странно слышать "люби" в повелительном наклонении.
keep_freedom 13-07-2008-08:47 удалить
гм, действительно...


Комментарии (11): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Любовь как возможность бесконечного познания | Верея_Славия - Дневник Ведьмы Вереи | Лента друзей Верея_Славия / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»