Начало
Искусство жестоко, хотя и прекрасно.
Оно вовлекает нас в некий «тайный орден», ни о чем не предуведомляя.
Мы думаем, что «волшебные звуки и краски» – это образ такой, метафора, переносное выражение.
Между тем сам по себе условный образ – это ведь тоже волшебство. Вот оно как! Перенося свойства одного предмета на другой, мы уже совершаем магическое действие. Называя другого человека «солнышком», говоря, что «в груди горит пожар», восклицая «где его черти носят»… Да-да, всё это весьма глубокие и неоднозначные слова и выражения.
Искусство стократно увеличивает силу воздействия приемов, которые достаточно сильно действуют и просто будучи примененными в быту.
Попробую начать с наиболее простого и наименее спорного – со связи средств искусства с физиологией и психикой. То есть с рациональной, материалистически объяснимой «магии».
Музыка, к примеру, воздействует не только на электрические колебания в нервной системе, но и на внутреннюю структуру клеток. Ее «слушают» даже нити ДНК, искривляясь и структурируясь под воздействием ее гармоний – как, впрочем, и под воздействием грубых, раздражающих звуков.
Мне кажется неслучайным, что юность – время наибольшего увлечения музыкой. Ведь клетки тела высоко активны, устремлены к реализации программы размножения, и музыка буквально впитывается молодым, энергичным и сексуально озабоченным организмом. Чем старше люди, тем чаще раздражают их музыка!
Изобразительное искусство в большей степени воздействует на высшие способности и устремления. Зрительное восприятие может быть в существенной степени связано с религией и другими проявлениями духовности. Конечно, в религии также используются текст, музыка, пение. Но вспомним: более всего споров, конфликтов, расколов, запретов в религии возникало из-за различных изображений – рисованных и скульптурных.
Текст, разумеется, более всего связан с мыслью, с общением, передачей информации.
Что же из себя представляет в этом смысле поэзия? Она соединяет в себе качества текста (информации) со своеобразной музыкой речи, элементами звукового воздействия.
Если сравнить действие поэзии с прозой, с одной стороны, и музыки, с другой – то мы увидим, что это вид искусства, соединяющий интеллектуальное восприятие с глубоким телесным.
Надо также отметить, что наиболее традиционная поэзия сочеталась с элементами гармонической музыки. Песенное искусство, видимо, древнее «чисто поэтического». Опять же, в крайне широком смысле: пение с инструментальным сопровождением и без него, скандирование-выкрикание, эпический рассказ под музыкальный аккомпанемент и т.д.
Интересно – почему же в дальнейшем поэзия вполне «оторвалась» от музыки, создав наряду с неизменной популярной в народе песней особый жанр?
Вижу лишь один ответ: она нашла такие средства выразительности, средства воздействия, которые не только не нуждаются в музыкальном сопровождении, но и «предпочитают» его отсутствие, чтобы воздействовать выпукло и мощно сами по себе.
Продолжение