… А началось с того, что один из наших знакомых на майские собрался на Селигер. Поедет мол в одиночестве – не нашел компаньонов. И я тут же Дионису, не особо рассчитывая на успех: «А мы не хотим ему составить компанию?» Дионис тут же промычал нечто, что следовало понимать в сугубо негативном смысле. Но тут в голове завертелись ассоциации: «А ты же давно собираешься поехать – найти деревню Ягодино, откуда дедушка родом». – «Да это совсем в другую сторону, далеко, по другой дороге!» И правда: Тверская область, как и Московская, и большинство других в России, по площади не уступит среднему европейскому государству. Они и были когда-то княжествами, отдельными государствами, и не двинься Россия по пути создания Империи, то, возможно, говорили бы мы сейчас на каком-нибудь суздальском языке, столь же отличном от тверского, как испанский от итальянского, а польский от чешского. Впрочем, не будем мучить старушку историю сослагательными наклонениями – она и с тем, что было, не особо разбирается.
[266x200]Дедушкина деревня Ягодино (не путать с родиной Константина Макарыча, а также израильской дедушкиной деревней, которая по ихнему, по-бразильски, так и называется Квар-Саба, Деревня-Дедушки) находится на значительном отдалении от Твери, равно как и от Осташкова. Впрочем, посещение Осташкова вполне вписалось бы в семейно-родовую тематику, потому как дедушкина жена была взята из Осташкова и по девичьей фамилии была Осташова. Но Диониса тянуло именно в ту определенную деревню, потому как о ней он в детстве слышал немало семейных легенд, а точнее сугубых былей, про родню прямую и дальнюю, про времена войны и революции, и про замерзающего в степи ямщика прапрадедушку и про сказительницу-прабабушку и про множество других обычных и примечательных вещей. Возможно, связь между родными, продолжившаяся в Москве, и общие воспоминания о «родовом гнезде», в числе прочих впечатлений подвигли Диониса к языческому пути. А может быть, и продвинутая прабабушка, с попущения Велесова, подсуетилась и подтолкнула.
И оттого ленивая отмашка Диониса от Селигера не обескураживала. Я махнула рукой на Селигер, явно непригодный в такое время для купания, и поставила вопрос ребром: «А отчего бы нам не съездить наконец в деревню Ягодино? Ты же давно туда собираешься! Первого мая найдем деревню, второго заедем в Тверь…» Этим я Диониса, конечно, проняла. Нашла чувствительное место и правильно прицелилась.
Стали составлять план путешествия. Выяснилось, что Тверь от нашей основной цели вообще в стороне. Потому что ехать надо не по Ленинградской, а по Рижской дороге. Деревня недалеко от Ржева, а там, сколько я помнила, раньше ходили по Волге «Метеоры», суда на воздушной подушке, смело преодолевавшие течение и мелководье. Прогулка верховьями Волги от Ржева до Твери представилась настолько привлекательной, что я предложила не экономить денег, сколько бы она ни стоила… И не болтаться два дня с палатками и прочим туристическим инвентарем, а отправиться налегке, в расчете на ночлег в гостинице.
1 Мая – Родоница, день поминовения Предков, и конечно же, самое время совершить путешествие в их честь. На том и порешили.
Родоница, Радоница, Красная Горка в Первомай (если считать без поправок на православный календарь, а по исходной традиции) вернулась к нам с запада как Бельтайн, Вальпургиева ночь, в темном колдовском ореоле. Происхождение ореола понятно. С одной стороны, контакты с миром ушедших столетиями категорически запрещались, религия рисовала их в темном свете. С другой стороны, сами Предки, которым полагается опекать своих потомков по законам, никем ни разу не оттененным, встретили к тому серьезные препятствия – сначала в религиозных страхах, потом в материалистическом скептицизме. Характер у них мог оттого сильно испортиться.
Важная часть посвященного Предкам обряда – ночное бдение.
Тут у нас вышла не одна, а пожалуй, целых две «вальпургиевы ночи». Ночь накануне поездки мы провели почти без сна – вечером заехали на капище у курганов в Царицыно и там в очень узком кругу провели обращенный к самым древним Предкам – Дедам – обряд. Спать после этого не слишком-то и хотелось, ощущалось напряжение от тысяч людей в других местах, бодрствующих и накаляющих атмосферу всевозможной магией. Подремав каждый часа по 2-3, мы кое-как завершили всякие компьютерные дела, собрали вещи, распечатали впридачу к атласу автомобильных дорог космическую компьютерную карту и двинулись в путь.
Перспективы к этому моменту стали глубоко неясными. Хотя, следуя начальному замыслу, мы отказались от походного оборудования, шансы на ночлег в гостинице становились все более нереальными. Расстояние между деревней и железной дорогой выходило около 40-50 километров, а транспорт в таких местах, как мы могли судить по опыту Московской области, может ходить часов до 16-17. Успеем ли за день обернуться туда и обратно и хоть чуть-чуть познакомиться с местом и людьми? Похоже было, что нет. Впрочем, и эти ожидания по поводу транспорта оказались завышенно оптимистичными.
Возможный вариант – ночевка в деревне… Ее еще найти надо. Да и планы на второй день оказывались под вопросом.
По ходу я успокоила себя простым соображением. Буквально несколько дней назад я говорила кому-то из знакомых, что собираюсь предпринять серию экстремальных путешествий. Почему бы не начать прямо сегодня??? Логика такая: говоришь, чего хочешь – оно материализуется – ешь и не ворчи.
В результате в 11 часов утра 1 мая мы высадились из электрички на станции Шаховская, на краю Московской области. Север, хоть и не дальний, решил показать свой характер. В Москве ярко светило солнце, а здесь небо было обложено тучами, и продувало холодным ветерком.
Далее предстояло ехать в направлении Ржева – то ли в районный центр Зубцов, то ли в Погорелое-Городище, ближайший крупный населенный пункт к деревням Белавино и Ягодино. Они распложены одна напротив другой на разных берегах реки Ржать. Уже в Шаховской пришел в голову и третий вариант: доехать до деревни Ивашково, находящейся еще в Московской области, и затем пройти немого по шоссе… и 7 километров проселка (гм, на практике оказалось никак не меньше 12 и не проселка, а… впрочем, это мы узнали позже). Выбор все-таки пал на автобус до Ржева. И вот в полдень мы вышли из автобуса на трассе неподалеку от Погорелого-Городища. И тут же узнали от местных жителей, что автобусов до Белавина НЕ БЫВАЕТ. На всякий случай все же двинулись в направлении местной автостанции, удаляясь при этом от своей и без того не близкой цели. И тут навстречу подвернулось такси. Молодой таксер предлагал подвезти в Ивашково, от поездки в которое мы только что отказались, или в Шаховскую (а оттуда в Ивашково автобус, спасибо, события развиваются по кругу). Сговорились на поездке до Ульянова, откуда затем вырисовывалась прогулка километров на 20, но по шоссе. Ехать по нему таксист не брался (вообще-то странно, дорога хорошая, пыльная бетонка, присыпанная гравием, которая мало отличалась по качеству от некоторых частей «асфальтовой» трассы). И от Ульянова мы пешком двинули по бетонке, понимая, что вернуться назад в этот же день шансов становится все меньше.
Что же будет ночью? Прогноз погоды на 1 мая был вполне благоприятный, но в ночь и 2 мая днем был нарисован дождь. Но это для Москвы. «А здесь, может быть, дождь пройдет раньше, ведь тучи идут с запада», - предположил Дионис.
Такой прогноз не слишком радовал, и я решилась подъехать к тучам с сомнительными комплиментами. Суть их (переводя на приличный политкорректный язык) сводилась к тому, что тучки прекрасны, дождя везде ждут с нетерпением, но вот нам как раз его не надо. Импровизированное заклинание было подкреплено и обращением к Богу Ветров, от которого, согласно законам Природы, в основном и зависел результат.
Меня всегда удивляет успех таких легкомысленных заявлений, противоречащих марксистской науке и практике атеистических обществ. Но… они работают.
Время от времени нас обгоняли легковушки, не имеющие ни малейшей наклонности брать кого-то на борт. То ли задние мосты жалели на тряской дороге, то ли были под завязку набиты барахлом (как же, начало дачного сезона!). Пыль на бетонке после их проездов подымалась страшная, и деться от нее было практически некуда. Э… об особенностях передвижения по местным проселкам и лесным тропам – далее.
Через полчаса пути мы перешли через узенькую заболоченную, покрытую желтыми цветочками речушку с подходящим именем Жабня. С первого взгляда становилось ясно, что для купания и судоходства она непригодна.
![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
А вдали завиднелась первая на пути деревня Юркино. Дорогу окружали сперва луга, а ближе к деревне появились и более определенные признаки сельского хозяйства. По полю деловито разъезжал трактор.
У села встретили сокола, потом аистов. Аистиное гнездо на столбе электропередачи в этой местности оказалось не редкостью – на другой день такое же встретилось на другой дороге.
Надо полагать, аисты, гнездящиеся на столбах, не так интенсивно способствуют деторождению, как обитающие на крышах… Потому как в деревнях, в которых мы побывали, состав населения такой же, как и в остальных местностях Центральной России. Оно в основном делится на три категории: пенсионеры, алкоголики и дачники. Вторую, уже тоже иссякающую, категорию зря бранить не след – она единственная, поддерживающая своим трудом остатки сельского хозяйства. К сожалению, эта походная социология – вовсе не мое лично единичное или хаотическое наблюдение. О том же говорят и официальные социальные исследования. И всё чаще встречаются на бескрайних и бесхозных просторах хозяйства, принадлежащие иностранцам из Европы и Азии.
![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
Дорога стала подыматься в гору и привела к деревне Ромушково. Встретившаяся женщина подтвердила, что мы идем в направлении Белавина, и рассказала о происхождении дороги. Строилась она при Горбачеве и должна была напрямую связать эти места с Тверью. Сейчас проезд доступен либо сильно западнее через Ржев, либо восточнее через Московскую область. По карте видно, что недостроены буквально несколько километров трассы. И обрывается она как раз в родном Ягодине. Эти километры глубоко увязли в болоте, и преодоление технических трудностей молодая российская власть не потянула. Так и осталась местность краем непуганых дачников.
Идти становилось все жарче. Тучки, в благодарность за рассыпанные им двусмысленные комплименты, стали раздвигаться, от робких просветов до синих полотнищ чистого неба. Вдоль дороги появился молодой лес, местами заболоченный, и вскоре мы нашли вполне приличную полянку для обеда. Едва расположились на отдых, как по дороге пропылил микроавтобус с синей надписью на белом борту. С его владельцем нам еще предстояло познакомиться, но несколько позже.
Рассматривая на привале карту, мы задумали еще одну авантюру, перекрывающую по смелости предшествующие затеи. К северо-западу от нас, на половине равно водного и сухопутного пути между Ржевом и Тверью, располагался городок Старица. Достаточно было преодолеть местную недостройку имени Горбачева, участок, обозначенный на карте проселками (ох уж эти проселки, мы таки познакомились с ними – хорошо, что не на первых километрах, а слегка освоившись и осмотревшись), чтобы выйти на шоссе к Старице. Правда, суммируя проселки и шоссе, до Старицы выходило от Ягодина (а до него мы еще и по вдвое кратчайшему шоссе недотащили ноги) километров эдак 50-60. Но меня стало решительно разворачивать в сторону экстрима, и я предложила Дионису оригинальный план: преодолеть сомнительную часть дороги засветло, а потом идти по шоссе хоть всю ночь. Если, скажем, дождик – так у нас зонтики есть. Сговорились мы на том, что в любом случае проведем хоть пару часов у костра, отдохнем сколько удастся, а потом уже двинем по шоссе… а утром, глядишь, подберет какой-нибудь автобус… да, если он там ходит, конечно. Дионис деликатно осведомился, не преувеличиваю ли я свои силы. Я их преувеличивала, конечно. Но экстрим в том и заключается, что ты берешься делать несколько больше, чем можешь, и ждешь, сработают ли защитные механизмы. Блин, надо же узнать, сработают они или нет. Иначе неинтересно.
![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
За разговорами непринужденно тянулись километры пути. Дорога петляла по холмам между болотами. Позади осталась деревня Головино, куда как раз можно было выйти по проселку с востока, от Московской области.
Редкие автомашины перестали внушать надежду на удачный стоп, зато подымаемая ими пыль становилась всё гуще. В голову неожиданно пришла мысль, что небольшой ночной дождик мог бы ее замечательно смочить. И на это услышала незлой, но вполне определенный мысленный ответ: «Ну, это уже барские капризы! То никакого дождика, то подавай небольшой!» Я поспешила согласиться, что да, конечно, зарываться не следует. Впрочем, заказ на небольшой такой, едва-едва моросящий дождик после двух часов ночи, как ни странно, тоже был выполнен… Только вот мы с Дионисом к этому времени вовсе не шли по шоссе, а сидели у костерка среди лесов и болот. О чем я еще поведаю в следующей части рассказа о дедушкиной деревне и ее окрестностях.
[266x200]И вот перед нами дорожный знак: Белавино. На подходе к деревне я пыталась доказать Дионису, то надо свернуть на ответвление справа – на космической карте был ясно виден объезд Белавина с прямым выходом в Ягодино. Но Дионис уверял, что это не та развилка. Мы двинулись влево и вскоре после входа в Белавино оказались в тупике. Дорога кончилась, сельская улица тянулась направо и налево. Пошли направо, по пути знакомясь с сельскими жителями. Им всем Дионис рассказывал о дедушке и бабушке, о Курихиных, Осташовых и Комиссаровых, и нам надавали хороших советов, кого из старожилов искать в деревне, чтобы расспросить о родных.
Знаменательный момент! Сельская улица закончилась, и с пригорка открылся вид на противоположный высокий берег Ржати. Вот она, деревня, в которой Дионис до сего дня ни разу не бывал. Еще в 50-е годы туда ездила его мать. А ее отец, Иван Сергеевич Курихин уехал из Ягодина из-за доноса еще в 20-е годы, Семье угрожало раскулачивание, хотя она по всем нормам была «середняцкая». Кулаки и донесли, небось и взятку дали. Кирпичный дом остался недостроенным и проданным за условную цену родным. К ним потом ездили каждое лето, когда дедушка благодаря помощи родных устроился в Москве.
Умывшись в речке от дорожной пыли, мы начали не торопясь подыматься к деревне. Первое, что встретилось за переправой – военный мемориал. В этих местах в 41-м шли тяжкие бои. Бойцов сгоряча посылали отбивать у немцев высотки без огневой поддержки, и враги косили их из пулемета с церковной колокольни. При очередной ночной атаке немцы подожгли несколько изб и в их свете снова положили русских солдат. А в 42-м, отступая, сожгли обе деревни – удалось потушить лишь несколько домов.
Связанные с этим семейные предания – как один из дедов застудил голову на похоронах павших бойцов и сам умер через несколько дней, как мать Диониса, тогда 6-летнюю Антонину, увозила в Москву бабушка на последнем поезде – всё это запоминалось намного острее, чем рассказ в спокойной обстановке. Тени оживали, и Предки глубже проникали в душу в связанном с их прошлым месте.
Потому, небось, и «не пошли» с нами в путь разные палатки, пенки и котелки, что путешествие не складывалось как туристический поход. На пыльной и, по какому-то внутреннему ощущению, бесконечной дороге пришло ощущение паломничества, и ноги привели не только к точке, обозначенной на карте – они завели в уголок прошедшего.
![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
Нынче в Ягодине осталось жить всего лишь несколько стариков. Фамилия Курихиных была им, как и в окрестных селах, знакома, как одна из самых коренных. Но по последним временам помнили лишь кого-то из соседней деревни.
И все-таки мы нашли родственника. Он оказался Курихиным по матери и владельцем того самого белого с синей надписью автобуса, который проскочил по дороге, как раз когда мы обедали.
Сперва мы разговаривали на улице; потом Дионис спросил про старые фотографии, и Валерий Алексеич пригласил в дом, на чай, за которым потом последовала и пара стопариков. В какой в точности степени родства состоит с ним Дионис, мы пока еще не разобрались – может быть, удастся это понять, расспросив других родственников. Он один и остался в деревне из домовладельцев – но живет в Твери и ездит на дачу с дочерью и внучкой.
Потомки бывших местных Курихиных и другой их родни осели в Москве и в Питере. А многие живут в Твери. Род по-прежнему жив, и отдельные его ветви по деревенской традиции продолжают встречаться по праздникам и семейным датам.
Сильно засиживаться не пришлось. Да Ягодина мы добрались около пяти часов вечера; и в половине восьмого снова двинулись в путь. Тут-то и включились защитные силы, не дожидаясь марш-броска на 60 километров.
В Ягодино мы вошли из Белавина по тропинке и маленькому пешеходному мостку. Но в деревне тут же оказались на автомобильной дороге. И Дионис, нимало не задумываясь, отождествил ее с одним из изображенных на карте проселков. Мы и двинулись по этой дороге как бы в намеченном направлении. Правда, меня слегка смущало, что теоретически нам следовало вначале идти на северо-восток, а судя по положению Солнца, клонящегося к закату, по факту несло практически на юго-запад. Однако основные приметы вроде совпадали: перешли по мосту через Ржать, а потом уперлись в развилку вправо и влево, как и было обозначено на карте… Свернув налево, мы должны были через некоторое время снова пересечь петляющую реку. Но она оставалась где-то вдали… зато по Солнцу опять совершенно определенно определялось: идем на юг, тогда как по карте путь на север! И тут меня осенила простая и глубокая идея, которую Дионис по своему упрямству долго не хотел принимать: мы снова шагали по тому же шоссе, по которому пришли в Белавино. И пройденная развилка была та самая, которую Дионис ранее отказался выбрать. Ну а поскольку расстояние было уже пройдено изрядное, авантюра со Старицей отпала.
Я предложила скромно и просто идти по той же дороге и заночевать в одном из хороших мест, виденных днем. А утром двинуться к шоссе Шаховская – Ржев и через Ржев поехать на Тверь. Но Дионис предложил несколько другой план. От Валерия мы узнали, что судоходства по Волге от Ржева давно нет, и сообщение исключительно автобусное. А раз так – зачем кривая дорога. Пойдем по проселку от Головина, выйдем к шоссе на Ивашково, а там уже Московская область и регулярные, раз в два часа, автобусы к Шаховской. Далее – прямая дорога на север до Твери. На том и согласились.
И вот около девяти вечера мы оказались в деревне Головино. На вопрос о проселочной дороге в Ивашково местные делали круглые глаза и после сбивчивой попытки что-либо объяснить махали рукой: «Идите по шоссе!» Наконец подвернулся достаточно выпивший и решительный мужик, который, после очередного разговора с Дионисом про знаменитую фамилию Курихиных, бросил своего собеседника и собутыльника и провел нас по шаткому мосту в поле, указав светлый путь. По курсу должна была встретиться деревня Хорошая, не обозначенная на картах и планах. «А там, – рассказал добровольный проводник – где собаки на вас залают, постучитесь в дом, там дядя Миша вам покажет, куда идти, а может, и ночевать вас оставит; скажите, что вы от Тольки Столярова».
Дорога на первом километре пути оказалась чрезвычайно приятной. Вскоре мы дошли до неплохого леска, где я настоятельно предлагала Дионису устроиться на ночлег – и дров можно набрать, пока еще светло, и неизвестно, что впереди. Напрашиваться в деревенский дом что-то совершенно не тянуло. Но Дионис рвался дальше… Мы снова перешли через речку, в которой и по карте, и по приметам признали Жабню. Но это был один из ее притоков, на карте не обозначенный. После этого дорога пошла по болоту, и приходилось обходить обширные лужи. Сумерки все сгущались, я сердилась на Диониса, что не остановились в более удобном месте, но он гнал вперед, да и деться уже было некуда.
![]() | ![]() | ![]() |
![]() | ![]() | ![]() |
И снова мостик и речка (на этот раз настоящая Жабня). А за ней высокая горка, с которой на нас лают собаки! Обходим горку, подымаемся на нее, собаки лают уже с нескольких сторон. Дионис стучит в ближайший освещенный дом, и таки попадает к дяде Мише! На ночлег не просимся, и дядя Миша не предлагает. Но рекомендации Тольки Столярова оказалось достаточно, чтобы он проводил нас вдоль деревни и показал продолжение дороги!
А заодно сообщил, что во всей деревне сейчас есть жители лишь в нескольких домах, остальные еще не приехали. Оно и неудивительно: как туда приедешь по таким роскошным дорогам? На прощание дядя Миша насоветовал идти дальше по улице до последнего дома, а там прямо в лес, никуда не сворачивая. Мы и пошли… Деревня все не кончалась. Большинство домов были похожи на давно необитаемые. Оно и понятно: прошли времена пеших дачников, а на машине сюда редкая птица долетит.
[266x200]Глядя на разломанные заборы и другие признаки разрухи, я понимала, что это дрова… очень много дров. А впереди то ли лес, то ли болото, и полная темнота. И наконец уломала устремленного вперед Диониса, тем более что мы набрели на своеобразный экзотический уголок. Несколько валяющихся без дела досок (готовые дрова!), рядом древняя телега, да еще и на земле крепкий деревянный помост. Устроившись на манер бывалых бомжей, мы занялись мелким мародерством, наспех выдергивая из ближайших мест плохо лежащие бревнышки и доски. Разгорелся небольшой, но довольно жаркий костер.
Отдыхать предстояло до рассвета – одно дело шагать безлунной полночью по шоссе, и другое – пробираться по лесу и болоту. Мы то дремали, то поддерживали огонь, пока аккурат в два часа ночи Дионис не подскочил с драматическим возгласом: «Дождь!» Это, конечно, было громко сказано: с неба моросило что-то чрезвычайно мелкое, почти неощутимое. Но оно смачивало местность до рассвета. Пошли в ход зонтики. Костер от мелкой мороси только более устойчиво горел, не слишком разгораясь, но и не затухая. Тут пригодилась и телега – под нее мы запрятали вещи, а сами продолжали отдыхать, прикрываясь зонтиками. Дождь то слегка усиливался, то затихал, не переходя определенного предела. И в пять часов, уже в светлых сумерках, мы продолжили путь. Как нетрудно догадаться, не по шоссе, а по болоту и намокшей траве. Дождь еще слегка моросил, но постепенно растворился вслед за рассеивающейся темнотой.
![]() | ![]() | ![]() |
В лесу дорога стала ветвиться, и направление пришлось выбирать наугад. Кое-где встречался хороший, старый лес и твердая почва под ногами. Но большая часть пути проходила по молодому березняку, стеной вырастающему из болотистой местности. Поле в конце пути; под ногами чавкает насквозь мокрая почва… А слева подымается в небо солнечный шар.
Еще сотня метров – и мы на шоссе. Если можно так выразиться, асфальтовом. А точнее, это изрядно битый асфальт, густо посыпанный песком, который, кстати, замечательно прибит дождем. Ну наконец-то. Кажется, именно это мы заказывали? Сверх всего, впереди автобусная остановка и местный житель (очередной пенсионер и ныне москвич впридачу) пытается ждать автобуса. Не дождавшись, пошли все вместе пешком и перешли через реку Шоша. Попутчик рассказывает, как на ней вытравили ольху – теперь она из-за этого загрязняется и мелеет. Поднялись к следующей деревне, и тут все-таки догнал автобус. Еще несколько минут – и мы в Ивашкове, ждем автобуса на Шаховскую и слушаем рассказ о местной помещице Нарышкиной, которая после революции уехала в Америку. Воспоминания о Нарышкиной у местного населения самые благоприятные. О коллективизации похуже. Рассказал дед и про послевоенные игры мальчишек с боеприпасами, и про реактивные ракеты на пар у , которые конструировали в пионерлагере. После того, как одна из ракет пролетела два километра и упала в деревне, милиция прикрыла пионерское ракетостроение.
![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
[266x200]И вот в 8 утра с небольшим мы снова в Шаховской. Круг замкнулся, но не зря – главная цель достигнута, и впереди легкая прогулка.
Но на автостанции нас подстерегал серьезный облом: автобус в Тверь из Шаховской ходит раз в день в 7 часов утра! Зато регулярно отправляются автобусы и электрички в Москву.
Что поделаешь – для возвращения домой мы еще не созрели. В 9-40 должен был идти очередной автобус во Ржев. Путь не прямой, но вполне реальный. В ожидании автобуса удалось неплохо заправиться в буфете (горячий кофе после пережитого был очень уместен) и переобуться в сухое.
В Ржев я попала в третий или четвертый раз в своей жизни… И как обычно, проездом. Никаких прогулок: сразу после нашего прибытия объявили посадку на автобус в Тверь через Старицу. Из его окна мы успели лишь кинуть взгляд на Волгу, которая в этом месте по виду не отличается от какой-нибудь средней речки вроде Десны в районе Калужского шоссе. В Старице дорога снова перешла на правый берег Волги, и я успела сфотографировать вид на древний Кремль. Который мы увидим вблизи, наверное, когда-нибудь в другой раз… Например, если снова доедем до Ягодина и осуществим ранее неудавшийся план выхода на Старицу через местные топи, не давшиеся дорожным строителям эпохи великих перемен.
Прилично отдохнув в длительном пути (кстати, ночевки у костра развивают способность с комфортом устраиваться и отдыхать в разных позициях), в третьем часу дня мы наконец оказались в Твери. Сдали рюкзак в камеру хранения на вокзале и побрели к Волге. На небе снова ярко сияло солнце, лишь изредка набегали редкие облачка. Сил еще хватило на краеведческий музей и прогулку по набережной. После этого зашли в столовку под названием «Бистро Сковородка 24 часа» – как можно догадаться по названию, в этом ацком месте было довольно жарко, и роль кондиционера играл вставленный во входную дверь кирпич. Но кормежка оказалась достаточно питательной и качественной.
![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
![]() | ![]() | ![]() | |
![]() | ![]() | ![]() |
До намеченной электрички еще оставалось время, и я уговорила Диониса обойти с тыла реку Тьмака. Мы уже поняли, когда шли от вокзала к центру, что многие из изображенных на карте зеленых зон представляют собой неудобья: крутые, неблагоустроенные склоны и болотца. Прекрасная, широкая река при любом приближении к воде поражает замусоренностью берега. Благоустроенная набережная Тьмаки составляет всего лишь сотню-другую метров со стороны центра. Остальное крепко стиснуто свалкой и промзоной. Кое-где встречаются поляны для отдыха (тоже в довольно неприличном состоянии) и даже футбольное поле. Но ко всему этому практически нет нормальных подходов. В принципе сложный рельеф местности не помешал бы создать нечто более благоустроенное, как, например, на Воробьевых горах в Москве; возможно, кто-нибудь когда-нибудь и додумается это сделать.
![]() | ![]() | ![]() | |
![]() | ![]() | ![]() |
Выбравшись наконец из промзоны и прилегающих к ней барачных кварталов на проезд имени Дарвина, мы склонны были видеть в том признание своей приспособленности к жизни в сложных условиях! И тут же обнаружили, что до электрички остается уже мало времени, и ринулись к проспекту, на котором мгновенно подвернулась маршрутка до вокзала.
Дома оказались ровно в полночь. Обсуждали по дороге впечатления, какие и у кого из нас были ощущения прямого контакта с Предками. Итоги подводить, видимо, пока рано. Я для себя уже заметила кое-какие изменения в окружении и мыслительном процессе. И чувствую, что опыт «паломничества» к местам, связанным с Предками, стоит продолжать и разворачивать. Эта тема похожа на горизонт, за которым все новые изгибы дороги, новые пейзажи и порывы ветра, горные цепи и речные долины.
Есть История, которая исследует давно прошедшее, умершее, и она делает это через поиск старых вещей, строений, через записи, сделанные давно умершими людьми на разных языках. И есть Прямой Путь: живые Предки и Тени прошлого, и она тоже говорят нам – и о прошлом, и о сегодняшнем дне, и о завтрашних перспективах. Это Род, это его единое течение. Я представляю себя, как реку, в которую вливается история Предков, как множество мелких притоков в единый поток. И одновременно могу представить себя как родник, вливающийся в небольшую речку моей семьи – а та впадает, еще через множество ступеней, в Историю Рода. Между двумя этими представлениями нет противоречия – они дополняют друг друга. Я часть Рода – и он часть меня. Предки держат меня на огромной ладони единого Рода – и я тоже могу уместить их, как множество маленьких человечков, на своей ладошке, и тогда в ней собирается Сила, помогающая мне и моим потомкам идти по Жизни.