В июне Ромуальду Твардовскому (Romuald Twardowski) исполнилось 80 лет. Значит,получается год юбилейный. Родился польский композитор в, тогда - польском, Вильне. Во время войны учился игре на скрипке, после войны на фортепиано и органе, с 1946 до 1950 работал органистом в виленских костёлах, в тех самих, где прежде Станислав Монюшко. С 1950 учится в Государственной средней музыкальной школе им. Таллат-Келпши, в 1952-57 гг. он уже студент композиции (у П. Тамулянаса и Й. Юзелюнаса) Госконсерватории Литовской СССР. В 1957 году сначала работает в Поневеже, а в декабре этого года переселяется в Варшаву (т.н. репатриация - возвращение на родину. После смерти Сталина, в условиях "оттепели" волна возвращения, так сказать, 1957 года была довольно плотной, вроде была тоже последней). В Варшаве продолжает заниматься композицией в консерватории у профессора Болеслава Войтовича. Тогда это заведение называлось PWSM (Государственная высшая музыкальная школа). В 1963 году получает стипендиум Союза польских композиторов и едет в Париж к Надии Буланже (Nadia Boulanger). C 1972 года преподаёт в варшавской консерватории. Написал биографические воспоминания "Было, не прошло".
Трудно найти аналог творчеству Твардовского в польской музыкальной жизни. Скорее, можно заметить, что идеи, которые он изучил питают теперь многих. Легко, на мой взгляд, определить то, что ему абсолютно не присущно,или даже чуждо. Он как бы не увлеклся афро-атлантической (джазовой) культурой. Возможно, это дело поколения, но, мне кажется, не только. Трудно найти сочинителя, которого путь был бы так последователен в своём одиночестве. Когда у нас вспыхнул авангард, Твардовски делал своё. Он не подчинялся модам, тенденциям, тем более, если они захватывали глобальными течениями. Шёл своим путём, особенно обращаясь к древностям типа музыки средних веков, или...музыки Православия. Можно сказать, не было в Польше композитора, который, несмотря на свое католическое воспитание и образование, так умело сумел бы понять музыку, столь отдалённой в культурном смысле, конфессии. Здесь можно вспомнить Кароля Шимановского, который написал даже "Ныне отпущаеши" для хора. Вспомнить можно и Кжиштофа Пендерецкого, который тоже обратился к музыке Церкви православной, но надо сказать, то, что для этих генияльных композиторов было вдохновлением, для Твардовского стало хлебом насущным. Наладил много личных связей с музыкантами, исполнителями в Москве, Киеве, Петербурге. Они с благодарностью выражаются о пану Ромуальде, которого музыка - это один большой диапазон чувств. Бывает лёгкая, как весенний ветер и драматическая, как некоторые опусы Шостаковича. Я рад, что лично знаю пана Ромуальда.
Многая лета!!!!