Это цитата сообщения
La_belle_epoque Оригинальное сообщениеЧто отличает Модерн от всех других стилей
[578x699]
Декоративность — эстетическое осмысление формы, порой заставляющее забыть об утилитарном назначении объекта. С этим связан и принцип
эстетизма — признание красоты в качестве высшей и самостоятельной ценности.
Мифологизация — создание собственной иконосферы. Например, в бесчисленном множестве «вещей» Модерна - в вазах, канделябрах, пепельницах, чернильницах, пресс-папье и календарях появляется фигурка соблазнительной женщины, та же, которая предстает в иллюстрациях О. Бердслея, в живописи Г. Климта, в скульптурах О. Родена.
Плакат работы Эжена Грассе (Eugene Grasset)
[300x431]
По сути, Модерн в полном согласии с логикой символизма делал видимым невидимое, так, льющаяся вода, исток всего живого и все образы с ней связанные, были символом движения, изменчивости, текучести жизни, с образом женщины сопрягались эротические грезы, скрытые в глубинах подсознания, приобретающие в символизме метафизические или мистические обертоны.
Театрализация — взгляд на жизнь как бы сквозь рампу сцены, стремление создать вокруг себя декорации удивительного спектакля, от интерьера и мебели до архитектуры.
Интерьер особняка Тассель архитектора Виктора Орты (Victor Horta)
[300x396]
Идея
синестезии (хоть сам этот термин и приобрел хождение в более позднее время) была широко распространена в эпоху Модерна, особенно среди поэтов, музыкантов и живописцев. И поэты и живописцы стремились уподобить поэзию и живопись музыке. Музыка со своей стороны, шла навстречу живописи. Показательны дружественные отношения с композиторами мастеров группы Наби. Чрезвычайно характерен тот факт, что появляются такие профессионалы музыканты и живописцы, как Чюрленис, который стремился строить свои живописные композиции на принципах музыкальной формы. Вспомним тяготение к музыкальности Борисова-Мусатова, Кузнецова и других мастеров "Голубой розы". Борисов-Мусатов писал: "Бесконечная мелодия, которую нашел Вагнер в музыке, есть и в живописи... Во фресках этот лейтмотив должен соответствовать линии. Бесконечная, монотонная, бесстрастная, без углов". Французская и русская живопись дали наиболее интересные и плодотворные результаты на пути сближения с музыкой.
Плакат «Музыка» работы Альфонса Мухи (Alphonse Mucha)
[300x470]
В искусстве Модерна часто осуществляются замыслы, объединяющие разные виды искусства — архитектуру, живопись, скульптуру, витраж, предметы прикладного творчества.
Стилизаторское понимание пространства проявляется в том, что, к примеру, мастера монументальной живописи Модерна чаще всего избегают пространственных решений, ими акцентируется линейный контур, который «привязывает» фигуру или предмет к плоскости. Перспектива скрадывается, а пространство подчас разворачивается не в глубину, а вдоль плоскости холста.
Плоскостность — упрощенность форм, цветовых пятен, отсутствие объема, теней, полутонов.
Орнаментальность в эстетике Модерна несет и декоративную и символическую (мифологическую) функции. Исследователи Модерна, как правило, придают орнаменту большое значение. Фриц Шмаленбах еще в 30-е годы предпринял попытку квалифицировать основные качества стиля через орнамент. А спустя 20 лет, в 1956 году, Дольф Штернбергер со всей прямотой заявил: «Чрезвычайно важным является то обстоятельство, что модерн начинается с орнамента».
Орнамент в стиле модерн работы Густава Климта (Gustav Klimt)
[300x670]
Ориентация на органическое начало — уподобление произведения искусства или какой-то его части органической форме или предмету.
Одним из наиболее красноречивых примеров этой тенденции является туалетный столик Антонио Гауди (1885—1889). Стремление мастера к парадоксальности сказалось в странной форме зеркала, поставленного на угол, вернее, прилепленного к цилиндрическим стойкам на различных уровнях справа и слева. В расположении деталей нет никакой симметрии, абсолютно разрушено равновесие частей. Но главная деталь, которая способствует этому разрушению, - «идущие» ножки стола с одной его стороны. Кривые, изогнутые, они имитируют походку крадущегося человека. Другие – «стоящие на месте» ножки столика, хотя и никуда не идут, но тоже подчиняются тому же закону подражания природным формам: они уподоблены ногам какого-то фантастического животного — с маленькими копытцами у оснований, суставами повыше и бахромой волос наверху, в том месте, где ножка уже соединяется с несомой плоскостью стола.
Туалетный столик работы Антонио Гауди (Antonio Gaudi)
[300x482]
Кстати, Гауди в своих произведениях прикладного искусства часто применяет такой прием, создавая звероподобные ножки, колонки и другие детали.
Стихийность, «витализм», саморазвитие форм — предметы в стиле Модерн как бы рождены заключенной внутри них витальной силой. Невыраженность метрики, неадекватность повторяющихся в определенном порядке элементов, сложность структуры самих повторов, отсутствие очевидности в логике построения композиции компенсируются в Модерне своеобразной непрерывностью, текучестью форм, линий, поверхностей, орнаментов различных вещей.
Люстра-медуза и витраж в особняке С.П. Рябушинского, архитектор Ф.О. Шехтель (автор фото
Маргарита Федина)
[300x458]
Ритмичность — господствующий ритм основной формы в Модерне подхватывают, развивают, дополняют и варьируют все без исключения элементы. Неравномерность такого ритма- залог его неповторимости.
Линеарность — для Модерна характерна яркая линия в духе японских и китайских гравюр, явленная как в силуэте изделий, так и в орнаменте. Линия Модерна очерчивает четкие контуры на плоскости, которые заполняются цветом.
Принцип динамического равновесия — это качество непосредственно связано с ориентацией на органический мир: живая природа всегда творит динамическое равновесие, не прибегая к симметрии. Пластика формы в Модерне возникает в результате переноса растительного и животного мира в конструкцию предмета. При этом бионические элементы существуют не в качестве декора, а играют определенную функциональную роль, гнутые и переплетающиеся линии приводят к внутренней динамике форм.
Равноценность изображения и фона, формы и пустого пространства особо пояснять не нужно. Для Модерна нет ничего неважного, возьмем, например, орнамент. Один из историков Модерна, Райнер Грюнтер, пишет: «Орнамент Модерна не украшает, он сам украшение. Его аппликационная функция становится самоцелью. Он не украшает; украшение само оказывается автономным художественным образованием. Орнамент модерна – не орнамент на предметах, он орнаментализирует предметы».
Акцентировка пятна, силуэта связана с влиянием на художников Модерна японских и китайских гравюр. К примеру, Тулуз-Лотрек любит «класть» форму прямо на поверхность, оставляя для фона большие пустые пространства и в некоторых местах организовывая острые пятна, контрастирующие с одноцветным фоном. Это чувство остроты контраста делает плакаты Тулуз-Лотрека особенно выразительными.
Плакат «Японский диван» работы Анри Тулуз-Лотрека (Henri de Toulouse-Lautrec)
[300x404]
А вся графика Обри Бердслея!
Двойное преображение (термин Д. Сарабьянова) — первое преображение связано с ориентацией именно на пластику, имеется в виду особое отношение к форме художественного произведения, которая становится необычайно активной сама по себе и, что особенно важно, содержательно активной. Второе преображение – создание особого поэтического мира, построенного по законам гармонии и красоты, улавливание за видимой реальностью натуры мелодического отражения её в чувстве художника, в его душе, нахождение в себе отзыва на самые обыденные моменты природы. Ведь природа – это первоначальная, родная стихия души. «Всюду узнавать внутреннее и выражать его во внешнем» - так можно охарактеризовать это второе преображение.
Утверждение глобальной роли искусства и художника идет в Модерне двумя путями – провозглашением исключительности творца и возведением всякой человеческой деятельности до уровня творчества, а всякого предмета, созданного руками или мыслью человека, - до уровня искусства.
Смешение традиций Востока (особенно Японии)
и Запада (родина Модерна несомненно в Европе) в искусстве Модерна это отдельная огромная тема. Немалая роль в становлении модерна принадлежит Самюэлю Бингу, сознательно и целеустремленно пропагандировавшему японское искусство с точки зрения потребностей «нового стиля». Он считал своей главной задачей познакомить французских художников в первую очередь прикладных жанров с принципами построения формы и декора японских изделий, открыть новые пути творчества. Публикации его журнала были призваны помочь художникам и ремесленникам, работавшим в области промышленных искусств, уйти от модного в то время внешнего подражания восточным изделиям к подлинному их пониманию и использованию в собственном творчестве.
Значительным оказался и опыт Японии в реализации одной из главных проблем в системе стиля модерн – в проблеме синтеза искусств. Кроме того, обращение к японским мотивам имело одно из первостепенных значений в становлении собственно стилевых свойств модерна. Японская графика стала стимулом обращения модерна к образам загадочных, томных и грациозных женщин, а также к редким в европейском искусстве мотивам флоры и фауны, таким как водоросли, водяные лилии, насекомые, пресмыкающие и ракообразные. Жуки, бабочки, стрекозы, кузнечики изображались на разнообразных предметах и во всех видах прикладного искусства.
Стрекозы работы Рене Лалика (Renе Lalique)
[300x301]
Использованная литература:
Кириченко Е. И. Искусство ансамбля. Художественный предмет - интерьер- архитектура - среда. М., 1988.
Сарабьянов Д. В. Модерн. История стиля. М., 2001.
Фар-Беккер Г. Искусство модерна. Konemann, 2004.