
Гомосексуальность в кино началась с фильма Томаса Эдисона "Голубые братья" (The Gay Brothers), снятого в 1895 году, в котором были показаны двое мужчин в интимном танце. С тех пор гей-кино переросло в целую индустрию. Изображение того, что на грани 19 и 20 веков казалось простым смешением половой ориентации, развилось в нечто большее. Даже до появления звука в кино режиссеры часто пользовались сексуальными стереотипами женоподобных мужчин, чтобы рассмешить аудиторию.
Первые серьезные фильмы на эту тему появились в Германии уже в годы первой мировой войны и сразу же после нее. В 1930-50-х годах гомоэротическая тематика постепенно проникает в массовое кино в зашифрованном виде (сцены с переодеванием мужчин в женскую одежду, комические образы женоподобных мужчин и лирическое изображение мужской дружбы и воинского братства). Психологический и нравственный смысл этих образов был двусмысленным, а их гомоэротический подтекст доступен только "посвященным".
"Непохожий на других" - первый фильм в истории мирового кинематографа, открыто затронувший тему гомосексуальности. Фильм был снят в годы первого движения за освобождение геев, возглавляемого доктором Магнусом Хиршфельдом в первых десятилетиях ХХ века. Институт изучения сексологии, возглавляемый Хиршфельдом, был центром борьбы за отмену немецкого антигомосексуального законодательства.
"В 1960-ч и особенно в 1980-х годах западное кино стало более откровенным. С одной стороны, возникает подпольная "голубая" кинематография, со своими собственными режиссерами (Энди Уорхол, Пол Морисси) и звездами (Джо Далессандро), показывающая геевскую жизнь изнутри, нарочито вызывающе и грубо, га грани порнографии. С другой стороны, начиная с фильма Уильяма Фридкина "Мальчики в оркестре " ("Boys in the band, 1970), по пьесе Мартина Кроули, однополая любовь стала постоянной темой коммерческого кино. Хотя стереотипность образов несчастных гомосексуалов - "покажите мне счастливого гомосексуала, и я покажу вам веселый труп" - вызывала бурные протесты гей-активистов, эти фильмы помогали людям ощутить какие-то человеческие измерения однополой любви. Когда в 1971 г. Джон Шлезингер впервые показал на экране целующихся мужчин, это вызвало у британской публики шок. Сегодня каталог кино- и видеофильмов, затрагивающих гомосексуальную тему, насчитывает свыше 3000 названий. Внимание публики привлекают не только кинематографические образы, но и действительная или предполагаемая гомо- или бисексуальность многих звезд (Рудольф Валентино, Рамон Наварро, Чарльз Лафтон, Монтгомери Клифт, Рок Хадсон, Тайрон Пауэр, Кэри Грант, Эррол Флинн, Джеймс Дин, Дирк Богарт, Грета Гарбо. Марлен Дитрих и др.)" (И.Кон).
Знаменательным фильмом в истории гей-кинематографа стал фильм режиссера Кристофера Ларкина "Вполне естественно" (Very Natural Thing), снятый в 1974 году. Это был первый фильм, созданный открытым геем и затрагивающим проблемы геев, который вышел в коммерческий прокат. Фильм рассказывает о 26-летнем парне, Джейсоне, который оставляет монастырь и приезжает в Нью-Йорк в поисках любви. Тут он встречает красивого 23-летнего работника рекламного агенства, Донована - красивого, но неряшливого парня. Вместе они погружаются в страсть, которая научит их уважать и любить друг друга. Фильм показывает их совместную жизнь - как они готовят, покупают смазку, ходят в зоопарк, борются и трахаются. То есть в фильме изображены вполне прозаические моменты жизни двух голубых. В свое время фильм стал коммерческим провалом, отчасти потому, что гетеросексуальная аудитория была неготова смотреть на гомосексуалистов, живущих обычной жизнью, а голубпя аудитория ожидала скорее порно.
Робкие попытки начала 70-хх годов снимать настоящее гей-кин принесли свои плоды. Во второй половине 70-х на голубой экран выходило все больше и больше голубых фильмов. Но настоящий рассвет гей-кино наступил с началом 80-х годов и продолжается в наши дни.
"Не такой, как все".
(оригинальное немецкое название "Anders als die Anderen", английское название - "Different From Others", Режиссер - Ричард Освальд ( Oswald, Richard), 1919 год, 45 мин, Германия).
Ричард Освальд (1880-1963) - австрийский режиссер и продюсер. Он родился в Вене, жил и работал в Бабельсберге (около Берлина) и стал одним из самых плодовитых немецких режиссеров. В 1916 году он основал свою собственную киностудию "Освальд-фильм" и создал бессчисленное множество успешных немых фильмов.
"Непохожий на других" - первый фильм в истории мирового кинематографа, открыто затронувший тему гомосексуальности. Фильм был снят в годы первого движения за освобождение геев, возглавляемого доктором Магнусом Хиршфельдом в первых десятилетиях ХХ века. Институт изучения сексологии, возглавляемый Хиршфельдом, был центром борьбы за отмену немецкого антигомосексуального законодательства. "Непохожий на других" - это история известного скрипача Поля, которому рукоплещет весь Берлин. Но Поль с детства чувствует влечение к мужчинам и однажды попадает на вечеринку гомосексуалистов, с которой он уходит не один, а с неким молодым человеком, который впоследствии начинает шантажировать Поля, высасывая из него все деньги. Поль сперва пытается изменить свою сексуальную ориентацию с помощью гипноза, но когда тот оказывается неэффективным, консультируется со сексологом, который говорит ему, что его делания совершенно естественны и что ему надо прекратить платить вымогателю. Но когда Поль перестает это делать, то оба они оказываются в суде: вымогатель за шантаж, а сам Поль - за гомосексуализм. От него отворачиваются друзья, поклонники, его концерты отменяются, он чувствует общественный остракизм и в результате кончает жизнь самоубийством. Считалось, что в 30-е годы фашисты уничтожили все копии этого фильма, но позднее была однаружена фрагментарная 45-минутная копия (из примерно полуторачасового оригинала). Эта лента, прозвучала как приговор пресловутой 175-ой статье Уголовного кодекса Германии, каравшей секс между мужчинами, а Конрад Вейдт, сыгравший главную роль, позднее стал кинозвездой, снявшись в фильмах "Кабинет доктора Калигари", "Касабланка", и многих других.