• Авторизация


Joe 15-09-2009 00:22 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения stay_nefor Оригинальное сообщение

Памяти бунтовщика: Джо Страммер. 5 лет спустя



Статья написана больше года назад, но и сейчас может быть интересна многим.

Признаться, часто нас охватывают смешанные чувства при взгляде на то, как художник, которого больше нет с нами, получает признание, заслуженное при жизни. В отношении Джо Страммера, вокалиста The Clash, который умер пять лет назад (22-ого декабря) в 50 лет, это утверждение более чем верно. В одном только 2007 году мы могли видеть выставку, посвященную The Clash в Зале Славы Рок-н-ролла, прекрасную и компетентную биографию, написанную журналистом и другом Страммера Крисом Салевизом, и, наконец, долгожданный (хотя и неоднозначный) документальный фильм Джулиана Тэмпла, «Будущее еще не написано» (The Future is Unwritten). И, конечно, музыка Страммера продолжает использоваться, как и положено каждой «иконе рок-н-ролла», чтобы продать все – от сотовых телефонов до дорогих авто.

Нет никакого сомнения, что Джо заслуживает огромного признания за свой вклад в современную музыкальную культуру. Но для тех из нас, кто по-настоящему понял и принял его призыв - «Ярость должна стать силой», - сложно присоединиться к хору пустых восторгов. Мифотворцы от современной музыки любят мертвых рок-звезд. Ведь мертвецы не могут спорить, и в случае Джо, не могут уже выразить свой протест против того, что их убеждения и их творчество отделяют друг от друга, делая безопасным для потребления.

Прошлогоднее заявление Doc Martens на все сто подтверждает эту нехитрую истину: «Страммер, бросьте свой образ непорочного ангела на земле, и присоединяйтесь к сонму Хендрикса, Сида Вишиса, Джоя Рамоне и Курта Кобейна – они давно уже на небесах!»

Это – чрезвычайно опасный тренд, который может получить и более брутальное продолжение. Сам Страммер вспоминал, как ему оставалось только плакать, когда его “Rock the Casbah” постоянно проигрывалась американскими военными в течение всей первой войны в Заливе. В феврале прошлого года сам Руди Джулиани избрал «Rudy can’t fail» как песню для старта свой президентской кампании. И никто иной, как Тони Блэр однажды назвал «такие группы как Clash» недооцененным ресурсом для развития британского экспорта!

От подобного цинизма хочется просто блевать! Человек, который выступал против «восстания, приносящего прибыли», теперь сам превращен в лейбл, используемый для продажи товаров и политиков.

К творчеству Страммера можно относиться по-разному, но оно точно не имеет ничего общего с проблемой британского экспорта. Джо был, прежде всего, художником, глубоко связанным со своей страной и своим временем. В Британии 1970-х, изъеденной безработицей и расизмом, Страммер хотел воплотить в себе самом тотальную оппозицию и первому, и второму. Для желтой прессы Clash были «дегенератами», «хулиганами», «анархистами». Но для молодежи Clash были именно той группой, которая «многое значит», и совсем не потому, что они продали миллион дисков или заработали больше всего денег. Они значили так много, потому что впервые за очень долгое время смогли выразить то, что чувствовали очень и очень многие. И делали они это очень искренне и очень зло. Известный британский комик Марк Стил, яркий представитель радикального поколения тех шумных лет, честно писал о роли Clash: "Они не просто давали выход гневу, характерному для раннего панка, но придавали ему значение прямого политического действия. Они поддерживали антифашизм и Сандинистов, выступая не только против чего-то, но показывая альтернативу. И когда старшее поколение ограничивалось пустым советом «тратить поменьше денег», Clash снижали цены своих дисков, делая их по-настоящему доступными и демонстративно отказываясь от возможности сколотить хорошее состояние».

В то время как политические деятели обвиняли иммигрантов в безработице и сквозь пальцы смотрели на рост неонацистских групп, Clash обращались к музыке регги, глубоко укорененной в общинах выходцев с Ямайки. Это был акт солидарности, который чуть позже вдохновит многочисленных музыкантов движения “2-Tone”. Если бы не Clash, мы бы, возможно, никогда не услышали бы британском «Роке против расизма» и его современном продолжении – «Love music hate racism».

Их позднейший интерес к хип-хопу во многом имел сходные мотивы. "Когда мы приехали в США", вспоминал Страммер, - "Мик (Мик Джонс, гитарист/вокалист Clash) наткнулся на магазин музыки в Бруклине, в котором продавались диски Grand Master Flash, Furious Five, Sugar Hill Gang и других… эти группы радикально меняли представления о музыке и произвели на нас очень сильное впечатление». Неожиданное решение Clash пригласить эти группы выступить на их собственном концерте в легендарном нью-йоркском Bond’s Casino стало прологом к расцвету этого направления, оказавшего впоследствии большое влияние на развитие музыкальной культуры.




Связь Clash с рабочим классом не ограничивалась доступной ценой на собственные диски. На протяжении всей великой битвы британских шахтеров 1980-х с правительством Тэтчер Clash были в центре кампании солидарности с профсоюзом горняков. Участие в таких кампаниях было для Страммера неотъемлемой частью его жизни. Один из его последних концертов, где он выступал со своей группой Mescaleros (и на котором он счастливо воссоединился с Миком Джонсом), был посвящен поддержке забастовки, организованной профсоюзом пожарников.

Признание в любви к Clash со стороны Тони Блэра – вероятно, самое отвратительное оскорбление памяти Страммера. Все творчество, весь дух этой группы был проникнут ненавистью к тому, что олицетворяет сегодня Блэр и его подельники. Одна из последних песен Джо, «Over the border», была записана им совместно с легендой регги Джимми Клиффом. Вот слова этой яркой антивоенной песни, в которой чистая ярость панка органично сливается с прекрасным мотивом регги:

Они льют кровь на границе
Кто пришел первый на эти холмы?
Лишь барабаны помнят
А рука барабанщика замерла

Хаос и беспорядок
Навек охватят эти холмы
Мир искорежит злоба
И агнца прольется кровь

Это настоящие слова Джо. Ему всегда удавалось, как никому другому, отбросив пустую риторику, просто и сильно выразить то, что по-настоящему беспокоит людей. Страммер трагически умер всего за пару месяцев до того, как США начали свое вторжение в Ирак. Но строки, написанные им после 11 сентября и начала «войны против терроризма» в Афганистане, со временем стали звучать лишь еще резче и актуальнее: "Если даже «международный терроризм» и существует, мы, простые люди мира, должны не допустить новой войны и не дать свести себя с ума жаждой мести».

Фонд Strummerville, основанный его вдовой Люсиндой – вероятно, лучшая живая память об этом человеке. Цель фонда – предоставление инструментальных и студийных возможностей начинающим музыкантам. Джо всегда был уверен в том, что необходимо появление Clash нового поколения, нового голоса в музыке, способного выразить надежды и чаянья простых людей. Именно для этого и был создан Strummerville. Уже через год после смерти Страммера фонд его имени смог дать нам новые музыкальные открытия на географическом пространстве от Лондона до Аризоны. И их должно быть еще больше, несмотря на то, что есть уже множество известных групп, выросших на Clash – от Rancid и Anti-Flag до MIA и Antibalas.

Блэры и Джулиани всех мастей никогда не поймут, что в качестве цели в жизни можно выбрать кое-что получше солидного счета в банке – например, мир, за который стоит бороться. Мир достоинства, равенства и человечности. Этому посвятил свою жизнь Джо, и именно поэтому его образ и его музыка не должны превратиться в безопасные и нарядные мумии, как это случилось с большей частью «рок-аристократии». Он заслуживает большего – просто быть услышанным.
Александр Баллет - музыкальный обозреватель американских левых изданий Socialist Worker, Dissident Voice и Znet
источник: http://www.vpered.org.ru/culture44.html
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Joe | Илья_Кот - Погнали | Лента друзей Илья_Кот / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»