[338x475]
http://www.jonimitchell.com/
Американская певица, композитор, гитаристка и пианистка Джони Митчелл (Joni Mitchell, ур. Roberta Joan Anderson) родилась 7 ноября 1943 года в Форт Маклеод, Алберта, Канада. Её отец торговал бакалейными товарами, а мать работала учительницей в школе. В семь лет Роберта заинтересовалась музыкой и по собственной инициативе стала осваивать фортепиано, на котором она самостоятельно пыталась подбирать первые мелодии.
Безмятежное детство девочки в 9 лет было омрачено тяжелым диагнозом - полиомиелит. Но, нет худа без добра - проходя в больнице многомесячный курс лечения, Роберта начала развлекать других детей, своих коллег по несчастью, импровизированными вокальными номерами. Это были её первые публичные музыкальные выступления.
«Я думала, что больше никогда не встану», - вспоминала позже сама певица. «И вот наступает Новый год, а мы лежим, прикованные к кроватям. И я запела. Тогда я поняла, что это такое - петь для людей».
А к 10 годам, полностью оправившись от болезни, она начала петь в церковном хоре, а заодно и курить (музыка, живопись и сигареты останутся её спутниками на всю жизнь). Учитель английского языка поощрял литературные способности Роберты, и в 13 лет она начала писать стихи. А спустя еще год увлеклась модным рок-н-роллом и на съэкономленные карманные деньги купила укулеле (гитару позволить себе она тогда не могла). Гитара у нее появилась позже, осваивала её Роберта Андерсон по самоучителю.
После окончания школы девушка поступила в колледж искусств в Калгари - больше всего на свете она мечтала стать художницей (рисование было одним из увлечений её детства). Именно здесь Роберта всерьёз стала играть на гитаре, а вскоре она уже выступала с местной фолк-группой, композиции которой пользовались большой популярностью у местной молодежи. Тогда же она стала писать и собственные стихи. «Я не могла петь то, что написали другие. Мне казалось, что это нечестно - петь чужие слова. И я начала петь свои стихи. Я стремилась быть предельно искренней. Мои стихи были тем, что называют "исповедальной лирикой"».
Но в колледже искусств она продержалась всего лишь год, занятия казались ей скучными, и Роберта поняла, что живописца из неё не получится. Но за этот год она успела стать своим человеком в клубе «Depression» и по вечерам регулярно выходила на клубную сцену повеселить посетителей.
Родители думали, что Роберта станет художницей, но летом 1964 года она объявила матери, что собирается стать фолк-певицей и отправиться в Торонто на поиски счастья. В шоу-бизнесе её, естественно, никто не ждал, поэтому на первых порах девушке пришлось довольствоваться подработками в супермаркетах.
В 1965 году в жизни будущей звезды произошло событие, о котором она рассказала только через тридцать лет. В феврале у неё родилась дочь, отцом которой был её школьный товарищ. С ребёнком на руках, без работы и без какой-либо материальной поддержки, она была на грани отчаяния. Неожиданно свою помощь ей предложил новый знакомый, фолк-певец Чак Митчелл (Chuck Mitchell), с которым они вместе стали исполнять народные песни, а вскоре они поженились. То, что они исполняли тогда - был не фолк и не рок в чистом смысле этого слова, и их песни имели определенный успех, но в весьма ограниченной аудитории.
Сразу же после этого артистическая пара - Чак и Джони Митчелл (Роберта к тому времени уже взяла себе этот псевдоним) - перебралась в Америку и обосновалась в Детройте, где их брак вскоре распался. А своего обещания заботиться о ребенке Чак так и не сдержал. В результате, Джони пришлось отказаться от дочери и отдать её в детский дом. Но это не сломило мужественную девушку и, взяв себя в руки, она продолжала заниматься музыкой. Через несколько месяцев о ней уже восторженно писала детройтская пресса, видя в ней перспективного композитора и расхваливая её характерный дымчатый вокал.
Со своими концертами она объездила всё Западное побережье, включая Бостон и Филадельфию. Приглашения выступить в Нью-Йорке также не заставили себя долго ждать, и вскоре Митчелл становится модной персоной, за которой с интересом следят нью-йоркские газеты, и глаз не сводят коллеги по сцене.
Затем Митчелл познакомилась с Дэвидом Кросби (David Crosby, экс-BYRDS), будущим участником супер-группы CROSBY, STILLS, NASH & YOUNG, который в 1967 году помог певице заключить контракт с лейблом Reprise Records, а также предложил ей свою помощь в продюсировании первой записи.
Дебютный акустический альбом Митчелл под названием «Joni Mitchell (Song To A Seagull)» увидел свет в 1968 году и надо сказать, не произвел сколько-нибудь значительного впечатления на публику, едва засветившись в поп-чартах.
Несколько больше повезло песням, которые она уже тогда писала для других исполнителей. Так, например, в том же 1968 году её композиция «Both Sides Now» в исполнении известной певицы Джуди Коллинз (Judy Collins) стала довольно популярной в Америке. Кроме того, группа FAIRPORT CONVENTION успешно записала кавер её песни «Eastern Rain», а Том Раш (Tom Rush) взял на вооружение её композицию «The Circle Game». Крупным хитом стала и композиция «Woodstock» в исполнении группы CROSBY, STILLS, NASH & YOUNG.
Кроме того, Джони Митчелл зарекомендовала себя и как неординарная живая артистка, быстро завоевав симпатии требовательной голливудской публики. Она прекрасно выступила на поп-фестивале в Майами и блеснула в сборном концерте, который проходил в Лондоне.
«До этого мои песни были все еще воспоминанием детства, в них много было от детских сказок. Но наступала эра Вудстока, эра борьбы против агрессии во Вьетнаме. Это было время горьких и справедливых песен». Героиня песен Митчелл взрослеет вместе с певицей. «Любовь, добро, справедливость не могут сосуществовать рядом с насилием и смертью. "Когда от руки твоего любимого гибнут в далеком Вьетнаме дети, гибнет и твоя любовь"».
Гораздо больший успех выпал на долю её второй пластинки «Clouds» (1969), которая на этот раз отметилась в американском Тор 40. Более того, певица была высоко оценена профессионалами: на церемонии Grammy Митчелл наградили за "лучшее исполнение" в категории фолк-музыка. В поддержку своего второго альбома она объездила с концертами всю Америку, открывая концерты своих друзей CROSBY, STILLS, NASH & YOUNG и появляясь на крупнейших музыкальных фестивалях.
Её третий альбом, «Ladies of the Canyon» (1970), финалист Тор 30, включал первый настоящий хит певицы «Big Yellow Taxi», занявший в Англии 11-е место. В рецензиях на этот релиз критики отмечали профессиональное взросление Джони Митчелл, которая расцвечивала свои композиции длинными инструментальными пассажами, вводила джазовые импровизации, создавала богатые и сочные аранжировки, используя кларнет, флейту, саксофон, виолончель и перкуссию.
Стилистическое разнообразие и богатство настроений - те важные компоненты её творчества, которые получат особенное развитие в будущих записях певицы. Весьма характерно, что с первых шагов на большой сцене артистка не скрывала своих многочисленных талантов. Она была не просто композитором и исполнителем, она выступала также и в качестве гитаристки, и пианистки, и клавишницы, и аранжировщицы и даже оформителя обложки. А «Ladies of the Canyon» стал первым альбомом в её карьере, получившим "золотой" сертификат.
В то время Джони сравнивали и с Филом Оксом, и с Бобом Диланом, но она все-таки была несколько в стороне, даже когда пела с CROSBY, STILLS, NASH & YOUNG; она стремилась вырваться из-под их влияния, и оставаться самой собой.
Кому-нибудь нравится???))