Эйкка Топпинен, Макс Лилья, Антеро Маннинен и Пааво Лотьонен познакомились, учась на подготовительных курсах в Академии музыки имени Я. Сибелиуса (Хельсинки) по классу виолончели. Чтобы обеспечить себе прожиточный минимум, студенты подрабатывали игрой в различных оркестрах, а также на похоронах (вот откуда, видимо, и пошло название Apocalyptica...). На досуге же юные дарования, вместо того, чтобы разучивать партиты Баха и сонаты Брамса, оттягивались под "тяжелый металл". Летом 1993 года горячие финские парни отправились в молодежный музыкальный лагерь, где собирались хорошенько отдохнуть от напряженных трудов. По дороге пришла им в голову светлая мысль - попробовать исполнять произведения своей любимой группы Metallica на четырех виолончелях. Сказано - сделано. Уже через несколько дней квартет дебютировал на колхозной вечеринке, и, ободренный успехом, продолжил выступления на студенческих тусовках в наступившем учебном году. Думается, мудрые преподаватели были не очень-то довольны достижениями своих учеников на поприще "симфонизированного трэша". Но молодых финнов уже манил большой успех.
После феерического выступления в хельсинкском клубе Teatro (декабрь 1995) группе позвонили представители рекорд-компании Zen Garden и предложили контракт на запись альбома. Так в 1996 году на свет появился диск "Apocalyptica Plays Metallica By Four Cellos", в котором спетое Хэтфилдом и сыгранное Хэммиттом было тщательно переведено на струнно-смычковый "язык" с использованием разнообразных рикошетов, флажолетов, стаккато, пиццикато, игры щелчком, толчком, тычком, а также с форсажем, у колодки, за подставкой и вообще за пределами всяческого разумения. Звуковые возможности "апокалиптических" виолончелей простирались от тончайших оттенков человеческого голоса (колыбельная в начале "Sanitarium") до лютого гитарного фуза ("Enter Sandman"), своей массивностью способного просто-напросто задавить слушателя. Партии вокала, соло- и ритм-гитары, баса и даже ударных - все исполнялось на четырех виолончелях, некоторые из которых, между прочим, были инструментами антикварными, почти что музейными (на это особо указывалось в буклете, прилагавшемся к диску). Помимо упомянутых композиций в альбом вошли также "Master Of Puppets", "Harvester Of Sorrow", "The Unforgiven", "Sad But True" и другие хиты Metallica. После выхода этого CD группа начала активно гастролировать, выпустила несколько синглов.
В начале 1998 года увидел свет второй диск Apocalyptica - "Inquisition Symphony", в котором, помимо музыки Metallica, были представлены аранжированные для квартета виолончелей композиции Sepultura, Pantera и Faith No More, а также собственные сочинения финнов - "Harmageddon", "Metal Boogie" и "Toreador". Диапазон эмоционально-звуковых состояний, выжимаемых исполнителями из их тяжеловесных фигурных "ящиков", казался поистине фантастическим: мы слышали то сдержанные стенания ("Nothing Else Matters"), то вдруг оказывались на поле брани, где впору танец с саблями исполнять ("Refuse/Resist"), то с удивлением улавливали "поющие" обертоны, сметавшиеся агрессивным "возиловом" по струнам (начало "Toreador"), то внимали зову безжизненно-печальных пиццикато ("One"). Потрясала "Inquisition Symphony" из репертуара Sepultura, открывавшаяся леденящими душу сталактитными звучностями и завершавшаяся сокрушительным "обвалом" при полной иллюзии электрического фидбэка. Впрочем, различные электрические "примочки" музыканты все же использовали, причем во втором альбоме значительно шире, чем в первом.
Умелое обращение с "электричеством" было продемонстрировано и на единственном московском концерте Apocalyptica 29 мая 2000 года во МХАТе, который, увы, длился всего лишь чуть более часа (как показалось, Пааво переиграл руку). На этом концерте группа выступала в обновленном составе: "старейшину" Антеро Маннинена, с головой ушедшего в преподавательскую деятельность, сменил молодой Пертту Кивилааксо. Финны, вышедшие на сцену в строгих фраках и кожаных штанах, ловко подключили инструменты к звукоснимателям и выдали на-гора свои "коронки". Ребята яростно перепиливали виолончели, публика скандировала "Мо-лод-цы!", а билетерши прятались по углам от царившего в зале угара.
В октябре 2000 года вышел третий диск Apocalyptica - "Cult". Практически весь материал альбома принадлежал перу Эйкки Топпинена, который раньше был одним из равноправных членов коллектива, а теперь провозгласил себя его безусловным лидером. В пресс-релизе к альбому "бесстрашного Эйкку" по силе и разносторонности творческого дарования сравнивали с русским композитором XIX века Александром Скрябиным. Собственные вещи Apocalyptica действительно стоят внимания - особенно в сравнении с предыдущими довольно-таки аморфными опытами группы, явно проигрывавшими по сравнению с "высокой метал-классикой". В теперешних самостоятельных опусах Apocalyptica есть многое от true metal - "истинного металла". В качестве веского "P.S." и "thanks" к диску записаны еще два "кавера" Хэтфилда & Хэммилла (причем к "Fight Fire With Fire" парни умудрились присобачить кусок какой-то барочной пьесы), а также совершенно потрясающая интерпретация пьесы норвежского композитора-романтика Э. Грига "В пещере горного короля". Немного изменилось само звучание - стало еще больше "электрификации", разнообразных "примочек", стереоэффектов, "низы" углубились за счет использования контрабаса, появились оркестрово-роковые ударные.
Главная заслуга Эйкки Топпинена заключается не в том, что они смогли воспроизвести на нескольких однородных по тембру инструментах звучание целой рок-группы, а в том, что созданные ими кавер-версии по своей забойной силе и разрушительной энергетике впечатляют не меньше, чем оригиналы, отнюдь не являясь при этом всего лишь очередным экспериментом в попытке примирить рок-музыку с "классикой". Apocalyptica доказали, что играть "настоящий" металл можно не только на гитарах, и что, в конце концов, содержание куда важнее, чем форма, в которую оно облачено.
К началу 2002 года в группе назревал кризис из-за непростых отношений между музыкантами, но уход Макса Лильи некоторым образом спас ситуацию, и Apocalyptica вновь обрела силы. Во время выступления на Максидроме-2003 на сцену вновь вышел Антеро Маннинен, а за барабанную установку сел Микко Сирен (Mikko Siren), которые теперь участвуют в живых выступлениях группы. Но официально Apocalyptica по-прежнему остается "трио". [показать]Март 2003 года ознаменовался выходом нового альбома "Reflections", на котором представлены только собственные вещи Apocalyptica, написанные в основном Эйккой. Три вещи для этого альбома написал Пертту. В записи пяти композиций принимал участие легендарный ударник легендарных Slayer Дэйв Ломбардо. А осенью вышло специальное издание "Reflections" - "Reflections revised", которое включает CD и DVD.
В 2003 году Apocalyptica побывала в Москве на фестивале "Максидром-2003", а также на нескольких европейских фестивалях. Группа также побывала на гастролях в Мексике, а в августе выступила на шоу Viva Overdrive в Берлине. Этот концерт примечателен "живым" совместным исполнением Apocalyptica и Сандрой Насич песни "Path", а Линда Сандблад ("Lambretta") исполнила вместе с Apocalyptica их вещь "Faraway".
В начале 2004 года участники Apocalyptica были заняты в различных проектах. Пертту вместе с Хельсинкским филармоническим оркестром побывал на гастролях в Аргентине и Бразилии. Пааво продолжил свою преподавательскую деятельность. Эйкка занимался новым проектом "Sheet-music", который воплотился в новый сайд-проект "Harmageddon-music.com". На этом сайте теперь можно за небольшую плату скачать ноты Apocalyptica. Также первая половина года была посвящена работе над новым, пятым, альбомом. К середине мая были записаны 9 демо-треков. А в конце мая группа приняла участие в чате с фанатами на официальном сайте группы www.apocalyptica.com.
В августе-сентябре группа снова дала несколько шоу на европейских фестивалях (Heitere Open Air, Highfield Open Air, Metal camp, Huntenpop и других). На этих шоу в новом облике предстал перед фанатами Пертту - он отрастил волосы и сделал татуировку (первую) на левом плече. Затем Apocalyptica снова вернулась в студию, сводить новый альбом.
29 ноября 2004 года вышел сингл "Bittersweet", а незадолго до него - клип, снятый на заглавную песню. Она была написана совместно с Ville Valo (H.I.M.) и Laury Ylonen (The Rasmus). Эта композиция стала главной музыкальной темой компьютерной игры "Die Siedler: Das Erbe Der Konige". [показать] В январе 2005 года вышел пятый альбом, названный "Apocalyptica". В альбом впервые были включены вещи с вокалом - "Life Burns", "Bittersweet", "En Vie" и "Betrayal/Forgiveness". Ранее вокальные варианты собственных инструментальных композицый Apocalyptica издавались только в сингловом варианте. В записи песен приняли участие финские музыканты Ville Valo и Laury Ylonen и французская певица Emmanuelle Monet (Manu). Также в записи альбома принял участие Дэйв Ломбардо, с которым группа сотрудничала во время записи альбома Reflections.
Некоторые вещи с нового альбома также вошли в 2 сингла, которые вышли в феврале ("Wie Wiet") и в апреле ("Life Burns").
В феврале Apocalyptica приняла участие в нескольких концертах Rammstein, а в марте состоялись первые в карьере группы выступления в Америке.
Также в марте на экраны России вышел фильм "Бой с тенью", для которого Apocalyptica записала главную музыкальную тему.
Практически с момента выхода нового альбома в январе 2005 года группа постоянно находится в туре, лишь на короткий срок возвращаясь к себе домой. Всего в 2005 году было отыграно более полутора сотен шоу в Европе, США, Южной Америке и других странах. В ноябре группа дала несколько концертов в разных городах России.