[594x397]
Сейчас многие говорят о нефтепроводе... Строить трубу на Байкале нельзя!
Нефтепровод отодвигают от бассейна Байкала на 40 километров. Пока в кабинетах высоких чиновников идут жесточайшие споры на тему, стоит ли строить нефтепровод вблизи Байкала, мы решили попросить комментарий на сложившуюся ситуацию у директора Лимнологического музея в Листвянке, кандидата географических наук Владимира Фиалкова.
Байкал дороже 200 километров трубы
- На сегодняшний день состояние Байкала вполне благополучное, - сказал Владимир Абрамович. – Небольшое воздействие на экологию озера проявляется в южной части Байкала, в районе БЦБК. Локальные выбросы вредят озеру, но все пока держится под контролем. Ситуация стабильная, экологическая система Байкала пока в состоянии бороться с выбросами предприятия и уравновешивать благополучное состояние водной среды.
Нефтепровод ни в коем случае нельзя строить вблизи бассейна Байкала. Своими непродуманными действиями мы можем серьезно навредить озеру и стать свидетелями ужасной экологической катастрофы.
Академия наук никогда не была против строительства и прокладки промышленных объектов. Только прежде, чем что-то возводить, нужно быть твердо уверенным, не повредит ли проект окружающей среде.
Сейчас, после недавних заявлений Президента России Владимира Путина, которые транслировали даже мировые СМИ, можно быть уверенными в том, что труба будет построена вдалеке от Байкала и не принесет живой среде ощутимого вреда.
На территории, где строители хотели провести нефтепровод, высокая сейсмическая опасность – от 9 до 11 баллов. Предусмотреть за тем, будут ли в том районе сильные подземные толки, никто не может. Возводить что-либо на этой территории просто нельзя. К тому же, северный берег Байкала абсолютно не приспособлен к строительству каких-либо объектов. И дело здесь не только в экологии.
- Труба станет длиннее приблизительно на 200 километров, - заявил Владимир Фиалков. – Конечно, это дополнительные затраты для нашего государства. Мне кажется, они не настолько принципиальны. Если верить нашему Президенту, нефтепровод сейчас пройдет по удобной равниной территории, да к тому же гораздо менее сейсмичной, чем планировалось ранее. Трубу не нужно будет тянуть через горы и тоннели – Даванский и Северомуйский (протяженность 17 километров!). У железной дороги у северных берегов Байкала вообще с двух сторон текут реки. Все потому, что все объекты у озера были построены неудачно. Территория, на которой планируется протянуть трубу, очень давно тщательно изучается отечественными учеными. Ничего плохого о том участке земли я пока еще не слышал. Там нужно было возводить БАМ! Чуть больше ста лет назад, в 1904 году, американцы, имея свободный денежный капитал, хотели проложить на севере Байкала железную дорогу Аляска – Сибирь. Прямое доказательство, что это положительная со всех сторон территория. Кстати, она вполне освоена человеком. Здесь проходит федеральная автомобильная трасса. Если нефтепровод начнут строить с двух сторон, то проложить его можно будет с минимальными последствиями для окружающей среды. Нужны грамотные специалисты, я думаю, их без труда найдут, поскольку материальных средств в строительство трубы вложили немало. Все стороны в этом заинтересованы.
Сюжет для фильма ужасов
Труба будет расположена на пути миграции диких животных. Конечно, это может принести определенный вред живой природе. Но без отрицательных последствий не возможно ни одно крупное строительство какого-либо дорогого проекта. На Аляске нефтепровод построили с пропусками над землей. Труба не лежит по всей своей протяженности на земле, а в некоторых местах поднимается над поверхностью. Хорошо было бы, если нефтепровод построили по такому же проекту.
В 40 километрах от северного Байкала обитают стада оленей, лосей, есть медведи и лисицы. Известно, что вся территория как-то поделена между животными. Все участки земли в Прибайкалье кем-то заняты. Когда на территорию, занятую животными, приходит человек, звери покидают это место. Потом между млекопитающими начинается борьба за территорию – участки, незавоеванной человеком, земли. Некоторые особи погибают, сильнейшие выживают. Естественный процесс.
Нефть в трубе будет транспортироваться при огромном давлении. Представим на минутку сценарий, при котором могут разворачиваться страшные события. Авария - разрыв нефтепровода. Нескольких минут хватит на то, чтобы хорошенько навредить Байкалу, если нефтепровод будет проложен на берегу озера. Мало того, чтобы избежать опасности с трубой на озере, государству придется содержать целую службу специалистов, которая будет следить за состоянием нефтепровода. Много десятков лет понадобиться людям, чтобы очистить Байкал. Нефть в воде начинает тонуть, происходит сепарация – смешивание воды с «черным золотом». Нефть осядет на дне озера и практически погубит всю флору и фауну Байкала.
- Наше озеро – тонко выстроенная, уникальная экологическая система, - рассказал кандидат географических наук Владимир Фиалков. – Залог чистоты Байкала – микроклимат. В озере не существует избытка органических соединений, потому что вода в Байкале холодная. Избыток жизни есть в теплых водоемах. Озеро обогащено кислородом, но среда обитания в Байкале невелика, причина - в озере постоянно меняется температура. Ежегодно происходит круговорот воды в озере, а значит и изменения в экологической системе. Из-за перепада температур поверхностные слои вод оказываются на дне Байкала. Озеро постоянно развивается, организмы приспосабливаются к переменчивым сложным условиям жизни. Поэтому в Байкале и обитает столько эндемиков и свыше 3 тысяч видов уникальных и неповторимых живых организмов. Священное озеро, божественное творение нужно оберегать, заботиться о нем, а не придумывать, с целью наживы, ужасающие проекты, которые могут только навредить нашему Байкалу.
КСТАТИ
На некоторых участках озера, например на Селенгинском мелководье, время от времени со дна, из под земли, выбрасывается нефть. Происходит это естественным путем, поэтому для Байкала небольшие выбросы нефти не приносят ощутимого вреда.