[показать] Вчера посмотрел Пилу IV, таким образом, получается, что я посмотрел всю серию. Самыми сносными пилами были нечётные, первая и третья. Первый фильм, снятый группой энтузиастов на какие-то $1 200 000, действительно был очень интересен, самое главное, он держал в напряжении. Великолепная сюжетная идея, связанная с проблемой выбора, загадки и ребусы, тягучая атмосфера страха и городских легенд. Актёры были действительно неплохи для фильма такого уровня, сюжет состряпали совершенно замечательный, да и вообще, в Пиле I много находок – вспомните хотя бы сцену, где герой освещает себе путь с помощью вспышки фотоаппарата. Ну и концовка, во время которой у среднестатистического зрителя до пола отвисала челюсть, и глаза становились аки два блюдечка. В Америке фильм окупился в прокате почти 46 раз.
Главное, что удалось команде – они создали атмосферный фильм, не промахнулись ни в одном атрибуте – маска свиньи, злобная игрушка, заливающаяся противным смехом, её велосипед, декорации, все эти засаленные комнаты с кафельным покрытием. В фильме ощущалось целостность.
Которую бездарно спустили в унитаз во втором фильме, показав зрителям трэш-шапито с командой идиотов в пустом доме. Видно, вторая часть прокатила на волне успеха первого фильма, от которого, на самом деле, никто ничего не ожидал. Студия выделила чуть-чуть побольше денег и заказала «тех же щей», только в большем объёме. Поэтому вместо двух человек в запертой комнате, мы наблюдали, как по дому с ловушками скачет целая свора мартышек. Напряжение исчезло вместе с интересом. Провал. Одни сплошные внутренности. Хотя концовку попытались опять сделать в стиле «вотэтода!».
Зато третья часть была тем самым «вотэтода!». Видно Пила II окупилась в прокате, потому что Пила III была великолепна от начала и до самого конца. Начало фильма уже повергает зрителя в шок, мужик крышкой от унитаза за три минуты экранного времени делает то, но что не могли решиться герои Пилы один, наверное, на протяжении часа двадцати. А какие там были хитроумные пытки! А какой шикарный сюжет! А главный персонаж! Жиробас-неврастеник, потерявший ребёнка в автокатастрофе, который сходит с ума от горя, общается исключительно с горлышком бутылки, что уже заменила ему жену; психопат, до сих пор не способный выкинуть дочкины вещи. А как все это обыгрывалось, какая тонкая игра конструктора и его испытуемого! Напряжение, чувство жутчайшей нехватки времени, которое било в голове вместе с пульсацией висков, моральная дилемма, выбор между местью и всепрощением, и, конечно же, концовка, самая лучшая во всей серии, которая переворачивала всё повествование с ног на голову. Пила III была чудесна, но выйдя из кинозала, я подумал, что вот он первый фильм, на который надо пускать только, если у тебя есть справка, подтверждающая твою вменяемость.
Секрет качества первой и третьей картин скрыт в тандеме сценаристов Джеймса Вана и Ли Уоннелла. Второй сценарий писался без Ванна (к тому же очевиден отход от концепции всей серии в сюжете, который на пользу фильму не пошёл), четвёртую и пятую часть писали уже совсем другие люди.
И можно с уверенностью сказать, что четвёртую часть они запороли. Этот фильм неполноценен. Он не закончен. Сюжет в нём притянут за уши. Сценаристы допускают сюжетные дыры, размером с те, что мы боялись получить при запуске адронного коллайдера. Повествованию не хватает живости, остроты. Герои погибают в избыточном количестве и самым заурядным образом – видно, сценаристы так и не решили, что же всё-таки делать с такой толпой персонажей. Не зная как связать концы с концами, создатели картины бездарно уничтожили все наработки предыдущей части, залив получившийся кровавый фарш залихвацким бредом, который не укладывается в привычные рамки времени и пространства (вспомните, кто смотрел с чего начинается фильм, и чем он заканчивается). Актёры играют и умирают вяло, без всякого удовольствия, толстяк из третьей части появляется всего на пару минут, сюжет запутанный, но невнятный. Концовка всё ещё «ухх!», но впечатления портят не просто дыры, а целые логические провалы, этакие смысловые Мариинские впадины.
Боюсь, сериал пора хоронить. Каждая часть зарабатывает всё меньше денег в соотношении бюджета к прибыли, сценарий к пятой части написали те же мутные ребята, которые занимались четвёртой, в живых из старых персонажей почти никого не осталось. Есть шанс, что в новой пиле будут исправлены все несостыковки четвёртой, но что то меня по этому поводу одолевают здоровые сомнения. Зато мужик, который играет конструктора, получил в 2004 работу как минимум на пять лет.