Carpe diem(лат.) – Лови момент
Однажды, женщина сухого болезненно тонкого телосложения, интеллектуалка, преподаватель литературы высказала мне мысль, что любой ребёнок обречён на рождение. Даже если он будет безумно страдать на протяжении всей жизни – у него просто нет выбора, кроме как жить, и это нечестно по отношению к ребёнку, его вынуждают страдать и мучаться. Как же она несчастна, подумал я, что в горячке своих страстей порождает подобные мысли.
Не раз я сталкивался с людьми депрессивно настроенными, которые говорили или писали, что не видят в жизни смысла, что существование приносит им только страдания и тяготит их. Они утверждали что жизнь – всего лишь череда бессмысленных событий, наполненных, как правило, слезами и разочарованием. Человек слаб, и в моменты слабости он способен видеть черноту везде вокруг себя, не понимая, что чернота распространяется пятнами по линии жизни. Подобные люди нуждаются скорее в помощи, поддержке, чем в осуждении, тем более что их стоны и воздыхания чаще всего – лишь поэтический бред, которым грешу и я. Положение о бессмысленности и тягости бытия популизировалось, чему так же способствовало широкое распространение атеизма, декаданство проклятых поэтов, войны, эпидемии, геноцид, скептически настроенные философы и многое многое другое. Приверженцы положения о том, что существование бессмысленно и тягостно так убедительно доказывали это впечатлительной публике, что многие переняли их депрессию словно моду. Дети поняли, что быть несчастным –модно и красиво, хотя здесь я слегка преувеличиваю. Так что же получается, существование бессмысленно, наполнено рутиной и разочарованиями? Ладно, тогда давайте пойдём от противного. Если существование бессмысленно, то, что тогда вообще имеет смысл? В чём нам искать радость и истину – неужели в несуществовании?
Появляясь на свет, человек не обладает ничем, кроме темперамента и букета заболеваний, заложенных в его генах. Он не знает ничего о жизни, хороша ли она или нет, будет ли наполнена счастьем или наоборот, невзгодами. Всё это он узнает только в процессе своей жизни. Он составит представление о своём существовании только в процессе самого существования. «Я зря появился на свет, мне нечего здесь делать, я несчастен, я не должен был родиться», - слова эти, в своей совокупности, бессмысленны, ибо, не родившись, человек ничего не узнал бы и не понял ни о жизни, ни о чём-либо другом вообще. Мы так же не знаем, что нас ждёт после смерти – пустота или кручи Эдема. Существование – то единственное, чем мы обладаем, покуда у нас его не отберут, или покуда не настанет наш час умирать. Рождение и угасание, понятия, составляющие жизнь – представьте, что за пределами этой последовательности вообще ничего нет. Пустота. И вы бы согласились променять мир вокруг, наполненный красками, впечатлениями, событиями на пустоту? Представьте себе комнату, которая олицетворяет ваш внутренний мир, каким бы он ни был. Не суть, какими обоями обита эта комната, цветными, серыми, чёрными, с рисунками, надписями или рожицами амура, и не важно, темно ли в ней или светло. В комнате одна единственная дверь, а над дверью висят часы. И вы знаете, что когда стрелка дойдёт до двенадцати, дверь откроется, вам придётся в неё войти, и комната навсегда исчезнет, и наступит пустота, не покой, не награда или наказание - просто пустота. У вас есть выбор – ждать пока придёт время, когда придётся сделать шаг или открыть дверь, что вы можете сделать в любой момент, покинуть комнату и очутится в пустоте. Какой же человек в здравом уме захочет выйти из комнаты, променяв окружающий мир на неизвестность, в которой уже не будет совсем ничего, никаких эмоций, впечатлений или опытов? Не спорю, бывают случаи, когда стены комнаты начинают сужаться до невыносимости, и суицид может быть оправдан, например эвтаназию я скорее одобряю, чем порицаю, хотя это тоже спорный вопрос. Но обстоятельства, оправдывающие суицид, складываются в одном из тысячи случаев. Положение большинства самоубийц поправимо и отнюдь не безнадёжно.
Жизнь – счастье, даже со всеми её невзгодами и потрясеньями только из-за того, что за её пределами ничего не существует, потому как правду о существовании жизни после смерти скорее всего никто никогда не узнает. Её надо принимать со всеми приходящими страданиями, ведь для человека в отсутствии существования нет никакого смысла. Надо чётко понимать, что после смерти, вы не остаётесь собой, не надо представлять улетающий на небеса просветлённый лик, не надо думать, что вам станет легче – вы просто станете тленом. Примите и наслаждайтесь жизнью со всеми её несчастьями, ведь если страдаете – значит чувствуете, а значит ещё живёте.
P.S. На самом деле, Carpe diem в контексте обладает немного другим значением: Dum loquimur, fugerit invida aetas: carpe diem, quam minimum credula postero – «Пока мы говорим, уходит завистливое время: лови момент, как можно меньше верь будущему», «Оды» Горация. В своём эпиграфе я подразумевал немного другой оттенок этого выражения, который, впрочем, тоже имеет право на существование.