Пасха
24-04-2006 01:59
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Сегодня утром был на пасхальной службе. Начинается она в 11 часов вечера и заканчивается около 4 часов утра. В сумме получается около 5 часов службы и 1 часа освящения продуктов.
Я никогда не бывал на таких службах в других храмах, поэтому мои впечатления складываются на основании только того что я видел. Служба состоит из трёх частей - в первой вспоминается распятие Иисуса Христа и значение этого для рода человеческого. Здесь подчёркивается то, что это было исполнением многих пророчеств. Я говорю про особую молитву - т.н. канон Великой Субботы. Этот канон читается при выключенном свете - в храме горят свечи вокруг аналоя (небольшого столика с книгами) священника и в руках прихожан. После прочтения этих молитв происходит занос плащаницы в алтарь. Затем из алтаря выходят служки со свечами, диакон и священник с кадилом и трисвечником. Они выходят из храма и вслед за ними выходят все прихожане. Тогда двери храма закрываются и вокруг него совершается крестный ход: люди троекратно обходят здание под пение пасхальной стихиры (Bocкрeceниe Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити.).
На третий раз процессия останавливается около дверей и священник читает "Да воскреснет Бог ..." . После этого двери открываются и в храме зажигается свет. Все снова заходят в храм, только теперь в нём горит каждая лампочка.
Вторая часть службы проходит уже как-бы "после" воскресения, читается пасхальный канон, поются пасхальные часы. На пасхальной утренне канон полностью пропевается хором, священник выходит после каждой песни на солею и говорит возглас "Христос воскресе!", народ отвечает ему "Воистину воскресе!". Здесь же читается пасхальное Слово Иоана Златоустого. Вкратце, это послание объяснияет что в этот день Пасхи все, кто пришёл в церковь с верой в сердце могут подойти ко причастию. На практике получается так что ко причастию допускают тех, кто хотя-бы один раз причащался в пост. После утренни начинается литургия. Естественно, многие рядовые песнопения заменяются на праздничные, но структура остаётся той же самой. Чтение Евангелия совершается на многих языках: в этом году читали на русском, украинском, церковнославянском, польском, греческом, французском, английском, немецком, латыни, итальянском. Читается первая глава от Иоанна. Литургия завершается причащением.
Эта служба отличается торжественостью и необычным соединиением богослужений. В первой части явственно ощущается мотив ожидания Христового Воскресения: здесь вспоминаются пророчества и крестная смерть. Если внимательно вслушаться в текст молитв, возникает ощущение "единства истории" и начинаешь понимать о событии какого масштаба идёт речь.
Во второй части собственно начинается праздник Воскресения Христового. Эта часть службы наполнена радостью, Воскресение Христово - источник бессмертия, начало Нового Завета.
Третья часть службы - литургия.
В общем, пасхальное богослужение символизирует Христово Воскресение и, что самое главное - его значение для нас. Отлично, когда оно соединяется с предшествующим ему постом - тогда удаётся почувствовать этот символизм ещё глубже. Я часто думаю что людям земледельческих культур, религия и жизнь которых зависела от смены времён года удавалось довольно глубоко жить в мифе. Им удавалось ощущать сакральность мира вокруг. Наш годичный круг богослужений и праздников вовлекает в атмосферу Евангелия, получается нечто сходное. Это вносит необыкновенную целостность в жизнь. Начинаешь чувствовать что эта жизнь имеет смысл.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote