Творчество и техника
06-04-2006 04:12
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Вот пишу реферат по философии для кандминимума. Тема: "Роль техники в жизни общества". Вроде бы банально и абсолютно бесцветно. Но это если скачать реферат или даже сшить его из пяти-шести книг. Если разобраться в тематике более подробно, уйдёт уйма времени. Правда, появится и куча полезных мыслей. Я решил поступить последним образом и зарылся в литературу.
Интересным мне показалось противопоставление техники и искусства в статье Х. Бека. Сразу оговорю, что под техникой здесь подразумевается не средство а набор приёмов и принципов, умений. Во времена расцвета греческой цивилизации и далее технику от искусства почти не отличали. Отличали людей, которые этим занимались: одни ыли творцы, другие ремесленники. Ремеслу мог научиться каждый человек, а вот для того, чтобы творить, необходимы были некоторые предпосылки посильнее желания. Да и вообще, доля человека, который создаёт что-то новое отличается от доли ремесленника.
В свете этого становится очень понятной фраза "Искусство требует всего человека". В отличии, конечно, от техники.
Ремесленником я буду называть того человека, который трудится всю жизнь, но не прилагает никаких творческих усилий. Он выполняет сложные опперации, много работает, но при этом не открывает ничего нового. Это менеджер, у которого есть какое-то количество готовых паттернов поведения - ответов на возможные рабочие ситуациии. Несмотря на занятость на работе, этот человек свободен. Ему подсилу выпить с друзьями пива и не думать о работе. Часто для него его работа - просто средство зарабатывания денег.
Творцом я буду называть человека, который пытается решать рабочие проблемы с творческих позиций. Это не обязательно открыватель новых форм энергии или великий изобретатель. Вероятно, признаком творческого человека будет глубокое понимание, ощущение природы того, с чем он работает. То есть достаточно хорошее овладение техникой понимания. Творчество довольно часто имеет интуитивный характер, так как интуиция позволяет из огромного объёма данных увидеть скрытую сущность объекта, что не всегда подвластно логике или чувствам. Творческий человек невободен. Даже просыпаясь рано утром и попивая свой чай, он думает о своей работе.
Эти два чистых типа, безусловно в природе не существуют. Реальные люди в той или иной степени приближаются к одному из них.
Зависит это от условий, в которых проходило формирование человеческой личности (пример: рабский труд всегда низкого качества из-за незаинтересованности рабочего в результате. В таких условиях практически нет возможности для развития творческой личности), от наследственного потенциала личности и конечно, от ситуации жизни человека.
Рабство здесь я понимаю не в смысле безусловного рабства феодального строя. Это может быть рабство, например, зарплаты, рабство какой-нибудь вредной привычки, которое не позволяет человеку поднять головы. Одним из самых мощных видов рабства нашего времени является рабство лени. Более сложное, но и более распространённое - рабство собственных установок. Юнг говорил о том, что наибольший грех человека нашего времени - его бессознательность.
Я считаю, что естественный путь человека должен лежать по направлению к творчеству, к освобождению ото всех видов рабства.
Вот такие мысли.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote