Практические советы из личного опыта.
Я бы предложил учителю ОПК начать разговор, исходя из принципа "эпохе",
применяемого этнографами и религиоведами уже более ста лет. "Эпохе" предполагает воздержание от суждений, правы или нет представители той или иной религии, ложны или истинны их представления о Боге. При таком рассмотрении мы изначально отказываемся выносить вердикт, а просто пытаемся понять логику той или иной религии, ее внутреннюю структуру. И только после понимания делаем выводы. В полной мере это относится к преподавателю ОПК: ему следует воздерживаться от суждений - правы или не правы нехристиане, истинной или ложной является их вера, а просто помочь подростку увидеть, понять и проанализировать христианство и сравнить его с другими религиозными традициями. В рамках именно этого дискурса учитель должен говорить о библейских догматах творения, грехопадения и спасения, о том, почему и как Сын Божий стал и Сыном Девы Марии, и о всех последствиях Боговоплощения.
Замечательно, если бы курс ОПК был не только текстовым, но и визуальным со слайдами и видеозаписями. Приведу пример из своего опыта. Уже 12 лет я веду занятия с подростками-следопытами в походных условиях. И вот одна из методических находок Братства Православных Следопытов: использование в качестве иллюстративной схемы структуры древнерусского пятиярусного иконостаса. Чтобы пояснить, что это такое, скажу вначале несколько слов о трудностях современной катехизации. Во-первых, у вас может быть всего несколько встреч, значит, надо так структурировать материал, чтобы впечатление все же оставалось целостным, а не фрагментарным. Во-вторых, у детей разный уровень знаний - кто-то уже ученик Воскресной школы, а кто-то делает первые шаги, - но интересно должно быть всем. В-третьих, знакомить с новым необходимо, опираясь на уже известное, - причем, известное даже тем, кто начинает с нуля. В-четвертых, необходимо решить проблему Ветхого Завета, который занимает в Библии столь много места, что невозможно охватить его полностью, но с другой стороны, нельзя и выпустить ветхозаветные темы творения и грехопадения. В-пятых, было бы неплохо, если бы программа курса была безупречна с точки зрения светского характера образования. Это может пригодиться как при оформлении грантов, так и при разговоре с директорами школ. Курс должен вписываться в уже существующую предметную сетку. Наконец, желательно, чтобы материал был "говорящим", то есть, сам мог донести до аудитории то, что не удалось катехизатору. То, что ребенок видит, должно быть талантливее того, кого он слышит.
Все эти вопросы снимаются в случае древнерусского пятиярусного иконостаса. Он появился на Руси между XIV и XVI веками. Это поистине гордость России; тот вклад, который она внесла в мировую культуру. Тем самым мы знакомим учащихся с разделом МХК (мировая художественная культура). Иконостас возник как миссионерский ответ русской иконописной школы на вероучительные вопросы, с которыми приходили в храмы катехумены и новокрещеные. Не у всех были дома тексты Писания, но церковь была открыта для всех. Пять ярусов иконостаса отображают все эпохи библейской истории мироздания. Более того, каждый из рядов также имеет внутреннюю структуру, что позволяет схематизировать материал по каждой из этих эпох.
Напомню, что первый, второй, четвертый и пятый ряды - симметричны. У них есть смысловой фокус - центр. Если идти сверху вниз, то первый ряд, - праотеческий, - посвящен праотцам и в его центре - икона Пресвятой Троицы. Второй - пророческий - посвящен пророкам, в центре - икона "Знамение". Третий ряд, - праздничный, - не симметричен и вот почему: он посвящен событиям Нового Завета. Его иконы повествуют о Сыне Божием, Который стал и Сыном Марии, о Его Крестном пути в мире людей. Вот лишь некоторые вехи этого пути: Благовещение (и события, подводящие к нему), Рождество, Сретение, Крещение, Преображение, Воскрешении Лазаря Четверодневного, Вход Господень в Иерусалим, Тайная Вечеря, Распятие, Воскресение, Вознесение, Пятидесятница, Успение. Каждое из этих Событий открывает новую грань Христовой любви и поэтому среди них невозможно выбрать центральное. Четвертый ряд, - деисис, - посвящен Второму Пришествию, в его центре - икона "Спас в Силах". Наконец, пятый ряд посвящен тем людям, кто сумел донести всё вышеперечисленное до прихожан именно этой церкви. Это ряд местночтимых святых, в центре которого - царские врата, через которые священник выносит Чашу.
Таким образом, перед нами схема, в которую укладывается вся история и все богословие Библии. Эту схему дети могут зарисовать. А преподаватель может остановиться на главных иконах симметричных рядов, а остальные лишь обозначить и оставить объяснения на потом (скажем, для изучения в старших классах). Он расскажет о творении мира и грехопадении человека, обращаясь к рублевской "Троице". Икона "Знамение" позволит вкратце коснуться служения пророков, готовивших мир к пришествию Мессии. При этом за скобки будет вынесен разбор их текстов, исторические подробности и даже их имена, кроме важнейших. А вот на Двунадесятых Праздниках нужно будет "посидеть" подольше. Это о Христе, о нашем спасении. Это то главное, что должно остаться у ребенка. Поэтому разговор о третьем ярусе самый продолжительный и подробный. Четвертый ярус дает пасхальную перспективу и представление о том, какой будет жизнь будущего века. Пятый ярус позволяет поиграть с детьми. Их можно спросить о том, каким образом верхние ряды "сворачиваются" в иконы нижнего яруса. Дело в том, что верхние ярусы есть далеко не в каждом храме, но все их смыслы в свернутом виде содержаться в нижнем. Так вот, какие ряды во что переходят? (Ответ: праотеческий и пророческий, повествующие о том, почему и как приходит к людям Сын Человеческий, отображены в образе Пресвятой Богородицы с Богомладенцем слева от царских врат. Праздничный ряд - это сами царские врата с Благовещением, Евангелистами и иконой Тайной Вечери, которая располагается над вратами. Деисис - это поясное изображение Спасителя справа от врат.)
Еще один вопрос: а в каком ряду живут современные христиане? Ясно, что не в первых двух, - Ветхий Завет уже миновал. Ясно, что не в четвертом - Второе Пришествие еще не свершилось. Но если они живут в ряду Праздничном, то как могут быть причастны Событиям, которые произошли почти две тысячи лет назад? Ответ: через богослужения, которые выводят их за рамки времени и делают современниками пастухов, апостолов и мироносиц.
И последний вопрос "на засыпку": а какие шлюзы существуют между рядами? Как можно из одного ряда перейти в другой? Ответ: благодаря иконам, предвосхищающим грядущие события. Скажем, икона "Знамение" иллюстрирует слова пророка Исайи Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут Ему имя Еммануил, что значит: с нами Бог (Мф 1:23). Тем самым "Знамение" подводит нас к "Благовещению". А "Тайная Вечеря" приоткрывает перед нами тайны Воскресения и нашей пасхальной вечности, то есть вводит нас в пространство четвертого яруса.
Таким образом, схема иконостаса представляет собой педагогическую матрицу, очень удобную для запоминания и для усвоения материала. Она подобна гармошке. Ее можно растягивать и сжимать в зависимости от количества занятий, не утрачивая при этом ключевых моментов. Кроме того, она позволяет формализовать зачет. Ребенок по памяти воспроизводит картинку и объясняет ее.
Итак, в эту матрицу укладывается все вероучение. Но это еще не все ее достоинства. Такой компоновки материала нет ни в одном Законе Божием. Стало быть, и для церковноприходских "знаек" эти занятия не будут простым повторением. А с другой стороны, даже самый необразованный ребенок все же имеет какие-то представления об иконах и храмовом убранстве. Стало быть, и для него этот разговор начнется не с белого листа. Наконец, иконография Андрея Рублева свята и гениальна, а значит, не оставит равнодушным того ребенка, которого не сумел затронуть преподаватель, чья одаренность может быть не столь очевидной…
И последнее. Раскладывая вместе с детьми по ярусам репродукции рублевских икон, мы реконструируем литургическое храмовое пространство. Когда кто-либо из наших учеников заглянет в церковь, он будет подготовлен к тому, что встретит его внутри.
Если же говорить об образном мышлении, то, на мой взгляд, иконостас можно уподобить парусам, а церковь - ладье, которая скользит по житейскому морю на восход. Солнце встает и его лучи озаряют эти паруса, а отсветы падают на корабельную команду и пассажиров. Метафора прозрачна: свет - это свет святых, чьи лики изображены на иконах, солнце - это Христос, а заря - наше грядущее воскресение.
Такой подход позволяет минимизировать время, которое тратится на изучение Ветхого Завета, не утрачивая основных его вех, и, главное, сделать курс христоцентричным. О том, как преломляется школьная христианская педагогика в досуговых программах Церкви, можно прочитать в моей статье "Подросток в православном лагере: проблемы и решения" (журнал Альфа и Омега, №47 (2006)).
Я думаю, что предмет Основы православной культуры таков, что может преподаваться каждый год, но, главное, чтобы он не повторялся и с каждым разом раскрывал для ребенка все большую глубину. Курс призван быть интересным, наполненным творческими заданиями, но ни в коем случае не механическим набором информации, которую нужно так же механически запоминать.
Если же формулировать наши задачи как задачи христианской педагогики, то, прежде всего, очень хотелось бы надеяться, что после встречи с нами и нашими учебниками расстояние между детьми и Спасителем не станет больше, чем было до. Во-вторых, не ставя перед собой задачу немедленно обратить детей ко Христу, мы все же надеемся на то, что для них слово Православие перестанет быть иероглифом, это пространство культурных и религиозных смыслов будет ими освоено, и они смогут войти в сознательную церковную жизнь, когда им это станет необходимо. Мир Православия будет ими обжит. А когда произойдет их личная встреча с Богом Живым? Ответ на этот вопрос коренится в тайне человеческой свободы и Промысла.
Мы же, как разработчики методик, курсов и пособий по ОПК и Закону Божию, так и преподаватели этих дисциплин призваны, по пословице, "на Бога надеясь, самим не плошать"
Взято с благодарностью у
dmpershinLI 7.05.22