Бывает, что узнаешь о каком-то месте и захочешь там побывать...
На Оркнейских островах есть гавань, которая считается одной из наиболее удобных гаваней в мире. Не удивительно, что в своё время она стала постоянной базой Королевских ВМС Великобритании. В 1956 году базу закрыли. А гавань известна тем, что на морском дне покоятся остовы более 50 кораблей.
Уже полгода флот Открытого моря — а именно так официально именовался кайзеровский ВМФ — стоял на якоре в просторной бухте Скапа-Флоу. По условиям перемирия здесь были интернированы 74 немецких корабля, в том числе 11 линкоров и 5 линейных крейсеров. Судьба флота должна была определиться после 21 июня 1919 года — даты официальной капитуляции Германии.
Условия, в которых пребывали небольшие по численности немецкие экипажи, были ужасны. Британское командование запретило всякое перемещение личного состава с корабля на корабль, не говоря уже о посещении берега. Унылое однообразие службы отягощалось и почти несъедобной пищей, доставлявшейся согласно договору из Германии и прибывавшей в испорченном виде. Когда немцы раскладывали полученную провизию для просушки, командам находившихся поблизости английских сторожевых судов приходилось затыкать нос. Недовольство моряков грозило выплеснуться наружу, и командующий флотом контр-адмирал Людвиг фон Рейтер отдавал себе отчет в том, что прошлогоднее восстание может повториться, причем в худшем виде. Поэтому большую часть матросов он отправил на двух пароходах на родину. Теперь, когда на кораблях остался минимум людей, преимущественно добровольцев, адмирал решился на рискованный шаг. Опасаясь, что при любом исходе мирных переговоров его флот неизбежно достанется англичанам, он приказал одновременно затопить все корабли. “Гибель лучше плена” — так Рейтер обосновал свои действия.
Немцам надо отдать должное: подготовку акции они провели блестяще. А ведь сделать это было непросто: их корабельные радиостанции англичане давно конфисковали, а спускать на воду шлюпки им категорически запрещалось. В итоге секретные приказы передавались на английском же пароходике, развозившем почту! Так или иначе, но ни малейшей утечки информации не произошло. И в полдень 21 июня 1919 года на мачте флагманского линкора “Фридрих дер Гроссе” взвился условный сигнал: “11-й параграф сегодняшнего приказа — признание”. Немедленно были открыты кингстоны и крышки подводных торпедных аппаратов. Дредноуты один за другим начали крениться, и на них приспустили флаги.
Англичане спохватились слишком поздно. Их сторожевые суда приблизились к агонизирующим стальным колоссам и открыли огонь, требуя от экипажей закрыть кингстоны. Но тщетно... Из линейных кораблей и крейсеров на мелководье удалось отбуксировать только “Баден” и “Гинденбург”. Все остальные дредноуты пошли ко дну.
Пятьдесят германских кораблей легли на дно бухты. Морская история не знала случая, чтобы на таком сравнительно небольшом участке моря было сразу затоплено столько боевых кораблей. Этот своего рода рекорд продержался до 1944 года, когда американцы потопили в лагуне Трук на Тихом океане 51 японский корабль.
(информация сайта: http://ship.bsu.by)
9 июля 1917 года произошёл взрыв пороховых погребов линкора «Вэнгард», стоявшего на якоре в гавани. Линкор вместе с 843[2] моряками затонул практически мгновенно. Причина взрыва не была установлена точно; наиболее вероятная версия — незамеченное самовозгорание угольной пыли в бункерах, перекинувшееся на соседние отсеки.
14 октября 1939 года немецкая U-47 под командованием Гюнтера Прина, специально отобранного для атаки на Скапа-Флоу адмиралом Дёницем, проникла в гавань через пролив Кирк-Саунд, перегороженный тремя блокшивами. Первый залп U-47 пришёлся на британский линкор «Ройял Оук».
Одна торпеда попала в цель, но линкор остался на плаву. Второй залп — кормовым торпедным аппаратом — прошёл мимо, третий — тремя торпедами — привёл к гибели линкора и 833 человек его экипажа. 386 моряков спаслись. U-47 благополучно вернулась в Вильгельмсхафен 17 октября. В 1942 году газеты США сообщили, что Прина наводил на цель немецкий агент, живший на островах и бежавший после атаки на другой подводной лодке, — эти сведения оказались ложными.
По итогам расследования лишился своего поста комендант островов, адмирал Уилфред Френч. Заграждения блокшивами были признаны неэффективными, и взамен них британцы, руками итальянских военнопленных, построили так называемые барьеры Черчилля (англ. Сhurchill barriers) — каменные дамбы через малые проливы в восточной части Скапа-Флоу. Систем дамб общей длиной 2.3 км, начатая постройкой в мае 1940 года, была завершена только в 1944 году.
В 1956 году база ВМФ в Скапа-Флоу была закрыта. В 1962 году правительства Германии и Великобритании окончательно урегулировали права на останки затопленных немецких судов — Германия их официально продала спустя 42 года после гибели.
На острове Хой, в здании бывшей флотской нефтебазы, действует экспозиция для посетителей.
Доступ аквалангистов к останкам линкоров «Ройял Оук» и «Вэнгард» запрещён — это одна 16 подводных братских могил, охраняемых британскими законами. Доступ аквалангистов к останкам немецкого флота разрешён, но пловцы не вправе проникать внутрь кораблей или забирать с собой что-либо найденное на кораблях и в радиусе ста метров от них. Погружения на немецкие линкоры, лежащие на глубинах до 43 метров, классифицируются как средне-сложные.
Именем Скапа-Флоу названы:
(информация Википедии)