• Авторизация


Книги марта 2019. 06-05-2019 08:54 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Книги марта 2019.
 
Отличные.
 
  • Франк Тилье, «Медовый траур». (Третья книга цикла «Франк Шарко».)
  • Будто мало поиздевавшись над главным героем в предыдущей части, автор устраивает ему ещё большую встряску. И без того сломленный потерей близких, комиссар Шарко вновь и вновь переживает травмирующие события. Вдобавок новый маньяк, пытающий людей целыми семьями, похоже, имеет какие-то счёты к самому Шарко. Во всяком случае, кучу головоломок и подсказок для их решения он оставляет не просто так, а трупы множатся, как только комиссар берётся за дело.
     
    Как триллер – это восхитительное чтиво, на пару голов выше по саспенсу и реализации «пыточного порно» предшественника. Как детектив – чуть похуже, но лишь потому, что упор не на детектив как таковой, а на ребусы-загадки и анализ событий прошлого. Ну и вишенка – драматическая часть. Сломленный характер и воля против идеи фикс – у Тилье этот конфликт вышел невероятно мощным, прежде всего, за счет проработки обеих его сторон. Именно при сопоставлении драмы главного героя с трагедией маньяка Тилье будто предлагает читателю побыть эфемерными весами, дабы тот сам ощутил, чей груз боли перевесит.
     
    Хорошие.
     
    • Джей Кристофф, «Неночь». (Первая книга цикла «Хроники Неночи».)
    • Пытаясь перещеголять маститых авторов тёмного фэнтези, Джей Кристофф, кажется, незаметно для себя умудрился создать мало на что похожую канву повествования, регулярно вызывающую у меня недоумение своими контрастами. Вроде героиня – девушка-подросток, жаждущая поквитаться с тираном за убийство отца, но роман даже отдалённо не янг-эдалт чтиво. Вроде идёт история становления из тощей малявки легендарной ассасинки, чьё имя в будущем станет синонимом жестокой расправы, но почти всю книгу мы наблюдаем исключительно за её падениями, болью, творимыми с ней и ей мерзостями, так что абсолютно не понятно, как она в принципе выживет, не говоря уже о славе. (Причём – и это самое странное – девушке на протяжении большей части этого мученического пути не сочувствуешь, лишь с нездоровым любопытством следишь за ее барахтаньем в зловонной луже.) Здесь мягкая и жёсткая эротика, детская чувственность и мечтания юности соседствуют с грубыми извращениями, уймой насилия и грязным цинизмом. Здесь учителя, повинуясь странным мотивациям, могут запросто устроить экзамен, цена неудачи в котором – болезненная смерть. И на все это безучастно взирают три Солнца, озаряя самые мерзкие и циничные деяния, творящиеся не под покровом темноты (она тут редкий гость), а у всех на виду.
       
      Это действительно мог бы быть подростковый роман взросления о бунтарке по типу Сойки-пересмешницы, вдохновляющей на революцию. Но Кристофф предпочел избежать лютых штампов подобной литературы, поставив не на антиутопические нотки, а на тёмную фэнтезятину. А может, просто дал волю своему внутреннему извращенцу.
       
       
    • Роберт Джексон Беннетт, «Нездешние».
    • Здоровски интригующая история о странном тихом городке в американском захолустье, куда волею случая прибывает главная героиня – бывший коп и просто барышня с шилом в попе. Натыкаясь на отголоски странной трагедии, десятилетия назад взбудоражившей этот тихий омут, а также стремясь узнать, что на самом деле случилось с её матерью, она начинает проявлять интерес к судьбам местных жителей. Постепенно углубляясь в прошлое и настоящее этих людей, героиня приходит к странному выводу – за десятилетия некоторые из них не постарели ни на одну морщинку, а случившийся тогда бадабум, похоже, расколол пространство на части, так что гости из других измерений вполне могут быть здесь. Или это ей только кажется?
      Мрачная, пугающая, медитативно звенящая неизвестностью и неотвратимостью, загадочная история с примесью притчевой иносказательности, на которую я обратил внимание исключительно из-за автора. Его «Город Лестниц» не так давно стал моей личной Книгой Года, и, в ожидании продолжений того цикла, я с радостью прочитал другую его работу.
       
       
    • Ярослав Гжендович, «Век бурь и волков».
    • После полного разочарования в Гжендовиче из-за финала и вообще цикла «Владыки Ледяного Сада» эта маленькая повесть – словно нектар в пустынном зное. Кажется, что когда автора сжимают психологические рамки объёма и формата, ему удаётся творить в разы более приятные и запоминающиеся вещи, нежели когда ему дают волю пографоманить всласть. История об экипаже немецкой подводной лодки, в 1944-м году получившем приказ встретить и сопроводить в место посреди океана очень странных людей, вышла компактной, интригующей и, главное, органично вписывающей в наш мир мифологические мотивы.
       
      Где-то в середине повести всё становится понятно, какое именно супероружие грозит появиться у Гитлера, но, зная историю, понимаешь, что план оккультного общества по заманиванию в свои сети аж целых мифологических персонажей изначально обречён на провал. Но читать при этом вторую часть повести нисколько не менее интересно! Напротив, основная мякотка как раз и начинается с прибытия подлодки в конечный пункт. Ведь именно там и раскрывается в полной мере характер главного героя, а определение «стойкий нордический» здесь возведено в абсолютную степень.
       
      Средние.
       
      • Джоан Роулинг (под псевдонимом Роберт Гэлбрейт), «Смертельная белизна». (Четвертая книга цикла «Корморан Страйк».)
      • Крайне разочаровывающее продолжение великолепного цикла о Корморане Страйке.
         
        Если в прошлых трёх книгах соотношение детективного сюжета и методов сыскного дела к личным проблемам и жизненным неурядицам одноножки Страйка и его верной помощницы Робин было примерно 80 на 20 (и эти 20 прекраснейше раскрывали героев, делая их проблемы болезненными для тебя самого), то в «Смертельной белизне» 40 на 60. И даже эти 40 процентов детектива совершенно не увлекают, являя собой примитивную историю о шантаже влиятельного политикана, перешедшем в расследование убийства. Роулинг, видимо, чувствуя, что основа трещит по швам, попыталась придать этому плохонькому детективному сюжету некое подобие изящности, обрамив его историей о тупеньком мальчике, который якобы что-то видел много лет назад, но получился даже в такой интерпретации весьма хреновенький твист. Потому что используется этот приём только лишь затем, чтобы втянуть Страйка в расследование, но в итоге оборачивается натуральным пшиком, а всё действие по чистой случайности, которую Роулинг выдаёт за закономерность, переходит в другое русло. Да и историй, когда детская психика под влиянием чего-то шокирующего выдаёт какие-то невнятные образы-загадки, непонятно, являющиеся ли реальностью, я за последние годы прочитал немало, и увы, данная книга – однозначно худший пример использования такого тропа. Без затей, без экивоков, без образов – просто примите на веру, господин Страйк: мальчик видел убийство. А какой жутко ненатуральный и шаблонный здесь финал, ужас… Как в злополучных театральных пьесах, последние акты которых состоят из пустых разглагольствований убийцы с пойманной жертвой.
         
        Но если детективный сюжет ещё можно как-то оправдать, то вот личные неурядицы здесь переступают все грани дозволенного, порой скатываясь в откровенно сопливую мелодраму, истерики и скандалы. За последние здесь отвечают отношения Робин с мужем, и это просто худшие главы всего цикла. Настолько отвратительная мелодрама там разыгрывается, с изменами, ревностью, жалкими выкриками, обидками и последними профуканными шансами, с обязательными «я тебя не люблю» фразами, что за героев натурально стыдно. И это не переживания уровня «я ей/ему сочувствую, бедняжке, терпит такое унижение», это именно что вызывающий брезгливость стыд от глупости всех скандалов и истерик. Корморан тоже подливает масла в огонь своими похождениями, но с его стороны больше честности и порядочности, хотя по отношению к Робин он всё же в паре мест выдаёт не красящие его слова и советы.
         
        В общем, эту книгу (и грядущую экранизацию, смотреть которую резко поубавилось желания, хотя что сериал, что книжный цикл я обожаю) надо перетерпеть, отмучить и забыть в надежде, что следующая будет лучше. Даже у мастеровитых писателей уровня Роулинг бывают такие досадные осечки, когда думаешь, что развитие отношений внутри романа даже в ущерб сюжету – правильный ход, а на деле получается никакое не развитие, а деградация полюбившихся героев, которую даже фансервисной дичью язык назвать не повернётся.
         
         
      • Дэвид Вонг, «В финале Джон умрёт». (Первая книга цикла «В финале Джон умрёт».)
      • Несколько лет назад мне попался на глаза фильм, снятый по этой книге. Оказался он средненьким мистическим трэшем, одновременно сумбурным и затянутым, и на знакомство с первоисточником не сподвиг ни разу. Так бы и осталось, если бы в обожаемой мной издательской серии «Мастера ужасов» не решили издать и этот роман, и оба его продолжения. Честно говоря, книгу читал очень сильно по диагонали, поскольку сюжет и местная мистическо-трэшовая начинка все еще пылились в памяти, и лишь ради того, чтобы без боязни что-то упустить браться за сиквел-триквел. Ну, собственно, в книжном варианте эта история сильно лучше не стала, всё так же сумбурно и местами запредельно, до комедийной черноты абсурдно, а повествование от первого лица о стрёмных и странных событиях в неназываемом городке обогатилось лишь ироническим контекстом и кучей заигрываний с читателем.
         
        Плохие.
         
        • Бентли Литтл, рассказы «Почтальон» и «Идол».
        • Банальнейшие истории, типичная для Литтла мистика, перемежаемая то с вязким хоррором, то с эротикой на грани порнографии. Для 80-х годов, может, и смело, но сейчас подобное читается с мимолётным чувством стыда и скепсисом.
           
           
        • Макс А. Коллинз, «Агата и тьма».
        • Вроде уже далеко не первый раз натыкаюсь на произведения, в которых реальные авторы детективов сами становятся героями, раскрывающими преступления, но всё ещё удивляюсь таким прецедентам. И если, например, Энтони Горовиц с непомерной фантазией и постмодернистским изяществом подходит к этому делу, регулярно радуя нешаблонными сюжетами и классически-детективными интригами, то вот Макс Коллинз, привыкший работать со схематичными историями американских процедуралов, видимо, увяз в них по уши. Ничем иным кроме зашоренности и спекуляции на штампах и затёртых схемах я охарактеризовать получившийся роман не могу. Он склёпан исключительно на американско-процедуральный манер, только для галочки, символизирующей здесь необычность, на место главного героя вставлена Агата Кристи, а в текст запрятана – не особо старательно, кстати – пара-тройка отсылок к её произведениям. Леди Агата вынуждена бегать по подвергающемуся бомбежкам военного времени городу, чтобы поймать аналог Джека-Потрошителя. Здесь буквально всё кричит о том, что автор привык писать коротенькие бесхитростные детективные истории для публики, уже знакомой с героями, ни капли не заботясь о психологических портретах. Герои введены кое-как, внутреннего мира нет в принципе, обстановка практически не используется, зато шаблонных для американщины такого рода ходов – хоть отбавляй. Даже несмотря на то, что действие немного пытается косить под британскую классику. В итоге, конечно, все скатывается в подобие подражания и типичный голливуд-стайл.
           
           
        • Стивен Дональдсон, «Седьмая Казнь». (Первая книга цикла «Война Великого Бога».)
        • Это ни фига не полноценный роман, а какой-то очень скверный пролог чего-то большего, по недоразумению выплюнутый в качестве отдельной книги. Забудьте о своих обычных 7-10 часах, затрачиваемых в среднем на погружения в перипетии нового мира, представленного каким-либо успешным дебютантом (коим Дональдсон ни разу не является, что ещё больше усугубляет ситуацию мыслями о жуткой халтуре). «Седьмая Казнь» читается максимум за вдвое меньшее время и по прошествии оного оставляет исключительно неудобные вопросы автору, главный из которых – с чего он решил, что его скудные фантазии кому-то будет интересно читать.
           
          А с фантазией и выдумкой у Дональдсона реально туговато. Всё, что он делает в книге – исключительно «на отвали». Предысторию конфликта двух государств, воюющих уже несколько веков, пересказывает как затрапезную байку, будто не понимая, как нелепо выглядят сейчас эти войны при такой мотивации. Военные и тактические потуги описывает исключительно схематичными мазками. Путешествие в поисках заветного магического томика, могущего изменить расклад сил в кровопролитии, обставлено без малейшей доли приключенческого духа – просто скитания по пустыне до встречи с караваном. Мир не заполнен вообще никак, зияющие пустоты и на картах, и в сюжетных локациях. Их призваны замаскировать сотни водянистых диалогов, но эта малоосмысленная трескотня наскучивает ещё на первом часу чтения. Персонажи – полный провал и ходячие посмешища, не имеющие своих мнений и регулярно пляшущие под удобные Дональдсону темы. От того, что автор постоянно упоминает чью-то должность или титул (чаще всего, принца одной из воюющих сторон), навязывая читателю эту регалию как важнейший атрибут героя, хочется плеваться и заклеймить его замшелым канцеляристом.
           
          Окончательно добивает весь интерес к роману и дальнейшей судьбе цикла финальное откровение. Оно настолько упорото подано, что хочется покрутить пальцем у виска, но вместе с тем ещё и вымученно простирает надежды читателей на эпик и глобальную интригу в последующих томах цикла. Вот только веры к автору уже нет ни малейшей. По-хорошему, эти 350 страниц нужно было бы сократить вчетверо, выкинув огромную часть ниочёмной болтовни, и подать как пролог и первую главу к большому тому. Ничем иным этот огрызок всё равно не является.
          вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


          Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

          Дневник Книги марта 2019. | Nikquest - Камерный мир Nikquest | Лента друзей Nikquest / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»