• Авторизация


Книги февраля 2019. 29-03-2019 10:08 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Книги февраля 2019.
 
Хорошие.
 
  • Генри Каттнер, «Исполнение желаний».
  • На чтение этого рассказа меня сподвигла чистая случайность: выставляя классификаторы другому произведению на ФантЛабе, я промахнулся и линейность сюжета указал как «инверсионную». Оплошность тут же исправил, но попутно перешел по ссылке всех произведений этого типа. И на самой верхней позиции как раз и было «Исполнение желаний». Решив, что с инверсионными рассказами я еще не знакомился, воспринял это как повод к действию. Рассказ оказался коротким, написанным в 1948-м году, и для этой даты невероятно смелым и фантастическим. О роботе, который передаёт некоему человеку устройство, позволяющее «слышать» мысли людей из далёкого будущего. Но на деле, конечно же, всё не так, и повинен в этом тот самый инверсионный ход событий, вываливающий на читателя ошеломляющий финал. Выясняется, что читали мы вообще не то, что было в начале.
     
     
  • Джесс Буллингтон (под псевдонимом Алекс Маршалл), «Пепел кровавой войны». (Третья книга цикла «Багряная империя».)
  • Хм, а это точно финал трилогии был? Потому что если да, то что-то как-то он подразочаровал. Хотя бы тем, что добрые две трети книги весь костяк основных персонажей (а их скопилось прилично) находится порознь и занимается чем угодно вплоть до самобичеваний, лишь бы не идти к своей финальной стезе. Да и основных сюжетных вех на книгу что-то совсем мало, событийно значимых поступков или сюжетодвигающих поршней здесь гораздо меньше, чем в предыдущих двух романах.
     
    Зато все огрехи искупаются персонажами, почти все их линии наконец-то стали любопытны сами по себе, в отрыве от общесюжетной завязки. Да, это связано как раз с тем, что они большую часть книги обособлены от других героев, находясь в конфликтной или просто опасной для жизни ситуации (ну, кроме Хортрэпа, этот жуткий перец, закусывающий человечинкой, в любой среде чувствует себя комфортно, в отличие от окружающих, которые мечтают оказаться от него подальше), но если это работает во благо, то пускай. Хотя я бы больше предпочёл баланс между личными трагедиями и страхами и сюжетными арками героев.
     
    Короче говоря, приключенческого, военного и командного аспекта в книге меньше, чем в предыдущих двух, но это не сильно портит впечатление, если вы полюбили этих героев и готовы пережить с ними горестные минуты. Оно того стоит, таланта прописывать персонажей, награждая их смесью сволочного цинизма и чёрного юмора, у Буллингтона не отнять. И когда таких героев больше пяти и у каждого из них свой мрачный взгляд на окружающее, сюжетные поршни, как старенькие косточки Софии, могут ржаветь сколько угодно. Если понадобится, автор применит живительный эликсир.
     
     
  • Ричард Йейтс, «Нарушитель спокойствия».
  • Странное впечатление оставляет после себя роман Йейтса. Одновременно и горькое, трагичное, судьба главного героя не может восприниматься иначе, и светлое, яркое, открытое для душевного подъёма. Примерно схожие ощущения у меня были ещё в школе после прочтения ряда обязательной классики вроде Тургенева, Чехова, Гончарова, Куприна… Вот и Йейтс по стилю чем-то отдалённо их напоминает, наверное, для 1975-го года было характерно так писать, сейчас доля архаики определённо чувствуется. Но это только стиль схож с классиками, поднимаемые вопросы, антураж, герои, многие психологически грамотные сцены – они совершенно другие. Хотя бы то, какое значительное место в романе уделяется кинематографу и его влиянию на жизнь героев, споры о вкусах и предпочтениях читались очень захватывающе.
     
    Да и в целом сам сюжет далёк от классических конфликтов, а если что-то и роднит – то исключительно душевные терзания и самокопания. Дело в том, что главный герой, «нарушитель спокойствия» (нужны ли здесь кавычки, становится понятно ближе к концу), из-за проблем в семье и с алкоголем однажды получает нервный срыв и попадает в психиатрическое учреждение. И немалая доля романа посвящена его адаптации к изменившимся условиям существования, как он проходит через знакомства с врачами и санитарами, как сближается с местным контингентом, участвуя в их мероприятиях и аналогах ролевых игр, как осознаёт, что именно ему грозит, как принимает все изменения во внешнем и внутреннем мире… С этой стороны конфликтология весьма занятна и почти полностью захватывает взрослого читателя.
     
    Но есть и другое. То самое, сейчас почти позабытое классическое душевное терзание «тварь ли я дрожащая, или право имею», поданное в практически современной (для 75-го года) обработке. Ближе к финалу, когда вскрывается правда, червячок сомнения, грызущий где-то с середины книги, наконец находит выход на поверхность, и вся психологическая муть поднимается со дна души. Но вместе с этим ничего особенно гнетущего не происходит, роман всё равно остаётся весьма сбалансированным по части горечи и светлости.
     
    Средние.
     
    • Ренсом Риггз, «Карта дней». (Четвёртая книга цикла «Мисс Перегрин».)
    • Настолько вымученное и ненужное продолжение трилогии о странных детях, что ничем иным кроме коммерческой наживы объяснить его не получается. А ведь книга, что самое невразумительное, ещё и обрывается буквально на полуслове, то есть, Риггз ещё и продолжение задумал.
       
      Казалось бы, после всех тех испытаний, что выпали героям трилогии (они даже в аду побывали!), им не помешало бы уйти на покой. Собственно, так оно и планировалось, но видимо, что-то у автора перемкнуло, и он вместо новых миров стал клёпать вымученные приключения в старом с теми же героями, только поместив их в якобы неидеальную среду, вырвав из уютных родных петель. Да, было несколько забавно читать, как странные, но до боли нам знакомые попаданцы из прошлого адаптируются к современным условиям, как ходят в супермаркеты за покупками (невидимый чувак решает своровать, но напарывается на сигнализацию, эка невидаль!), как автор, отправляя их обратно в прошлое на Юг Штатов, не преминул дежурно и толерантненько пожурить расовую сегрегацию, как эти самые дети с душами столетних стариков выясняют между собой отношения, как Эмма пытается прояснить для себя, кого она любит больше: Джейкоба или его дедушку… Но это всё из области практически фанфикшена, от Риггза я ждал в первую очередь адвенчурный сюжет и новых странных персонажей. И то, и то в книге номинально есть, но на деле не выдерживает никакой критики.
       
      Сюжет можно описать одной фразой: по подсказкам дедушки из прошлого Джейкоб сотоварищи едут составлять американский атлас петель, а попутно искать какую-то новую петлю и новых странных детей, не поставив в известность свою имбрину, мисс Сапсан. Разумеется, это всё плохо заканчивается. Да, то самое дорожное приключение и встречи с новыми «способными» детьми здесь имеются, но куда подевалась вся фантазия автора? Почему у него вместо приключенческого аспекта начала довлеть над событиями какая-то натужная мелодрама? Почему почти все новые герои так или иначе оказываются либо очередным ходячим посылом к толерантности, либо нарочито выпяченными карикатурами? По большей части, у книги даже нет вменяемого конфликта и противника! Только ближе к концу что-то подобное обозначается, но тварей и пустот на всю книгу – буквально парочка штук. И увы, фирменная фишка цикла – различные криповые фотографии странных людей – здесь тоже претерпела изменения, перейдя из разряда серо-выцветшего ч/б в цветную глянцевость.
       
      Новую книгу, таким образом, стоит читать исключительно фанатам трилогии, которые соскучились по полюбившимся героям, но даже они рискуют остаться в полной растерянности. А ведь по-любому будет ещё не одна книга в этом мире, концовка «Карты дней» нагло обрывает повествование.
       
       
    • Том Светерлич, «Исчезнувший мир».
    • В последнее время мне всё чаще стали попадаться нарочито претенциозные и перехайпленные книги, которые сами из себя не представляют ровно ничего стоящего в плане писательского мастерства, но весьма годные как первоисточник для экранизаций. Особенно если за дело возьмётся человек, собаку съевший на подобных вещах, обладающий хорошим авторским видением и умеющий грамотно вычленить интересную историю из посредственного слога и мишуры.
       
      Вот и «Исчезнувший мир» ровно такой же претенциозный до одури середняк, из которого может выйти замечательнейший фильм. В книжном варианте же – это целая сборная солянка жанров, когда один наползает на другой, но при этом каждый из них страдает либо от перегруженности и ненужности для повествования, либо от недостатка авторского мастерства. Взять хотя бы самое основное: когда путешествия во времени туда-обратно подаются настолько невразумительно, впору за голову хвататься. А детектив? Вот серьёзно, это детектив? Когда для того, чтобы узнать, нашли ли тело жертвы (а может, уже даже и само убийство раскрыто!), героиня летит в будущее на пару десятилетий вперёд, тем самым откровенно признавая собственную некомпетентность, да ещё и изменяя ход событий в настоящем – это, простите, что угодно, только не детектив. Она бы ещё к привокзальной цыганке-гадалке пошла.
       
      За социалку здесь отвечает тоже героиня-инвалид, потерявшая ногу в одном из вариантов будущего. Но чёрт подери, почему это так скучно, однобоко и неумело подаётся? Вспомните, каким прекрасно выписанным героем-инвалидом был тот же Корморан Страйк от Роулинг! Как его потерянная нога, заменённая протезом, вечно натирающим культю, регулярно добавляла ему проблем в детективной работе, но ей не тыкали в лицо постоянно, а наоборот, вспоминали в нужных местах и изредка в домашней обстановке. А в «Исчезнувшем мире» инвалидность гг либо откровенно выпячивается, либо регулярно забывается. Акцентуация на этом аспекте порой неслабо так раздражала, когда вдруг ни с того ни с сего автор «вспоминал» о случившемся.
       
      Научная фантастика здесь тоже очень-очень слабо подана именно в писательском аспекте. Описание Рубежа, ядрёным апокалипсисом выжигающего все варианты будущего и постепенно приближающегося к настоящему, автора, похоже, совсем не волнует, как и то, чем вызвана эта катастрофа. Различные версии будущего, какие-то стрёмноватые временные линии, идущие в обход местных событий и остающиеся на второплановых ролях… Да ёлки зелёные, объясни ты нормальным (да хотя бы учёным) языком, как у тебя это всё работает, каким образом тот самый Рубеж регулярно скачет через десятки лет, ничего не оставляя после себя! Нет же, Светерлич всеми силами и уловками этого избегает, а почти все попытки дать хоть какие-то объяснения тут же забиваются информационным мусором и терминологической тарабарщиной.
       
      В общем, единственное, что автору из этой солянки жанров удалось – это триллер, наполненный жуткой колючей атмосферой, регулярно подпитываемой кровавыми деталями и на удивление редко тихими «ааа, мы все умрём!!!». Особенно интересной оказалась мотивация убийств, после узнавания которой начинаешь по-новому смотреть на все деяния. Да, всё равно жестокость порой чрезмерная, но если цель в глазах преступника оправдывает такие средства, то, может быть, они и покажутся разумными хоть на мгновение.
       
       
    • Франк Тилье, «Комната мёртвых». (Первая книга цикла «Люси Энебель».)
    • Если первое знакомство с Франком Шарко в параллельном цикле можно смело назвать удачнейшим, то вот с Люси Энебель явно всё прошло через пень-колоду. Настолько невзрачную историю ей придумал автор, что, начни я читать Тилье с этой книги, далеко не факт, что продолжил бы знакомство с писателем. Ни как детектив, ни как триллер, ни просто как роман книга не вызывает абсолютно никаких эмоций – она максимально простая, незатейливо подающая обычнейшее преступление, разве что, удивительным совпадением автор хоть как-то попытался придать ему изюминку. Вышло, впрочем, очень натянуто. Да и главная героиня – та ещё серая мышь. Радует, что Тилье не стал обособлять её надолго, и уже через один сольник они с Шарко начнут совместные приключения. Надеюсь, там Люси проявит себя по максимуму.
       
       
    • Э. Дж. Смит, «Тёмная Кровь». (Вторая книга цикла «Долгая Война».)
    • Что ж, было глупо надеяться, что автор, чью идейную импотенцию я ругал месяц назад, при подготовке второй книги цикла резко примет писательскую виагру, возьмёт своё призвание в руки и начнёт фонтанировать идеями так, что будет действительно достоин места в издательской серии «Best Fantasy». Так что и разочарования в итоге никакого нет, «Тёмную Кровь» можно описывать ровно теми же строчками, что и «Чёрного Стража», они похожи как пара чернильных клякс на бумаге. Абсолютно идентичная структура – по две книги, каждая поделённая на две части с пятью-шестью главами, прологами и эпилогами, обязательная легенда в начале каждой книги… Такие же пафосные и стерильно-уныленькие сцены и диалоги. Куча шаблонов и дубово поданные конфликты. Полнейшая безыдейность и общая гладкость текста. Чёрт, да даже идейно импотентские благодарности на шесть строчек на месте! Я бы абсолютно не удивился, наткнись в томике на куски из «Чёрного Стража», с автора бы сталось нагло скопипастить и выдать за флэшбек объёма ради.
       
      Здесь даже сюжет не особо продвигается, вот в чём главная закавыка! Куча персонажей куда-то бредут, с кем-то сражаются, натыкаются друг на друга, погибают или куда-то исчезают, на их место приходят новые, но глобально сюжет второй книги (как и первой, да) описывается двумя предложениями. Единственное, что, можно сказать, Смиту удалось – описание зарождения Саары, одной из Семи Сестёр, окунающее читателя в пучину того, откуда вышла Госпожа Боли. А вот история парниши, который одержим убийством этих самых Сестёр, выдалась из рук вон плохо, за ним не просто неинтересно следить (как и за большинством местных pov’ов), к концу книги он раздражает своей полнейшей аморфностью и обычностью. Шутка ли, за два толстенных томика его «миссия» не заинтересовала ни на йоту, а корефанистые отношения двух заголовков книг явно претендуют на звание одного из худших бромансов в литературе.
       
       
    • Ярослав Гжендович, «Конец пути». (Четвёртая книга цикла «Владыка Ледяного Сада».)
    • Финал эпопеи, которая писалась на протяжении почти 10 лет, не разочаровывает только в одном: это действительно финал похождений парочки героев, конец их путей, приключенческий условный хэппи-энд. К смысловому его наполнению можно придираться, но не к фактическому. И последние главы со зрелищными сценами это наглядно демонстрируют: Гжендович выложился в них как мог, обеспечив живой и яростный бой местных богов под аккомпанемент барабанных визгов.
       
      По остальным критериям всё сильно так себе. В первую очередь, излишне раздутый объём. Заключительный томик толще каждого из предыдущих, наверное, раза в полтора-два. Но при этом каких-то по-настоящему увлекательных событий в нём – шиш да маленько. Почти вся середина книги забивается либо проговариванием всем известных истин по три-четыре круга, либо тягомотным неспешным повествованием об очередных скитаниях героев. По-хорошему, пройтись бы редакторскими безжалостными ножницами да укоротить весь «Конец пути» до размеров любой предыдущей книги цикла – вышло бы куда компактнее и оправданнее.
       
      Во вторую очередь сильно разочаровывают полнейшая предсказуемость и незамысловатость сюжетных линий. Автор не приберёг для финального тома практически никаких сюрпризов, всё, что он делает – лишь подтверждает уже известное или намекаемое ранее. Само собой, некоторые странности местного мира и его обитателей он всё же объясняет, но это далеко не уровень интересных сюжетных поворотов или разъяснения глобальной интриги, а скорее, как ребёнок когда-нибудь узнаёт, что такое радуга на самом деле.
       
      Ну и наконец, то, что для меня стало очевидно ещё в третьей книге, в четвёртой и вовсе проехалось катком по читательскому восприятию. А именно – сами главные персонажи мне перестали быть интересны уже после первого тома. Что попаданец, что тохимон. Их линии интересовали исключительно событиями, происходящими с героями, но никак не самими героями. У Гжендовича не получилось раскрыть их личности так, чтобы мне стал хоть в малейшей степени интересен их внутренний мир, мотивации их поступков или даже само их наличие в сюжете.
       
      К сожалению, после первой книги, по-настоящему хорошей и цепляющей и миром, и героями, и загадками, цикл покатился в обычную рутину. И финал, должный стать пиком, оказался всего лишь чуть-чуть выпирающей кочкой после долгой и занудной финишной прямой.
       
      Без оценки.
       
      • Бентли Литтл, 35 рассказов, объединённых в пару неофициальных сборников.
      • По большей части эти хоррорно-мистические миниистории с налётом эротики или даже порнографии на пару-тройку страничек можно оценить исключительно на «плохо» и «очень плохо». Но попадались среди них и хорошие вещи. Впрочем, Литтл как автор куда круче раскрывается в большой форме, а подобные миниатюрные зарисовки, наполненные глупым фетишизмом, трудно охарактеризовать иначе как «трэш».
        вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


        Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

        Дневник Книги февраля 2019. | Nikquest - Камерный мир Nikquest | Лента друзей Nikquest / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»