Книги мая 2018.
Отличные.
Брендон Сандерсон, «Звезда Напасть». (Третья книга цикла «Мстители».) Великолепное завершение подросткового цикла об изнанке супергеройского мира. Сандерсону было бы достаточно просто сосредоточиться на основном конфликте, развить интригу касательно Напасти и показать изменения в героях, чтобы удачно завершить историю противостояния Мстителей и плохих Эпиков. Но ему этого показалось мало. По аналогии с первыми двумя книгами, шикарно описывающими тот или иной изменившийся город (закованный в сталь и беспросветный мрак Ньюкаго и погруженный в воду Новилон), в третьей фантазия Брендона перенесла почти все действие в роскошно описанный город, целиком состоящий из соли, а вдобавок еще передвигающийся в пространстве и постоянно обновляющийся. И как грамотно эта локация задействуется в повествовании! Соляные здания то рушатся, то возводятся, заставляя героев переезжать и быть все время начеку, злые Эпики могут буквально стереть в порошок любой дом со всеми его жителями. Регулярно возводящиеся заново дома позволяют спланировать часть действий, взяв за основу их разрушаемость. Динамика и насыщенность событиями, экшеном и твистами также в полном порядке, окончание действительно окончание, полностью раскрывающее практически все тайны и интриги этого цикла, что лишний раз дает право восхищаться талантом Сандерсона в продумывании всей концепции наперед и его шикарным чувством темпа.
Хосе Карлос Сомоза, «Зигзаг». Научно-фантастический детективный хоррор, в котором зверские, невозможные с точки зрения разумной составляющей убийства предстают как результат случайного эксперимента со временем и с основной теорией физики. Что-то вроде жуткой и очень мрачной смеси «10 негритят» и «Нечто» с целиком научным обоснованием происходящего. Идеальный вариант для сценария к эпизоду «Грани», если бы она все еще выходила.
Хорошие.
Владимир Данихнов, «Тварь размером с колесо обозрения». Живое и страшное описание борьбы писателя с собственным раком. От операций, потери глаза, неунывающих надежд, многократных посещений онкологов и прочих врачей до нынешнего времени, когда все актуальное и, к сожалению, негативное можно прочитать в ЖЖ. Отдельную оду восхищения и уважения книга (как и реальная жизнь!) отдает жене Данихнова, ее мужественности и несгибаемому оптимизму. Все переживания, все страхи, все ложные и искренние надежды, все шаги к победе над тварью – все описано ярко, жизненно, крайне правдиво и до дрожи пугающе, потому что ни на страницу не чувствуется фальши или ощущения, что этого не было. Это было – и это есть сейчас в миллионах других семей. А для писателя этот кошмар все еще продолжается.
Себастьян Фитцек, «Двадцать третий пассажир». Ежегодно на круизных суднах, бороздящих моря и океаны, пропадают около двух десятков людей. Куда они исчезают – неизвестно, но вероятнее всего – выпадают за борт. Случайно, умышленно или же по собственной воле. На сленге моряков такое самоубийство (или исчезновение) и называется «двадцать третьим пассажиром». Это все реальные данные, подтверждённые статистикой, и на их основе Фитцек написал весьма достойный детективный триллер про таинственное исчезновение женщины и ребенка в море посреди круизного путешествия на роскошном лайнере.
Терри Пратчетт, «Изумительный Морис и его учёные грызуны». Вывернутая наизнанку легенда о Гамельнском крысолове. С кучей пратчеттовской сатиры (одни бои крыс с собаками чего стоят!), юмора и толикой драмы. Шикарная передача образа мыслей умного кошарика, замыслившего аферу вместе с крысами и мальчиком с дудочкой. Вообще, читать книгу, будто бы написанную спецом, чтобы умилить кошатников и заставить их злорадно хихикать над собачниками, само по себе было приятно! А с фирменным пратчеттовским слогом и вовсе эта история идеально сочетается. После такого жалеешь, что продолжения уже не случится.
Средние.
Джон Коннолли, «Ночные легенды». Сборник рассказов и новелл о всякой мистической живности, от вампиров и ведьм до призраков и зловещих домов. Увы, большая часть рассказов – абсолютно банальные байки о встречах с этими существами или явлениями, без капли интриги или чего-то реально саспенсного, даже на страшилки не особо тянет. Но парочка отличных историй в этот сборник все же затесалась.
Килан Патрик Берк, «Клан». Вот если бы вся книга была такой же мерзкой и по-хорошему отвратительной как ее первая четверть – я бы даже поставил оценку «отлично», уж очень густой вонючий смрад, словно исходящий из той самой кровати годами не встающей Мамы, буквально пропитывал начало истории, ощущалась полнейшая безнадега жертв семейки садистов в глухомани, и даже сбежавшая от них девушка привносила в историю массу блевотных подробностей. Но затем автор то и дело переносит действие в город, повествование искусственно замедляется, вся липкая атмосфера ужаса улетучивается, а редкие крупинки прежнего шок-контента уже перестают правильно действовать. Все становится занудным и унылым, отчего финальная треть даже дочитывается через силу. Лихое начало – и такой провалище дальше.
Рэмси Кэмпбелл, «Рудник на Югготе». Рассказ в мире произведений Лавкрафта, вдохновившись которыми главный герой попадает на планету из того самого мира. Думая, что найдет ключ к бессмертию Древних, он начинает изучать новое место.
Скотт Линч, «Республика воров». (Третья книга цикла «Благородные Канальи».) Скучная, откровенно затянутая, напрочь лишенная приключений, но полная соплей и унылых политических интриг, третья часть цикла ужасно разочаровывает. Особенно если учесть, каким мощным клиффом закончилась вторая книга и в какую пустышку это все вылилось в итоге. Еще и абсолютно ненужные, портящие весь темп событий флэшбеки только тупо растягивают время на чтение, тем более, что большинство из них – это так или иначе происходящие действия из первой книги. Для тех, кто читал с многолетними перерывами, это, может, и полезно (хотя сильно сомневаюсь, там флэшбеки весьма слабо коррелируют с событиями современности), но для тех, кто читал подряд за пару месяцев, подобное повторение – лишь напрасная трата времени.
Плохие.
Уилл Макинтош, «Фоллер». Какая-то грандиозно тупая, полная ужаснейших штампов и нелепая в самой своей концепции книга, обладающая очень интригующей завязкой, но уничтожающая ее просто в ноль первой же попыткой развить действие дальше пары глав. Вкратце, в чем суть этой дичи. Какой-то взрыв расколол Землю на части, и теперь они парят в пространстве друг над другом. Главный герой приходит в себя с полной амнезией и, будучи с какого-то бодуна уверенным, что мир не единственный, прыгает с края своего мира. Летит-летит-летит много-много часов и приземляется на другой кусок расколовшейся планеты. Там находит интуитивно знакомых людей-клонов, тоже потерявших память, и уговаривает их на прыжок веры. И вот они уже сигают козликами в бездонные пропасти как на работу, летают от одного куска планеты к другому, абсолютно непонятно зачем, проводя в полетах сутки, если не больше. Параллельно этому абсолютно неувлекательному действу идет история-флэшбек о том, как этот мир вообще оказался расколотым. И я не знаю, какого хрена автор так яро напускает туману, когда с самой же первой главы этой части становится понятно, что гг, сейчас ухающий в километровые провалы, окажется причастным к данной катастрофе. Короче, бредятина полнейшая, еще и бездарно написанная, а на перечисление одних только неудобных вопросов автору может уйти не одна страница. Куда делось ядро Земли после взрыва? Как и за счет чего «острова» висят в атмосфере? Как герой ни разу не промазал и вообще не разбился со своим самодельным парашютиком из говна, ниток и туалетной бумаги? Как остались существовать флора и фауна? Как держатся водоемы на «островах», почему вода не спадает вниз, ведь там уклоны же явные? Как гг в полетах умудрялся спать, справлять нужды, разговаривать с другими людьми? В общем, полнейший трындец, бездарно вообще все: и идеи, и реализация, и стиль, и многочисленные диалоги, и выбранная тематика…