Книги декабря 2017.
Отличные.
- Бром, «Потерянные боги». Отзыв писал раньше. Отличный микс из «Американских богов» и загробного путешествия по не совсем Дантовскому Чистилищу. Динамичненько, кроваво, иногда душевно, как в сценах с Аной и детьми, иногда мерзко – в основном, от рисуемой картины мира.
- Питер В. Бретт, «Трон черепов». (Четвёртая книга цикла «Война с демонами».) Последняя книга 2017-го года оказалась лучшей в цикле и одной из наилучших за весь год! Казалось, что после пошатнувшей планку качества цикла «Дневной битвы» автор уже не сможет заинтересовать на прежнем уровне, но нет! Перед финальной частью Бретт выдал нечто изумительное, заставив не просто сопереживать полюбившимся героям, а страдать вместе с ними по их утратам. Да, до концовки этой книги доживут далеко не все, Бретт наглядно демонстрирует, что не у всех главных героев есть сценарная броня, и черт, как же горько сознавать, что итоговая встреча друзей так и не состоится. Но это ладно, куда страшнее другое: Бретт еще более наглядно показывает крайне неприятную правду: для порабощения мира и истребления людей титульные для цикла демоны не нужны. Пользуясь религиозными противоречиями и разницей мировоззрений двух народов, автор буквально сшибает в схватках людские массы, намеренно наплевав на один из главных принципов этой саги: «Ночью все люди – братья». Демоны, на протяжении предыдущих книг культивируемые как неистребимые враги, теперь отходят на десятый план, становясь лишь источником для подзарядки магических артефактов и способностей. И глупая, полностью бессмысленная в своей кровопролитности и ставящая крест на дальнейшем сосуществовании, война разгорается из-за целой кучи мелочей, интриг, подлостей, личных амбиций и жажды власти, в то время, как два лидера, будучи непримиримыми врагами, раз за разом проходя испытания на крепость выдержки, теперь сообща пытаются остановить полчища демонов в Недрах, совершенно не ведая, что их ждёт по возвращению. А ждут их разоренность, ад и склоки местных царьков, возомнивших себя вершителями судеб. Финал истории не за горами (он только недавно вышел в оригинале надеюсь, переведут хотя бы в этом году, не представляю, как люди ждали по три года), но абсолютно непонятно, как именно в нем развернутся события: автор развесил уйму ружей, развязал кучу хвостов и оставил тучу интриг, а читателям мучиться в ожиданиях!
Хорошие.
- Бентли Литтл, «Наследие». Неожиданно глубокий в своем неиллюзорном психологизме для Литтла роман о становлении серийного убийцы, у которого перемкнуло в мозгу. Даже не догадывался, что после полутора десятков сезонов «Мыслить как преступник» со всевозможными триггерами и мотивациями подобная вещь, рассказываемая от лица человека, который сам не поймет, что происходит в реальности, а что – за ее пределами, может меня так зацепить. Просто потому, что в шкуре главного героя нереально страшно (и пугающе легко!) оказаться. И Литтл последовательно показывает, как происходит трансформация из обычного парня в кровавого маньяка на основе всяких мелочей. Вязко, смачно и жёстко, герой постепенно теряет все моральные ориентиры.
- Блейк Чарлтон, «Чарослов». (Первая книга цикла «Чарослов».) Очередная книга из разряда «успех «Гарри Поттера» не дает покоя некоторым авторам». Впору загибать пальцы на схожестях «Чарослова» с «Поттерианой» или, вернее, набором клише, использованных в ней. Раз – магическое заведение, обучающее юных волшебников. Два – избранный герой, не такой как все остальные учащиеся (с тем отличием, что здесь он по другую сторону образовательного процесса). Три – у нашего героя имеется своя отметина, аналогичная молнии на лбу. Четыре – тематика пророчества и антипророчества, которым до поры до времени слепо следуют персонажи. Даже окружение «избранного» – и то схожее, с поправкой на старший возраст героев, начиная с соседей по комнате и заканчивая старцем-наставником. Но не надо думать, что этими сходствами все ограничивается. Напротив, они лишь подчеркивают, насколько непохожи сюжетные и магические составляющие романа на детище Роулинг. И хотя в местную систему магии я так и не смог до конца поверить, все эти заклинания на различных языках, слетающие с бицепсов, казались поначалу непонятной фигней, но ближе к середине я попривык к Чарословским аналогам волшебных палочек. Интересная система подготовки и составления заклинаний, любопытные применения «конструктов» – существ, созданных из слов и магических текстов, у которых имеются свои уровни восприятия, интересные персонажи и сущности за пределами магической академии (друиды, големы, даже богиня затесалась!). Да и сюжет подкидывает коленца, от которых можно понедоумевать. В общем, вышел не самый плохой Поттерианозаменитель, по крайней мере, в разы лучше «Волшебников» Гроссмана, вторую книгу определенно точно прочитаю уже в январе, а там видно будет, с какой долей нетерпения ждать окончания цикла.
- Рут Уэйр, «Девушка из каюты №10». После прошлой книги, прочитанной еще в 2016-м, взял автора на заметку. Ей удалось неплохо передать состояние пребывания в дремучей глуши и триллерный саспенс наряду с обычным любительским расследованием. Вторая книга, в общем-то, примерно о том же и примерно такая же по качеству, только акцент смещается с саспенса лесной глухомани на полубезумие героини на корабле, движущемся сквозь северное сияние, с которого в воду выкинули труп. И без того до смерти напуганная внезапным вторжением в свою квартиру, девушка стремится отдохнуть на круизном лайнере, но странные пугающие вещи подвергают испытанию на прочность ее рассудок. Почему, если она слышала падение и видела кровь, камеры показывают, что никто не заходил в каюту, а судовые записи утверждают, что все пассажиры и персонал лайнера на месте? Насколько сильно повлияли на ее разум психотравмирующий инцидент и череда жизненных неурядиц?
Средние.
- Дженнифер МакМахон, «Вам меня не испугать». Вот снова, как и в прошлой прочитанной книге Дженнифер, завязка и развитие до середины – обалденные, интриги с серийным убийцей, играющим с полицией в кошки-мышки и упивающимся своим эго, нагоняются мастерски, за жертвами тоже интересно следить, жуткие описания членовредительств разогревают кровь не хуже триллеров Герритсен. Но ближе к концу все схлопывается, весь интерес улетучивается, начинается сплошной сумбур и логические неувязки, личность маньяка Нептуна уже не имеет значения, поскольку складывается ощущение, что его не вычислят, а назначат, как будет угодно писательнице ради якобы эффектного хода. Ну, хоть без стрёмной мистики обошлось в этот раз, уже плюс. Не получается у автора с финалами ничего почему-то, такие отличные триллерные завязки создаются, что даже жалко становится: упущенного потенциала до фига, но тут дело еще в самой концепции, когда автор изначально предполагает, что он пишет (например, лютую мистику), но до поры до времени не открывает всех карт, а потом уже сама увязает и не знает, как выкрутиться без резкой смены настроения… Попробую еще одну ее книгу, благо они короткие да и завязка у следующего романа интригующая, но если и там будет схожая проблема – точно брошу.
- Дэн Браун, «Происхождение». (Пятая книга цикла «Роберт Лэнгдон».) Очередное приключение неугомонного профессора, специалиста по символам и кодам, а также величайшим тайнам нашей вселенной! В этот раз он расследует убийство своего ученика, общаясь с идеальной вариацией искусственного интеллекта, рисующей автопортреты, и пытаясь понять, какую тайну о происхождении человечества открыл мертвец. Откуда мы? Куда движемся? Почему основные религии мира тесно переплетаются в одних пунктах, но никак не могут сопоставить свои концепции с теорией эволюции? Браун как всегда выдает псевдонаучные идеи за фактику и стремится шокировать читателей тщательно скрываемой правдой. Хоть и не скучно, но уже определённо точно приелось… Только общая движуха и спасает. Да и раньше мировые тайны и мировые же заговоры были куда поизящнее, продуманнее, поднимались проблемы мирового масштаба как с перенаселением планеты… А в «Происхождении» нет даже внятного противника, выражающего свой взгляд на то, почему тайна должна остаться скрытой еще на века, как нет и каких-то мозголомных загадок или шифров. По сути, единственный квестовый элемент, присутствующий в романе, это необходимость найти и впихнуть строчку из произведений одного человека, уложившись в энное количество символов. Ну, хоть не банальный перебор сделали, и то хлеб, а то там искусственный интеллект за пару секунд все возможные комбинации надыбал.
- Том Поллок, «Стеклянная республика». (Вторая книга цикла «Небоскрёбный трон».) На самую малость получше первой части, но все равно дико абсурдная и скучноватая вещь. Ни герои не цепляют, ни авторская фантазия. Общее ощущение магического реализма не переходит со страниц в мозг и не заставляет благоговеть перед вымышленными законами. Единственное чувство, формулируемое во внятную мысль, которое у меня вызвала эта книга, – Чайна Мьевиль на сильно заниженных минималках. Не знаю, вдохновлялся ли автор «Нон Лон Доном» Чайны, но определенные параллели проводятся моментально, и они абсолютно не в пользу Поллока. И дело не только в мире Лондона-за-Стеклом, сами персонажи и общая шизанутость – будто из отбракованных черновиков Мьевиля.
- Энди Вейр, «Артемида». Автор великолепного «Марсианина» по-своему вляпался в проклятие второй книги, с головой уйдя в голливудский запой, чтобы наскоро сочинить быстропролетающий романчик для заведомо зрелищной экранизации, полный тошнотворных штампов. Взрывы, погони, неубиваемая и криминально активная главная героиня Джаз, вокруг которой автор пытается закрутить интриги и движуху. Ну, а чтобы читатели совсем уж не взвопили от обманутых ожиданий, все действие перенесено на Луну и изредка добавляются технические детали и проблемы, позволяющие Джаз пораскинуть мозгами и еле-еле на десятую часть подобраться по мозговитости и неуныванию в трудных ситуациях к Марку Уотни. Вот только «Артемида» – даже не бледная копия дебютной книги, а Джаз не представляет из себя ровно ничего интересного даже в адреналиновых ситуациях и когда решается на самопожертвование. Книга просто пропитана бездушностью и расчетом на очередной голливудский блокбастер, который в итоге может выйти даже лучше первоисточника. Не удивлюсь, если так и будет.
Плохие.
- Элан Мэстай, «Все наши ложные “сегодня”». Ожидал клёвую хронооперу в связке с лирикой и альтернативными вселенными, с кучей непростых выборов и ситуаций, когда герою предстоит отделять свой мир от чужого, а вместо этого получил противнейшее нытье мерзкого главного героя и его не менее противное бахвальство о своих сексуальных подвигах на три часа. Ах, да, еще там было тупое разжевывание, почему путешествия во времени невозможны без тщательнейших расчетов даже на секунду назад. Забыть эту книгу как страшный сон, вернуться назад во времени и сказать самому себе, чтоб не смел читать эту бяку.