Книги августа 2017.
Отличные.
- Питер В. Бретт, «Меченый». (Первая книга цикла «Война с демонами».) Крутое мрачное фэнтези о мире, в котором по ночам выходят из-под земли полчища демонов самого разного калибра. Для борьбы с ними и для обороны созданы некие знаки – метки, которые защищают дома, владельцев, простых людей в поле. Однако демоны постоянно проверяют метки на прочность, криворукость их рисователей и просто на всякие хитроумные ходы и малейшие ошибки. И после каждой ночи остаются растерзанные трупы, людские страхи и безнадежность. Старые предания гласят, что однажды демонов уже побеждали, но какой ценой и куда делся Избавитель – никто не знает. А тем временем, три главных героя книги проживают свои личные трагедии, чтобы под конец встретиться и докопаться до причины. Три судьбы, причудливо пересекающиеся в финале первого тома цикла (а во втором, который я как раз сейчас читаю, к ним добавятся еще несколько главных героев, образовав еще более причудливый узор во времени и настоящем мире), полны лишений, горестей и ложных надежд, а их развитие из детей в личностей даже в рамках одной книги уже делает честь автору. В романе много насилия и откровенной чернухи, но его потрясающе интересно читать, даже несмотря на то, что жить в этом ужасном мире и отождествлять себя с его героями не захочется никогда.
Хорошие.
- Джонатан Страуд, «Крадущаяся Тень». (Четвёртая книга цикла «Агентство “Локвуд и компания”».) Юные детективы уже вплотную приближаются к истокам Проблемы – нашествия полчищ призраков на старушку Англию. Как всегда, жутковато, мурашечно, особенно прогулки «за ту сторону» и появление ЖУТИ на кладбище, увлекательно, по-подростковому занимательно и уже прямо сейчас хочется последнюю пятую книгу, вышедшую только на днях в оригинале. Страуд закрутил все так, что конец может быть абсолютно любым, поскольку пустая могила не только символична как утрата последней надежды на разгадку, но и обещает немало интересных поворотов, связанных со случившимся задолго до наших дней.
- Джош Малерман, «Птичий короб». Тот случай, когда идея романа затмевает все остальное. Очень сильное чувство книга вызывает лишь из-за главной сюжетной необходимости: все происходящее вокруг героиня не видит, а только слышит. По сюжету люди столкнулись с некими тварями, которые вообще не описываются, все на волю воображения. Стоит взглянуть на них – и человек умирает. Отчего все описывается с позиции слепых людей, которые только в домах с занавешенными наглухо окнами могут снять повязки с глаз. И в этом ужасном мире у героини рождается двое детей, которых она обучает Слышать. Именно с большой буквы, поскольку слух теперь – их единственная надежда перебраться в другую точку мира. Как только дети подрастают, мать с ними отправляется на лодке вниз по реке к выжившему поселению. Несколько суток в полнейшей темноте она плывет по реке, ориентируясь лишь на идеально вымуштрованный слух своих детей, пугаясь каждого шороха, каждого чуждого всплеска, каждую минуту борясь с искушением снять повязку с глаз, чтобы посмотреть на источник опасности. Что из этого она действительно слышит и осязает, а что – лишь плод разыгравшегося воображения? Действительно ли кроме них троих в лодке никого нет? Насколько осязаемой может быть темнота? А голос с берега – он действительно честен с ней или же это твари подчинили чей-то разум? Наконец, борьба с материнским инстинктом, когда понимаешь, что твоим детям страшно в такой же многодневной тьме, но не можешь ничего поделать. Крутейшая идея придает обычному и довольно бедно описанному путешествию из точки А в точку Б просто море саспенса, и читается с необычайным чувством сопереживания.
- Роберт Хайнлайн, «Неприятная профессия Джонатана Хога». К частным детективам обращается некий джентльмен с весьма странной просьбой проследить за ним самим и выяснить, чем он занимается таким страшным, что у него под ногтями кровь, а сам он после этого ничего не помнит. Подивившись такому заказу, сыщики берутся за дело. А когда находят ответ, понимают, что браться не стоило, ибо профессия у джентльмена оказывается просто-таки невероятнейшей.
- Роберт Чарльз Уилсон, «Хронолиты». Небольшой роман, больше почему-то напоминающий повесть, и не только из-за объема, но и из-за содержательных общих наметок, не перерастающих в нечто большее. Но я в принципе не против такой научно-фантастической канвы, обрамляющей жизни героев, даже больше: мне не особо нравится научная фантастика, в которой нет ощущения персонажей, а есть лишь научные выкладки как у какого-нибудь Уоттса. Поэтому «Хронолиты» мне больше понравились, чем нет. Было интересно не только, чем закончится история с возникающими из будущего монументами, разрушающими города, но и жизни обычных людей, пытающихся догадаться, как остановить непреодолимость грядущего, если оно уже случилось дальше по временной линии. Персонажи получились спорными, но их судьбы все же цепляли, а путешествия из одного города в другой в поисках ответов напоминали традиционный квест. Книгу прочитал за один заход, что отражает степень интереса (на самом деле, банальное отключение света на полдня сыграло на руку), и даже концовкой не сильно разочарован, как и отсутствием каких-то внятных объяснений сей хронопакости, так повлиявшей на судьбы мира.
- Софи Ханна, «Полужизни». (Четвёртая книга цикла «Саймон Уотерхаус и Чарли Зэйлер».) Полиция расследует очень странное дело: человек признается в убийстве женщины, которая жива-здорова, цветет и пахнет и ни сном, ни духом о своей «смерти». Но «убийца» продолжает утверждать, что убил ее несколько лет назад. Казалось бы, решение простое: устроить встречу жертве и преступнику. Но Ханна не была бы Ханной, если бы в ее детективах с мозголомными сюжетами все было бы так легко. Психология в ее романе – даже лучше, чем сам детективный сюжет. Одно только чувство вины прекрасно передается, а уж мотивация поступков всех героев, включая главную парочку с их вечными проблемами и подколками, и вовсе замечательна. И куча мелочей из жизни «полужизней» к финалу истории обязательно выстреливает.
- Терри Пратчетт, «Делай деньги!». (Вторая книга цикла «Мокриц фон Липвиг».) Бюрократии с почтой пришел конец, настало время бюрократии банковской! Известный пройдоха Мокриц под руководством небезызвестного патриция вынужден шевелить мозгами и ногами (иногда даже не своими!), чтобы очередная сфера деятельности (и афер!) стала полностью подконтрольной и работала как по маслу. А что председателем банка стала псина – ну и что? Мокриц и не с таким справлялся. Правда, псина на его стороне – или наоборот, он на ее? – но песика нужно защищать от попыток других наследников прежней владелицы банка расправиться с живущей в корзинке тявкающей преградой. Или может, по-быстренькому состряпать какое-нибудь мошенничество?
Роман похуже «Опочтарения», но обаяние героев и интересные ходы, а также меткий юмор Пратчетта все еще на месте.
- Ярослав Гжендович, «Ночной Странник». (Первая книга цикла «Владыка Ледяного Сада».) В очередной раз радует польская фантастика. Так хорошо совместить реалии фэнтези-мира и технологичность гуманитарной фантастики, а также приключенческий аспект в исследовании незнакомой планеты и под конец ввести даже нечто, напоминающее мистику и фантасмагорию, и не создать ощущение полного винегрета – надо умудриться! По всему вышеперечисленному (включая мастерство исполнения) роман больше всего напоминает «Иные песни» Яцека Дукая, тоже польского фантаста (примечательно, что разница в издании этих книг в оригинале – всего пара лет). Но при этом роман Дукая был в разы мощнее содержательно и описательно и не включал в себя столь явных героических эпосов, отчего качественный перекос в его сторону очевиден. Но и Гжендовичу есть чем порадовать: две истории, развивающиеся будто бы параллельно, и обе интересно читать и отслеживать, перемещаясь по сюжеткам, за путешествиями то опытного спеца, присланного разыскать экспедицию, то ребенка, потерявшего все в кровавой бойне; интересный недружелюбный мир с причудливыми обитателями, преподносящий сюрпризы и под конец даже взрывающий мозг не хуже Линчевских фантасмагорий; хороший слог и сохранение интриги, не провисающая динамика. Жду продолжения с нетерпением.
Средние.
- Брендон Сандерсон, «Стоп-кадр». Как-то совсем не впечатлила эта детективно-фантастическая повесть. Практически за кадром осталось само объяснение существования подобной технологии, позволяющей проживать любой день снова и снова. Два копа-напарника, единственные реальные люди в мире, полном дубликатов, не запоминаются вообще ничем, и это у Сандерсона, который в своих книгах буквально каждого третьестепенного персонажа привык оживлять. Ну и на закуску, мотивация маньяка, чьи преступления расследуются, несколько притянута за уши, пусть и продиктована реалиями этого выдуманного мира. Как эксперимент – сойдет. Но после других повестей и рассказов Брендона ожидал куда большего.
- Генри Лайон Олди, «Свет мой, зеркальце…». Шутливый отзыв в стихах и с упоминанием Евы Грин писал раньше. Евочка по-прежнему «всех милее»! :D
- Харлан Кобен, «Мёртвая хватка». Пропаганда положительных сторон родительского контроля, замаскированная под детектив. Развязка, что непривычно для Кобена, читается задолго до финала, да он в этот раз особо и не интригует, больше интересует, куда заведут все эти штучки-дрючки родителей со шпионскими программами.
- Чайна Мьевиль, «В поисках Джейка». Сборник рассказов. Половину рассказов уже читал раньше, а вторая половина ничем не примечательна. Увы, но малая форма Чайне совсем не удается, какие-то сплошь зачатки идей, а их развитие оставляет желать лучшего.
- Эндрю Майкл Хёрли, «Лоуни». Из серии «Стивен Кинг похвалил очередную пустышку». Тягучий и занудный, но весьма атмосферный полудетектив о преступлении, совершенном несколько лет назад, но обстоятельства которого выясняются только сейчас. Немножко готики, немножко отвращения, немного психологизма и большая доля скуки.
Плохие.
- Нил Гейман, «Скандинавские боги». Банальнейший пересказ скандинавских мифов от взаимоотношений Одина и Локи до Рагнарёка. Написано очень просто, скупо и вообще будто на отстаньте.
- Стивен Эриан, «Боевой маг». (Первая книга цикла «Эпоха тьмы».) Главный кандидат в худшие книги, прочитанные в этом году. Совершенно типичная фэнтези-история о разрушающей силе магии, но поданная настолько отвратно и безыдейно, что нормально читалась лишь первая треть книги, остальные две трети – по диагонали и с непроходящим ощущением убогости всего романа. По-моему, он даже мягких обложек не заслуживает.
- Эрик-Эмманюэль Шмитт, «Человек, который видел сквозь лица». Начавшаяся довольно необычно история про террористический акт и его расследование журналистом уже спустя четверть книги переросла в замшелую религиозную муть якобы о высшем и духовном Главный герой видит некие субстанции, парящие над людьми, но не понимает, что они значат. Ангелы, демоны, осколки душ, разделенные родственные связи, духи предков… Стремясь это выяснить, герой оказывается под следствием за возможное соучастие в теракте. И будто бы мало религиознутой дряни об исламско-христианских противоречиях и ценностях, смрадом сочащейся из книги, это оказался еще и настолько оголтелый самопиар писателя, что я прям оторопел, когда прочитал. Дело в том, что в книге Эрика-Эмманюэля Шмитта есть персонаж Эрик-Эмманюэль Шмитт, гениальный писатель, чьи книги вдохновляют на все благое, герои отзываются о них с вечным придыханием, сам он живет будто бы в небесном раю и постоянно изрекает философские мудрости… Короче, от подобной саморекламы и самовосхваления хочется, без шуток, блевать.