Книги сентября 2016.
Отличные:
- Терри Пратчетт. «Мрачный Жнец». (Вторая книга цикла «Смерть»). Ответ на вопрос: «А смертен ли сам Смерть?» Веселый, а местами до колик смешной роман о том, что случается, когда Смерть больше не исполняет свои обязанности, какая катавасия и неразбериха начнет твориться, если оживут недавно умершие.
- Харлан Кобен. «Второго шанса не будет». Динамичнейший детективный триллер о похищении ребенка, полный сюжетных поворотов, интриг, напряжения и сосущего ощущения ускользающих ответов до самого конца. Отличная развязка – вишенка на торте. Особенно порадовало небольшое пересечение с предыдущим романом, которое вполне можно было бы счесть за пасхалку.
Хорошие:
- Брайан Макклеллан. «Дело чести». (Рассказ из цикла «Пороховой маг»). Рассказ о том, как тяжело быть Влорой в мире, где пороховые маги еще пользуются уважением.
- Грег Иган. «Дневник, посланный за сотню световых лет». Рассказ о связи будущего и настоящего, ставящий проблему предопределенности в негативный ключ предсказуемости.
- Грег Иган. «Кристальные ночи». Рассказ о том, как сложно быть богом для целого искусственно созданного мира, обитатели которого однажды превзойдут своего создателя в мудрости и хитрости.
- Роберт О’Брайен. «Z – значит Захария». По объему – скорее, повесть. Постапокалиптическая история, написанная несколько десятков лет назад, о трудолюбивой девочке, оставшейся одной после, как она думает, вымирания человечества из-за ядерной войны. Но однажды она видит, как из зоны радиационного заражения приходит человек, и дальнейшая жизнь в природном убежище оборачивается чередой неприятных испытаний.
- Стивен Эриксон. «Сады Луны». (Первая книга цикла «Малазанская “Книга Павших”»). Масштабное, но весьма занудное начало 10-томного цикла эпического тёмного фэнтези. Размах впечатляет уже в первой книге. Огроменное количество персонажей, за которыми очень сложно следить, масса неприятных сцен, уникальнейший и отлично прописанный мир. А читать влет очень трудно, постоянно спотыкаешься то о позабытого героя (справочник в начале мало помогает), то о полное непонимание того, что сейчас происходит и как связаны события между собой. В дальнейших книгах это, разумеется, должно объясниться, но от предполагаемого объема, который нужно будет осилить, дабы получать, наконец, удовольствие в полной мере, как-то не по себе становится. Особенно странно понимание того, что удовольствие придет задним числом.
- Терри Пратчетт. «Мор, ученик Смерти». (Первая книга цикла «Смерть»). Смерть устал и ищет себе ученика. Хорошая, полная веселых моментов, типично пратчеттовская история.
- Харлан Кобен. «Не говори никому». Драматический триллер, поначалу заставляющий сопереживать человеку, чью жену убили, а затем ввязаться с ним в динамичную погоню за правдой о случившемся и своим счастьем.
Средние:
- Александра Маринина. «Обратная сила. Том 1. 1842 – 1919». (Первый том из трёх). Эх, не узнаю я Маринину в последнее время. Она и раньше писала спорные вещи, которые меня все же чем-то цепляли, но это, пожалуй, первая ее книга, которую совершенно не хотелось дочитывать до конца. И это только первый том! Сюжета – ноль. Скучнейшие описания приусадебных хозяйств, людей 19-го века, смены формаций, режимов… Персонажи тасуются, постоянно мрут за кадром (за полвека-то!) и сыплют цитатами из выступлений знаменитых юристов, писателей, врачей, понтуясь друг перед другом. И все это написано так скучно и вычурно, что маленький томик растянулся на несколько дней. Посмотрим, может, в продолжениях события века 20-го будут подаваться подинамичнее и появится ответ на вопрос: зачем? Пока же абсолютно без интриги сухой текст.
- Грег Иган. «Бесконечный убийца». Рассказ об убийце, живущем в разных «измерениях».
- Грег Иган. «Демон подземелья». Рассказ об опухоли от лица самой опухоли. Местами просто омерзительно, но идея потрясающая.
- Грег Иган. «Хранители границы». Рассказ о бессмертной, которая желает научиться кое-чему новому. Например, играть в аналог футбола или плавать.
- Карл Шрёдер. «Синхромир». Отзыв писал раньше. Замечательная идея при паршивой реализации, рассчитанной исключительно на подростков. Обидно за потраченный потенциал.
- Стив Берри. «Третий храм Колумба». Должная интриговать история о том, что Колумб не просто так открыл Америку, но увы, слишком банально написанная и неинтересная своими загадками. Автор явно не Дэн Браун, чтобы брать какое-то известное событие и переиначивать его в угоду своей фантазии. Получилось вымученно и связи с реальным настоящим не имеющим от слова совсем. Вдобавок было гаденькое чувство, что роман проплачен евреями, уж слишком много в книге о них, их страданиях и культуре, их желании выстроить третий храм любой ценой и спрятать в нем сокровища. Муторно, короче.
- Терри Пратчетт. «Пирамиды». (Отдельная книга цикла «Плоский мир»). Похоже, Пратчетт в начале писательской карьеры еще не умел грамотно высмеивать отдельные столпы общественной жизни, поэтому стеб над религиями и Древним Египтом, не привязанный к какому-либо циклу своими героями, получился довольно пресным и скучным. И не смешным.