Книги июля 2016.
Отличные:
- Брендон Сандерсон. «Сокрушитель Войн». Впервые для себя читал книгу по крохотным частям, больше полугода. Переводили ее неофициально, по паре главок в неделю, и уже на первой трети, как помню, началась жуткая ломка: хотелось продолжения вот прям сейчас, вплоть до того, что всерьез раздумывал браться за оригинал. Но – даже не знаю, что именно, удовольствие или пытка, – растянулось на долгие месяцы. И, наверное, хорошо, что так, потому что в романе Сандерсон по части графоманистости даже не думал что-либо менять в своем стиле, а вот в плане событийности «Сокрушитель Войн», увы, пробуксовывает по сравнению с другими произведениями такого же объема. Очень много описательной части, блужданий вокруг да около, необязательных для основного сюжета побочек, но персонажи, интриги, постоянно подвешиваемые вопросы и загадки, тут и там оставляемые детали, которые в конце концов выстреливают, а главное – новая, совершенно ни на что не похожая система магии, связанная со цветом, богами и пробуждающими к жизни неодушевленные предметы силами, – все это насыщает книгу и создает поистине сандерсоновский мир. Ах да, Сири, обучающая Короля-Бога речи, объясняющая, что такое сарказм и почему надо поступать так, а не иначе, – это одно из лучшего, что было в книге.
- Сюзанна Кларк. «Джонатан Стрендж и мистер Норрелл». Взяться за сей монументальный труд я хотел давно, еще когда год назад шел минисериал по этому произведению. Но дошли руки только сейчас, и надо сказать, что вряд ли раньше я бы смог полностью погрузиться в эту историю. Потому что при всей её шикарности и волшебности, читать по частям – трудно, слишком занудно воспринимается поначалу текст, сама книга больше похожа на классический научный труд (в том числе и объемом, малым количеством диалогов, внутренней систематизацией волшебства, обилием сносок и бессчетным количеством рассказов внутри самой книги), чем на литературное произведение, отчего к языку после каждого перерыва приходилось привыкать заново, и около получаса каждый раз уходило на то, чтобы втянуться в чтение. Но как только ритм ловился, можно было запросто просидеть хоть три-четыре часа безотрывно, наслаждаясь и языком, и придумками, и магией романа. А магии было много! Но еще больше – старой доброй Англии, пусть и в альтернативном мире, в котором Наполеон проигрывал битвы из-за магических сил противника, все равно, мир был узнаваем, тепл и до умиления приятен. А как отлично выписаны характеры двух главных волшебников, как прописаны их отношения, развивающиеся от ученичества до соперничества, – чудо!
- Т. Р. Ричмонд. «По её следам». После успеха «Исчезнувшей» Гиллиан Флинн я видел несколько попыток добиться того же другими авторами. Часть была отвратительной (но тоже пробившейся в экранизации), часть так и осталась на уровне проходного детективчика, не имея какой-либо фишки или не зная, что делать с главной интригой, часть просто жутко буксовала из-за попыток объять необъятное и понапихать кучу тайн без эффектных разгадок. И вот в «По её следам», на мой взгляд, наиболее хорошо сошлись многие компоненты. Есть детективная интрига (мы даже не знаем, что произошло с девушкой: убийство, самоубийство, несчастный случай), есть определенные заигрывания с читателем на почве проводимого расследования, когда мы узнаем примерно то же самое, что и люди, его ведущие, шаг за шагом. Есть постоянно выстраивающийся образ жертвы, мы проникаемся ее жизнью, вкусами, проживаем с ней горести и радости, помня при этом, что она уже мертва, что накладывает трагический отпечаток на восприятие, узнаем ее тайны, личность, желания. Мы идем по её следам, помня, что вот этой девушки, мечтавшей о многом, уже нет в живых. И приходим к развязке. Но главное, в чем заключается фишка романа, это подача истории. В книге нет ни одного момента, ни одной строчки, которые раскрывались бы иначе, нежели через источники информации. Вся книга – собрание дневников, записок, писем, электронных и рукописных, газетных статей, различных выдержек с форумов, чатов. Так, о смерти героини мы узнаем из сообщений на форуме, о ее любви и увлечениях – из писем, анкеток, списков музыки и книг, sms-ок, о прошлой жизни ее матери – из электронной переписки старого профессора, который ведет свое расследование, баламутит воду и пишет от руки умершему.другу, рассказывая, что он узнал и почему это важно. Постепенно из всех обрывков информации, из крохотных страничек текста, газетных статей, имейлов и прочих бумажно-электронных следов мы узнаем не только, что случилось на самом деле, но и то, что этому поспособствовало, как и почему, узнаем о других трагедиях в прошлом и настоящем. И наконец, главное – понимаем, что память о нас самих скрывается в тысячах миллионов мелочей, и что она столь же хрупка, сколь и вечна. В романе множество мелочей, делающих эту историю и ее персонажей живыми. Списки любимой музыки и рекомендуемых книг дают представление о характерах и увлечениях, обращения и названия тем в электронных переписках словно вживую прописывают эмоциональные моменты. Например, узнав кое-что шокирующее, девушка в переизбытке чувств пишет электронное письмо, но ошибается в адресе почты, сама этого не замечая, т.к. очень волнуется, а мы узнаем об этом постфактум из сообщения почтового сервиса о невозможности доставки письма. Или форумные дискуссии, в которых можно углядеть самих себя, от потралливающих собеседников до рассудительных модераторов. Т. Р. Ричмонд удалось создать роман, повествовательной основой которого являются не события и действия, а их описания и чьи-то интерпретации. И вышло просто превосходно, пусть в паре мест наблюдалась некоторая нелогичность и натужность использования такого метода.
- Терри Пратчетт. «Ведьмы за границей». (Третья книга цикла «Ведьмы»). Отличный стеб над сказками! Пратчетт, отправив ведьмочек в долгое путешествие, мало того, что здорово посмеялся, использовав дорогу как сборище приключений и ворчливых перебранок, но и в конечном пункте устроил полный нежданчик со сказочными персонажами. Пока лучшая книга из этого цикла.
- Терри Пратчетт. «Держи марку!» («Опочтарение»). (Первая книга цикла «Мокриц фон Липвиг»). В рамках запланированного пратчеттомарафона перечитал заново «Опочтарение». Должен сказать, официальное название книги «Держи марку!» понравилось даже больше – есть в нем что-то от двусмысленной иронии и смешинки самого Пратчетта, когда и в переносном смысле, и в прямом подходит к событиям романа. Сама же книга на второй раз (даже на третий, поскольку отличный фильм я тоже смотрел) уже не так удивляет своими событиями, но по-прежнему отлично читается, легко и непринужденно знакомит с новыми героями, удачно – как всегда! – вплетает старых (Чудакулли, Тупс, Смерть – каждый появляется и не выходит из знакомых по соседним циклам «Плоского мира» образов). Пратчетт, тоже как всегда, прекрасно дает говорящие имена (Мокриц, кот Пис-Пис, Дора Гая Ласска), наделяет каждого героя определенной долей харизмы (даже слепленные големы у него затыкают за пояс многих книжных героев) и выпуклости (вроде зацикленности на булавках), смеется и иронизирует над всем подряд, а мошеннические трюки не ставит во главу жажды наживы. С удовольствием прочитаю продолжения похождений Мокрица, когда официально переведут, любительские переводы Пратчетта как-то не воспринимаются уже на должном уровне.
Хорошие:
- Джон Сирлз. «Экзорцисты». Отдельный плюс книге стоит дать за то, что на протяжении долгого времени неясно, что же именно мы читаем: мистическую драму или детектив. Иными словами, будут ли объяснены сверхъестественные силы, приведшие к смерти двух людей, занимающихся оккультным ремеслом. Впрочем, большая часть книги рассказывает о тяжелой жизни двух сестёр, потерявших своих родителей, а вот что и как там приключилось на самом деле, существуют ли демоны, которых нужно изгнать, и что прячется в подвале их дома – на этом строится сюжетная часть. И не могу сказать, что концовка и правда разочаровывают. Однако что книге точно удалось – вязкость и некоторая обреченность. Порой читать было просто неуютно и тяжело.
- Имоджен Робертсон. «Орудья мрака». Просто хороший исторический детектив в духе Тесс Герритсен. Уединенное местечко, живые персонажи со своими отношениями, труп, несколько подозреваемых, экскурсы в прошлое, неожиданная разгадка… Качественно, атмосферно, интригующе. Гг, для разнообразия, некто вроде патологоанатома со своими тараканами и болячками.
- Л. С. Хилтон. «Маэстра». (Первая книга цикла «Джудит Рэшли»). Порнографический детектив об искусстве и нимфоманке, путешествующей по Европе и совершающей преступления разной степени тяжести. Главная героиня – просто отменная сучка, если не сказать жестче, но как ни странно, она вызывает симпатию, а не резкое отторжение, ее эротические похождения описываются с таким смаком, будто автор – закомплексованный синий чулок в пятнадцатом поколении. Ну а бонусом – шикарные вкусные описания современной Европы и жизни богатеев, которым приходится за многое платить. Читать это, впрочем, совершенно не скучно, нет ощущения лености и праздности, вязкой богемной жизни и засасывающего болота сексуальных извращений. Написано все легко и… нет, не воздушно, а наоборот, приземленно, и в этом есть какая-то странная прелесть. Женское чтиво, которое и мне зашло на ура.
- Терри Пратчетт. «Дамы и Господа». (Четвёртая книга цикла «Ведьмы»). Чересчур серьезная (не в принципе, а для Пратчетта, само собой) подоплека этой части цикла, а также наличие остроухой расы, которое подается как нечто угрожающее мировому порядку, увы, сказываются на интересе и легкости чтения. А может, я просто перенасытился иронией сэра Терри или же предыдущая книга про ведьмочек была до неприличия изумительной, но «Дамы и Господа» с ее таинственной угрозой читалась далеко не так легко, как хотелось бы. Да и по содержанию послабее остальных будет, хотя с иронией и шутками – порядок.
Средние:
- Джеймс Г. Баллард. «Высотка». Эх, я думал, отвратительный фильм, вышедший в этом году, виноват сам по себе, а не из-за первоисточника. Увы, но книга тоже, как оказалось, – совершенно унылая история о морально разложившемся и потерявшем все берега порядочности обществе, добровольно сосуществующем на одном пятачке – муравейнике пороков. Плюс книги – более понятная мотивация, более старательно и обоснованно прописанный переход от стадии «человек» к стадии «животное» и более доступная для понимания метафорическая суть финала, которая в фильме показана из рук вон. Ну и персонажи по книге больше запоминаются, хотя всё ещё остаются банальными стереотипами, нужными только в качестве лакмусовых бумажек для проявления враждебной среды вокруг, с которой они все равно так или иначе сольются. Читать скучно, даром что книга коротенькая, и неприятно, но не потому, что большая её часть – о быдле, не признающем никаких законов, а потому, что в происходящее совершенно не верится. Отдельные эпизоды вроде убийства собаки еще более-менее воспринимаются как попытка показать, с чего и во что деградирует личность, но когда в подобную анархию скатывается целый небоскреб прежде знакомых друг с другом людей, тут уже совершенно теряешь точку опоры в собственном здравомыслии в попытках это все представить. Ну и добивает окончательно чернушность. «Роман-предупреждение», говорите? Может, 40 лет назад подобное и воспринималось как возможное ультранасилие и представление о полном анархизме было именно таким, а заодно и читалось полегче…
- Джонатан Страуд. «Кольцо Соломона». (Четвертая книга цикла «Трилогия Бартимеуса»). Как я и опасался, приквел к основной «Трилогии» получился вымученным. Вдобавок к этому, он еще и начисто лишен современности, т.е., рассказывает исключительно о древних временах, а эта часть еще в самой трилогии даже на уровне упоминаний была нудноватой. В итоге все недостатки перешли и в приквел, что привело к настолько занудному повествованию, что не спасали никакие сноски с язвительными комментариями. Да и сама история получилась не ахти: без интересных новых героев, без каких бы то ни было ярких событий, а главное, почти без заметных пересечений с ранними книгами. В общем, цикл о джинне, так ярко, необычно и увлекательно начавшийся, под конец совсем сдулся. Обидно.
- Рик Янси. «Тринадцатый Череп». (Третья книга цикла «Необычайные приключения Альфреда Кроппа»). Заключительный роман этой подростковой, если не детской трилогии окончательно ударяется в штампованную дэнобраунщину, но так как основная аудитория – дети, то яркость и динамика, экшен и различные локации не дают заскучать, а все эти тайные общества, охраняющие артефакты, подаются хоть и прямо в лоб, но довольно неплохо в итоге обыгрываются. С приключенческой стороны у цикла и раньше все было хорошо (для подростковой литературы, конечно же), а последняя часть и вовсе пестрит авантюрами, погонями, голливудским размахом и секретами. Будь мне 14 лет – книга, как и цикл, наверняка зачитывалась бы до дыр неоднократно. Но сейчас мне хочется, чтобы автор вернулся к чему-то жёсткому, мрачному и взрослому, уровня «Монстролога», если конкретизировать. Все же выше его он так и не прыгнул, зачем-то полностью уйдя в янг-эдалт-чтиво.